Методическая разработка урока Ассортимент товаров

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекция№5

ТЕМА: «АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ»

Цели урока: Формирование первоначальных знаний по теме ассортимент товаров.

Развивающая цель - развитие умений, правильно обобщать, умения классифицировать, выявлять связи, анализировать и делать выводы.

Воспитывающая цель - воспитание чувства ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока: Учебник А.Н. Неверов «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» стр.19-20.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть:

    1. Организационный момент- 2 мин.

    2. Сообщение целей урока.

Цель нашего урока научиться определять показатели качества товаров и их потребительские свойства.

  1. Постановка задач перед обучающимися. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Процесс формирования товарного ассортимента в магазинах различных типов состоит в разработке и установлении в определенном порядке перечня товаров, образующих необходимую совокупность для торговли в соответствии с потребительскими свойствами.

II.Актуализация знаний.

Разбор типичных ошибок, допущенных на практической работе № 7

III.Первичное усвоение новых знаний

  1. Ассортимент товаров

Под ассортиментом товаров понимают набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку.

Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой товаров, подразделяют на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент - это номенклатура продукции, выпускаемой изготовителем (отдельным предприятием, объединением предприятий, отраслью промышленности).

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли. Он является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.

Полнота ассортимента - это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем.

Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.

Структура ассортимента - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, сформулированных по следующим признакам:

• однородность сырья, из которого они изготовлены (металлоизделия, молочные продукты);

• потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);

• способ производства (трикотажные изделия).

Широта ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в рассматриваемый ассортимент. Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.

Полнота ассортимента - это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе.

Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.

При группировке непродовольственных товаров по признаку единства потребительского назначения их объединяют в потребительские комплексы.

Потребительские комплексы - это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально - потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:

• возраст;

• пол («Товары для женщин», «Товары для детей»);

• особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста»);

• торжественные события в жизни людей («Товары для новобрачных»);

• общественные события и праздники («Товары к началу учебного года»);

• покупательские привычки, обусловленные сезоном («Летняя мода, товары для дачи»).

Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется видом предъявляемого спроса, который может быть:

специальным - спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий его замену каким - либо другим, даже однородным товаром;

импульсивным - спрос, который обычно формируется и появляется под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки);

альтернативным - спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным их ассортиментом.

По частоте спроса предлагаемые изделия разделяются на товары частого, периодического и редкого спроса.

Товарами частого спроса являются, например; хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молоко и молочные продукты, синтетические моющие товары, игрушки и т.д.

К товарам периодического спроса относятся деликатесы рыбной, мясной, молочной гастрономии, вина, одежда, обувь, головные уборы и т.д.

Товары редкого спроса - пианино, ковры, кружева ручной работы, ювелирные изделия и т.д.

Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо формулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновление товаров альтернативного спроса.

Все товары в зависимости от широты и внутривидовой номенклатуры подразделяются на товары простого и сложного ассортимента.

К товарам простого ассортимента относят виды товаров, наименование которых имеют небольшое количество ассортиментных признаков и насчитывают относительно немного разновидностей (сахар, соль, зубной порошок, спички и т. д.).

К товарам сложного ассортимента относят товары, номенклатура которых подразделяется по многим ассортиментным признакам и включает большое количество разновидностей (вина, сыры, а также значительная часть непродовольственных товаров). Из числа непродовольственных выделяют также сложные изделия (телевизоры, магнитофоны и т.д.).

  1. Принципы формирования товарного ассортимента:

• обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

• обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;

• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.

Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли важное социальное и экономическое значение имеет также обеспечение в магазинах устойчивости товарного ассортимента. Это означает, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований, которыми они должны торговать.

Устойчивость ассортимента - это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени.

Степень обновления ассортимента характеризует долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте.

Важное значение имеет ассортиментный минимум - перечень видов или наименований товаров, наличие которых на торговом предприятии определенного профиля, является обязательным.

В настоящее время это понятие заменено на понятие «ассортиментный перечень», представляющий собой документально оформленный перечень разновидностей или видов товаров, составляющий установленный ассортимент. Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли.

  1. Управление ассортиментом

Важное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. В первую очередь управление ассортиментом связано с его формированием, на которое оказывают влияние многие факторы. В первую очередь ассортимент зависит от уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства, а также уровня научно-технического прогресса, позволяющего осваивать современные научно-технические достижения для улучшения потребительских свойств товаров. Управление ассортиментом предусматривает проведение мероприятий по установлению объема и выявлению структуры потребностей покупателей, по учету спроса на продукцию и уровня материальной обеспеченности населения и т.д. с целью установления фактического ассортимента, соответствующего расчетному.

IV. Первичная проверка понимания и закрепление нового материала.

Устный опрос по вопросам изученного материала.

V. Информация о домашнем задании.

Выучить конспект, Учебник стр.19-20 подготовиться к практической работе №8.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия).



© 2010-2022