Презентация по краеведению Поповы и Глубоковские из Кобыльска

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поповы и Глубоковские из Кобыльска.

Сегодня наш райцентр Кич - Городок празднует свой день рождения. Ему исполняется 545 лет. Много это или мало? Конечно, немало.

А село Кобыльск ещё древнее. Первое упоминание о нем - 14 век. Точная дата основания неизвестна, но ему уже более шестисот лет. Основал его новгородский воевода Кобыляк, и именовалось поселение городком (Кобыльский городок на реке Югу) Городок - крепость, предназначенная для отражения врагов. В 17 веке надобность в крепости отпала и с 18 века Кобыльский городок стал называться Кобыльским погостом (тип поселения с церковью и кладбищем), а в 19 - 20в. - селом Кобыльск.

Сколько людей прошло по Кобыльской земле за эти 600 лет? Ведь были же среди них неординарные личности, своим трудом прославившие свою малую родину. Сколько событий знаменательных и трагичных, произошло за эти годы? Так хочется заглянуть в историю и зримо увидеть хотя бы один памятный день в жизни нашего села.

Памятником, связывающим нас с прошлым села является Кобыльская, в честь Ильи Пророка церковь. /фотография церкви/. Построена она в начале 19 века, точная дата записана на стене - 1824 год (вместо деревянной, сгоревшей в 1818г.). Строилась на деньги прихожан. Каменный храм был заложен в 1818 году, построен за 6 лет.

В 1885 году (через 60 лет) пристроена колокольня, единственная колокольня, сохранившаяся при храме в нашем районе.

Наша церковь представляет собой двухэтажный величественный храм с одним куполом и колокольней высотой около 40 метров. Их венчали кресты, установленные на восемнадцатиметровых шпилях, окованных железом. (фотография 1902 год).

В конце 19 века церковь была отремонтирована и обнесена каменной оградой с большими красивыми воротами. В ограде находились и 2 кирпичных домика, в одном была церковно - приходская школа, в другом - школьный приют. Вокруг кладбища и церкви были посажены деревья: липы, тополя, березы. Именно церковь в 19 веке и в начале 20 века была центром духовной жизни всей округи благодаря людям, верно служившим ей. Это и Василий Михайлович Попов и его сын Михаил Васильевич Попов и Николай Никанорович Глубоковский, детство которого прошло в Кобыльске, о чём он никогда не забывал.

Сегодня я расскажу о Василии Михайловиче Попове. Кто он такой? Каким он был, какой след оставил на земле?

Давайте мысленно перенесемся на 100 лет назад, а именно: 19 февраля 1902 года. Представьте себе, ослепительной белизны величественный храм, недавно отремонтированный внутри и снаружи и вновь освященный, железная ограда, с большими воротами, сверкающие на солнце кресты, торжественный колокольный звон - благовест. Полдень. Все идут на молебен. Огромное стечение народа, более 1000 человек. Заходим внутрь. Все поражает великолепием. А в центре, окруженный гостями, сам виновник торжества - Василий Михайлович Попов ( в народе отец Василий, батюшка), священник этой Кобыльской, названной в честь Ильи Пророка, церкви. Сегодня в Кобыльске проходят пышные юбилейные торжества в честь 35-летнегго служения приходу Ильинской церкви. Звучат поздравления, подносятся подарки, а карточки для праздничного меню присланы из Франции. В полдень был совершен молебен, при участии 12 священников 3 диаконов. Кобыльского пастыря знали далеко за пределами уезда и губернии. Его юбилей собрал множество гостей и почитателей. Это было небывалое на памяти чуть не прадедов, редкое до исключительности явление, разбудившее на время глухой уголок Вологодчины. Об этом событии писалось даже в Санкт-Петербурге, как о событии «ярко ответившем и достойно увенчавшем скромную пастырскую жизнь».

Василий Михайлович Попов родился в Кобыльске, здесь его корни. Родоначальником династии был прапрадед Иоанн, служивший священником в Ильинской церкви, прадед Василий был дьяконом этой же церкви. Дед Леонтий - священником, а отец Михаил - пономарём.

Василий Михайлович в трёхлетнем возрасте лишился отца, а в 11 лет и матери.

Вот как он пишет об этом в своей автобиографии:

«Родился я 15 апреля 1844 года от пономаря сей церкви Михаила Леонтьева Попова и его жены Марии Герасимовой. Это религиозные, благочестивые и добрые были люди. О доброте отца моего свидетельствует то, что я уже взрослым нашёл записную книжку, в которой значилось 57 мер ржи и другого хлеба за прихожанами; а между тем отец мой, умирая, запретил требовать даже вспоминать о долге. И наказал довольствоваться тем, - кто что привезёт. Наследство, полученное от отца, было скромным - 50 копеек ассигнациями и жёлтый подрясник, перешитый позднее на праздничный халат».

Жизненный путь Василия Михайловича складывался довольно традиционно. В 1853 году заканчивает Никольское духовное училище, в 1866 году - Вологодскую духовную академию. Ещё в детских годах, оставшись круглой сиротой Василий Михайлович, благодаря природному уму, энергии и непрерывной работе. Сумел выйти в люди, создать себе прочное положение в обществе. Суровое детство, бедность и эти лишения, испытываемые им в годы учения, когда пешком и в плохих берестяных лаптях ходил он на родину не только из Никольска, но и из Вологды (600 вёрст от Кобыльска) воспитали в нём твёрдый характер, предприимчивость и любовь к труду.

После окончания Вологодской семинарии Василий Михайлович возвращается на родину, чтобы занять место своих предков и служить Богу на Родине, в Кобыльске. Вот как он пишет об этом:

«Кобыльск - это моя родина, здесь служили и померли: мой отец Михаил, дед Леонтий, прадед Василий и прапрадед Иоанн, а, может быть, ещё несколько моих родичей.

Но об этом предание молчит. А церковные книги сгорели вместе с церковью в 1818 году. Замечательно ещё то. Что я у отца был один сын - Бог судил мне здесь священствовать, мой отец был у отца один сын и здесь пономарствовал, мой дед был у отца один сын и здесь священствовал, мой прадед, говорят, у своего отца был тоже один и здесь дьяконствовал, мой прапрадед здесь священствовал. Вот почему я хочу, чтобы фамилия Поповых осталась здесь. Я хотел служить в Кобыльске, на могилах своих предков.»

В 1867 году он женился на дочери Никанора Глубоковского Анне, в этом же году был рукоположен в священники Ильинской церкви в селе Кобыльск. 35 лет служил он здесь. За годы пастырского служения он удостоился множества наград и поощрений, которые могло получить белое духовенство. Так. 22 сентября 1873 года он награждён набедренником, 27 апреля 1888 года - бархатной фиолетовой скуфьей, 27 апреля 1894 года - высочайше удостоен бархатной камилавкой. 13 апреля 1901 года - награждён напёрстным крестом. Имел две медали. Избирался в различные общественные комитеты и комиссии.

Тридцать с лишним лет служения одному приходу сделали пастыря самым авторитетным человеком в округе.

Всегда присущее отцу Василию спокойное, весёлое настроение духа, общительность, ласковость, чисто древнерусское гостеприимство и развившаяся вместе с материальным достатком широкая благотворительность - все эти качества помогали ему в доблестном прохождении пастырского служения. Как священник, отец василий был им всегда как истинный отец, глава и вождь своих прихожан, всецело им преданный. Не смотря ни на ночное время, ни на ненастную погоду, ни на пронизывающий до костей холод, он с опасностью для здоровья и жизни посещал - нередко верхом на лошади - своих прихожан.

Он знал своих прихожан не только по имени, ему были известны семейное и материальное положение каждого, его характер и привычки.

Для образования своих прихожан он основал школу. Которую содержал на свои средства около 20 лет и был в ней единственным учителем.

Благодаря стараниям и заботам отца Василия в 1885 году была построена колокольня, подле величественного храма, устроено каменное здание для школы, а при школе - приют.

В нескольких деревнях образованы школы грамоты. Процент умеющих читать и писать заметно растёт в приходе.

Но, уча народ, этот пастырь продолжает учиться сам, сознавая, что жизнь коротка, а наука обширна. Получив солидное школьное образование, он не ограничивается этим. Постоянным чтением отец Василий самобытно достиг высокой умственной зрелости и углубил свои знания в науках, особенно в медицине и агрономии.

Как отличный хозяин землевладелец, он несколько лет состоял корреспондентом «Департамента земледелия и сельской промышленности», знает своё дело не только по книгам, но и по опыту. В молодых годах, сам с косой и граблями, он участвовал, окружённый своею семьёю, в полевых работах, каковых не чуждался и в почтенном возрасте. И свои всесторонние познания и свою представительную библиотеку, собранную с годами, он употребляет во благо и на пользу себе, своего прихода и всякого, кто к нему обращается. Кому нужен медицинский совет, кто нуждается в разъяснениях юридического характера, кому нужно составить духовное завещание, кому требуется книжка для чтения, кому нужна материальная помощь - все, не только Кобыльские прихожане, идут к отцу Василию, и все получают от него помощь.

Понятно, что Василий Михайлович пользуется огромным уважением и любовью прихожан, для которых слово пастыря есть непреложный авторитет.

Материальное положение семьи Поповых всецело зависело от прихожан храма, которые заботились о своём наставнике. Когда 7 июля 1885 года случился «большой кобыльский пожар» и дотла сгорело всё имущество священника, приход не оставил его в беде. «Назавтра пожара у него уже был насущный хлеб и некоторая провизия, были и ложки и плошки, чай и сахар и не одна смена белья».

В семье отца Василия царили уют, доброта и искренняя любовь. Женившись в 1867 году на старшей дочери Глубоковского Анне, он привёз в Кобыльск всю семью, взяв на попечение четырёх братьев и сестру своей жены, и не только вырастил, но и помог получить им высшее образование. Вместе с женой Анной Никаноровной они воспитали своих шестерых детей. Четверо сыновей - Михаил, Николай, Константин, Александр - стали священниками (Михаил сменил своего отца в 1902 году в Кобыльске. Сын Николай, закончив духовную семинарию в Вологде и получив учёную степень кандидата богословия в Московской духовной академии, стал священником во Франции, Константин - православным миссионером в США).

Дочери - Александра и Мария вышли замуж за священников. Свои и приёмные дети платили родителям ответной любовью.

Так, Николай Никанорович Глубоковский в речи, посвящённой 25 летнему юбилею Василия Михайловича писал:

«Остался я несчастным сиротой, не умеющим отличать правой руки от левой. Вы приютили меня, направили мои первые детские шаги, пробудили ум и забросили первые семена интеллектуального и нравственного развития. Затронув детскую пытливость и показав неопытному взору широкую перспективу, Вы не остановились ни перед чем, чтобы воплотить в этом бедном родственнике Ваши лучшие идеалы нравственного совершенствования и умственного преуспевания. Вы открыли ему дорогу для научного образования и ведёте его далее до последних ступеней с неослабевающей энергией.

По долгу совести могу сказать, что - кроме Бога - я Вам больше всего обязан тем, что я есть в настоящее время. Считая меня за родного сына, Вы ничем не отличали от своих детей и, кажется, ещё более заботились обо мне, чтобы человека чужой крови сделать своим по духу. Мало «поднять на ноги» в физическом смысле - гораздо выше и труднее его развить и образовать; я благодарно преклоняюсь перед вами, как своим руководителем во всём.

Для прихожан Вы истинный отец - батюшка, делящий с ним горе и радость, для сослуживцев - идеал совершенства и предмет общего уважения и удивления.

Да, Кобыльского пастыря знали далеко за пределами уезда и губернии. Его 35 - летний юбилей собрал множество гостей и почитателей.

После молебна все участники отправились в дом юбиляра. Звучали поздравления, принимались подарки. Телеграмма Н.Н. Глубоковского вызвала шумные аплодисменты. Он заслуженно называл виновника торжества «светильником Кобыльской церкви». С 3 до8 продолжался торжественный обед.

В следующие дни состоялось угощение для прихожан. Так в отдалённой провинциальной глуши совершилось редкое торжество.

Отец Василий ушел на покой. Он умер 3 августа 1905 года и был похоронен рядом с благоустроенным им храмом.

«О таких пастырях да узнают и отдалённые концы нашего Отечества. Пусть всюду ему подражают и о нём помолятся Всевышнему»,- писал профессор Санкт-Петербургской духовной академии Бронзов о В.М. Попове в журнале «Паломник» в статье под названием «Пастырь добрый».

Дело отца продолжил его старший сын Михаил. Так хотел отец Василий, чтобы не прервалась родовая традиция пастырства в Кобыльске.

В 1939 году церковь закрыли, колокола и кресты сняли, затем превратили её в склад для хранения зерна.

Церковь постепенно разрушалась, но ей повезло больше, чем другим храмам в районе.

В1979 году было принято постановление о её ремонте. Здание побелили снаружи, отремонтировали крышу, настелили полы и потолки, восстановили лестницу на колокольню. На втором этаже , куда ведут крутые лестницы, московские художники отреставрировали картины. Ремонт был закончен в 1984 году. До прошлого года в здании находились клуб и библиотека. Сейчас оно освобождено и передано в ведение церкви.

Стоит ещё в основе своей здание Ильинской церкви. Поклонимся же людям, которым Европа кланялась. Прикоснёмся к истории, красоте, которую оставили нам наши предки, и будем любить наш край так, как любили его зти люди.

Глубоковские чтения.

«Светильник Кобыльской церкви».

Август 2013 года.

5

© 2010-2022