Рабочие программы по курсу Край, в котором я живу 1-5 классы

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

«Разработано» «Согласовано» «Утверждено»

на МО учителей заместитель директора приказом МБОУ

естественного направления ____________ Ефанова Е.Н. г. Керчи РК

протокол от «__» ___2015 г. «Школа № 5»

_______________ Параскан М.В. от «__» ___ 2015г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №5»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Край, в котором я живу»

для 1-2 классов

2015/2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность социальной направленности - важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Предлагаемая программа курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно - исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно - историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель программы: сформировать целостное представление о малой Родине - Сахалинской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;

  • воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Крым, их культур, вероисповеданий, понимая неповторимости и уникальности каждого человека;

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Край, в котором я живу» рассчитан на изучение в течении двух лет

(1-2 класс). Содержание данного учебно-тематического планирования рассчитано на 1 учебное занятие в неделю, 33 недели для первого класса и 34 недели для второго класса. Количество часов за срок реализации программы (за 2 года) - 67.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс «Край, в котором мы живём» способствует:

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование;

  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому и настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.

Требования к результатам

В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса является:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; приобретет способность к самооценке,

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города, чувства сопричастности,

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему, планировать свою деятельность во внеурочное время, высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый и второй годы обучения состоят из четырёх частей:

«Моя семья»

«Моя школа»

«Мой город»

«Природа родного края»

Широко используются местные ресурсы: школьный музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Темы занятий из года в год расширяются, углубляется материал, усложняются формы работы.

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.

Цель первых блоков: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Цель вторых блоков: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

Цель третьих блоков: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях, воспитание гордости за свою Родину.

Цель четвертых блоков: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю города, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(первый год обучения)

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теоретических

Практических

1

2

3

4

«Моя семья»

«Моя школа»

«Мой город»

«Природа родного края»


12


5


6


10



7


3


3


5



5


2


3


5



Итого:

33

18

15

(второй год обучения)

№ п/п

Раздел

Количество часов

Теоретических

Практических

1

2

3

4

«Мой дом и семья»

«Дом, в котором я учусь»

«Керчь - мой город родной»

«Природа родного края»


9


5



8


12


4


4



3


3


5


1



5


9

Итого:

34

14

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

(1 час в неделю, за год 33 ч.)


№ п/п

Тема

Дата

УУД

Примечание

По плану

По факту

Я и моя семья (12 часов)

1.

Что такое семья? Рассказ детей о своих семьях.

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.

Дорожите именем своим. Тайны наших имён.

3.

Фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий.

4.

Фамилия - герб семьи.

5.

Мой папа. Моё отчество. Аппликация

6.

Моя мама. Аппликация

7.

Моя бабушка. Мой дедушка.

8.

Конкурс рисунков «Моя семья».

9.

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи - история моего народа».

10.

Дом, в котором я живу.

11.

Мои соседи.

12.

Мои друзья. Конкурс рисунков «Мои друзья»

Наша школа (5 часов)

13.

Моя школа. Чтение стихов о школе.

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

14.

Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.

15.

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.

16.

Конкурс рисунков «Моя школа».

17.

Проект «Школа будущего».

Город - герой Керчь (6 часов)

18.

Мой родной город - Керчь.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

19.

Экскурсия в школьный музей «Боевой Славы».

20.

Разгадывание кроссворда «Керчь - мой край Родной».

21.

Конкурс рисунков «Мой город родной»

22.

Экскурсия «Мой любимый уголок города».

23.

Выставка подделок «Наш город глазами детей»

«Природа родного края» (10 часов)

24.

Растения родного края. Экскурсия в природу

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

25.

Мир насекомых. Загадки.

26.

Чтение сказок о насекомых

27.

Обитатели вод. Загадки.

28.

Чтение сказок по теме «Обитатели вод».

29.

Обитатели воздушного пространства. Загадки

30.

Конкурс рисунков « Обитатели воздушного пространства»

31.

Животный мир. Загадки

32.

Чтение сказок о животных

33.

Заключительное занятие по теме: «Природа родного края





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

(1 час в неделю, за год 34 ч.)


№ п/п

Тема

Дата

УУД

Примечание

По плану

По факту

Мой дом и семья. (9 часов)

1.

Кто я? Где живу? Сообщения

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.

Лента времени моей жизни. Рассматривание семейных фотографий

3.

Я - сын. Я - дочь. Каков я? Беседа.

4.

Знакомство с профессиями. Показ презентаций «Такие разные профессии»

5.

Профессии моих родителей. Сообщения

6.

Игра «Азбука профессий»

7.

Любимые занятия моих родителей. Конкурс поделок

8.

Моя родословная. Составление родословной своей семьи

9.

Конкурс рисунков «Мой дом и семья»

Дом, в котором я учусь (5 часов)

10.

Что такое школа?

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

11.

Коллективная разработка проекта школы

12.

Традиции школы. Законы и заповеди. Беседа

13.

Я - ученик 2 класса. Беседа

14.

Конкурс рисунков «Дом, в котором я учусь»

Керчь - мой город родной (8 часов)

15.

История моего города.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

16.

«Путешествие во времени». Просмотр фильма о Керчи

17.

Профессии людей в городе. Учебный диалог

18.

Викторина «Памятные места моего города».

19.

Мои известные земляки. Урок-путешествие

20.

Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами, конкурс чтецов, ко дню Победы

21.

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину»

22.

Заключительное занятие по теме «Керчь - мой город родной»

Природа родного края (12 часов)

23.

Район, в котором я живу.

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

24.

История создания района. Урок-путешествие

25.

Зелёный мир вокруг нас. Викторина

26.

Насекомые нашего края. Викторина-игра «Кто важней?»

27.

Рыбы, обитающие в реке Мелек-Чесме. Конкурс рисунков «Золотая рыбка».

28.

Птицы нашего края. Лепка из пластилина

29.

Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.

30.

Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек.

31.

Звери, обитающие на территории Керчи. Конкурс рисунков по теме

32.

Викторина «В мире животных».

33.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

34.

Экскурсия на природу


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Птицы России: Начальная школа/ Сост. Т.Н. Ситникова. - 2-е изд., перераб. - М. ВАКО, 2014. - 96 с. (8) с. цв. ил. - (Школьный словарик)

  2. Растения России: Начальная школа/ Сост. Н.Ю. Васильева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ВАКО, 2014. - 80 с. (4) с. цв. ил. - (Школьный словарик)

  3. Животные России: Начальная школа/ Сост. Т.Н. Ситникова. - 2-е изд., перераб. - М. ВАКО, 2014. - 96 с. (8) с. цв. ил. - (Школьный словарик)

  4. Амфибии России: Начальная школа/ Сост. Т.А. Доспехова. - 2-е изд., перераб. - М. ВАКО, 2015. - 80 с. (4) с. цв. ил. - (Школьный словарик)

(рекомендованная литература)


  1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987.

  3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

  4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990.

  5. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. -М., 2003.

  6. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.

  7. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
    Российская энциклопедия», 1994.

  8. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
    свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.

  9. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). - В 6 кн. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

  10. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. - М., Просвещение, 1988.


© 2010-2022