Конспект урока внеклассного чтения Русь моя, люблю твои березы

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока внеклассного чтения (9 коррекционный класс 8 вида).


Тема: «Русь моя, люблю твои березы!»

Цель: Развивать умения учащихся воспринимать и интерпретировать

поэтические произведения;

Задачи:

Раскрыть значение образа березы в поэзии, живописи, музыке.

Развивать умения переносить полученные знания на собственный опыт.

Воспитывать патриотические чувства путем понимания литературных произведений.

Оформление урока:

Запись музыки Г. Свиридова к к/ф «Метель»; грамзаписи песен «Березовый сок», «Растет в Волгограде березка», «Березы» в исп. Любэ; пейзажи с березами Куинджи, Грабаря, Левитана; таблички с цитатами. «Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее ее». К. Бальмонт.

«Русь - светлое место! Русь - страна света!» Н. Рубцов

Эпиграф: «Березка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить». Я. Шведов

Мультипроектор

Презентация «Русь моя, люблю твои березы…»

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

Загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

И белом сарафане.

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоит Алена

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. Слайд 1

Что объединяет эти загадки? Какой признак подсказал вам, что это береза?

  1. Вводное слово учителя.

Итак, мы проводим очередной урок чтения. Для многих - это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни.

Сегодня я рискну предложить вам 40 минут вашей жизни провести со мной и … березкой. Да, да! Вы не ослышались. Березкой.

Потому что мы будем воспевать березу. Я предлагаю вам побродить по березовой роще русской поэзии и живописи.

  1. Сообщение темы урока.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора - «Русь моя, люблю твои березы». Слайд 2

Форма урока - урок-портрет. Слайд 3

Что такое портрет? Портрет- изображение какого-либо человека на картине или фотографии. Литературный портрет - художественное описание кого-либо или чего-либо. (С. Ожегов)

Эпиграф урока: слайд 4

Березка, солнце и Россия живут и вечно будут жить! Шведов Я.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему березку все так любят, олицетворяют с Россией, какую роль играет образ березки в русской поэзии.

Итак, героиней нашего урока стала березка. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом нашей Родины.

И не найти ее красивей!

Она на радость нам цветет!

В ней образ матери - России

Неувядаемый живет.

Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы. Березка воспета в музыке и живописи, в поэзии и прозе. Все можно выразить словом. Но главное - надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы и красота поэзии откроется нам.

(Катя С .) Я люблю, когда шумят березы.

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Русь моя! Люблю твои березы!

С первых дней я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Учитель: Россия и березка. Эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют березку. Слайд 5 Посмотрите на репродукции картин художников Архипа Куинджи и Игоря Грабаря.

Слайд 6 И. Грабарь говорил: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все другие деревья имеют темные стволы. Фантастическое дерево, дерево - сказка. Я полюбил русскую березу и долго одну ее только и писал». Его картина «Февральская лазурь» была написана весной 1904 г., когда он гостил у друзей в Подмосковье. В одну из своих обычных прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны. Художник тут же вернулся за холстом и набросал эскиз будущей картины. Он стоял «около дивного экземпляра березы, редкостного по строению ветвей». В своей картине он мастерски передал все оттенки цвета: от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Природа заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник всегда считал эту картину своим лучшим произведением.

Слайд 7 Наибольшую популярность до наших дней сохранила картина другого художника - А.Куинджи «Березовая роща». Художник запечатлел ликующую, омытую дождем, природу, находящуюся в своей лучшей роскошной летней поре. «Березовая роща" - радостный, солнечный мотив, очевидно, особенно пришедшийся художнику по душе, так как он дважды возвращался к нему впоследствии, несколько изменяя композицию и свет. Впечатление начала лета, первых жарких дней с яркой и чистой листвой и сочно - зеленым ковром росистой травы передано с огромной силой. Солнечные пятна, розоватые на свежей коре берез и горящие теплыми желто - зелеными тонами не траве, рельеф "совсем круглых" стволов, влажная дымка воздуха, благодаря которой планы так ощутительны. В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована неведомой силой. Художник преследует одну истину - красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, ее редкостной, совершенной красоты.

Как прекрасна природа России! Как прекрасна березка! Природа России - неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. Художник может передать красоту природы красками, композитор - музыкой, а поэт - словом. Словом он старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой, радость или легкая грусть.

Улыбнулись сонные березки.

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

А кого могут оставить равнодушными есенинские строки:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…

Стихи Есенина и Прокофьева. ( Марина, Катя)

Учитель: Сравним эти два стихотворения: (у каждого на столе - текст стихотворений)

Что описывают поэты? (березу)

Одинаковы ли по настроению стихотворения?

Какие картины рисуют поэты? (зимняя и летняя березки)

Что объединяет эти стихотворения? (любовь к березке и восхищение ею)

Слайд 8 Прекрасна березка и в чистом поле, и на светлой лесной полянке:

(Настя С.) На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей -

Белокорая березка -

Символ Родины моей.

А вот как описывает березку поэт Афанасий Фет: слайд 9

(Лена И.) Печальная береза

У моего окна

И прихотью мороза

Разубрана она…

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь ее наряд.

Люблю игру денницы (утренняя заря)

Я замечать на ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу с ветвей…

Учитель: Какие чувства питает А. Фет к описываемому времени года? О чем сожалеет поэт? Почему? С каким стихотворением созвучно оно?

Как тонко поэты подметили: березка бывает разной. А может, это она просто отражает настроение человека? Помогает нам понять чувства и переживания природы и человека? Послушайте. Слайд 10

Тоскуют, тоскуют березы

Осенним исходят дождем

И желтые листья, как слезы,

Роняют и ночью, и днем.

Отчего тоскуют березы? (от предстоящих холодов, от того, что люди будут редко приходить к ней) Слайд 11

( Женя Б.) Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

Учитель: Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? Что вам понравилось, какие картины запомнились? Если бы вы были художниками, какую картину вы бы нарисовали? Какие краски бы использовали для своих произведений? Почему именно эту картину представили вы? (Устное рисование).

Слайд 11 Мы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа - неотъемлемая часть жизни любого человека. Следовательно, мы - часть природы.

Удивительная судьба березки. В мирное время она - радость, подруга, советчица. А в войну она - воин.

В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом сказал в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов:

«… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами белый снег был сметен начисто. Местами густо перемешан с землей. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза. Сама природа даровала ей бессмертие».

(Катя Т.) За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

- Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если бы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

Учитель: Все поворотные этапы судьбы человека связаны с березкой: будь то светлая полоса его жизни - радость, любовь, или печаль и даже смерть - самая горькая, нередко героическая - во имя жизни. Разве не об этом шепчут плакучие березы над братскими могилами? (прослушивание песни «Растет в Волгограде березка»)

Затихли военные грозы.

Свинцовый не цокает град.

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят.

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя!

Давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку ни в лесу, ни в палисаднике, ни у дороги… Что вы почувствуете?

(Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

Как же нужно относиться к нашей природе, к березке, к Родине?

Родина у каждого разная. Но у всех она одна! Слайд 12

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы!

И где бы ни росла русская березка, везде она людям в радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса! И будет стоять вечно!

Слайд 13

(Таня К.) Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы она рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Потому, знать, березы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зеленой листвою,

То сережками слезы прольют. (Олег Шестинский)

Учитель: Давайте побродим по березовой роще и послушаем песню.

(Песня «Береза» в исполнении С. Безрукова или Любэ «Отчего так в России березы шумят» сопровождается показом слайдов).

5. Итог урока: Так почему береза является символом нашей Родины? (Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Любит ее наш народ за красоту, за ее пользу.) А где растет ваша любимая березка?

Наше путешествие закончилось. Что вам больше всего запомнилось?

Оценки .

6. Домашнее задание: нарисовать свою любимую березку. Попробуйте сочинить стихи.

Спасибо за урок.

6

© 2010-2022