Выступление на педагогическом совете

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная неуспешность. Причины и пути преодоления.

Учитель английского языка ГОУ СОШ №1692

Джанумова Людмила Геннадьевна

В условиях, когда во всех странах мира происходит переосмысление целей образования современного общества, когда в нашей стране осуществляется модернизация общего образования, важно вновь, уже с новых позиций обратиться к проблеме сущности, содержания и структуры здоровьесберегающей работы образовательного учреждения.

Не преуменьшая роли объективных влияний на здоровье детей со стороны материальных условий их жизни, экологической обстановки, окружающей социокультурной среды, можно утверждать, что наибольший вклад в ухудшение здоровья школьников вносят хронические психоэмоциональные учебные стрессы.

Причины, вызывающие их, весьма многолики: низкая учебная мотивация, учебная неуспешность, информационные перегрузки, отсутствие права на ошибку, высокая ответственность, депривация естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, радости, любви и уважении. Все эти причины имеют общий корень, связанный с характером управления учебно-познавательной деятельностью ребенка со стороны школы, учителя и программно-методического обеспечения учебного процесса.

Существуют здоровьесберегающие педагогические технологии, после которых медикам и психологам не нужно было бы восстанавливать здоровье детей. Какие же это технологии - «здоровьесберегающие»? .Любой учитель подтвердит, что одной и той же педтехнологией можно стимулировать - или затормозить развитие конкретного ребенка, раскрыть его способности - или сделать неуспешным, поддержать здоровье - и привести к его ухудшению, если…

  • не учитываются индивидуальные особенности восприятия, обработки информации учащимся и т.д.;

  • между учителем и учеником складываются напряженные отношения;

  • учитель является «трудным» для конкретного ученика (этому ученику трудно понять объяснение именно этого учителя);

  • ранее ребенка учили по другой педтехнологии;

  • учебники содержат трудно понимаемые тексты и т.д. Перечень «если» можно продолжать долго.

Школьный труд, в котором ребенок не видит смысла, или результаты которого остаются низкими, несмотря на затрату больших усилий, психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. И тут не поможет ни евроремонт в школе, ни вкусные школьные завтраки, ни «два притопа, три прихлопа» на физкультминутках.

В настоящее время всё чаще психологи и педагоги говорят о школьной неуспешности, пытаются придать этому понятию собственный статус и отделить его от понятия «школьная неуспеваемость». Именно школьная неуспешность приводит к постоянным школьным стрессам.

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определённое свойство личности, отражающее немало компонентов, имеющие свои характеристики.

«Школьная неуспешность - это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.» (М.М. Безруких)

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребёнок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что ещё больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребёнка к потере интереса к учёбе.

Основными признаками неуспешности ребёнка можно считать:

  • - пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существующие элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

  • - проблемы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настольно, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков;

  • - недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

  • - ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий отойти от готового текста; не понимает текста.

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

Трудности учащихся, проявляющиеся в форме отставания в учёбе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые разные причины:

  • - слабое состояние здоровья;

Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности ( по некоторым данным, это 78% случаев)

  • - недостаточное развитие мотивационной сферы;

  • - несформированность приёмов учебной деятельности;

Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребёнок заучивает учебный материал механически. Очень важно обратить внимание не неэффективные навыки учебной деятельности, т.к они впоследствии могут закрепиться и привести к отставанию в учёбе. Отсюда мы имеем неуспевающих детей.

  • недостатки познавательной сферы ( мышление, память, внимание).

Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программой предполагает обязательное абстрактно- логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребёнка и в конечном счёте влияет на его отношение к учёбе в школе и при выполнении домашних заданий

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин - дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя - создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть "позицию неуспевающего"; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

  • прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

  • подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

  • формировать учебную мотивацию, чему способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры.

Учеников следует учить тому, как развивать память.

Условия успешного запоминания.

Чтобы память приняла ваши усилия и подчинилась необходимости фиксировать материал, необходимы определённые условия. У памяти простая логика: она ведёт себя как человек, получающий в случайном порядке разные вещи, часть из которых надо выбросить, а часть - сохранить. Итак:

  • Выбрасывается ненужное. Сохраняется полезное. Учёными установлено , что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, а также сами препятствия. Поэтому важным условием является применение полученных знаний. Это ещё одна причина, по которой особое внимание следует уделить правильному произношению, ведь правильно произнести иностранное слово - достаточно сложная задача. .



  • Выбрасывается случайное. Если информация была использована только один раз, то она будет через некоторое время отброшена. Повторение изученного ранее материала увеличивает время занятий на 20-30 процентов, но повышает эффективность в разы. Повторение-мать учения. Эта банальная фраза стала банальной лишь потому, что полностью соответствует действительности.

Давным-давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же текст. В первой группе прочли его четыре раза. Во второй три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - одно чтение и три пересказа. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени. [3] Повторение должно происходить с напряжением памяти, вне зависимости от того, какой способ обучения вы используете.

  • Выбрасывается неприятное. Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Воспоминания, связанные с переживанием отрицательных эмоций, сложнее извлечь из памяти, чем приятные воспоминания. Вспоминая давно прошедший период нашей жизни, мы обычно извлекаем из памяти больше хороших воспоминаний, чем плохих и говорим: «Эх, славное было время!». Это означает, что непременным условием эффективного обучения является получение удовлетворения от процесса. Нельзя допустить, чтобы занятия превращались в мучительную зубрёжку, утомительное бдение над учебником.

Я считаю, что в преодолении школьной неуспешности огромное значение играет юмор.. Любое взаимодействие людей, в том числе и педагогическое, порождает и положительные, и отрицательные переживания. Одним из способов психологической разрядки в межличностном обобщении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции, например, раздражение и досаду, в нечто прямо противоположное - в источник смеха. Учитель, умеющий шутить остроумно, изящно всегда является кумиром ребят. Неосознанно они благодарны ему за то, что он понимает трудности и помогает их преодолеть, подбодрив шуткой, доброй и неоскорбительной. Но везде и всегда следует шутить осмотрительно и соблюдать некоторые правила:

  • не подвергать осмеянию личность человека. Можно посмеяться над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием ученика.



  • Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима улыбка, а тем более шутка, по поводу фамилии ученика, его физической слабости, неловкости, излишней полноты, заикания, необычных пропорций тела.



  • Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Рассказав смешной эпизод, учитель должен оставаться по возможности сдержанным, серьезным.



  • Недопустима еще не редко встречающаяся грубая и пошлая шутка, зубоскальство.



  • Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника, его неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с учителем или товарищами.



  • Шутка и юмор особенно адресованные "трудным" школьникам и детям, лишенным родительской любви, лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека (ни в коем случае - наказания).



  • Не стоит сердиться, услышав шутку учеников или увидев ехидную улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом (это своеобразная форма самозащиты), поддерживать и направлять юмор учащихся, а не пересекать их стремление шутить.

Фотография.

Какой он, урок 21 века? Конечно же, интересный. Конечно же, информативный. Конечно же, современный. Что может помочь учителю решить эту серьезную задачу? Например, компьютерные технологии. Научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера.

Наиболее доступными и эффективными являются презентации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Удобнее всего пользоваться компьютерной программой Microsoft PowerPoint. Благодаря ей можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы.

Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти - зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.

Особенно полезно создавать презентации по страноведению с показом фотоматериалов о достопримечательностях стран изучаемого языка. Они получаются яркими и интересными, а, следовательно, и более полезными. Ученик перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в познавательную деятельность.

Одним из основных условий преодоления школьной неуспешности является формирование мотивации у обучающихся.

Все мотивы учения подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Это - внутренние мотивы. Другие связаны - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это - внешние мотивы.

Внутренние мотивы направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы: это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом. Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.

Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации - это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом, если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, ни наказание за его невыполнение?» Если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней. Если же, напротив, ваш ответ будет положительный, то ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.

Перед школой встаёт большая проблема формирования именно внутренней мотивации.

Условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

2. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.

3. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

5. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

6. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Американский философ Г.Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».

Вывод: Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик - главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема начального обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые годы жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще пяти лет, даже если учение не принесет удовлетворения. Тем не менее, если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е. от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями - правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее вероятными.

Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум справлялся с важными для него проблемными ситуациями; оптимистом же он был потому, что жизнь его не была лишена удовольствий, соответствующих его возрасту. Он все больше осознавал, что хоть в жизни и встречаются трудности, их можно преодолеть.

Главное заключается в том, что даже если ему что-то и не удавалось, никто не считал его неудачником.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!



© 2010-2022