- Преподавателю
- Другое
- Учебное занятие в учреждении дополнительного образования
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исхакова Р.М. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества»
Выступление на педагогической конференции
«Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения»
по теме:
«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования»
Составитель: Исхакова Розалия Маулияровна
педагог дополнительного образования
г. Альметьевск
2015 год
Основной элемент организации образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования детей - учебное занятие.
Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Педагогу важно помнить, что цель всех занятий в дополнительном образовании: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся.
Учебное занятие - это:
-
Модель деятельности педагога и детского коллектива;
-
Ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала;
-
Время, в течение которого учащиеся и педагог занимаются различной деятельностью (учебной, воспитательной, досуговой и т.д.) или
каким - нибудь предметом.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Но главное требование к учебному занятию - это достижение цели, усвоение учебного материала.
Учебное занятие является логической единицей, частью темы, курса, предмета, поэтому всегда важно осознавать, какое место он занимает в системе учебной программы, каковы его дидактические цели.
Учебное занятие - это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания. Соблюдая основные требования к учебному занятию, педагог вносит в сочетание всех компонентов свою индивидуальность и свой методический почерк, зависящий от характера учебной группы. Культура педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности учебного занятия.
Педагогу дополнительного образования необходимо научиться четко организовывать учебное занятие, чтобы все время было использовано рационально и не пропадало зря.
Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.
С точки зрения принципа саморазвития формы обучения в дополнительном образовании характеризуется постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.
Индивидуальные формы обучения и воспитания детей - это такие организационные формы, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей детей. Индивидуализация обучения - принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно - ориентированные практики стали его родовой особенностью. Главным для деятельности учреждения дополнительного образования был и будет приоритет интересов каждого ребенка.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличии от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамики развития.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые формы широко используются в его практике.
Групповые формы работы предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий:
-
Групповой опрос;
-
Общественный смотр знаний;
-
Учебная встреча;
-
Дискуссия;
-
Нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и т. д.).
Особенности групповых форм работы заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности:
Лекция - устное изложение какой - либо темы, которое развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар - форма групповых знаний, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога, формирует аналитическое мышление, оценивает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы, расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких - либо вопросов; прививает навыки представлять на общее обсуждение результаты своей деятельности.
Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с чем - нибудь; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
Экспедиция - поездка группы куда - нибудь со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата всех аудиторных условий.
Турпоход - передвижение группы людей в определенном направлении с какой - либо целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
К нетрадиционным групповым формам учебных занятий относятся:
-
Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
-
Занятия - соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.
-
Занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.
-
Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.
-
Занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и т.д.
Охарактеризуем новые формы деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время в практике дополнительного образования.
Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
-
Социодрама - сюжетно - ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально - психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
-
Устный журнал - подготовка сообщений об интересных фактах, событиях, краткий рассказ - выступление, ответы на вопросы, дополнения оппонентов.
-
Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во время улучшения жизни, соотношение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
-
Защита реферата - подготовка рефератов по отдельным вопросам темы, обсуждение, ответы на вопросы оппонентов.
-
Заочное путешествие - занятие типа «Клуб кинопутешествий»: подготовка какого - нибудь маршрута, описание путевые заметки.
-
Забавная экскурсия - коллективный поход или поездка с целью знакомства с чем - нибудь, а затем описание в занимательной публицистической форме и обсуждение полученных работ.
-
Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. д.
-
Творческий отчет - показ детских достижений в форме концерта или конкурса, подведение итогов.
-
Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
-
Крепкий орешек - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
-
День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
-
Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
-
Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепление дружбой, общением, формируется умение взаимодействовать с людьми.
Предела педагогической фантазии нет. Но главное заключается в том, что дети увлечены работой, а результативность обучения повышается.
Вместе с тем нужно отметить, что в выборе нестандартных занятий должна быть мера: если все занятия строить нестандартно, то дети привыкают к таким способам работы, теряют интерес. Место нестандартных занятий в общей системе определяется педагогам в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого педагога.
Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
-
Одновременная работа со всей группой;
-
Работа в парах;
-
Групповая работа на принципах дифференциации.
Работа педагога с группой детей складывается из следующих
элементов:
-
Постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
-
Планирование работы в группах;
-
Обсуждение результатов;
-
Сообщение о результатах;
-
Подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются - общие характеристики:
-
Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно - педагогической деятельности;
-
Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
-
Построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
В условиях инновационного занятия педагог, кроме того, что он делает на традиционном занятии, осуществляет какое - либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально - исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д. Поэтому при проведении инновационного занятия кроме тех показателей, которые применяются к оценке традиционного занятия, дополнительно используются показатели и критерии инновационного занятия.
Структура различных типов занятий
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
-
комбинированный
- орг. часть
- проверка знаний ранее изученного материала
- изложение нового материала
- первичное закрепление новых знаний, применение их на практике
-
занятие сообщения и обобщения новых знаний
- орг. часть
- изложение нового материала и закрепление его
-
занятие повторения и обобщения полученных знаний
- орг. часть
- постановка проблемы и выдача заданий
- выполнение учащимися заданий и решение задач
- анализ ответов и оценка результатов, исправление ошибок
-
занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
- орг. часть
- определение и разъяснение цели занятия
- сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения
- самостоятельная работа под руководством педагога
- обобщение и оценка работы
-
занятие применения знаний, умений и навыков
- орг. часть
- определение и разъяснение цели занятия
- установление связи с ранее изученным материалом
- инструктаж по выполнению работы
-самостоятельная работа учащимися, оценка ее результатов
Список литературы
-
Обухова А.А., Пипникова С.А. «Анализ занятия в Учреждении дополнительного образования детей» Набережные Челны, 2002 год
-
Л.Н. Буйлова «Учебное занятие» в учреждении дополнительного образования детей Москва, ЦДЮТ «Биберево» 2001 год
-
«Дополнительное образование и воспитание» Москва, 2006 год