Учебное занятие в учреждении дополнительного образования

Основной элемент организации образовательного процесса в учреждении      дополнительного образования детей – учебное занятие.    Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Педагогу важно помнить, что цель всех занятий в дополнительном образовании: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, пов...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества»




Выступление на педагогической конференции

«Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения»

по теме:

«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования»






Составитель: Исхакова Розалия Маулияровна

педагог дополнительного образования


г. Альметьевск

2015 год

Основной элемент организации образовательного процесса в учреждении

дополнительного образования детей - учебное занятие.

Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Педагогу важно помнить, что цель всех занятий в дополнительном образовании: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся.

Учебное занятие - это:

  • Модель деятельности педагога и детского коллектива;

  • Ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала;

  • Время, в течение которого учащиеся и педагог занимаются различной деятельностью (учебной, воспитательной, досуговой и т.д.) или

каким - нибудь предметом.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Но главное требование к учебному занятию - это достижение цели, усвоение учебного материала.

Учебное занятие является логической единицей, частью темы, курса, предмета, поэтому всегда важно осознавать, какое место он занимает в системе учебной программы, каковы его дидактические цели.

Учебное занятие - это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания. Соблюдая основные требования к учебному занятию, педагог вносит в сочетание всех компонентов свою индивидуальность и свой методический почерк, зависящий от характера учебной группы. Культура педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности учебного занятия.

Педагогу дополнительного образования необходимо научиться четко организовывать учебное занятие, чтобы все время было использовано рационально и не пропадало зря.

Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

С точки зрения принципа саморазвития формы обучения в дополнительном образовании характеризуется постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Индивидуальные формы обучения и воспитания детей - это такие организационные формы, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей детей. Индивидуализация обучения - принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно - ориентированные практики стали его родовой особенностью. Главным для деятельности учреждения дополнительного образования был и будет приоритет интересов каждого ребенка.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличии от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамики развития.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые формы широко используются в его практике.

Групповые формы работы предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий:

  • Групповой опрос;

  • Общественный смотр знаний;

  • Учебная встреча;

  • Дискуссия;

  • Нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и т. д.).

Особенности групповых форм работы заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности:

Лекция - устное изложение какой - либо темы, которое развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар - форма групповых знаний, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога, формирует аналитическое мышление, оценивает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы, расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких - либо вопросов; прививает навыки представлять на общее обсуждение результаты своей деятельности.

Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с чем - нибудь; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Экспедиция - поездка группы куда - нибудь со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата всех аудиторных условий.

Турпоход - передвижение группы людей в определенном направлении с какой - либо целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

К нетрадиционным групповым формам учебных занятий относятся:

  • Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

  • Занятия - соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.

  • Занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.

  • Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.

  • Занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и т.д.

Охарактеризуем новые формы деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время в практике дополнительного образования.

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

  • Социодрама - сюжетно - ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально - психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

  • Устный журнал - подготовка сообщений об интересных фактах, событиях, краткий рассказ - выступление, ответы на вопросы, дополнения оппонентов.

  • Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во время улучшения жизни, соотношение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

  • Защита реферата - подготовка рефератов по отдельным вопросам темы, обсуждение, ответы на вопросы оппонентов.

  • Заочное путешествие - занятие типа «Клуб кинопутешествий»: подготовка какого - нибудь маршрута, описание путевые заметки.

  • Забавная экскурсия - коллективный поход или поездка с целью знакомства с чем - нибудь, а затем описание в занимательной публицистической форме и обсуждение полученных работ.

  • Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. д.

  • Творческий отчет - показ детских достижений в форме концерта или конкурса, подведение итогов.

  • Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

  • Крепкий орешек - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

  • День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

  • Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

  • Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепление дружбой, общением, формируется умение взаимодействовать с людьми.

Предела педагогической фантазии нет. Но главное заключается в том, что дети увлечены работой, а результативность обучения повышается.

Вместе с тем нужно отметить, что в выборе нестандартных занятий должна быть мера: если все занятия строить нестандартно, то дети привыкают к таким способам работы, теряют интерес. Место нестандартных занятий в общей системе определяется педагогам в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого педагога.

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • Одновременная работа со всей группой;

  • Работа в парах;

  • Групповая работа на принципах дифференциации.

Работа педагога с группой детей складывается из следующих

элементов:

  • Постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

  • Планирование работы в группах;

  • Обсуждение результатов;

  • Сообщение о результатах;

  • Подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются - общие характеристики:

  • Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно - педагогической деятельности;

  • Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

  • Построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

В условиях инновационного занятия педагог, кроме того, что он делает на традиционном занятии, осуществляет какое - либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально - исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д. Поэтому при проведении инновационного занятия кроме тех показателей, которые применяются к оценке традиционного занятия, дополнительно используются показатели и критерии инновационного занятия.

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

  • комбинированный

- орг. часть

- проверка знаний ранее изученного материала

- изложение нового материала

- первичное закрепление новых знаний, применение их на практике

  • занятие сообщения и обобщения новых знаний

- орг. часть

- изложение нового материала и закрепление его

  • занятие повторения и обобщения полученных знаний

- орг. часть

- постановка проблемы и выдача заданий

- выполнение учащимися заданий и решение задач

- анализ ответов и оценка результатов, исправление ошибок


  • занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

- орг. часть

- определение и разъяснение цели занятия

- сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения

- самостоятельная работа под руководством педагога

- обобщение и оценка работы

  • занятие применения знаний, умений и навыков

- орг. часть

- определение и разъяснение цели занятия

- установление связи с ранее изученным материалом

- инструктаж по выполнению работы

-самостоятельная работа учащимися, оценка ее результатов



Список литературы


  1. Обухова А.А., Пипникова С.А. «Анализ занятия в Учреждении дополнительного образования детей» Набережные Челны, 2002 год

  2. Л.Н. Буйлова «Учебное занятие» в учреждении дополнительного образования детей Москва, ЦДЮТ «Биберево» 2001 год

  3. «Дополнительное образование и воспитание» Москва, 2006 год



© 2010-2022