ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

Актуальность  и   перспективность                                      Одна  из  главных  задач  учителя при  организации  процесса  обучения  заключается  в  том, чтобы  учащиеся на  уроках  испытывали  удивление, интерес,  озадаченность  неразгаданной  проблемы, радость  самостоятельно сделанного  открытия. Это способствует развитию познавательных процессов у обучаемого.             Мой  опыт  работы  показывает, что в  процессе  обучения  новое  всегда  притягивает внимание учащегося, но  с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

« Проектная деятельность как эффективное средство развития детей в образовательном учреждении»

Актуальность и перспективность

Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы учащиеся на уроках испытывали удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. Это способствует развитию познавательных процессов у обучаемого.

Мой опыт работы показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает внимание учащегося, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ребёнок постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний педагога не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель- ученик и ученик - учитель. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.

Решение этой проблемы я вижу при использовании проектной деятельности в учебном процессе. Это позволит сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, от которых у учащихся появится желание учиться.

Мотивов к учению у ребят конечно много: это и доставить радость своим родителям, и стать лидером среди своих сверстников, расширить кругозор, обогатиться знаниями. Учёба должна быть не ради оценки, она должна, прежде всего, приносить радость самому учащемуся.

Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к знаниям, которая присуща, к сожалению, многим ребятам уже к концу обучения.

Решение одно: искать новые формы и методы обучения.

Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет школьникам не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами.

1) Они направлены на достижение конкретных целей.

2) Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.

3) Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом.

4) Все они в определенной степени неповторимы и уникальны и имеют конечный продукт.

При этом ведущим видом деятельности в проектах может быть любая её разновидность:

- экспериментально - исследовательская,

- проектно - конструкторская,

- информационно - аналитическая,

- научная,

- методическая,

- творческая,

- образовательная и т. д.

Многообразие проектной деятельности позволяет ребенку расширить кругозор, попробовав себя в разных социальных ролях: быть руководителем проекта или членом команды, а может быть подчиненным. А также проекты способствуют развитию внутренней саморегуляции.

Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д., результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, что способствует развитию критического ума, умение выполнять операции анализа и синтеза. Ребенок должен получить эмоциональное удовлетворение от реализации проекта. Поэтому желательно, чтобы проекты были социально-значимы, т.к. именно они позволяют раскрыть в ребенке морально-нравственные качества.

Перспективность опыта проектной деятельности в том, что он позволяет не только решать задачи на уроках, но и способствует раскрытию и реализации педагогического мастерства педагога, но и укрепить обратную связь между учеником и учителем.

Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея данного опыта: необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе, т.к. проектная деятельность является инновацией в системе российского образования.

В процессе работы я пришла к выводу, что главным является личностный результат ребенка, т.к. он научается самостоятельно добывать знания, что является реалией современного стиля жизни. Одна из приоритетных задач - сформировать у школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает ребятам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Цели моей профессиональной деятельности:

- формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков

- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих

современное качество содержания образования.

- поднять интерес воспитанников к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Анализируя свою деятельность как педагога, я столкнулась с рядом проблем :

- низкий уровень самостоятельности воспитанников в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Задачи:

- вовлечь детей в проектную деятельность;

- научить представлять продукты проектов;

- научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации;

- развивать критическое и творческое мышление.

Реализация опыта

В нашей школе достаточно успешно стали применять метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Изучив научно -методическую литературу по теме: « Проектная деятельность в школе», я могу сказать что, метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения - «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития учащегося.

Учитель проектной деятельности Кондрашина Татьяна Александровна

© 2010-2022