- Преподавателю
- Другое
- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондрашина Т.А. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
« Проектная деятельность как эффективное средство развития детей в образовательном учреждении»
Актуальность и перспективность
Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы учащиеся на уроках испытывали удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. Это способствует развитию познавательных процессов у обучаемого.
Мой опыт работы показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает внимание учащегося, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ребёнок постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний педагога не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель- ученик и ученик - учитель. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.
Решение этой проблемы я вижу при использовании проектной деятельности в учебном процессе. Это позволит сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, от которых у учащихся появится желание учиться.
Мотивов к учению у ребят конечно много: это и доставить радость своим родителям, и стать лидером среди своих сверстников, расширить кругозор, обогатиться знаниями. Учёба должна быть не ради оценки, она должна, прежде всего, приносить радость самому учащемуся.
Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к знаниям, которая присуща, к сожалению, многим ребятам уже к концу обучения.
Решение одно: искать новые формы и методы обучения.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет школьникам не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами.
1) Они направлены на достижение конкретных целей.
2) Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
3) Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом.
4) Все они в определенной степени неповторимы и уникальны и имеют конечный продукт.
При этом ведущим видом деятельности в проектах может быть любая её разновидность:
- экспериментально - исследовательская,
- проектно - конструкторская,
- информационно - аналитическая,
- научная,
- методическая,
- творческая,
- образовательная и т. д.
Многообразие проектной деятельности позволяет ребенку расширить кругозор, попробовав себя в разных социальных ролях: быть руководителем проекта или членом команды, а может быть подчиненным. А также проекты способствуют развитию внутренней саморегуляции.
Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д., результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, что способствует развитию критического ума, умение выполнять операции анализа и синтеза. Ребенок должен получить эмоциональное удовлетворение от реализации проекта. Поэтому желательно, чтобы проекты были социально-значимы, т.к. именно они позволяют раскрыть в ребенке морально-нравственные качества.
Перспективность опыта проектной деятельности в том, что он позволяет не только решать задачи на уроках, но и способствует раскрытию и реализации педагогического мастерства педагога, но и укрепить обратную связь между учеником и учителем.
Ведущая педагогическая идея
Педагогическая идея данного опыта: необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе, т.к. проектная деятельность является инновацией в системе российского образования.
В процессе работы я пришла к выводу, что главным является личностный результат ребенка, т.к. он научается самостоятельно добывать знания, что является реалией современного стиля жизни. Одна из приоритетных задач - сформировать у школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает ребятам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
Цели моей профессиональной деятельности:
- формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков
- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих
современное качество содержания образования.
- поднять интерес воспитанников к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Анализируя свою деятельность как педагога, я столкнулась с рядом проблем :
- низкий уровень самостоятельности воспитанников в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Задачи:
- вовлечь детей в проектную деятельность;
- научить представлять продукты проектов;
- научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации;
- развивать критическое и творческое мышление.
Реализация опыта
В нашей школе достаточно успешно стали применять метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Изучив научно -методическую литературу по теме: « Проектная деятельность в школе», я могу сказать что, метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения - «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития учащегося.
Учитель проектной деятельности Кондрашина Татьяна Александровна