Методическая разработка на тему Профессиональная ориентация обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего специального образования Воронежской области
«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»





















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»





Разработчик: Кравцова Ю.В. - педагог-психолог, преподаватель ГОБУ СПО

ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»











с. Слобода

2014

Аннотация.

Проблема заключается в отсутствии у многих студентов понимании того, чем каждый из них будет заниматься в будущем.

В работе даются рекомендации по способам профессиональной ориентации студентов как со стороны преподавателей, так и со стороны самих студентов.

Оглавление

Введение 3

Рекомендации для преподавателей 4

Рекомендации для студентов 8

Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного заведения 10

Литература 11



Введение

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности,

наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3) Психологическая поддержка - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Рекомендации для преподавателей

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют:

1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики;

2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении.

Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к "внешнему средству", представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как к "внутреннему средству работы психолога".

Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.

Информационно-справочные, просветительские методы:

профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и аги-

тация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):

беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

Методы морально-эмоциональной поддержки учащихся:

группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные, активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние преподавателя различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться преподаватель, "праздники труда" и т.п.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий учащегося для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.

Главными характеристиками активизирующей профконсулътационной методики являются следующие: интересность, увлекательность процедуры методики для данных учащихся; личная значимость обсуждаемых в методике вопросов.

Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для учащихся, то для повышения к ним интереса следует провести другую методику (например, укрепить эмоционально-доверительный контакт с учащимся или рассмотреть другие, более простые и понятные проблемы, все это может стать основой для обращения к первоначальной, более сложной проблеме); добровольность участия учащихся в процедуре данной методики (как известно, "насильно играть не заставишь", и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у учащегося прямо противоположные реакции); двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, преподаватель и учащийся в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных "пространств" самоопределения и т. п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный "мысленный эксперимент" (например, планирование и рассмотрение будущей) жизни учащегося, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все учащиеся и не все преподаватели готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда многие студенты не готовы к "мысленному экспериментированию"), преподаватель вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными "прихлопам" и "притопами"), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана; организация совместного с учащимся рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает: выделение общей цели работы (если представления преподавателя и учащегося о целях будут разными, то взаимодействия не получится); использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (преподаватель должен подобрать средства, методы, приемы, которые учащийся может понять и наравне с самим преподавателем использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов); обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий учащегося, т. е. преподаватель должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить учащегося использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем; в идеальном случае преподаватель помогает учащемуся построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...

Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно "неактивная" форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

Основные стратегии профориентационной и проконсультационной помощи: тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности); информационно-просветительская (главная идея - вооружить обучающегося необходимой информацией, а там уж он "сам разберется"); рационалистическая.

Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно "рационально просчитать". Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства; "глубинная", психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении "внутренних" стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т. п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как "элитарные ориентации" (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного "успеха", с другой стороны);

"Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи "недооценивают роль социума в формировании личности" (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры

.

Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных

социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного преподавателя.

"Частичные консультации", предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие преподаватели вынужденно работают в режиме "частичных услуг", так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;
идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея "служения царю и отечеству" в дореволюционной России, или идеи "индустриализации", "освоения целины" и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея "накопительства любыми путями" или идея "поскорее и подальше уехать из этой страны", а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении;

"Принудительная". Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в случае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;

Активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с учащимся и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни.
Настоящие методические рекомендации включают в себя различные активизирующие профориентационные игры, которые можно проводить с классом, группой учащихся для решения различных проблем профориентации.

Рекомендации для студентов

Зона оптимального выбора:

ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО - потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее

удовлетворение?

Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

Какие учебные предметы у вас любимые?

Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

О какой работе вы мечтаете?

Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Выбор профессии сложный и ответственный шаг в Вашей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

1. Изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что Вам интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

2.Подумайте, какие у Вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

3. Ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют Вашим интересам и способностям. Прочитайте больше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

4. Побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически - и действуйте!

5. Ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.

6. Сопоставьте свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую Вы выбрали.

7. Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивыми в достижении намеченной цели.



Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного заведения

  1. Проведение экскурсии профориентационной направленности. Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. Важным условием является заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов.

  2. Организация профориентационные встречи со специалистами различных профессий.

  3. Организация работы с родителями по профориентационной тематике.
    Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.

  4. Проведение классных часы по профориентации. При проведении классных часов по профориентации могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др.

  5. Проведение профориентационных уроков. Уроки можно проводить один раз в месяц в течении учебного года или отдельным блоком (например за 2 недели), в зависимости от того, как удобнее педагогу работать с данной группой.



Литература

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации - СПб. Изд-во «Речь», 2006.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  3. Жук Т.Н. Роль классного руководителя в профессиональной ориентации - Url: festival.1september.ru/articles/562377/

  4. Методы профессиональной ориентации - Url: hrkhv.ru/uchitelyam-o-proforientatcii/metody-professionalnoy-orientatcii

19


© 2010-2022