- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка на тему Профессиональная ориентация обучающихся
Методическая разработка на тему Профессиональная ориентация обучающихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравцова Ю.В. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего специального образования Воронежской области
«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Разработчик: Кравцова Ю.В. - педагог-психолог, преподаватель ГОБУ СПО
ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
с. Слобода
2014
Аннотация.
Проблема заключается в отсутствии у многих студентов понимании того, чем каждый из них будет заниматься в будущем.
В работе даются рекомендации по способам профессиональной ориентации студентов как со стороны преподавателей, так и со стороны самих студентов.
Оглавление
Введение 3
Рекомендации для преподавателей 4
Рекомендации для студентов 8
Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного заведения 10
Литература 11
Введение
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности,
наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическая поддержка - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Рекомендации для преподавателей
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют:
1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики;
2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении.
Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к "внешнему средству", представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как к "внутреннему средству работы психолога".
Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и аги-
тация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
Методы морально-эмоциональной поддержки учащихся:
группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные, активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние преподавателя различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться преподаватель, "праздники труда" и т.п.
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий учащегося для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.
Главными характеристиками активизирующей профконсулътационной методики являются следующие: интересность, увлекательность процедуры методики для данных учащихся; личная значимость обсуждаемых в методике вопросов.
Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для учащихся, то для повышения к ним интереса следует провести другую методику (например, укрепить эмоционально-доверительный контакт с учащимся или рассмотреть другие, более простые и понятные проблемы, все это может стать основой для обращения к первоначальной, более сложной проблеме); добровольность участия учащихся в процедуре данной методики (как известно, "насильно играть не заставишь", и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у учащегося прямо противоположные реакции); двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, преподаватель и учащийся в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных "пространств" самоопределения и т. п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный "мысленный эксперимент" (например, планирование и рассмотрение будущей) жизни учащегося, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все учащиеся и не все преподаватели готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда многие студенты не готовы к "мысленному экспериментированию"), преподаватель вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными "прихлопам" и "притопами"), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана; организация совместного с учащимся рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает: выделение общей цели работы (если представления преподавателя и учащегося о целях будут разными, то взаимодействия не получится); использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (преподаватель должен подобрать средства, методы, приемы, которые учащийся может понять и наравне с самим преподавателем использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов); обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий учащегося, т. е. преподаватель должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить учащегося использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем; в идеальном случае преподаватель помогает учащемуся построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...
Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно "неактивная" форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
Основные стратегии профориентационной и проконсультационной помощи: тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности); информационно-просветительская (главная идея - вооружить обучающегося необходимой информацией, а там уж он "сам разберется"); рационалистическая.
Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно "рационально просчитать". Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства; "глубинная", психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении "внутренних" стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т. п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как "элитарные ориентации" (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного "успеха", с другой стороны);
"Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи "недооценивают роль социума в формировании личности" (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры
.
Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных
социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного преподавателя.
"Частичные консультации", предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие преподаватели вынужденно работают в режиме "частичных услуг", так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;
идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея "служения царю и отечеству" в дореволюционной России, или идеи "индустриализации", "освоения целины" и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея "накопительства любыми путями" или идея "поскорее и подальше уехать из этой страны", а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении;
"Принудительная". Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в случае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;
Активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с учащимся и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни.
Настоящие методические рекомендации включают в себя различные активизирующие профориентационные игры, которые можно проводить с классом, группой учащихся для решения различных проблем профориентации.
Рекомендации для студентов
Зона оптимального выбора:
ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО - потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:
От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее
удовлетворение?
Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
Какие учебные предметы у вас любимые?
Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе вы мечтаете?
Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
Выбор профессии сложный и ответственный шаг в Вашей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С этой целью:
1. Изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что Вам интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
2.Подумайте, какие у Вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
3. Ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют Вашим интересам и способностям. Прочитайте больше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
4. Побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически - и действуйте!
5. Ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
6. Сопоставьте свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую Вы выбрали.
7. Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивыми в достижении намеченной цели.
Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного заведения
-
Проведение экскурсии профориентационной направленности. Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. Важным условием является заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов.
-
Организация профориентационные встречи со специалистами различных профессий.
-
Организация работы с родителями по профориентационной тематике.
Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана. -
Проведение классных часы по профориентации. При проведении классных часов по профориентации могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др.
-
Проведение профориентационных уроков. Уроки можно проводить один раз в месяц в течении учебного года или отдельным блоком (например за 2 недели), в зависимости от того, как удобнее педагогу работать с данной группой.
Литература
-
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации - СПб. Изд-во «Речь», 2006.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
-
Жук Т.Н. Роль классного руководителя в профессиональной ориентации - Url: festival.1september.ru/articles/562377/
-
Методы профессиональной ориентации - Url: hrkhv.ru/uchitelyam-o-proforientatcii/metody-professionalnoy-orientatcii
19