• Преподавателю
  • Другое
  • Работа с органами ученического самоуправления Музейная педагогика как форма воспитательной работы

Работа с органами ученического самоуправления Музейная педагогика как форма воспитательной работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты музейной педагогики: история вопроса, сущность, категории…………………………………………………………………..6

1.1 История возникновения музейной педагогики, ее роль на современном этапе развития общества…………………………………………………….6

1.2 Место школьного музея в пространстве образовательного учреждения………………………………………………………………………………...10

2 Работа Комнаты боевой и трудовой славы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на примере МКОУ «Базарносызганская СОШ №2»……………….………………………………………………………..16

2.1 Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников………………………………………………………………………………...16

2.2 Опыт работы Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2»…………………………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………..29

Список использованной литературы…………………………………….31

Приложение 1……………………………………………………………..34



Введение

Актуальность темы данной выпускной работы «Музейная педагогика как форма воспитательной работы» связана с тем, что в настоящее время в российском обществе и государстве особую значимость приобрела проблема воспитания и духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Это вызвано новой общественной и политической ситуацией в мире и стране, возрастанием в жизни общества нравственных начал взаимоотношений.

В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года дается определение понятия воспитания. Законодатель рассматривает воспитание как «…деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…».

Воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Немалую роль в воспитании подрастающего поколения, школьников принадлежит музейной педагогике. В отечественной науке музейной педагогике даются следующие определения. М.Ю. Юхневич рассматривает музейную педагогику в качестве научной дисциплины, образующейся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающей музей как образовательную систему1.

С точки зрения Б.А. Столярова, музейная педагогика - это «… отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды»2.

В настоящее время музейная педагогика играет интегрирующую роль в образовании. В деле воспитания подрастающего поколения школа находит в музейно-педагогической службе своего естественного союзника.

Музейная педагогика является уникальным средством, которое позволяет решить многие воспитательные и образовательные проблемы, к которым относятся возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, формирование высоких морально-этических принципов учащихся, подготовка молодежи к участию в развитии гражданского общества.

Рассматривая роль музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения, следует выделять два аспекта этого вопроса, которые в научной литературе излагаются как «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в образовательном пространстве школы». Необходимо отметить, одним из важных звеньев в системе воспитательной работы образовательного учреждения является школьный музей.

В свою очередь школьный музей играет важную роль в патриотическом воспитании обучающихся, о чем и пойдет речь при описании практической деятельности, которая ведется в данном направлении в МКОУ «Базарносызганская СОШ №2».

Объект исследования: музейная педагогика.

Предмет исследования: музейная педагогика как форма воспитательной работы в образовательном учреждении.

Целью данного исследования, применительно к теме работы, является изучение музейной педагогики в качестве формы воспитательной работы в школе.

Поставленная цель предполагает решение нескольких задач:

- рассмотреть теоретические аспекты музейной педагогики: история становления, понятие и категории;

- изучить музейную педагогику в качестве формы воспитательной работы;

- изучить место и роль школьного музея в пространстве образовательного учреждения;

- систематизировать и обобщить опыт школьной Комнаты боевой и трудовой славы в воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.






1 Теоретические аспекты музейной педагогики: история вопроса, сущность, категории

1.1 История возникновения музейной педагогики, ее роль на современном этапе развития общества

Основополагающие идеи музейной педагогики, как отмечает отечественный исследователь Е. Б. Медведева, связаны с именами немецких ученых А. Лихтварка, К. Фолля и деятельностью Г. Кершенштайнера. Однако, как полагает автор, термин «музейная педагогика» впервые появился в книге Г. Фройденталя «Музей - образование - школа» (1931 г.). В этой работе он описывает методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление полученных знаний и впечатлений, где центральное место отводится учителю, выступающему одним из участников музейно-педагогического процесса. Понятие «музейная педагогика» в контексте взаимодействия музея и школы употребил А. Рейхвейн [13].

Изучение трудов немецких специалистов русскими учеными на рубеже XIX-XX веков оказало влияние на процессы формирования теоретических и практических аспектов отечественной музейной педагогики. Вопросами музейно-педагогической традиции в России занимались: А. В. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров и др.

Н.Л. Шеховская отмечает, что в 1980-х годах XX века один из ведущих музееведов России А. М. Разгон отметил необходимость создания такой научной дисциплины, как музейная педагогика, и которая находится на стыке целого комплекса наук. [24].

Формирование музейной педагогики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 80-90-х годах XX века. На современном этапе в музейной педагогике наиболее разработаны проблемы образовательной деятельности музея как средства социализации личности, воспитания ценностного отношения к окружающему миру (Е.Г. Ванслова, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова, М.Ю. Юхневич), осмысление воспитательной функции музея через формирование исторического сознания (З.А. Бонами, Н.Г. Макарова), сравнение музейной педагогики в России и за рубежом (И.М. Коссова, Е.Б. Медведева).

В настоящее время в отечественной науке музейной педагогике даются следующие определения. М.Ю. Юхневич рассматривает музейную педагогику в качестве научной дисциплины, образующейся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающей музей как образовательную систему3.

С точки зрения Б.А. Столярова, музейная педагогика - это «… отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды»4.

Музейная педагогика в настоящее время является самостоятельной научной дисциплиной, которая сформировалась на стыке музееведения, педагогики и психологии. Она рассматривает музей как культурно-образова-тельную систему. К основным функциям музейной педагогики относятся: познавательная, воспитательная, творческая, социальная. Данные функции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Это обстоятельство позволяет ввести ее в каждый из разделов педагогического знания [11].

Музейная педагогика, с точки зрения В.М. Воронович, позволяет решать одну из основных педагогических проблем: как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи5.

Е. Г. Ванслова отмечает, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие, нематериальные отношения [2].

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.

Объектом музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

Музейный предмет - подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью.

Музейная культура:

- с одной стороны - хранилище, набор музейных предметов;

- с другой стороны - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.

Музейная коммуникация - необходимая соорганизация определенных позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры: позиция творца; позиция воспринимающего; позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определенный набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Их взаимодействие задает ситуацию музейной коммуникации.

Данное взаимодействие строится на нескольких принципах:

- принцип активного отношения к музейному пространству означает необходимость формирования позиции интерпретатора;

- принцип толерантности предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование;

- принцип авторства означает, что диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если школьник, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Модель музейной педагогики предполагает следующую структуру: цель; задачи; направления; специальные требования; формы и методы работы; принципы; музейные педагогические технологии. По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать ее результативность.

Цель музейной педагогики состоит в создании условий для развития личности путем ее включения в разноплановую и многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики определены как:

- воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализации в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики6.

Представляется существенно важным дать определение музейно-педагогической деятельности, которая в научной литературе представляется как воспитательная деятельность музейными средствами. Она осуществляется в системе педагогических отношений, направленных на совершенствование взаимодействия между людьми, для которых характерным является понимание духовно-нравственных ценностей общества и культурного наследия.

В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы:

- интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;

- комплексность, означающая здесь включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);

- программность, обеспечивающая усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ.

Таким образом, музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамическую систему компонентов, в ходе которого формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического и материально-художественного творчества.

Вся музейная деятельность содержит в себе элементы воспитания. Она дает возможность испытать чувство гордости за свой край, город, людей, формирует гражданские и патриотические качества, развивает познавательный интерес. В музее начинается развитие ценностного отношения личности к миру, к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках данной цивилизации.

1.2 Место школьного музея в пространстве образовательного учреждения

Школьный музей выступает важным звеном в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Он формирует чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому, которое начинается с уважения семейных реликвий, воспоминаний, с небольших музейных экспозиций и выставок; он способствует творческой самореализации учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и формированию потребности в поисково-исследовательской деятельности, а также создаѐт условия для расширения, углубления и систематизации знаний [25].

Современные школьные музеи представляют собой комплекс средств социального воспитания, представляющие собой не только музейные ценности, но и воспитательные средства воздействия на сознание будущих выпускников образовательных школ. Музеи образовательных учреждений располагают опытом, средствами патриотического, трудового, воинского, экологического воспитания, включающими экспонаты, рассказывающими о защите Отечества во время войны, трудовом подвиге в тылу во время войны, о восстановлении разрушений в послевоенное время, о профессиональных достижениях в современных условиях, о флоре и фауне.

Современный школьный музей - это воспитательное средство воздействия через организацию кружковой, исследовательской и проектной деятельности, проведения музейных занятий в образовательном процессе, педагогических занятий для родителей7.

Воспитательная функция музея заключается в том, что он создает особую уникальную среду для формирования личности с активной гражданской позицией. Все направления и формы деятельности школьного музея базируются на четырех основных принципах: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Особенность школьного музея состоит в том, что здесь одновременно действуют информационные и воспитательные потоки. Музей не просто транслирует информацию, а воздействует на чувства учащихся, побуждает их к самостоятельному творческому поиску. Экспонаты музея дают возможность получить знания, опираясь на первоисточник. Отличительная черта специфики школьного музея заключается в том, что создатели музея (Совет музея, учащиеся, педагоги школы, родители) сами же являются его основными пользователями, в отличие от государственных и ведомственных музеев.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг., и особенно - в 70-е гг. прошлого столетия.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, но сегодня мы можем сказать с уверенностью, что актуальность существования и развития музеев образовательных учреждений сомнению не подлежит.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, здесь учащийся из обезличенного объекта воздействия, «поглощающего» отмеренную ему порцию информации, превращается в полноправного участника диалога. Именно музейная педагогика является той сферой образовательно-воспитательной деятельности, в которой пересекаются, взаимно дополняя друг друга, образование, культура, музееведение, педагогика и психология. Поэтому школьный музей сегодня - уникальная среда, где главная миссия музейной педагоги заключается в том, чтобы способствовать раскрытию историко-культурных смыслов и ценностных значений предметных реалий, представленных в экспозиции и находящихся за ее пределами [5].

Поэтому у ребенка появляется возможность научиться «оценивать» окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, на основе общения с культурным наследием сформировать способность к художественному восприятию действительности, а также развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия своей страны, разных эпох и народов.

Уникальные средства музейной педагогики вносят ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, потому как в условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет, в меру своих возможностей, поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с образовательно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:

- наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея;

- наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

- наличие необходимых помещения и оборудование, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций;

- обязательное условие функционирования школьного музея - Совет музея - постоянный актив учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов;

- наличие элементов социального партнерства.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей. А наиболее полно воспитательные функции музея будут реализовываться в том случае, когда в образовательном учреждении создана единая воспитательная система.

Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

Основными функциями музея являются: документирование природы, истории, культуры родного края; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации учащихся; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления8.

Школьные музеи обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Их основной особенностью служит тесная связь с учебно-воспитательным процессом.

Сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде.

В основе образовательно-воспитательного процесса в музее лежат следующие педагогические принципы:

- интерактивность (человек лучше запоминает то, что видит и делает);

- комплексность (включение всех каналов восприятия: чувственность, психоаналитический комплекс);

- программность (обеспечивает усвоение информации на основе разработанных программ).

Занятие, проведенное в стенах школьного музея, современная форма ведения занятий, пространство музея, атмосфера общения с произведениями искусства создает ситуации, при которых дети вырабатывают собственные суждения, оценки, мнения, так как образование в рамках школьного музея общедоступно, вариативно, освоение знаний проходит в свободной форме, самостоятельно. Опыт взаимодействия с музейными объектами транслируется на предметы, находящихся за пределами музейной экспозиции [3. С. 19].

В основе деятельности школьного музея - обязательное взаимодействие всех школьных структур: совета музея, актива музея, актива школы, педагогического совета, завуча по ВР, педагога - организатора, школьного психолога, учителя предметника, классных руководителей, библиотеки, методических объединений, социального педагога, родителей, общественного совета школы. А также сотрудничество с различными учреждениями города (музеи, библиотеки, психологические центры). Основа развития - средовый подход к организации образовательного процесса, взаимодействие всех социальных институтов - семьи, школы, внешкольных организаций, общественности, средств массовой информации, обеспечивающих единство и целостность воспитательного процесса. Развиваясь под воздействием различных воспитательных систем, воспитательный процесс становится результативнее. Интеграция субъектов и институтов воспитания выводит его за рамки единого образовательного учреждения, формируя особое воспитательное пространство с функционирующей в нем эффективно развивающейся системой воспитания.



2 Работа Комнаты боевой и трудовой славы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на примере МКОУ «Базарносызганская СОШ №2

2.1 Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников

В настоящее время российское общество столкнулось с серьезными проблемами в области духовно-нравственного развития личности, к которым относятся растущая популярность негативных идей и идеологий в молодежной среде, преступность, алкоголизм и наркомания. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, понимание свободы как вседозволенности [18].

Поэтому создание в образовательных учреждениях целостной системы гражданско-патриотического воспитания позволит преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и духовности детей и молодежи. Для этого должны быть созданы условия формирования у школьников позиции созидания, позиции человека, ответственного по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

В эпоху массового снижения нравственных ценностей очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое целое, музей и образование формируют духовность человека, его гражданско-патриотическую позицию9.

В современной научной литературе сущность понятия «патриотизм» рассматривается с различных точек зрения. Например, Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов. Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов - Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Р.Я. Полярцева и др. - определяют патриотизм как сложное нравственное качество, имеющее категориальную структуру, которая формируется с детства.

По определению Т.М. Масловой патриотизм как социально-педагоги-ческая категория предполагает «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации». Таким образом, патриотизм - это активная гражданская позиция10.

Данная мысль подтверждается в исследованиях В.Ю. Микрюкова. По мнению автора, патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Вместе с тем, поясняет исследователь, в ряде определений отсутствует такая сторона (составляющая) патриотизма, как его действенный характер. «Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки», - пишет В.Ю. Микрюков. В этом определении подчеркивается мысль о том, что патриотизм - «это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо». [14, с. 5].

По мнению Е.Л. Вороновой, патриотизм - это также «система отношений человека («я-отношений») к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [6].

Патриотическое воспитание является педагогической проблемой во все времена и занимает важное место в духовной жизни общества и во всех сферах его деятельности. Долгое время понятие Отечества признавалось высшим предметом поклонения. Однако в настоящее время в условиях полинациональных обществ такое понимание патриотизма нуждается в уточнении. В новых условиях основной задачей является научить школьника видеть интерес и достоинство своего Отечества11.

Системообразующим фактором патриотического воспитания является целеполагание. Ряд авторов считают ведущей целью патриотического воспитания школьников - воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы.

При этом следует отметить, что российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их, укрепляет их связи с народами других стран, помогает человеку осознать себя представителем всего человечества.

Патриотическое воспитание тогда станет эффективным, если оно будет организовано в определенной системе. Система патриотического воспитания представляет собой совокупность содержания, форм и методов организации познавательной деятельности учащихся, направленных на формирование способности и желания к выполнению долга по защите Родины, овладение детьми знаниями и воспитание уважения не только к традициям своего народа, но и уважения к другим народам, их культурам и обычаям, нетерпимости к национальной и расовой неприязни.

Среди компонентов системы патриотического воспитания можно выделить учебный процесс, внеклассную и внешкольную работу. Среди современных форм патриотического воспитания педагоги выделяют следующие: коллективные, групповые, индивидуальные, которые подразделяются на формы управления и самоуправления, познавательные формы, развлекательные формы12.

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как «носители указанного качества». Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческо-волевой - определяет И.Ф. Харламов [23].

Одним из важных и эффективных средств патриотического воспитания младших школьников, которые раскрыты в трудах советских педагогов и возрождающихся в современной педагогической литературе, является музейная педагогика, элементы которой в настоящее время все больше и больше включаются в учебно-воспитательный процесс современной школы.

Музейная среда является частью социокультурной среды и определяется нами как общественные, материальные и духовные условия деятельности человека, созданные в рамках музея, и отношения, которые возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Она включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат.

Учеными исследованы различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся (Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморенко, Л.В. Шеметова, И.А. Шпаченко); развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта средствами музейной педагогики (А.С. Огоновская, М.В. Соколова); развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования (Г.В. Вишина)13.

По мнению В.М. Воронович, музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей Отчизны (выделено нами).

Музейная педагогика способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого школьника, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества14.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Реализация модели гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики способствует формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащихся через организацию творчески развивающей работы с обучающимися, их включению во внеучебную, творческую деятельность.

Работа школьного музея по патриотическому воспитанию школьников может позволить решить следующие задачи:

- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;

- гармонизация развития творческой личности;

- формирование национальной идеологии;

- сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;

- патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

- создание новой музейной аудитории;

- расширение пространства влияния музея.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьный музей значительно расширяет возможности педагогов в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Его работа направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает школьникам обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь школьников более насыщенной и интересной, поднимает их культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира15.

Именно музей с его экспонатами дает возможность школьнику соприкасаться с живой историей. Музей - это место, где воспитывают не только экспонаты, а сама аура, которая поглощает ребят, переступивших порог музея. Основные задачи музея, как средства - утвердить патриотические ценности, формировать ведущие качества личности, воспитывать и развивать бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций своей малой Родины.


2.2 Опыт работы Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2»

Комната Боевой и трудовой славы (далее - Комната) создана при Базарносызганской СОШ №2 в 2002 году.

В соответствии с Положением о работе Комнаты, определены основные цели и направления ее работы.

Комната боевой славы создана в целях:

- просветительская деятельность;

- вовлечение учащихся в общественно-полезные дела, развитие их инициативы;

- содействия гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

- формирования у учащихся гражданской позиции по отношению к своему родному краю, своей малой Родине;

- развития исследовательской деятельности учащихся;

- привлечения учащихся к работе экскурсоводами;

- обогащения материалами.

При создании Комнаты были поставлены следующие задачи:

- воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.

Профиль работы Комнаты - патриотический (военная тематика, история рабочего поселка Базарный Сызган и сельских населенных пунктов, история школы, краеведческий).

Направления работы: поисковое; экскурсионное; исследовательское; оформительское.

В общих чертах можно сказать, что вся деятельность Комнаты направлена на вовлечение учащихся, родителей и общественности в активную работу по патриотическому воспитанию школьников. Основная цель - это формирование у учащихся гражданственности, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чтобы выпускник стал личностью духовно и нравственно чистой и сформированной.

Непосредственное руководство практической деятельностью осуществляет руководитель Комнаты Н.П. Быкова, назначенный приказом директора школы по образовательному учреждению от 20 января 2005 года. Он планирует работу, заботится о формировании и сохранении основного и вспомогательного фондов.

Текущую работу организует актив Комнаты боевой и трудовой славы. Он избирается ежегодно из числа активных учащихся поисковой, исследовательской, экскурсионной групп. Количественный состав актива - 7- 9 человек. Избирание проходит открытым голосованием на последнем заседании в мае месяце. Актив комнаты боевой славы проводит свои заседания один раз в месяц.

Собранные материалы составляют основной и вспомогательный фонд. Все материалы заносятся в инвентарную книгу и подлежат правильному хранению. Ведется тетрадь экскурсий. Ответственность за сохранность основного и вспомогательного фондов лежит на руководителе комнаты боевой славы.

Дополнением к положению являются: Памятка по учету и хранению экспонатов, Практические рекомендации по организации работы с документами, Создание и паспортизация школьного музея, Инвентарная карточка, Коллекционная опись, Акт приема предметов на материально-ответственное хранение, Анкета для руководителей музея, Паспорт Комнаты.

Работа Комнаты по патриотическому воспитанию строится на организации культурно-просветительской, методической, информационной деятельности и тесно связана с развитием детского самоуправления.

Работа Комнаты ежегодно строится в соответствии с Программой Комнаты боевой и трудовой славы, основными принципами которой служат:

- непрерывность и последовательность;

- обучение и воспитание учащихся в неразрывном единстве;

- ориентация на общечеловеческие ценностные отношения;

- комплексность воспитывающих влияний.

Цель программы: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Задачи программы:

- ознакомление учащихся с событиями отечественной истории, биографиями выдающихся земляков;

- создание у учащихся представлений о поисковой работе, сборе и хранении экспонатов;

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, обобщению фактов;

- формирование у обучающихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях своего народа.

Данная программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг».

Основными методами реализации программы являются: беседа, наблюдения, исследования и т.д.

Ведущее место занимают методы и приёмы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры.

На базе Комнаты, в рамках собранного материала, проводятся классные часы, посвященные Героям Советского Союза, которые ранее проживали на территории Базарносызганского района: А.А. Карабанов, Д.И. Семенов, Г.И. Барыков, В.И. Васин, П.А. Голиченков.

Кроме того проводятся тематические «Уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, в частности с О.И. Усыниной, И.С. Крашенинниковым, Н.С. Гуторовым и другими, с солдатами трудового фронта, участниками Афганской и Чеченских войн. Налажен тесный контакт с войсковой частью №55685 села Патрикеева, на базе которой проводятся экскурсии на предмет изучения солдатского быта, деятельности и истории воинского подразделения.

Отметим, что работа Комнаты невозможна без привлечения к работе родителей и педагогов-предметников. Деятельность Комнаты предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, географии и природоведения, иностранного языка. Подобные музейные уроки помогают школьникам больше узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях - все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности, воспитание патриотизма.

В прошлом учебном году, в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне проведена большая поисково-исследовательская работа по розыску и сбору материала о выпускниках школы, принимавших в ней участие. Школьники приняли участие в марафоне «1418 огненных верст», побывав у памятников погибшим землякам в селах Красная Сосна, Лапшаур, Ясачный Сызган.

В Комнате имеются стенды с фотографиями наших земляков-участников войны и конфликтов в «горячих» точках, Альбом памяти о тех, кто не вернулся в фронта в годы ВОВ, подлинные Благодарственные письма, орденские книжки и т.д. участников войн.

На основе этих документов проводятся музейные уроки, лекции: «Ты бессмертен, солдат», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Базарный Сызган в годы Великой Отечественной войны», «Земляки - герои», «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег».

В этот же период состоялась серия мероприятий, посвященных базарносызганцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а также нашим военнослужащим нынешнего поколения. В апреле прошло торжественное открытие экспозиции, посвященной воинам - героям, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. Помимо фотографий и документов экспозиция включает в себя памятную мемориальную доску, посвященную выпускнику школы А.И. Зулюкову, погибшему в Афганистане. В мероприятии приняли участие бывшие воины-афганцы, которые совместно с учащимися школы подготовили концерт. На торжественное открытие были приглашены родители героев.

Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь базарносызганцев, внесших большой вклад в развитие рабочего поселка. В Комнате собран большой материал по истории ПО «Теплоприбор», о людях, работавших на предприятии и награжденных за свой труд орденами и медалями: В.И. Семенова, Л.В. Тарадеева, М.И. Фокина, Б.В. Лукьянов и другие.

В этом году был собран и систематизирован материал, посвященный молодежи 40-х и 50-х годов ХХ века. На его основе был разработан проект «Молодость моя»

Подготовлена и представлена фотоэкспозиция «Моя малая родина», куда вошли фотографии, сделанные школьниками на темы: «Мой поселок», «Мой современник», «Природа родного поселка». «История Больших родников».

Целенаправленно и скрупулезно активистами Комнаты продумываются и проводятся классные часы на тему - «Я - патриот».

За последние годы музей школы пополнился многочисленными фотографиями, документами личного характера, предметами быта. Все материалы подлинные. Нашими учениками неоднократно были представлены исследовательские работы на региональных краеведческих конференциях обучающихся. Например, наша выпускница Алина Быкова собрала богатый материал по истории храма св. Димитрия Солунского.

Кроме того, школьниками начат сбор информации об исчезнувших селах нашего района. Уже собран материал по поселкам Прутки, Роднички, Бельгам, Никольское.

Серьезную работу проводит редакция школьной газеты «Переменка» которая выходит уже четыре года по инициативе «Совета музея», где выпускается приложение «Музейный вестник». В нем публикуются материалы о событиях и мероприятиях из жизни Комнаты, фотоэкскурсии, отзывы гостей, среди которых постоянные и желанные - ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. И поэтому совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Участие ребят во Всероссийских конкурсах «Рождественские православные чтения», «Пасхальные чтения».

Мы считаем, что целенаправленная деятельность Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» способствует достижению следующих результатов:

- успехи обучающихся в изучении школьных предметов, таких как: история, литература, ИЗО;

- постоянное развитие Комнаты, увеличение количества экспонатов, появление новых экспозиций;

- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

- проведение активной поисковой работы отвлекает школьников от участия в уличных группировках;

- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

- Комната создает условия для творческой самореализации каждого ученика;

- Комната служит одним из центров воспитательной работы в школе;

- совместная работа активистов Комнаты, учащихся школы, педагогов и родителей служит основой духовно-нравственное становление подростков, их патриотического воспитания. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.



Заключение

В настоящий момент воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

На основе проделанной работы можно сделать несколько выводов.

1 Музейная педагогика - это «… отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды».

2 Музейная педагогика как научная дисциплина сформировалась на рубеже XIX-XX веков.

3 Музейная педагогика раскрывает взаимодействие музея и школы. На современном этапе модернизации отечественного образования музейная педагогика перешла в качественно новую фазу развития, открывающую возможность поэтапного формирования личности посредством музейно-педагогических программ.

4 Музейно-педагогическая деятельность играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

5 Музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамическую систему компонентов, в ходе которого формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического и материально-художественного творчества.

5 Вся музейная деятельность содержит в себе элементы воспитания. Она дает возможность испытать чувство гордости за свой край, город, людей, формирует гражданские и патриотические качества, развивает познавательный интерес. В музее начинается развитие ценностного отношения личности к миру, к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках данной цивилизации.

6 Школьный музей выступает важным звеном в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Он формирует чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому, которое начинается с уважения семейных реликвий, воспоминаний, с небольших музейных экспозиций и выставок; он способствует творческой самореализации учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и формированию потребности в поисково-исследовательской деятельности, создает условия для расширения, углубления и систематизации знаний.

Мы считаем, что целенаправленная деятельность Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» способствует достижению нескольких важных результатов, в том числе по патриотическому воспитанию обучающихся. Комната служит одним из центров воспитательной работы в школе.




Список использованной литературы

1 Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики [Текст] : методические рекомендации по распространению результатов инновационной деятельности в массовую образовательную практику / Под ред. В. М. Воронович. - Минск: Амалтея, 2011. - 48 с.

2 Ванслова, Е. Г. Музейная педагогика [Текст] / Е.Г. Ванслова //Воспитание школьников, 2000, №5. - С. 27-42.

3 Ванюшкина, Л. Педагогика музейной деятельности [Электронный ресурс] / Л. Ванюшкина, Е. Коробкова // Искусство. 1 сентября, 2007, №24.

4 Васильева, Т.Е. Генезис музейной педагогики в социокультурном образовательном контексте [Текст] / Т.Е. Васильева, С.В. Соболев, О.Г. Панченко // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, ГПУ, 2010, №4. - С. 26-34.

5 Веселова, Е.Г. Школьный музей как уникальная развивающая среда и воспитательная система образовательного учреждения [Текст] / Е.Г. Веселова // Мир современной науки, 2013, № 1.

6 Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282 с.

7 Дюмина, И. А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея [Текст] / И.А. Дюмина // Педагогическое образование в России. - 2013, № 3. - С. 37-40.

8 Колокольникова, З.У. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетенции будущего учителя [Текст] / З.У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014, № 4 - С. 45-49.

9 Макарчук, Я.В. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников [Текст] / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Вестник ЧГПУ. - Абакан: ХГУ, 2012, №9. - С. 74-87.

10 Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в республике Хакасия [Текст] / Я.В. Макарчук // Мир науки, культуры, образования, 2008, № 5. - С. 185-188.

11 Макеева, И.А. Состояние и перспективы исследований в сфере музейной педагогики [Текст] / И.А. Макеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 125-127.

12 Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования [Текст] : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.М. Маслова. - Хабаровск, 2007. - 25 с.

13 Медведева, Е. Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность [Текст] : учебное пособие / Е. Б. Медведева. - М.: АП-РИКТ, 2003. - 92 с.

14 Микрюков, В.Ю. Патриотизм: к определению понятия [Текст] / В.Ю. Микрюков // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 3 - 9.

15 Мотина, В.В. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика [Текст] / В.В. Мотина // Труды СПбГУКИ, 2013, №. 9. - С. 307-310.

16 Налетова, Е.Л. Формирование воспитательного пространства средствами музейно-педагогической деятельности (на примере г. Тольятти) [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Л. Налетова. - Ульяновск, 2010. - 22 с.

17 Понамарева, Т.Н. Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме [Текст] / Т.Н. Понамарева // Педагогическое образование в России, 2010. - № 1. - С. 64-68.

18 Ромаева, Н.Б. Этапы развития категории «свобода» в отечественной педагогике и образовании Текст] / Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев // Известия Южного Федерального университета, 2012, № 3.

19 Склярова, Т.В. Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] / Т.В. Склярова // Мир науки, культуры, образования, 2015. - № 1. - С. 119-121.

20 Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст] : учеб. пособие / Б. А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.

21 Тарасова, А.Н. Перспективы школьных музеев в современных условиях [Текст] / А.Н. Тарасова // Мир науки, культуры, образования, 2001, № 3. - С. 298-301.

22 Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности [Текст] : учебное пособие / С.Л. Троянская. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 131 с.

23 Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] : учебник / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2002. - 519 с.

24 Шеховская, Н. Л. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ [Текст] / Н.Л. Шеховская, Е.П. Мандебура // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2011. №6.

25 Элькин, Г. Ю. Школьные музеи [Текст] : пособие для учителей / Г.Ю. Элькин, З.А. Огризко. - М. : Просвещение, 1972. - 112 с.

26 Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей [Текст] : учеб. пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. - М., 2001. - 223 с.

Дополнительные источники

1 МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» План работы Комнаты боевой и трудовой славы на 2015-2016 учебный год. - Базарный Сызган, 2015.

2 МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» Программа Комнаты боевой и трудовой славы на 2015-2016 учебный год. - Базарный Сызган, 2015.

3 МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» Устав Комнаты боевой и трудовой славы на 2015-2016 учебный год. - Базарный Сызган, 2002.

Приложение 1

Работа с органами ученического самоуправления Музейная педагогика как форма воспитательной работы

Работа с органами ученического самоуправления Музейная педагогика как форма воспитательной работы

Рисунок 1.1 - Примеры экспозиций Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2».

1 Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей. - М., 2001. - С. 3.

2 Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. - С. 211.

3 Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей. - М., 2001. - С. 3.

4 Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. - С. 211

5 Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики / Под ред. В.М. Воронович. - Минск, 2011. - С. 14.

6 Налетова, Е.Л. Формирование воспитательного пространства средствами музейно-педагогической деятельности (на примере г. Тольятти). - Ульяновск, 2010. - С. 7.

7 Понамарева, Т.Н. Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме / Педагогическое образование в России, 2010. - С. 64.

8 Тарасова, А.Н. Перспективы школьных музеев в современных условиях // Мир науки, культуры, образования, 2001. - № 3. - С. 299.

9 Склярова, Т.В. Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования, 2015. - № 1. - С. 119.

10 Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. - Хабаровск, 2007. - С. 10..

11 Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д., 2008. - С. 13..

12 Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в республике Хакасия // Мир науки, культуры, образования., 2008. - № 5. - С. 186.

13 Макарчук, Я.В. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников / / Вестник ЧГПУ. - Абакан, 2012. №9. - С. 79.

14 Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики / Под ред. В. М. Воронович. - Минск, 2011. - С. 8.

15 Дюмина, И. А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея // Педагогическое образование в России. - 2013, № 3. - С. 38.


© 2010-2022