Статья на тему: Использование информационно-коммуникационных технологий

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в образовательномпроцессе учителя-дефектолога c детьми младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в ОГКУЗ «Братский областной специализированныйдом ребёнка»
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т. А. Пестрикова, учитель - дефектолог,

Областное государственное казённое

учреждение здравоохранения

«Братский областной специализированный

дом ребёнка»,

г. Братск



Использование информационно-коммуникационных технологий

в образовательном процессе учителя-дефектолога

c детьми младенческого и раннего возраста

с ограниченными возможностями здоровья

в ОГКУЗ «Братский областной специализированный

дом ребёнка»



Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость самостоятельно действовать, проявлять инициативу. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.

В нашем доме ребёнка находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет, многие из них с ограниченными возможностями здоровья.

При всём разнообразии врожденных и приобретённых заболеваний у большинства детей с ОВЗ наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия.

У таких детей наблюдаются:

• Снижение запаса сведений и представлений об окружающем мире, по сравнению с нормально развивающимся ребёнком, а также снижение или отсутствие потребности в общении;

• Депривация детского возраста (психическая, эмоциональная, двигательная, материнская, сенсорная, социальная депривация и другие, депривационные ситуации);

• Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;

• Различные формы речевых отклонений: задержка речевого развития, дизартрия и алалия;

• Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, а также нарушение мышечного тонуса, ощущений движений, невозможность произвольных движений, нарушение равновесия и координации движений;

• раздражительность, капризность на фоне низкой работоспособности.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с данными нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных форм воспитания и обучения данной категории детей.

В связи с недостаточностью информации, отсутствием образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста в сфере инклюзивной педагогики, учителю-дефектологу дома ребёнка приходится широко использовать в практической деятельности материалы интернет-ресурсов (различные методики, методическую литературу, компьютерные игры, используя мультимедийное оборудование).

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы, склонности и возраст ребёнка.

Цель в работе дефектолога - это использование информационных технологий в работе с детьми:

-повысить наглядность материала;

-разнообразить содержание материала;

-разнообразить формы подачи материала.

Применение компьютерных технологий позволяет:

- использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;

- задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

- интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей (на уровне возможностей данной категории детей с учётом их индивидуальных возможностей).

Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя - дефектолога игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Так как ИК-технологии используются в доме ребёнка с детьми от 2 месяцев до 4 лет, имеется целесообразность организовать работу по направлениям:

1. Сенсорное развитие:

- игры и упражнения на различение цвета, формы, величины предметов;

2. Развитие речи детей:

- подбор звуковых файлов по лексическим темам (мелодии без слов, песни, стихи, звуки природы, звукоподражания и т.д.):

* Звуки дома

* Звуки природы

* Звуки, которые издают животные, птицы.

* Звуки, которые издают музыкальные инструменты.

- повторы звуков, слогов, слов, фраз (продолжи фразу, ответы на вопросы)

- использование ИКТ, как сюрпризный момент (пришёл в гости зайка, пришла кукла Маша...)

- беседы с детьми

3. Звукотерапия:

- использование релаксирующих мелодий со цветовыми пятнами (во время работы с детьми учитель-дефектолог произносит спокойные, доброжелательные тексты на расслабление).

Материал для использования ИКТ разнообразен, это:

- анимации, картинки, фотографии;

- слайд - шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно - развивающего обучения);

- сказки, небольшие интересные рассказы к теме сюжета.

Возможности ИК-технологий способствуют развитию когнитивных функций, обогащению словаря, сенсорных представлений, общему интеллектуальному развитию и развитию речи.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У детей хорошо развито непроизвольное внимание, и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес и привлекает внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, что позволяет моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты, а также позволяет заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для детей с ОВЗ. Одной из доступных и удобных в применении приложений является программа «Power Point». Она позволяет дефектологу самостоятельно готовить пособия к занятиям с учётом всех дидактических и коррекционных принципов.

Для облегчения процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, использую презентации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного её слайда) на занятии зависят от содержания, целей, задач коррекционной работы, и, конечно же, возраста детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• осуществление полисенсорного восприятия материала;

• возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;

• возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка;

• материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с маленьким ребёнком, учитывая характер возрастной нагрузки.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с ОВЗ необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состав и структуру нарушенных функций детей.

2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного занятия, как восприятия с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребёнка, в соответствии с рекомендациями врачей и СанПин.

Применение информационно - коммуникативных технологий в доме ребёнка позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

В дальнейшем планирую разработать систему коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, авторские презентации, дидактические игры с использованием ИКТ, основанных на возрастных особенностях детей и лексических темах специализированного дома ребёнка. Ведь проведение занятий и индивидуальной работы с использованием распечатанных красочных картинок по лексическим темам позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру.

Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Мною постоянно пополняется медиатека - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных педагогами.

Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальное занятие с использованием магнитофона с флеш-носителем, несомненно, всячески облегчают работу учителя-дефектолога: все физкультминутки проводятся под соответствующую детскую музыку, скачанную с Интернета. Это помогает ребёнку расслабиться, лучше усвоить предложенный ему материал на занятии и создать хорошее настроение.

Соответственно, учителю-дефектологу необходимо пользоваться интернет-ресурсами. Интернет даёт огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления своего педагогического опыта, обмена мнениями, общения с коллегами, помогает в создании собственных презентаций, консультаций и других материалов.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом.

Таким образом, в сфере коррекционного образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. У малыша развиваются такие важнейшие операции мышления как сравнение, обобщение и классификация, которые являются существенным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении и коррекционной работе с детьми.

Так пусть на нашей планете - будут все здоровыми и счастливыми дети!!!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Возможности информационных систем в управлении единым образовательным пространством области. / В.А.Бондаренко; В.П.Ковалевский; В.А.Красильникова //Вестник ОГУ, 2001.

2. Методологические аспекты компьютерного обучения / В.А.Красильникова //Сборник материалов НПК «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». - Оренбург. ИПК ОГУ, 2004.


© 2010-2022