Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом

воспитании учащихся


Историческое значение каждого русского человека измеряется

его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство-

силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский


Цель: распространение актуального педагогического опыта в области организации деятельности школьного музея в системе мероприятий в рамках реализации программы патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»

Задачи:

-оказать методическую помощь по организациидеятельности школьного музея;

- обеспечить качественную подготовку к районным и городским конкурсам стационарных или временных выставок;

- обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими материалами;

- пополнить банк результативного опыта ОУ по методике и практике музейной работы.

Раздаточный материал: методические рекомендации, практические материалы для педагогов.

Ход семинара


В условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Гражданское, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения выступают одной из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.

Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Одним из средств развития гражданско-патриотических качеств личности может стать музейная деятельность. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Музейная деятельность обладает потенциалом для формировния патриотизма, воздействует на сознание молодежи, воспитывает в ней чувства гуманизма, гордости за свое Отечество, толерантности. Она предоставляет возможность воспитывать у школьников стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей страны.

Обращение к своим истокам является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным явлениям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины.

Задачами работы школьного музея являются:

  • историко-краеведческое и патриотическое воспитание;

  • поиск и сбор материалов краеведческого характера;

  • учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

  • оформление и экспонирование материалов;

  • использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.

Организацию работы в музеях осуществляют советы, куда входят учащиеся в основном 5-11 классов.

В спектр деятельности совета входят:

  • пополнение фонда, организация контактов с организациями и музеями;

  • изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;

  • создание экспозиций и выставок;

  • проведение экскурсий;

  • предоставление музейного материала для использования в учебном процессе;

  • организация особо значимых встреч.

Совет музея является координатором всех патриотических акций в школе, а их немало :

  • традиционные встречи с ветеранами войны и тыла;

  • Уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы ;

  • торжественное вручение приписных свидетельств учащимся школы в

присутствии ветеранов и представителей военкомата;

  • встречи с интересными людьми и частными коллекционерами;

  • экскурсионная группа проводит обзорные экскурсии по музею, по

тематическим выставкам и разделам;

  • поисковая группа ведет целенаправленную работу по пополнению Книги

Памяти школы;

  • учащиеся ведут активную просветительскую работу;

  • традиционными стали социально-значимые акции «Помощь ветерану» и

« Георгиевская ленточка»;

  • фонды музейного комплекса постоянно пополняются за счет экспонатов из

домашних архивов учащихся, педагогов школы, сотрудников школы и

просто не равнодушных людей, случайно узнавших о существовании

школьного музея.

Одним из условий успешной организации деятельности школьного музея - преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.

Музейная работа тесно связана с исследовательской краеведческой деятельностью,дает возможность активно участвовать в историко-краеведческой работе, тем самым пополнять экспозиции, заниматься фондами.

Исследовательская работа по источникам музея имеет очень важное значение. Она позволяет систематизировать весь имеющийся материал музея по определенной теме, описать и издать в виде буклета, журнала или книги. Таким образом, он становится достоянием многих людей, а не только посетителей музея. Исследовательской работой занимается в первую очередь руководитель музея и дети - активисты музея.

Возможность для выявления, обобщения, распространения и поощрения результативного опыта работы школьных музеев и творческих объединений учащихся дают районные и городские конкурсы стационарных или временных выставок«О боевой славе», «О трудовой славе», «Наше историко - культурное наследие и традиции», «История обычных вещей».

В практике работы школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и памятным местам города. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Формированию способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки работы с экспонатами и проведения экскурсий содействует городской конкурс«Юный экскурсовод». Он способствует получению учащимися умений и навыков допрофессиональной подготовки экскурсоводов, развитию научно-исследовательских, творческих способностей.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является поисково-исследовательская деятельность как основа развития гражданской инициативы. С целью поиска и сбора материалов и документов по выбранной тематике учащиеся встречаются с тружениками тыла времён Великой Отечественной войны, сотрудниками выдающихся научных, инженерных, спортивных и иных школ.

Подготовка к районному и городскому этапам конкурса поисковых групп по темам «Мы - наследники победы», «Мы - первые», «Герои гражданского общества» способствует развитию гражданской активности учащихся, коммуникативных способностей, самостоятельности и ответственности.

Деятельность музеев освещается в ходе проведения городского конкурса

«Твоё время!»,цель которого - формирование позитивного информационного потока через пропаганду деятельности музеев образовательных учреждений. Советы музеев рассказывают о своей работе в электронных и печатных СМИ, по телевидению или радио.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.


© 2010-2022