Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






План конспект


Наименование: Плоскостная разметка







Специальность: Слесарь по ремонту автомобиля, водитель автомобиля.



Цели: 1. знать назначение и способы выполнения плоскостной разметки; инструменты и приспособления для разметки; правила организации рабочего места и безопасной работы.

2. Уметь подготавливать поверхность деталей под разметку; производить разметку по размерам и шаблонам; производить заточку и заправку кернеров, чертилок и ножек циркуля, соблюдая при этом правила безопасности и организации рабочего места.

Необходимые материалы, оборудование и вспомогательные материалы.



Кол-во

Наименование/ описание


1


1


Чертилка

1

Кернер

1

Разметочный

1

Циркуль

1

Верстак

1

Угольник

1

Угольник с полкой

1

Разметочная плита

1

Масштабная линейка

Сопутствующие учебные элементы и пособия:

  • «Условные обозначения на чертежах»

  • «Инструмент и приспособление для измерений и разметок»

  • «Организация рабочего места слесаря»

  • Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями»

1. Общие понятия

При обработке с поверхности заготовки удаляется определенный слой металла, в результате уменьшается ее размер. Разность между размером заготовки до и после обработки является величиной припуска на обработку.

Чтобы знать, где и до каких размеров вести обработку, сначала заготовку размечают.

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащее обработке. Переход при обработке за эти риски ведет к порче детали.

Разметку выполняют точно и аккуратно. Ошибки при разметке приводит к браку.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,25 -0,5 мм.

Разметка применяется преимущественно в индивидуальном и мелкосерийном производствах. На крупных заводах необходимость в разметке отпадает благодаря использованию специальных приспособлений - шаблонов, кондукторов, упоров и т.п.

Разметка по видам делится на три основные группы: машиностроительная, строительная, котельная и судовая.

В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную)

Разметка машиностроительная является самой распространенной операцией слесарной обработки.

Разметка - сложная и ответственная работа, требующая очень внимательного выполнения. Производя разметку нужно хорошо читать чертежи, отлично знать разметочный и измерительный инструмент и уметь правильно им пользоваться.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаПлоскостная разметка выполняется обычно на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом материале, и заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам. К плоскостной разметке относят и разметку отдельных плоскостей деталей сложной формы, если при этом не учитывается взаимное расположение размечаемых плоскостей.



В данном учебном элементе рассматривается только плоскостная разметка

2. Приспособления для плоскостной разметки и инструменты

Инструменты и приспособления, применяемые при разметке, объединяются в три основные группы:

  1. Инструмент для нанесения и накернивания рисок - чертилки, рейсмасы, штангенрейсмасы, пружинные циркули, разметочные штангенциркули и разной конструкции кернеры.

  2. Инструмент для нахождения центров деталей - кернер - центроискатель, угольник - центроискатель, транспортир - центроискатель, спец. приспособления для разметки деталей с большими отверстиями.

  3. Приспособления для размечаемых заготовок - подкладки, домкраты, поворотные приспособления, вертикальные стойки для измерительных линеек, дополнительные плоскости к разметочной поите, длительные приспособления и центровые бабки.

Разметочные работы выполняю на разметочных плитах, которые отливают из серого чугуна. Они имеют коробчатую форму и снабжены внутри ребрами жесткости. Верхнюю рабочую поверхность и боковые стороны точно обрабатывают и затем шабрят. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструменты. Размер плиты выбирают так, чтобы ее ширина и длинна были на 500 мм больше соответствующих размеров размечаемой заготовки.

Размеры плит: малые: 100x200, 200x200, 200x300,300x300; 300x400,400x400,450x600;

большие: 1500x3000, 3000x5000, 4000x6000,6000x10000; средние: 500x800.750x1000,1000x1500.

Большие плиты изготовляют составными из двух или четырех частей. Которые скрепляют болтами и шпонками.

Рабочая поверхность плиты устанавливается по уровню строго горизонтально. Эта поверхность всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту протирают тряпкой, смазывают маслом и накрывают деревянным щитом-крышкой.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Размечаемые заготовки нельзя передвигать по плите, иначе на них могут появиться царапины и забоины. Плиты размещают на столах или фундаментах в наиболее светлой части помещения слесарного участка в местах, где отсутствует вибрация от работающих станков.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка



Подкладки служат для обеспечения правильной установке деталей при разметке и предохранения плиты от забоин и царапин. Самыми простыми подкладками являются плоские опорные, подкладки больших размеров выполняют пустотелыми или двутаврового сечения, цилиндрическими и др.


ККонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкалиновые подкладки представляют собой два соединенных, точно обработанных стальных клина 2 и 3. Заготовку устанавливают на верхней поверхности клина 2. Подъем и опускание заготовки производят вращением винта 1, находящегося в теле клина 3. Имея набор клиньев разной толщин регулируют положение заготовок по высоте. На боковой поверхности нижнего клина нанесена шкала, позволяющая контролировать и точно регулировать высоту. Перемещение на одно деление = 0,1 мм.


Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаДля разметки громоздких и тяжелых заготовок применяются разного рода домкраты, позволяющие выверять и регулировать положение заготовок по высоте и поворачивать их в горизонтальной плоскости на 360°.



Чертилки (иглы) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность при помощи линейки, угольника или шаблона. Изготовляют их из стали У10 и У12. Для разметки хорошо обработанных поверхностей используют латунные чертилки, а на алюминий риски наносят карандашом. Обычная круглая чертилка имеет l = 150-120 мм. и d = 4 - 5 мм, один конец которой закален на 20 - 30 мм и остро заточен под 15о, а другой согнут в кольцо d = 25-30мм. По форме они могут быть разными.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка Кернер - слесарный инструмент, применяемый для нанесения углубления (кернов) на предварительно размеченных линиях. Кернение делают для того, чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали. Изготовляют кернеры из Ст У7А, У8А, 7ХФ. 8ХФ. Рабочую часть кернеров термически обрабатывают на длине 15 - 30 мм до твердости HRC 55 - 59, ударную часть - на длине 15 - 20 мм до твердости HRC 40-45. Средняя часть кернера обычно имеет рифление (накатку) для удобства работы им.



ОКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкабыкновенный кернер - стальной стержень L = 100,125,160 мм и d = 8,10,12 мм со сферическим бойком. Острие кернера затачивают на шлифовальном круге под углом 60о. При более точной разметке угол 30 - 45о, а для разметки центров угол 75о.



Специальные кернеры служат для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Кернер для шаговой разметки состоит из двух кернеров - основного 1 и вспомогательного 2, скрепленных общей планкой 3. Расстояние между ними регулируется при помощи отверстий в планке 3 в зависимости от шага разметочных отверстий. Первое углубление накернивают кернером 1. Затем в это углубление ставят кернер 2 и ударом молотка по кернеру 1 накернивают углубление, затем кернер 2 переставляют в другое положение. Этим достигается точность разметки и повышается производительность.


К группе специальных кернеров относят пружинные, электрические и пневматические кернера.


Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаПружинный кернер служит для точной разметки тонких и

ответственных изделий. Принцип его действия основан на сжатии и мгновенном освобождении пружины, при котором наносится удар керном.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Электрический

кернер - высокопроизводителен.

При нажатии на риску острием кернера замыкается электрическая цепь и ток, проходя через катушку, создает магнитное поле, ударник мгновенно втягивается в

кКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаатушку и наносит удар по стержню кернера. Во время переноса кернера в другую точку пружина 5 размыкает цепь, а пружина 2 возвращает ударник в исходное положение.


Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаПневматические кернеры служат для различных керновочных работ. Они удобны в работе; имеют небольшой вес и габариты.



Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаРазметочные циркули применяют для нанесения дуг окружности и деления отрезков и углов на равные части. Циркули изготовляют в двух вариантах: простой, позволяющий фиксировать положение ножек после их установки на размер, и пружинный, применяемый для более точной установки размера.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

ДКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаля разметки контуров ответственных деталей используют разметочный штангенциркуль ШЦ - II


Он имеет двустороннее расположение губок и состоит из штанги 1 с неподвижными губками и рамками 3 с подвижными губками. Одна пара губок 2 предназначена для измерения наружных и внутренних размеров. Вторая пара губок 2 имеет остро заточенные концы и используется для разметки. У этого штангенциркуля нет линейки для измерения глубины отверстий, но имеется спец. устройство 7 для точного перемещения разметки по штанге.


Разметочные угольники с полкой используют для проведения рисок, параллельных одной из обработанных сторон заготовки и для нанесения рисок в вертикальной плоскости.



3. Подготовка к разметке и ее основные этапы.

Для того, чтобы разметочные риски были четко видны на поверхности размечаемой заготовки, эту поверхность следует окрасить, т.е. покрыть составом, цвет которого контрастен цвету материала размечаемой заготовки, для чего используют специальные составы. Материалы для окрашивания выбирают в зависимости от материала заготовки и от состояния размечаемой поверхности. Обычно используют раствор мела в воде с добавлением столярного клея, обеспечивающего надежное сцепление красящего состава с заготовкой, и сиккатива, способствующего быстрому высыханию этого состава; медный купорос, представляющий собой сернокислую медь и в результате происходящих химических реакций обеспечивающий образование на поверхности заготовки тонкого

и прочного слоя меди; быстросохнущие краски и эмали. Медный купорос может быть применен только в тех случаях, когда заготовки выполнены из черного металла, т.к. между цветными металлами и медным купоросом не происходит химической реакции с осаждением меди на поверхности заготовки.

Заготовки из медных, алюминиевых и титановых сплавов обычно окрашивают быстросохнущими лаками и красками.

Подготовительные работы при разметке включают в себя подготовку красителей, подготовку поверхностей к окрашиванию и само окрашивание.

Мел с добавками разводят до консистенции жидкой сметаны. Медный купорос растворяют в воде в соотношении 1:10 или используют твердый купорос, которым натирают поверхность заготовки.

Перед окраской размечаемую поверхность очищают от грязи, пыли, окалины и обезжиривают.

Окраску заготовки производят кистью или тампоном, нанося состав равномерно тонким слоем.

Затем выполняют разметку. Вначале определяют базу, от которой будут наноситься риски. Базой называется поверхность или специально подготовленные риски, от которых производят измерения и отсчеты размеров в процессе разметки. При плоскостной разметке базами могут служить обработанные под лекальную линейку и угольник наружные кромки плоских деталей, полосового и листового материала, а также различные линии, нанесенные на поверхность, например центровые, средние, горизонтальные, вертикальные или наклонные.

Риски обычно наносят сначала все горизонтальные, затем вертикальные, после этого наклонные и, наконец, окружности, дуги и закругления.

Разметка закончена, если изображение на плоскости заготовки полностью соответствует чертежу.


4. Основные приемы нанесения разметочных рисок

При нанесении рисок чертилка должна быть наклонена, во - первых, в сторону от линейки (а) и, во-вторых, по направлению перемещения чертилки (б)

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаУгол наклона в обоих случаях должен составлять около 75-80°. Эти углы наклона не должны изменяться в процессе нанесения рисок, т.к. в противном случае риски будут непараллельные линейке.

Риску проводите только один раз, тогда она получается чистой и правильной. Если линия нанесена плохо, ее следует закрасить и нанести вновь

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Правильное и неправильное положения чертилок при нанесении рисок


5. Основные способы построения параллельных прямых линий.

а. Построение линии, параллельной заданной прямой

Из произвольных точек С и D заданной прямой АВ восстановите два перпендикуляра. Затем через точки пересечения дуговых засечек Е и F проведите параллельную линию

б. Проведение через заданную точку М прямой параллельной прямой АВ.

НКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаа прямой АВ возьмите произвольные точки а и в. Одну из них а соедините с точкой М. Из точки в проведите дугу радиусом AM, а из точки М - дугу радиусом АВ. На пересечении проведенных дуг находится точка N. Прямая, проведенная через точки М и N, будет параллельная прямой АВ.

вКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка. Проведение прямой, параллельной заданной прямой АВ, на определенном от нее расстоянии L.

1-й способ. В произвольной точке а заданной прямой АВ восстановите перпендикуляр АК, на котором от точки а откладывается заданный отрезок L (AM=L).

Затем задачу решайте рассмотренными выше способами построения.

2Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка-й способ. Из произвольных точек а и в на прямой АВ проведите дуги радиусом L. Прямая, касательная к этим дугам, будет параллельной к заданной прямой АВ и отстоять от нее на расстоянии L.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

г. При помощи разметочного циркуля.

За разметочную базу (начало отсчета) принимайте одну из обработанных сторон заготовки. Установите раствор ножек циркуля на необходимый размер и одну них расположите на базовой поверхности (ребре) заготовки, а острием второй сделайте две засечки-дуги заданного радиуса (поз,1); затем проведите риски 1, касательную к этим дугам. Выберите на риске 1 две произвольные точки т, из них заданным радиусом так же проведите две дуги (поз.II) и затем касательную к ним риску 2.

д. При помощи масштабной линейки

Выберите торец или ребро заготовки за начало отсчета - базу. Масштабную линейку наложите на размечаемую поверхность, совмещая деление отсчитанного размера а с базой и по нулевому делению линейки чертилкой нанесите метку. Такую же метку нанесите и с другой стороны заготовки и соедините их прямой линией.



6. Основные способы нанесения перпендикулярных рисок при

плоскостной разметке

аКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка) При помощи угольника и линейки

Первую риску проведите по линейке, а затем несколько выше той точки, где требуется восстановить перпендикуляр, нанесите углубление кернером (в точке а). После этого к линейке 1 приложите полку угольника 2 так, чтобы вторая его полка проходила через а. Вдоль этой полки чертилкой 3 нанесите риску, перпендикулярную первой.

б) При помощи угольника с полкой от разметочной
плиты.

ДКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаеталь заготовку положите в угол разметочной плиты и слегка прижмите грузом, чтобы оно, не сдвигалась в процессе разметки. Первую риску проведите по угольнику, полку которого придвиньте к боковой поверхности разметочной плиты (положение угольника I -1). После этого угольник приложите полкой к другой боковой поверхности (положение 11 - II) и проведите вторую риску, которая будет перпендикулярна первой.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

в) При помощи угольника с полкой от обработанных кромок летали

ЭКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкатот случай аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, что базами для угольника с полкой будут служить боковые поверхности детали, а не разметочной плиты. Предполагается, что боковые поверхности детали предварительно обработаны и взаимно перпендикулярны.

г) При помощи дополнительного угольника, прикрепленного к заготовке

ЭКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкатот способ применяйте в тех случаях, когда боковые

поверхности заготовки 1 не обработаны. Поверочный угольник 3 прикрепите к заготовке 1 струбцинами 2. Затем к внутренней стороне угольника 3 приложите второй угольник 4 (положение I) и проведите первую риску. Вторую риску нанесите после перестановки угольника в положении II.

7. Способы отыскания центров цилиндрических деталей

ПКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкари слесарной обработке деталей цилиндрической формы часто возникает необходимость отыскания центра окружности.

При помощи циркуля центра искателя и штангенциркуля.

Касаясь отогнутой ножкой 1 циркуля-центроискателя наружной цилиндрической поверхности детали острой прямой ножкой 2 сделайте на торце детали четыре засечки проходящие приблизительно через центр. Центр окружности наметьте кернером на глаз в середине между этими засечками


В деталях с отверстием его найдете таким же способом, как описано выше, предварительно забивая в отверстие планку 1 из дерева

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

8. Способы проведения наклонных рисок

Положение наклонной линии на чертеже может быть определено размерами катетов, одним линейным размером с указанием уклона или углом наклона. В зависимости от того, как задано положение наклонной линии, принимается тот или иной способ разметки

а) По размерам катетов

Проведите риску, на которой отложите отрезок АВ.

Из конца этого отрезка восстановите перпендикуляр и отложите на нем отрезок ВС. Соединив точки А и С, получите искомую наклонную линию

бКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка) По одному линейному размеру и уклону
Надпись "Уклон 1:4" означает, что на каждые 4 мм

длины (по горизонтали) наклонная линия поднимается (или опускается) на 1 мм. При построении все размеры увеличивают в 10 или другое число раз.

На горизонтальной риске АВ отложите отрезок АС длиной 40 мм. Из точки С восстановите перпендикуляр, на котором отложите отрезок CD длиной 10 мм. Прямая AD будет иметь уклон 1:4= 10:40

9. Деление углов на равные части

а) Деление любого угла на две равные части

Из вершины угла О произвольным радиусом проведите дугу АВ. Из точек А и В сделайте засечку одним и тем же радиусом. Проведите прямую через точки О и С. Прямая ОС делит данный угол на две равные части

б) Деление прямого угла на три равные части

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаИз вершины О Произвольным радиусом проведите дугу до пересечения со сторонами угла; из точек А и В дугами того же радиуса пересеките дугу АВ в точках С и D, затем соедините точки пересечения дуги D и С с вершиной угла О. Прямая OD и ОС делят прямой угол на три равные части.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка10. Деление отрезков прямых линий на равные части

Нередко при разметке возникает надобность в делении отрезков прямых линий на несколько равных частей. Выполнять эту работу при помощи простейших средств (масштабной линейки, угольника и чертилки) можно только при весьма грубой разметке. В тех случаях, когда к разметке предъявляются относительно высокие требования по точности, возникает надобность применять другие, более совершенные способы.

На любое число равных частей, делящееся на 2, 3 или 5, отрезок может быть разделен путем последовательного деления на 2, 3 или 5 частей ниже приведенными способами.

а) На две равные части.

Из крайних точек отрезка А и В радиусом больше половины АВ проведите две дуги аа и вв. Прямая CD, проходящая через точки пересечения этих дуг, и будет делить отрезок АВ на две равные части АО=ОВ.

М

Вожет оказаться, что дуги аа и вв пересекутся вне пределов заготовки. Чтобы произвести разметку в этом случае, из точек А и В сделайте на заданной прямой две засечки произвольным радиусом, но так, чтобы АК =ВК . После этого из точек К и К опишите дуги так, чтобы они пересекались в пределах размечаемой поверхности, например в точках L. и L .

Прямая L и L будет также делить отрезок АВ пополам.

б) На три или пять равных частей
Для деления отрезка AD на три равные части накерните точки А и D . Затем установите раствор циркуля на глаз приближенно на размер, равный Уд AD, и вправо от точки А сделайте засечку, которая пересечет AD в точке В. Этим же раствором циркуля сделайте засечку из точки В вправо и из точки D влево. Если обе эти засечки не пересекутся в одной точке С, то поменяйте раствор циркуля и снова сделайте засечки, пока не получите требуемых результатов

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

в) На четыре, шесть или восемь равных частей

Чтобы разделить отрезок на 4, 6 или 8 равных частей, сначала поделите его на 2 части, а затем каждую из этих частей поделите на 2,3 или 4 части

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

11. Деление окружностей на равные части

К делению окружности на равное число частей приходится часто прибегать в производстве.

Разделить окружность пополам не представляет труда. Для этого нужно провести один диаметр. Если центр окружности неизвестен, то сначала нужно найти его и уж затем через Него провести диаметр.

Несколько сложнее деление окружностей на 3 - 15 и большее число частей. Однако и такое деление можно осуществить с помощью способов геометрических построений.

а) На три равные части.

Проведите диаметр АВ. Затем из точки В опишите дугу радиусом данной окружности до пересечения с ней в точках С и D. Точки А, С и D делят данную окружность на три равные части.


Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

б) На четыре равные части.

Проведите диаметр АВ и из точек А и В произвольным равным радиусом сделайте по две засечки, которые пересекутся в точках С и D. Прямая CD пересекает окружность в точках М и Н и делит диаметр АВ на равные части. Точки А, Н, В и М делят окружность на 4 части



Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

в) На пять и на десять равных частей.

Для деления окружности на 5 равных частей проведите два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD. Один из радиусов, например OD, поделите пополам и накерните точку М. Из этой точки М, как из центра, сделайте засечку радиусом МА до пересечения диаметра CD в точке Н. Затем из точки А радиусом АН опишите дугу НК. Отрезок АК будет тем расстоянием, на которое нужно раздвинуть циркуль, чтобы разделить окружность на 5 равных частей.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Для деления окружности на 10 равных частей прибегните к этому же построению, но только раствор циркуля для деления окружности на части установите не по отрезку АК, а по отрезку ОН, который будет равен стороне вписанного десятиугольника.

г) На шесть равных частей.

Проведите диаметр АВ и из точек А и В прочертите дуги радиусом данной окружности. Очевидно, что они пересекутся в центре окружности О. Полученные при этом построении на окружности точки А, К, С, В, D и М делят ее на б равных частей

д) На восемь равных частей.

Сначала окружность поделите на 4 равные части двумя взаимно перпендикулярными диаметрами. Затем углы АОС и AOD поделите пополам и продолжите биссектрисы КО и НО до пересечения с окружностью в точках N и М. Точки А, К, С, N, В, М, D и Н делят окружность на 8 равных частей

е) На двенадцать равных частей.

Сначала поделите окружность на 6 равных частей, затем проведите диаметры СН и DM. Углы АОС, COD и DOB поделите пополам. Биссектрисы углов продолжите до пересечения с окружностью и получите точки а, в, с, d и f. Таким образом, окружность будет разделена на 12 частей.

Примечание: При помощи специальных таблиц или геометрических построений окружность можно поделить на любое число равных частей

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

12. Построение разверток простейших тел


Заготовками для деталей, изготовляемых из листового и профильного материала и имеющих в готовом виде сложную форму, служат плоские листы и прямые полосы профильного сечения, которые затем подвергаются гибке, отбортовке, вырезке и пр. При разметке таких плоских и прямых заготовок слесарь должен уметь находить истинные размеры их (если они не заданы специальным чертежом развертки), чтобы после соответствующей обработки деталь приняла требуемые форму и размеры.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаДля нахождения истинных размеров заготовок нужно уметь выполнять так называемую развертку пространственных поверхностей в плоскость.

а) Развертка боковой поверхности цилиндра

Проведите две параллельные риски на расстоянии Н, равном высоте цилиндра. Затем на одной из этих линий отложите отрезок АВ, равный длине окружности основания цилиндра; AB=pD. Далее из точек А и В восстановите перпендикуляры до пересечения со второй прямой в точках С и D.

Полученный прямоугольник ACDB, высота которого равна высоте цилиндра, а основание длине окружности цилиндра, и представляет собой развертку поверхности цилиндра

б) Развертка пустотелой прямой четырехгранной призмы

Проведите две параллельные риски на расстоянии Н, равном высоте призмы. На одной из них отложите отрезки, равные сумме всех сторон основания призмы а+в+а+в, и из всех точек восстановите перпендикуляры до пересечения со второй параллельной риской.

Прямоугольник ABCD (поз. 1) и будет представлять собой развертку призмы. Если такой прямоугольник вырежете по разметке и согнете (по тонким линиям), то получите заданную призму. Если призма имеет днище и крышку, то развертка ее будет иметь форму, соответственно показанной в поз, II

в) Развертка правильной пятигранной пирамиды

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Из точки О радиусом, равным ребру АО, проведите дугу АА . Из точки А этой дуги циркулем сделайте засечки в точках В, С, D и Е так, чтобы АВ = ВС = CD = DE = ЕА, = а. Соединив сплошными линиями эти точки между собой, а штриховыми с центром О, получите ряд равнобедренных треугольников АОВ, ВОС и т.д., которые образуют боковую поверхность пирамиды. Для получения полной развертки к этой боковой поверхности пристройте правильный прямоугольник ABCDE -основание пирамиды.

г) Построение разверток усеченного конуса.

ДКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаля построения развертки необходимо знать диаметры основания большого Д и малого d, а также высоту Н

Чтобы вычертить развертку при условии, что его высота Н невелика, а разница между диаметрами основания большого Д и малого д значительная, надо построить вид сбоку - фигуру АБВГ. Продолжив образующие АГ и БВ, получим точку их пересечения О - вершину конуса. Из точки О циркулем проводим дуги через точки А и Г.

От точки А1, выбранной произвольно, откладываем на дугу длину окружности большого основания, которую находим по формуле L=πД. Отложить найденную длину можно, воспользовавшись проволокой или шнуром. Для этого на проволоке (или шнуре) отмеряют длину L , а затем, изогнув проволоку, прикладывают ее к дуге в точке А1. Свободный конец проволоки обозначают точку Б1, которая будет отстоять по дуге на величину длины окружности большого основания. Соединяя точки А1 и Б1 с вершиной О, пересекаем малую дугу в точках Г1 и В1. Полученная фигура А1Б1В1Г1 и является разверткой.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

13. Основные приемы кернения

Во время работы разметочные риски можно затереть руками так, что они станут плохо заметны. Поэтому после нанесения рисок произведите их накернивание. Центры этих накерниваемых углублений (кернов) должны располагаться точно на разметочных линиях с тем, чтобы после обработки детали на ее поверхности оставалась несрезаной половина керна. На длинных рисках простого очертания керны располагайте с шагом 20-100мм; на коротких рисках, а также в углах, перегибах и закруглениях берите шаг 5-10мм.

Керны необходимо ставить на пересечениях рисок и закруглениях. Обработанные поверхности точных деталей обычно не накернивают либо же ставят керны на продолжении рисок - на боковых сторонах детали


При кернении кернер удерживайте тремя пальцами левой руки. Наставив его острый конец на разметочную риску так, чтобы коническое острие совпало с серединой риски, кернер наклоняйте в сторону от себя (а). Найдя нужную точку и прижав к ней острие кернера, быстро поворачивайте его до вертикального положения (б), после чего правой рукой нанесите удар по тупому концу кернера. В момент удара молотка вертикальное положение кернера фиксируйте пальцем (в)


14. Примеры выполнения разметочных работ

В целях повышения производительности разметки стремитесь применять усовершенствованные приемы разметки и по возможности используйте универсальные и специальные приспособления, а также другие способы, облегчающие выполнение разметочных работ.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

а) Разметка по шаблону.

К разметке по шаблону обычно прибегают в серийном производстве. Шаблоны делают из листового цинка толщиной 0,5мм или листовой стали толщиной от 1,5 до 4мм.


При разметке шаблон наложите на предварительно закрашенную заготовку (деталь) и проведите чертилкой риску вдоль контура шаблона, после чего риску накерните.



Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

При помощи шаблонов удобно размечать отверстия для сверления, т.к. при этом отпадает необходимость в разных геометрических построениях - делениях отрезков или окружностей на части и пр.

Разметку отверстий по шаблону производите либо чертилкой, либо же непосредственно кернером


б) Разметка по образцу.

В опытном производстве и в ремонтных цехах, где часто возникает необходимость изготовить только одну деталь, аналогичную другой или взамен старой, износившейся, прибегайте к разметке по образцу, которая напоминает разметку по шаблонам. При этом две детали -старую и новую - располагайте рядом и выверяйте в одинаковом положении. Затем устанавливайте чертилку рейсмаса по старой детали и переносите все размеры на новую деталь

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкав) Разметка по эталонам.

При изготовлении повторяющихся деталей в мелкосерийном производстве весьма рационально применение разметки по эталонным деталям. При этом одна из деталей используется для разметки всех остальных деталей партии. На рис. показана разметка двух пластин а и б по ранее размеченной эталонной пластине.

15. Правила выполнения приемов разметки

При выполнении разметочных работ необходимо придерживаться следующих основных правил:

  1. Слой окрашиваемого состава на заготовке должен быть тонким, равномерным по толщине и полностью покрывать размечаемую поверхность.

  2. При проведении риски точно совмещать линейку с исходными отметками на детали и плотно прижимать к заготовке.

  3. Риску проводить одним непрерывным движением чертилки вдоль линейки, не наносить ее дважды по одному и тому же месту, так как это приводит к ее раздвоению.

  4. Кернение производить легкими ударами молотка по кернеру так, чтобы глубина кернового углубления составляла примерно 0,5 мм. При накернивании длинных рисок ( более 150 мм.) расстояние между углублениями должно быть 25-30 мм., при накернивании коротких рисок - 10-15 мм., линии малых окружностей диаметром до 15 мм накернивают а четырех взаимно - перпендикулярных точках. Линии больших окружностей диаметром более 15 мм. накернивают равномерно в 6-8 местах, дуги в сопряжениях следует кернить реже, чем на прямолинейных участках; Точки сопряжения и пересечения рисок необходимо обязательно накернивать; центр отверстия или дуги накернивают глубже, чем риску, диаметр отверстия при этом делают обычно 1 мм.

  5. При разметки отверстия или дуги точно устанавливать раствор циркуля на требуемый размер, прочно фиксировать раствор циркуля прижимным винтом. При проведении дуги циркуль слегка наклонить в сторону движения.

  6. При разметке по шаблону или образцу плотно прижимать его к детали, следить, чтобы он не сместился в процессе разметки.

  7. При разметке «от кромки» обработанной детали следует плотно прижимать полку угольника с широким основанием к кромке детали.

8. При разметке «от осевых линий» размеры отсчитывают от двух контрольных керновых углублений, расположенных на краях линий.

9. Разметка ведется только исправным и правильно заточенным инструментом.

  1. Перед установкой деталей (заготовок) на плиту следует проверить ее на устойчивость.

  2. Используемый для окрашивания медный купорос наносят только кисточкой, соблюдая меры предосторожности, так как он ядовит

  3. Удалять пыль и окалину с разметочной плиты щеткой.

  4. Промасленную ветошь и бумагу складывать только в специальные металлические ящики.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Практические работы

Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

1. Подготовить к разметке обработанную поверхность.
Внимательно осмотреть заготовку, зачистить её

поверхность наждачной бумагой до блеска.

Кисточкой нанести на поверхность равномерный слой медного купороса или лака; просушить.

Неокрашенные места вновь зачистить и окрасить.

2. Подготовить к разметке не обработанную поверхность.

Очистить заготовку от грязи, окалины и других загрязнений металлической щеткой или скребком; протереть поверхность ветошью.

Кисточкой нанести на размечаемые поверхности детали тонкий слой раствора мела с клеем или краску.

Упражнение 2. Разметка окружностей и деление их на части.

1 .Разметить окружность заданного диаметра.

Окрасить заготовку и наметить кернером центр будущей окружности - О.

Установить ножку циркуля в керновое углубление центра и прочертить риску окружности. При проведении риски циркуль слегка наклонить по ходу.


2.Разделить окружность на четыре равные части и построить квадрат внутри круга.

Разметить на пластине окружность заданного диаметра.

Провести через центр окружности осевую риску, накернить точки 1 и 2.

Установить циркуль на размер, превышающий радиус окружности на 8-10 мм. Из точек 1и 2 прочертить дуги I-I и II-II.

Через точки пересечения дуг и центр окружности провести осевую риску, пересекающую линию окружности в точках 3 и 4; накернить эти точки.

Соединить рисками точки 1, 2, 3 и 4.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаКонспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

3 .Разделить окружность на шесть равных частей и построить шестиугольник внутри круга.

Разметить на пластине окружность заданного диаметра.

Провести через центр окружности осевую риску; накернить точки 1 и 2.

Не изменяя раствор циркуля, провести из точек 1 и 2 две дуги, пересекающие линию окружности в точках 3 и 4, 5и 6.

Соединить рисками точки 1, 4, 6, 2, 5, 3 и 1.

Упражнение 3. Сопряжение прямых линий с кривыми

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

1. Соединить дугой две параллельные риски.
Провести на пластине две параллельные риски.
Разделить расстояние между рисками пополам и провести через точку деления осевую линию, параллельную обеим рискам.

Сделать на осевой риске керновое углубление О.

Установить циркуль на размер, равный половине расстояния между рисками.

Из точки О прочертить дугу, сопрягающую обе риски.

2. Соединить дугой заданного радиуса две риски, расположенные под углом.

Нанести на пластине две риски под заданным углом.

Провести параллельно рисками на расстоянии, равном радиусу закругления, две риски и сделать в точке их пересечения О керновое углубление.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаУстановить циркуль на размер, равный радиусу закругления.

Из точки О прочертить дугу, сопрягающую обе риски.

Упражнение 4. Сопряжение кривых линий с кривыми

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметка1.Соединить прямой линией две дуги.

Прочертить на пластине две дуги данных радиусов.

Приложить линейку к пластине так, чтобы грань её была касательной к исходным дугам-рискам.

Прочертить риску, сопрягающую обе дуги.

2. Соединить кривой линией заданного радиуса

R две дуги.

Прочертить на пластине две дуги-риски радиусов rl и г2.

Установить ножки циркуля на размер rl + R.

Конспект урока по учебной практике на тему Плоскостная разметкаИз центра закругления первой дуги прочертить дугу-риску радиуса rl + R.

Установить ножки циркуля на размер r2 + R.

Из центра закругления второй дуги прочертить дугу-риску радиусом r2 + R

Сделать в точке пересечения дуг-рисок керновое углубление О.

Соединить центры закруглений дуг-рисок с точкой О.

Установить циркуль на размер R

Установить ножку циркуля в керновое углубление О и прочертить дугу-риску радиуса R, сопрягающуюся с исходными дугами-рисками.

Проверка усвоения.

Контрольные вопросы.


Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите правильный.

1 .Каким составом можно окрасить заготовку из цветного металла?

а) мелом;

б) медным купоросом;

в) лаком;

г) краской.

2. В какой последовательности наносят риски?

а) все вертикальные;

б) все наклонные;

в) все горизонтальные;

г) все окружности, дуги и закругления.

3. Как быстрее произвести разметку серийной партии заготовок?

а) по образцу;

б) по шаблону;

в) по эталону.


© 2010-2022