Абай и Пушкин - созвучие двух сердец

КГУ «Булакская средняя общеобразовательная школа»                                                                     Литературный вечер                                                       для учащихся 8 – 11классов                                                            Провели: Хамзина Г.К.                                                                               Юсупова Г.Т.                                                    2014 – 2015 учебный го                                        Абай    и      Пушкин  -  созвучие  двух  сердец  .                                                       Учебная  цель:                 Изучение    жизни    и  творчества  А.С.  Пушкина                                              и  А. Кунанбаева. Воспитательная  цель : Приобщение  учащихся  к  культурному  достоянию                                             русского  и  казахского  народов ,  эстетическое                                             в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .

КГУ «Булакская средняя общеобразовательная школа»



Литературный вечер

для учащихся 8 - 11классов

Провели: Хамзина Г.К.

Юсупова Г.Т.



2014 - 2015 учебный го

Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .

Учебная цель: Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина

и А. Кунанбаева.

Воспитательная цель : Приобщение учащихся к культурному достоянию

русского и казахского народов , эстетическое

воспитание .

Развивающая цель : Привитие интереса к творчеству выдающихся

поэтов - Абая и Пушкина , изучению языков .

Оборудование: Портреты Абая и Пушкина , выставка

произведений Абая и Пушкина , сборники стихов

Оформление зала : Осенние листья , цветы , шары , казахские

орнаменты , вывеска с темой вечера, газеты на

тему стихов Абая и Пушкина русские

и казахские народные костюмы.

Ход классного часа :

І. Операционно- мотивационный этап.

II .Психологический настрой на фоне казахской музыки

( музыка Құрманғазы )

1.Слово учителя.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых!

-Ребята , сегодня мы поговорим о знаменитых людях ХІХ века.

Абай и Пушкин! Светочи поэзии, наша гордость, непревзойденное достижение

казахской и русской литературы . Их стихи - гимн высокой гражданственности,

« союз волшебных звуков , чувств и дум». Для них поэзия властитель языка ,

Начиная разговор о творчестве двух гениев - А.С. Пушкина и А. Құнанбаева давайте,

Вспомним, что мы знаем о них ?

( дети делятся своими знаниями)

1. : Абай Құнанбаев- великий поэт , гордость казахского народа . Родился в

Семипалатинской области , среди голубых Чингизских гор . Имя Абай дала ему

в детстве мать . Оно означает «вдумчивый , «осмотрительный»

2.: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве .Саша был кудрявым мальчиком ,

со смуглым личиком , с очень живыми глазами .

3. - Бабушка Пушкина учила маленького поэта русской грамоте , рассказывала ему о

русской старине.Няня знала множество сказок, песен и была замечательной

разказчицей .


4. Бабушку Абая звали Зере. Бабушка Зере прививала Абаю любовь к

народному творчеству с малых лет. Она знала старинные легенды о батырах ,

сказания , песни.

5. Рассказы бабушек , сказки запали в души поэтов и стали источниками их творчества .

Ведущий 1 : Творчество Абая и Пушкина - это отражение времени , в которое

суждено им было жить . « В центре пушкинского творчества жизнь его современников ,

раскрытая им горькая драма века ». Он « знал все страдания человека своей эпохи,

выпавшие на долю тех , кто беззаветно начал борьбу за свободу , и тех , кто не

отважился на мятеж . Жил , задыхаясь в атмосфере самовластья , погибая под ударами

враждебных человеку обстоятельств»

Ведущий 2 : Эпоха Абая - это период ломки патриорхальновековых устоев . Казахстан

находился на пути к новому развитию , но весьма усиливался феодальный гнет ,

борьба за власть . Несмотря на противоречия , раздиравшие страну,

развивалась прогрессивная мысль , происходило становление литературы,

расширялась сфера культурного общения казахов и русских .

Ведущий1 : Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свою Родину ,

красоту родной природы .

Ведущий 1: Для Пушкина природа - это чародейка , «очей очарованье».

Эта та действительность , которая вдохновляла поэта на творческий труд .

Несравненный живописец природы ,

Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом

музыканта , но и любящим свою Родину сердцем горячего патриота .

Ведущий 2 : Абая же волнует судьба народа , живущего в степи и лишенного права

наслаждаться красотой русской природы . Но Абай любит природу родного степного

края и воспевает ее в своих стихах . В поэзии Абая нашли отражение разнообразие

картины народной жизни :

Бескрайние просторы степей , жизнь и быт казахского ауыла , летние кочевья ,

поготовка к зиме , соколиная охота .

Абая увлекает не только степная природа . В этой степи живет его народ . Вот

почему стихи о природе - это в то же время стихи о народной жизни , полной

противоречий и контрастов .

Послушайте эти замечательные стихи :

Күз .Осень . ( Абай)

Сұр бүлт түсі суық қаптайды аспан ,

Күз болып , дымқыл тұман жерді басқан .

Білмеймін тойғаны ма , тоңғаны ма ,

Жылқы ойнап , бие қашқан, тай жарысқан?

Жасыл шөп , бәйшешек жоқ бұрынғыдай,

Жастар күлмес , жүгірмес бала шулай .

Қайыршы шал- кемпірдей түсі кетіп ,

Жапырағынан айырылған ағаш , қурай.


Тучи серые , хмурые ,

Дождь недалек ,

Осень . Голую землю туман заволок .

То ль от сытости , то ль чтоб согреться , резвясь ,

Стригунка догоняет в степи стригунок .

Косяком потянулись на юг журавли ,

Караваны верблюдов

Под ними прошли ,

И в аулах - уныние и тишина .

Смех , веселые игры остались вдали .

Жаз / Лето . ( Абай )

Жаздыгүн шілде болғанда,

Көкорай шалғын , бәйшешек

Ұзарып өсіп толғанда ;

Күркіреп жатқан жылқының

Шалғыннан жоны қылтылдап ,

Ат, айғырлар , биелер

Бүйірі шығып , ыңқылдап ,

Суда тұрып шыбындап ,

Құйрығымен шылпылдап ,

Арасында құлын- тай

Айнала шауып бұлтылдап ,

Жоғары - төмен үйрек , қаз

Ұшып тұрса сымпылдап .

Қыз- келіншек үй тігер ,

Бұрала басып былқылдап ,

Ақ білегін сыбанып ,

әзілдесіп сыңқылдап.

Летом , когда тенисты деревья ,

И буйно цветут цветы на лугах ,

И на широких речных берегах

Шумно раскидываются кочевья ,

Так высока в степи трава ,

Что спины коней видны едва .

.Гусей и уток крикливых стаи

То опускаются , то взлетают ...

Смехом и криками оглашая

Степной простор далеко вокруг .


Осень . ( А.С. Пушкин)

Унылая пора ! очей очарованье !

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье ,

В багрец и золото одетые леса ,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье ,

И мглой волнистою покрыты небеса ,

И редкий солнца луч , и первые морозы ,

И отдаленные седой зимы угрозы .

Зима. ( А.С.Пушкин)

.Вечор , ты помнишь вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.

Луна как бледное пятно ...

И ты печальная сидела ,

А ныне погляди в окно .

Под голубыми небесами

Великолепными коврами ,

Блестя на солнце , снег лежит.

Прозрачный лес один виднеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .

Жазғытұры / Весна. (Абай )

Жазғытұры қалмайды қыстың сызы ,

Масатыдай құлпырар жердің жүзі .

Жан- жануар , адамзат анталаса ,

Ата- анадай елжірер күннің көзі .

Жаздың көркі енеді жыл құсымен ,

Жайраңдасып жас күлер құрбысымен .

Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал

Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным ,

Словно мать и отец ,

Рада наша земля .

И все дедушки лучший надели убор,

И долины в тюльпанах, как пестрый ковер ,

В приозерных низинах гремят соловьи ,

Им кукушки зарей отзываются с гор .

Музыкальная пауза : Танец « Қамажай ».

Викторина:

1. Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил в ветхой землянке

30 лет и 3 года ?

(Старик со старухой , «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Что кричал петушок сидя на спице ?

(Кири- куку , царствуй лежа на боку .)

3. Как царица обращалась к волшебному зеркалу ?

(«Свет мой , зеркальце ! Скажи ! Да всю правду доложи»)

4. Как обращался старик к золотой рыбке ?

(«Смилуйся , государыня рыбка»

5. Как звали работника попа ? ( Балда)

6. Какими словами заканчиваются « Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях», и « Сказка о царе Салтане »?

( я там был , мед , пиво пил , да усы лишь обмочил .

7. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане »?

( Три девицы под окном пряли поздно вечерком)

8. Кто чередой из вод выходит ясных ?

( 33 богатыря и с ними дядька Черномор)

(Вручение призов за правильные ответы .)

Ведущий 1 : Как же складывалась судьба великих деятелей литературы ?

1. Жизнь А.С.Пушкина - « один чудесный миг»

Детство в Москве , учеба в Царскосельском лицее .Он увлекается театром, балами, являлся

членом различных литературных обществ , вступил в кружок «Зеленая лампа ». Был дружен

с будущими участниками восстания 14 декабря 1825 года . Мечтал о переустройстве России ,

свободе :

Хочу воспеть свободу миру .

На тронах поразить порок .

Выразитльное стихотворений .

«Узник» , «Во глубине сибирских руд»

Ведущий : Вольнолюбивые стихи поэта разлетались по всей стране. «Пушкина надо

сослать в Сибирь : наводнил Россию возмутительными стихами» ,- сказал царь Александр І

. Поэта ждала южная ссылка с мая 1820 по июнь 1824 года. Затем ссылка в Михайловское

Псковской губерний под надзор властей на 2 года . А затем было Болдино, Женить-

ба на Наталье Гончаровой , семейная жизнь, светские интриги .

В сентябре- октябре 1833 года он посетил Казань , Симбирск , Оренбург , Уральск . Здесь

поэт работал над историей Пугачевского восстания .

Творческая жизнь Пушкина была яркой , но недолгой . 27 января 1837 года на дуэли

он был смертельно ранен , а 29 января его не стало .

Таковы лишь основные вехи жизни поэта .

Ведущий 2 : Жизнь Абая - это годы учебы , борьбы за просвещение казахского народа .

Это радости любви и горести утрат .

Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах бывшей Семипалатинской

области.

Первоначальное образование получил дома у муллы , а затем его отец Кунанбай

отправил сына учиться в медресе . К тому времени у Абая пробудился интерес к поэзии.

Он стал увлекаться чтением восточной литературой . Нарушая суровый устав медресе ,

подросток самовольно посещал русскую школу. Он начал писать стихи , самостоятельно

изучал русский язык ... Отец суровый и властный человек , не дал ему закончить обучение .

Вернул сына в аул и начал приучать его к разбирательству тяжб , к будущей

административной

деятельности - главы рода . Однако Абай не стал преемником отца .Он писал

стихи , часто посещал публичную библиотеку в Семипалатинске .В это время судьба

свела его с сыльнымиЕ.К.Михаэлисом ,человеком широчайших знаний ; С.С. Гроссом ,

Н.И.Долгополовым , приехавшими в степь записывать казахские народные сказания ,

обряды . Они познакомили Абая с произведениями русских писателей , и , благодаря им ,

он понял что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является

самым уважаемым делом . Вскоре всем смыслом жизни Абая стала литература .

Поэт прожил недолгую жизнь - 59 лет . Он воспитал одаренных сыновей и пережил

трагедию их потери . До последних лет жизни Абай сохранил верность музе добра и

справедливости .

Ғылым таппай мақтанба

Ғылым таппай мақтанба ,

Орын таппай баптанба ,

Құмарланып шаттанба

Ойнап босқа күлуге .

Бес нәрседен қашық бол ,

Бес нәрсеге асық бол ,

Адам болам десеңіз .

Тілеуің , өмірің алдыңда .

Оған қайғы жесеңіз .

Өсек , өтірік , мақтаншақ ,

Еріншек , бекер мал шашпақ -

Бес дұшпаның білсеңіз .

Талап , еңбек , терең ой ,

Қанағат , рақым ойлап қой -

Бес асыл іс , көнсеңіз .


Пока не знаешь - молчи .

Пока блуждаешь - молчи ,

В бесцельных днях и в ночи

Пустых забав не ищи .

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был ,

Ты пятерых побори

И пятерых избери .

Злословье , ложь , хвастовство ,

Безделье и мотовство -

Вот пять друзей , согласись .

Увидев зло - отвернись ,

К беде пороки ведут .

Добро увидев - о нем

Ты помни ночью и днем

Ведущий 1 : Да , Абай и Пушкин жили в разное время , но судьба поэтов все- таки

переплелась на творческом поприще .

Абай занимается переводами русских и зарубежных поэтов: Лермонтова , Крылова , Гете.

Первым из среднеазиатских поэтов перевел он и Пушкина . Его увлекли герои романа

«Евгений Онегин» , особенно Татьяна ( речь идет о переводе на казахский язык

известного письма Татьяны к Онегину .) В ней он увидел душевную красоту ,

высокую нравственность , ответственность за свои поступки , глубокое чувство долга .

Ведущий 2 : Близость творчества двух поэтов прослеживается и в стихах о любви . В них

радость и томление , нежность и страсть .

Любовная лирика Пушкина доступна , но и сложна: она может быть и предельно нежной ,

и младенчески чистой , и рыцарски возвышенной , страстной и даже озорной .

У Пушкина любви все возрасты покорны. Это чувство поднимает душу , несет на

крыльях вдохновения . Оно недосягаемо по своей глубине .

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина о любви .

Ведущий 2 : Непревзойденным мастером в воспевании благородных чувств в казахской

литературе прошлого века был Абай . Та же чистота и глубина и страсть захватывает нас,

когда мы читаем стихи Абая.

Язык любви - язык без слов

Язык любви - язык без слов .

Лишь чувства , ощущений зов ,

Мгновенный взгляд или улыбка -

Его основа из основ .

Когда- то с этим языком

Я был до тонкости знаком ,

Но для меня его значенье -

Увы !- давно уж под замко

Лирическая песня : « Көзімнің қарасы »

Ведущий 1 : Абай и Пушкин - это поэты высокой гражданственности . Они одинаково

видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу . « Народу отдал

я любовь », писал Абай. «Неподкупный голос мой был эхом русского народа !» восклицал

Пушкин .

Ведущий : Читая Абая и Пушкина , мы испытываем особые чувства от возможности

общения с ними через их творчество .

Прошли годы . Но не угас интерес к творчеству великих поэтов , не иссякла дружба

казахского и русского народов . и сколько бы не проходило десятилетии и даже

веков - никогда не исчезнет желание возвращаться к пройзведениям двух гениев -

Абая и Пушкина .

Игра : « Угадай- ка !»

Я читаю строки из стихов , ребята должны угадать автора .

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа ... / Пушкин /

2.Осень. Голую землю туман заволок . / Абай « Күз » /

То ль от сытости , то ль чтоб согреться, резвясь ,

стригунка догоняет в степи стригунок... / Абай /

3.Буря мглою небо кроет , / Пушкин « Зимний вечер»

Вихри снежные крутя ;

То, как зверь , она завоет ,

То, заплачет как дитя ...

4. Ғылым таппай мақтанба , / Абай /

Орын таппай баптанба ....

5.Кто перевел « Парус» Ю. М. Лермотова на казахский язык ? / Абай/

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом -

Что ищет он в стране далекой ?

Что кинул он в краю родном ? ...

6.Во глубине сибирских руд / Пушкин /

Храните гордое терпенье,

не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье ...

7. Как весенней порою шумят тополя ! / Абай « Жазғытұры»

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным,

Словно мать и отец,

Рада наша земля ...

8.Подруга дней моих суровых , / Пушкин « Няне»

Голубка дряхлая моя !

Одна в глуши лесов сосновых

Давно , давно ты ждешь меня ...

9. Женщины юрты ставят ловко. /Абай « Жаз»/

Видны уверенность и сноровка

в плавных движениях белых рук ...

- На этом наш литературный вечер подходит к концу .

Я хочу пожелать вам добра и мира , счастья и благоденствия. Кем бы вы не были

русский или казах , татарин или поляк . Любите и берегите свой родной язык , также

уважайте язык других народов.

Пусть торжествует дружба и согласие,

Что завещал всем землякам Абай .

Должно быть в человеке это счастье.

Как есть в году благоуханный май .

Обратная связь • Контакты • Пользовательское соглашение

Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .








© 2010-2022