• Преподавателю
  • Другое
  • Статья PISA КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья PISA КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

PISA КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сабит Жулдыз Амангельдыкызы


Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области

г.Караганда

Главой государства Н. Назарбаевым указана необходимость того, чтобы образование давало молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы перед системой школьного образования поставлена цель формирования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [1].

В этой связи основой успешной социализации юных граждан рассматривается функциональная грамотность как способность использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Опыт стран-лидеров Глобального индекса конкурентоспособности 2014-2015 (Швейцарии, Сингапура, Германии, Финляндии, Южной Кореи и других) свидетельствует, что их успех основан на конкурентоспособной системе образования, в которой целью деятельности школы рассматривается подготовка выпускников к успешной социализации в XXI веке.

Республика Казахстан впервые приняла участие в исследовании PISA в 2009 году. В фокусе международного исследования PISA 2009 года была читательская грамотность. По результатам проведенного исследования Казахстан занял 59-е место среди 65 стран-участниц.

В 2012 году приоритетным направлением исследования стала математическая грамотность, по итогам которого Казахстан на 49-м месте. [3].

В апреле 2015г. проведено 3-ье исследование функциональной грамотности Казахстанских школьников. Основной акцент сделан на естественно-научную грамотность.

Отметим, что технология оценивания функциональности 15-летних обучающихся включала шесть уровней образовательных достижений.

В целом результаты международных исследований по оценке образовательных достижений учащихся PISA позволяют констатировать тот факт, что педагоги организаций общего среднего образования Казахстана дают сильные предметные знания, но не учат применять их в повседневной жизни.

Для совершенствования функциональной грамотности Казахстанских обучаемых принят «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы». В данном документе поставлены задачи модернизации содержания образования, учебно-методического обеспечения, форм и методов обучения, с тем, чтобы обеспечить развитие функциональной грамотности школьников [2].

В связи с этим Министром образования и науки Республики Казахстан А. Б. Саринжиповым были обозначены основные направления работы ведомства по развитию функциональной грамотности школьников:

  • обновление содержания Государственного общеобразовательного стандарта среднего образования и учебных программ;

  • улучшение содержания учебников в части интерпретации учебного материала;

  • внедрение специальных курсов повышение квалификации педагогических работников по тематике международных исследований с использованием опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.

В результате многолетних исследований и экспертных работ отечественных ученых, педагогов-практиков, тесного сотрудничества АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» с Факультетом образования и Международным экзаменационным советом Кембриджского Университета, был выбран подход формирования компетенций, сочетающий в себе наработки западной и отечественной педагогики (рис.1).

Статья PISA КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рис.1. Связь компетенций с предметными результатами в обновленном содержании среднего образования.

Как показано на рис.1, образовательные результаты в виде знаний, навыков широкого спектра, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, служат основой для формирования соответствующих компетенций.

Развитие функциональной грамотности школьников стало ключевым ориентиром обновления содержания не только среднего образования, но и содержания учебных программ повышения квалификации педагогических работников РК. Значительная роль в формировании компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, играет профессиональная компетентность учителя.

В рамках Национального плана действий на 2012 - 2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников и проекта модернизации образования инновация становится рамкой для системы образования в целом, и для курсов повышения квалификации педагогов в частности. В связи с этим освоение исследовательской и инновационной педагогической деятельности в рамках курсов повышения квалификации является требованием времени.

Этим вызовам времени отвечают следующие курсы, проведенные тренерами ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области:

  • «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в

рамках проведения международного исследования PISA»;

  • «PISA халықаралық зерттеулері аясында оқушылардың математика пәні

бойынша функционалдық сауаттылығын дамыту»;

  • «PISA халықаралық зерттеуін жүргізу аясында оқушылардың

функционалдық оқу сауаттылығын дамыту»;

  • «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках

проведения международного исследования PISA»;

  • «Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся

в рамках проведения международного исследования»;

  • «PISA халықаралық зерттеуін жүргізу аясында жаратылыстану-ғылыми

пәндер бойынша оқушылардың функционалдық сауаттылығын дамыту».

Хочется отметить, что тренеры Филиала Бигельдинова Б.Н. и Айткенова М.Б. участвовали в разработке Типовой программы «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» и ее методического сопровождения.

Цель предлагаемого курса - развитие профессиональных компетентностей учителей стратегиям активного обучения учащихся грамотности чтения (математической грамотности/естественно-научной грамотности)

Содержание курса обусловило разрешения указанных затруднений у педагогов, в том числе:

  1. Понимание методологии организации образования с ориентацией на достижение образовательных результатов в виде функциональных, жизненных навыков.

  2. Отбор содержания образования, обеспечивающего развитие естественнонаучной грамотности (математической грамотности/естественнонаучной грамотности) учащихся.

  3. Знание педагогических, психологических основ организации учебного процесса, обеспечивающего развитие естественнонаучной грамотности (математической грамотности/естественнонаучной грамотности) учащихся.

  4. Владение формами и методами работы в классе, в том числе на основе ИКТ-технологий, обеспечивающих развитие естественнонаучной грамотности (математической грамотности/естественно-научной грамотности) учащихся [4].

Ориентировать учителей на качественную подготовку детей к требованиям жизни позволяет и системная посткурсовая работа Филиала.

Так, в 2015 году в соответствии с Планом мероприятий по подготовке организаций образования Карагандинской области к участию в международном исследовании PISA проведено 11 методических мероприятий. Назовем 3 самых масштабных:

методический десант «Өрлеу - педагогам региона»

Участие приняли 75 учителей города Каражал и поселка Жайрем.

Программа десанта включала вопросы подготовки казахстанских школьников к участию в Международном исследовании оценки качества образования PISA. Тренерами Ж.Х. Каирбаевой и М.Б.Айткеновой проведены семинары-тренинги для учителей казахского, русского языков и естественно-научного направления. В ходе работы участники семинара познакомились с результатами международных исследований в области функциональной грамотности учащихся Республики Казахстан, приняли участие в анализе тестовых заданий PISA. Интерактивные методы работы семинара позволили учителям в интересной динамичной форме выявить особенности работы с компетентностно-ориентированными заданиями.

онлайн-семинар для учителей-предметников естественнонаучного, математического циклов и филологов региона

В ходе онлайн-семинара в соответствии с предложенной тематикой было задано более 50 вопросов, связанных с участием организаций образования в PISA-2015. Участников семинара от более чем 30 организаций образования региона приветствовала директор Филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области С.Д. Муканова.

Учителя ОСШ №76, гимназии №92, СОШ с. Кокпекты, СШИ им.Жамбыла и др. школ Карагандинской области представили свой методический опыт подготовки учащихся по международной программе оценки учебных достижений.

обучающий семинар «Новой школе - руководителя лидера»

Участники семинара - методисты городских, районных отделов образования, учителя-предметники 8-9 классов школ, вошедших в исследование PISA-2015.

В первой части практико-ориентированной программы обсуждались темы: «Роль учителя в создании среды активного обучения в целях развития функциональной грамотности школьников», «Анализ тестовых заданий формата PISA. Анализ проблемы в соответствии с критериями программы PISA» и др. Во второй части семинара педагоги разрабатывали собственные тесты на развитие функциональной грамотности учащихся.

Для методического обеспечения процесса подготовки обучаемых к международным исследованиям качества образования ППС Филиала выпущены следующие учебно-методические издания:

  • методическое пособие «Программа международной оценки достижений учащихся PISA: вопросы и ответы» (Муканова С.Д.);

  • методические рекомендаций «Подготовка младших школьников к участию в международных исследованиях TIMSS и PISA» (Кушнир М.П., Шадетова А.К.);

  • «Сборник заданий по развитию грамотности чтения учащихся» на

казахском и русском языках (Айткенова М.Б., Акульбекова Н.З.);

  • «Сборник заданий по развитию и оцениванию математической

грамотности учащихся» (Б.Бигельдинова Б.Н., Ахметкаримова К.С., Шубакова К.И.);

  • «PISA халықаралық зерттеулері аясында оқушылардың ғылыми

жаратылыстану функционалдық сауаттылығын дамыту» (Каирбаева Ж.Х.).

Для определения эффективности проводимой в Филиале работы продуман мониторинг указанной деятельности. Кафедрой дошкольного воспитания и начального обучения проводится опытно-экспериментальная работа по развитию функциональной грамотности младших школьников на базе школы-лицея №101 г. Караганды:

  • разработана программы исследования (составление дорожной карты формирования функциональной грамотности младших школьников);

  • разработан диагностический инструментарий для определения психолого-педагогической готовности педагогов к развитию функциональной грамотности школьников (входная анкета);

  • подобран и апробирован инструментарий для реализации практического этапа ОЭР (для 37 классов начальной школы);

  • скоординировано продвижение педагогов по дорожной карте формирования функциональной грамотности младших школьников.

Таким образом, знания, умения и навыки, приобретенные в школе, должны быть ориентированы на использование их для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Литература

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана, 2011 г.

  2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. - ppi.kz/index.php?id=777〈=ru&option=com_content&view=article

  3. Основные результаты Международного исследования «PISA» 2012. Национальный отчет. А. Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова, М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева. - Астана: НЦОСО, 2013. - 283 с.

  4. Муканова С.Д. Программа международной оценки достижений учащихся PISA: вопросы и ответы.- Караганда: ФАО «НЦПК Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, 2014. - 72 с.

© 2010-2022