• Преподавателю
  • Другое
  • Описание системы работы Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности обучающихсяй

Описание системы работы Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности обучающихсяй

Данная разработка представляет собой описание системы работы учителя истории, работающего над темой самообразования "Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания истории и обществознания". Автор обосновывает выбор методик и технологий преподавания, приводит конкретные примеры по каждому из направлений работы, обосновывает достигнутые результаты работы над темой.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казачинская средняя общеобразовательная школа»










Описание системы работы



Выполнила:

Монашевич О. В.,

учитель истории

высшей категории








Известный русский педагог В.П. Вахтеров на рубеже XIX-XX вв. отмечал: «… чтобы стать хорошим хозяином своей участи, надо иметь просветленный ум, обладать творческими силами и действовать самостоятельно». Данная позиция и теперь, столетие спустя, не стала менее актуальной. Действительно, перед школой сегодня стоит задача формирования мыслящей, творческой и деятельной личности, способной адаптироваться в новых социальных условиях.

Определенным показателем успешности деятельности школы в данном направлении является практика проведения итоговой аттестации в формате единого государственного экзамена, которая позволяет судить об уровне овладения выпускником тем или иным предметом, о степени сформированности у него учебных умений. Сразу оговорюсь, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то наш интереснейший труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Но вместе с тем, очевидно, что проблема подготовки выпускников к ЕГЭ становится той реальностью, которую нельзя не учитывать в процессе преподавания истории в школе.

Поэтому в последние годы мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить свою педагогическую деятельность: отбросить из своего опыта работы то, что явно устарело, извлечь то, что может пригодиться в современных условиях. В итоге сформировалась определенная система работы, ведущую идею которой я сформулировала так: «Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности учащихся».

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Поэтому главной целью педагогической деятельности становится сформировать у учащихся необходимые для активной, практико-ориентированной учебной деятельности учебные умения и навыки.

Возможности и средства для реализации поставленной задачи дает использование методики личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения. Эти подходы во многом совпадают, т.к. и в том и в другом случае их объединяет единая цель (саморазвитие школьника как личности), единые способы решения поставленных задач (активная учебно-познавательная деятельность) и наличие определенного практического результата (создание «продукта»). При этом я полагаю, что личностно-ориентированное обучение первично, так как позволяет психологически подготовить ученика к восприятию материала и продуктивной творческой деятельности на уроке.

Разработкой методики личностно-ориентированного обучения занималась плеяда известных российских ученых: И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская. Д.А. Белухин, А.А. Пилигин, Е.Н. Степанов и др. В основе личностно-ориентированного обучения лежит использование таких методов учебной деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность, волевые усилия, личностные переживания. Для технологического арсенала личностно-ориентированного обучения характерны: диалогичность; деятельностно-творческий характер; предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения; создание ситуации успеха.

Содержание личностно-ориентированных уроков определяется в соответствии с образовательной программой. К сожалению, в учебных пособиях не всегда можно найти необходимый материал, позволяющий обогатить субъективный опыт ребенка. Чаще всего приходится вносить свои коррективы. На мой взгляд, той самой опорой, которая поможет пробудить чувственно-эмоциональную сферу ребенка и вызвать его ответную реакцию, является применение на практике образных методов (метод символического образа, интеллектуально-исторического образа, смыслового исторического образа, событийно- исторического образа и др.)

Применение этих методов способствует установлению между педагогом и учеником эмоционально-чувственного контакта и в целом приводит к созданию на уроке ситуации успеха: учитель принимает учащихся такими, какие они есть - ученик может проявить себя на уроке.

В своей практике я использую образный символический метод, применение которого целесообразно как в старшем, так и среднем звене. На первом этапе урока создается эмоциональной фон всего занятия путем подбора определенных ассоциаций, образов, позволяющих пробудить сознание ученика и выделить ключевой символ изучаемой темы. На втором этапе предстоит сформировать тотальный, всеобщий взгляд на событие или явление, чтобы дать возможность увидеть его в целом, «сверху». На третьем этапе сфера познания сужается путем формирования представления о судьбе конкретной личности эпохи, происходит соотнесение судьбы исторической персоны с судьбой современного человека (с образом «Я»). На завершающем этапе тотальный и личностный взгляд на событие преломляется в сознании ученика через созданный им новый символ - «продукт» (рисунок, мнение, сочинение, стихотворение). Это может быть собственный вариант завершения недописанной учителем темы урока (например: «Парижская коммуна: бунт? подвиг? Или…», «Степан Разин - кто он? Гений или злодей?»). Также это может быть завершение фразы или цитаты, подводящей итог всему уроку («Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу… (в них признаться)», «Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может … (оправдаться перед собственным судом»).

Например, тема «Смутное время»:

1 этап: беседа об ощущениях и ассоциациях, возникающих при произнесении слов «смута», «смутно на душе»; иллюстрации - шторм на море, русская равнина перед бурей; фрагмент стихотворения Бальмонта «В глухие дни»:

В глухие дни Бориса Годунова, во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скитались без крова, и по ночам всходило две луны….

Среди людей блуждали смерть и злоба, узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба, в Отрепьева свой дух переселя.

2 этап: формирование тотального представления о Смутном времени во всем многообразии его проявления. Формы работы на этом этапе варьирует учитель в зависимости от подготовленности класса и поставленных учителем развивающих задач (от сюжетного рассказа учителя до лабораторного занятия).

3 этап: события смуты учитель связывает с историческими личностями, от которых зависел дальнейший ход русской истории. Формы работы на этапе варьирует учитель: ученическое сообщение, характеристика личности с опорой на памятку, работа с документом и др.

4 этап: получение практического результата деятельности: стихотворение, письмо в XVII век (адресно или к народу в целом), эссе, рисунок и др.

Личностное переживание школьника на уроке обостряется при использовании учителем символических пограничных ситуаций, интригующих сюжетов. Глубинный конфликт между жизнью и смертью, виной и невиновностью, предательством и самопожертвованием вызывает всплеск чувств и побуждает ученика к активным мыслительным действиям. На первом этапе такого урока завязывается интрига (проблема), которая будет развиваться на протяжении всего урока. На втором этапе происходит попытка разрешения интриги на основе личностного опыта и содержания пройденного на предыдущих занятиях учебного материала. На третьем этапе происходит осмысление содержания интригующего повествования с позиций нового материала. На завершающем этапе урока происходит разрешение интриги, и создаются новые символы (творческая деятельность ученика).

Например, тема «Крымская война 1853-1856 гг.»:

На первом этапе урока вывешивается формула цианистого калия, поясняется его назначение и результаты действия.

(Другие примеры: Вера Засулич, боярыня Морозова. Малюта Скуратов и др.).

Итогом урока становятся размышления о степени виновности императора Николая I в форме миниатюрных сочинений, стихотворений, эссе.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение в первую очередь направлено на пробуждение сознания ученика, формировании психологического настроя на урок и преломление содержания урока через собственное «Я».

В основе практико-ориентированного обучения лежит активная, продуктивно-познавательная деятельность ученика, направленная на достижение определенного конечного результата. А это требует высокой степени сформированности умений и навыков, необходимых для самостоятельной, активно-продуктивной деятельности.

Поэтому я начала пересмотр своей системы работы с классификации, апробации и составления алгоритмов для анализа текстов, повышающих эффективность и качество его усвоения. Алгоритмы определяют четкую последовательность действий, следование которой приводит к решению поставленной задачи. Алгоритмы собраны в отдельной папке, они разного уровня сложности и применяются в зависимости от степени подготовленности класса. Один из вариантов первичных алгоритмов, которые я использую в среднем звене - «Как составить логическую схему». Его использование значительно облегчает задачу учителя, когда необходимо дать представление о политическом устройстве варварских государств и проследить динамику изменений в системе управления.

Следующим шагом становится тренинг учащихся на основе имеющихся алгоритмов действий. Это систематическая, постепенно усложняющаяся деятельность. Пятиклассникам вполне по силам не только составление плана текста, анализ картины, но и работа с адаптированным текстом источника, работа по принципу незаконченного предложения.

Ученик среднего звена может иметь собственное мнение по рассматриваемой проблеме, но при этом испытывает трудности в ее формулировке. Поможет ему в этом использование «ПОПС - формулы», которая всегда находится перед глазами учащихся, помогая в осуществлении данной мыслительной операции:

П - Положение (утверждение) - Я считаю, что…

О - Объяснение - Потому что…

П - Пример, иллюстрация - Например,…

С - Суждение (итоговое) - Таким образом…

В старших классах используем как интегральный, так и дифференциальный алгоритм.

Интегральный алгоритм.

1.Наименование читаемого источника (Н).

2. Автор (А).

3. Выходные данные (В).

4. Фактографические данные (Ф)

6. Новизна материала, спорные моменты, критика (К).

7. Возможность использования на практике (П).

Для лучшего усвоения чтения исторического текста ребята изображают его в виде любимого предмета с обозначением буквенных блоков алгоритма (компьютер, самолет, барабан и т.д.). При регулярном обращении к нему, ребята легко усваивают, а затем применяют на практике при анализе любого текста.

Квалифицированное чтение исторической литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации ее смысловое сжатие, перекодирование и т.п. с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более сжатом и обобщенном виде. Схематично дифференциальный алгоритм выглядит так:

1 этап

Выделение ключевых слов в отрезках текста (абзаца)

2 этап

Составление из них смысловых предложений

3 этап

Выделение основного смысла отрезка текста

Использование дифференциального алгоритма является целесообразным при подготовке к итоговой аттестации, в частности, при работе с заданиями части С, а также при подготовке к предметной олимпиаде.

В моей творческой лаборатории имеется немало дидактического материала, с помощью которого можно осуществлять тренинг общеучебных умений учащихся. Это:

  • адаптированные тексты для учащихся среднего звена, тексты с ошибками, факты, из которых учащиеся должны сделать выводы;

  • тесты;

  • задания на знание карты;

  • карточки для работы с хронологией по отдельным курсам;

  • использование аппликаций, в том числе и самодельных;

  • историческая мозаика;

  • историческое домино:

  • историческая эстафета;

  • пазлы;

  • криптограммы;

  • родословное древо;

  • письменность;

  • повторительно-обобщающие задания.

Анализ требований к качеству подготовки старшеклассников позволяет сделать вывод, что исключительное место на занятиях по истории как старшего, так и среднего звена, должна занимать организация активной познавательной деятельности учащихся в таких формах, которые предусматривают специальное обучение какому-либо из требуемых умений. Данной задаче в полной мере соответствует такая форма занятий, как урок-практикум. В ходе него под руководством учителя ведется целенаправленная работа по приобретению или совершенствованию какого-либо ведущего умения, освоенного школьниками не полностью или совсем неосвоенного. На уроке-практикуме центральное место занимает самостоятельная работа (индивидуальная или организованная по группам) по приобретению, развитию, осознанному применению таких умений, как анализ источников, работа с учебником, подготовка тезисов, развернутого плана, конспекта, реферата, сообщения, рецензии, резюме. Организация уроков в подобной форме вызывает определенные трудности, так как в арсенале дидактических средств учителя должны иметь место подборки соответствующих документов, наличие хрестоматий. Для работы на уроке в моей творческой лаборатории имеются материалы, которые систематизированы в отдельные папки по классам и курсам. В папках находятся тексты для анализа документов, диаграммы, схемы, таблицы, которые являются предметом детального обсуждения на уроке. В дальнейшем я планирую их пополнение.

Когда в той или иной степени у учащихся сформированы учебные умения, появляется необходимость в использовании элементов проектной методики в учебной деятельности. Проектирование сегодня тайно или явно присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет свое влияние на человека. Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам. Формирование этих качеств позволяет решить использование на практике метода проектов. Обратимся к этимологии слова «проект» - оно переводится с латинского языка как «брошенный (выдвинутый) вперед». Под методом проектов принято подразумевать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проектная деятельность включает три основных этапа:

  1. организационно-подготовительный;

  2. поисковый;

  3. итоговый.

На первом этапе определяется проблема, формулируются цели, ставятся конкретные задачи, обсуждаются методы реализации проекта, формируются рабочие группы, осуществляется анализ первичных идей. На втором этапе осуществляется анализ информации, с учетом личного опыта, наблюдений, экспериментов. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Итогом проектной деятельности являются презентация и защита готового продукта, осуществляется рефлексия.

Реализация проектирования может осуществляться в разных формах: на уроке, на предметном кружке, факультативе, элективном курсе, а также во внеклассной деятельности.

В 5 классе при изучении темы «Что такое общество», после того, как ребята уяснили смысл ключевого понятия темы, они самостоятельно причисляют себя к тем или иным социальным группам и делают вывод, что состояние общества зависит от поведения конкретных людей. После этого перед ребятами ставится задача составить общеобязательные правила поведения, по которым класс будет жить на острове Робинзона какое-то время. Конечно, в данном случае никто не ждет от ребят создания совершенного проекта законов, но воспитательный и развивающий потенциал от занятия в сознании ученика будет заложен. (прикладные проекты)

Один из вариантов работы - продолжение сказки. После изучения темы «Гражданин и обыватель» провожу урок обобщения, на котором учащиеся должны придумать свое продолжение сказки «Теремок». Правда, вместо теремков - два домика, в одном из которых живут граждане, а в другом - обыватели, которые и ведут себя, соответственно, по-разному. На уроке в 8 классе по теме «Человек и культура», одним из аспектов которого является вопрос о взаимоотношении нравственности человека и культуры в целом, предлагаю закончить сказку Д. Родари о попытке вора украсть Колизей. В результате рождается множество вариантов (проектов) окончания сказки, которые объединяет общий моральный вывод.

Не меньшие возможности для развития коммуникативных качеств личности, для успешной адаптации молодежи в обществе, для формирования гражданской позиции дает проведение социологических исследований. Это и составление рейтингов популярности отдельных исторических личностей, и оценка знаковых событий в истории нашего государства. Богатейший материал для проведения социологических исследований дают уроки граждановедения и обществознания. Восьмиклассники сравнивают потребности параллельных классов, разных возрастных групп, оформляют результаты в виде диаграмм и пытаются выявить причины несовпадения потребностей разных социальных групп.

Урок-проект может быть построен в виде разработки определенного проекта. Ограниченность во времени определяет, что в данном случае можно только показать общие принципы проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения учащимся последовательности шагов проекта, определения круга проблем, интересующих подростков, выбора стратегии проектирования.

Например, после изучения на уроках граждановедения темы «Причины правонарушений» провожу двухчасовое занятие, целью которого является развитие умений применения теоретических знаний к анализу правовых фактов. На первом занятии происходит знакомство с наукой социологией, с памяткой «Юному социологу». Оформляется рабочие листы к уроку: «Лист социологического опроса жителей с. Казачье» и «Оценочный лист». Проводится подробный инструктаж о правилах сбора и оформления полученной информации. Через неделю проводится второй час занятия, на котором обрабатываются данные, выясняются причины возникших затруднений. Группы подводят итоги своей деятельности, оформляют результаты. Представители групп докладывают о результатах проделанной работы, и обсуждается вопрос: совпадают ли мнения опрошенных и о чем это свидетельствует?

Учебный проект, несомненно, может стать незаменимым вариантом изучения некоторых вопросов. При подготовке урока по методу проекта беру за основу следующую памятку, использование которой поможет избежать методических неточностей:


Область целеполагания

Область проблемы

Область оценки

Ценностный уровень

Цель

Проблема

Оценка ситуации

Творческий уровень

Задачи

Способ решения проблемы

Ожидаемые результаты

Практический уровень

План,

задания

Решение проблемы, осуществление плана

Оценка промежуточных и окончательных результатов

Если мы посмотрим на вертикальные линии, то увидим три области: целеполагания, проблемы и оценки. Из таблицы видно, что цель, задачи и план заданий относится к области целеполагания. В область проблемы входит сама формулировка решаемой проблемы, выбранный способ решения и конкретное осуществление плана. Наконец, к области оценки будет относиться анализ ситуации, ожидаемые результаты, промежуточная и окончательная оценки. Это то, что касается вертикальных линий классификации. На горизонтальной плоскости также свои три уровня - ценностный (цель, проблема и оценка ситуации), творческий (задачи, способ решения, ожидаемый результат) и практический (задание, выполнение заданий, оценка результатов).

Например, в курсе истории тему отмены крепостного права можно построить на проектной основе, тем более, что сама историческая ситуация свидетельствует о существующих разных вариантах (проектах) по данному вопросу. На первом этапе урока выношу проблему: Александр II был противником отмены крепостного права, но 19 февраля 1861 все же подписал «Манифест об отмене крепостного права». Что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды? Анализируя текст документов, учащиеся находят решение проблемы, после чего уместно поставить главную задачу урока-проекта: выявить отношение различных групп дворянства по вопросу об отмене крепостного права и от имени одной из групп составить проект освобождения крестьян. Группы, ознакомившись с перечнем пунктов, которые они должны осветить в своем проекте, работая с источником, создают свой вариант закона. Защищая свой проект, оформляют его основные положения в сводной таблице.

С помощью проектирования также могут быть рассмотрены отдельные темы в курсе истории, но это уже целесообразнее проводить в рамках факультативного занятия, так как времени на уроке для реализации проекта совершенно недостаточно. Например, на факультативных занятиях совместно с учащимися мы начали создавать проект «Загадки истории» в соответствии с программой «Intel - обучение для будущего». Оформили проект в виде презентации. В нем мы попытались разобраться с заинтересовавшими учащихся проблемами: кто был заинтересован в смерти царевича Дмитрия; почему Иоанн Антонович был обречен на пожизненное заключение в Петропавловской крепости; почему в истории России самозванец был коронован? Проектирование на факультативе результативнее, так как каждый член группы отвечает за свой участок работы, а значит - больше возможностей для глубокой проработки и реализации проекта.

Возможности для осуществления проектирования существуют и на предметном кружке. В старших классах на кружке «Исследователи» знакомимся с такими видами учебной деятельности как эссе, реферат, исследовательская работа; анализируем исторический текст. Специально для занятий кружка я разработала компьютерную презентацию с подробным алгоритмом действий для написания исследовательской работы. На теоретических занятиях кружка старшеклассники знакомятся со спецификой эссе, реферата, исследования; получают подробный алгоритм действий по ее выполнению, знакомятся с образцами выполненных их предшественниками работ. На практических занятиях каждый работает индивидуально в соответствии с полученным алгоритмом.

Исследовательской деятельностью мои ученики занимаются на протяжение ряда лет. Следует отметить, что первоначально круг учащихся, желающих заняться исследовательской деятельностью, был ограничен. Во многом это объяснялось тем, что у старшеклассников в недостаточной степени были сформированы навыки исследовательской деятельности. Первые работы были неконкурентоспособны на уровне района, округа. Проанализировав наши результаты (а точнее - их отсутствие) я пришла к выводу о необходимости ведения систематической работы по формированию исследовательских навыков, как на уроке, так и во внеурочное время. Из интересующихся историей ребят была сформирована разновозрастная группа, на протяжении ряда лет занимающаяся углубленным изучением истории: это и подготовка к олимпиадам, итоговой аттестации, а также исследовательская деятельность. В результате возрос интерес учащихся к предмету, увеличилось число желающих принять участие в исследовательской деятельности, и что особенно важно - качество исследовательских работ стало значительно выше.

Исследовательскую работу мы выстраиваем по следующим основным направлениям:

1.Человек в истории России.

Как правило, интерес у старшеклассников вызывают личности, которым сложно дать однозначную оценку или те личности, судьба которых сложилась определенным образом под влиянием политической обстановки в стране. Так появились работы: «Петр I - гений или злодей?», «Триумф и позор Наполеона», «Феномен Ленина» и др. В своих работах старшеклассники не просто рассуждают о судьбах людей, сложившихся под влиянием определенных обстоятельств, но и размышляют о мотивах поступков исторических личностей, дают им собственную оценку. Так, учащаяся 11 класса Хайрулаева Г. в своей работе «А. Власов - предатель или борец за свободу?» предлагает отойти от однозначной оценки генерала Власова: «В большинстве публикаций, посвященных Власову и движению, названному его именем, дается однозначно негативная оценка. Безусловно, факт сотрудничества генерала с фашистами не вызывает к нему личностных симпатий на фоне массового проявления советскими гражданами случаев героизма и самопожертвования. Но, избегая однозначной оценки, стоит задуматься о том, что толкнуло Власова на этот путь? Трусость? Малодушие? Идеология? Среди тех, кто вступил на сторону врага, было немало убежденных противников большевистского режима. Многие крестьяне не забыли принудительной коллективизации, значительная часть командиров Красной армии, попавших в плен, так или иначе, соприкасались с необоснованными репрессиями. Многие представители интеллигенции видели противоречия демократических деклараций большевиков с практикой установленного в стране режима. Многие не любили стали сталинский режим - и с оружием в руках боролись против него. Но здесь возникает скоре проблема оценки выбора средств борьбы и своевременности ее начала. Поэтому я считаю, что при оценке действий генерала Власова необходимо учитывать обстоятельства, толкнувшие его на путь сотрудничества с фашистами».

2.Краеведение

На основе краеведческого материала ребята пишут работы, в которых рассказывают о непростых судьбах своих земляков, ставших участниками Великой Отечественной войны. В этих работах они основное внимание уделяют переживаниям и ощущениям людей, переживших войну. Работа Кузнецовой Надежды, ученицы 11 класса «Боль, пронесенная сквозь года» заняла второе место на районном и первое место на окружном конкурсе «Мой дом. Мое село. Моя страна»:

«Воспоминания военных лет… Их бремя тяжело, они заставляют сжиматься сердце, они стесняют грудь, они вызывают слезы на глазах. Они вызывают боль. Но мы должны познать эту боль, потому что она - Благословенная. Благословенная, так как приближает к нам удаленные во времени годы, позволяет понять мысли и чувства людей, которые закрывали своим телом амбразуры пулеметов, совершали огненные тараны, поднимались в атаку и падали, скошенные пулей, с последним криком на губах «За Родину!» Боль страшна, но незнание страшнее. Потому что незнание не вызывает ни боли, ни чувств, ни мыслей. Незнание рождает равнодушие. А мы не имеем прав быть равнодушными к судьбам тех людей, которые ковали Победу».

Работа Гущиной Дарьи, ученицы 10 класса «Дорога с войны» заняла первое место на районном и окружном конкурсе «Мой дом. Мое село. Моя страна». Она рассказывает о непростой судьбе своего земляка Крюкова И.Н., которую восстановила из обрывочных рассказов его родственников: «Еще по дороге к фронту властно входит в душу солдата это незабываемое чувство - чувство войны. Оно не передаваемо ни словами, ни красками, ни звуками. Его надо пережить. Чувство войны - как предчувствие какого-то высшего мгновения жизни, как будто те двадцать лет ты прожил только для того, чтобы однажды с затрепетавшим мальчишеским сердцем порывисто подняться в атаку и ринуться в пекло боя, и навстречу смерти - ибо война, боль и смерть неразделимы. А рядом с ними - по мальчишески сильное желание жить».

Судьба земляка настолько заинтересовала девушку, что она решила продолжить свое исследование, дополнив работу новыми фактами и рассуждениями. Она расширила круг респондентов, изучила письменные свидетельства, поле чего это исследование мы представили на всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», где оно была отмечено дипломом и опубликовано в сборнике издательского дома «Первое сентября».

Учащиеся школы традиционно принимают участие в краеведческих фестивалях и конференциях районного и окружного уровней. Грошева Екатерина и Образцова Василиса стали победителями муниципального и окружного конкурса на лучшее описание истории поселений за исследовательскую работу «Земля, откуда мы родом». Ершова Елена стала победителем краеведческой олимпиады «Историко-культурное наследие родного края», представив исследование «Славянские религиозные верования и современные сельские традиции».

В районном конкурсе «Солдатская родословная приняли участи трое обучающихся: Нога Руслан, Михеева Светлана, Образцова Василиса. Все три призовых места были распределены между ними.

Ершова Галина на районной НПК «Шаг в будущее» заняла второе место за исследовательскую работу о детях войны «Война у них бедой прошлась по сердцу», на региональной конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» получила диплом третьей степени и диплом «Приз зрительских симпатий».

3. Социология и право.

Традиционным стало для нашей школы участие в окружном конкурсе рефератов и исследовательских работ «Избирательное право, избирательный процесс и законодательство о референдуме в Российской Федерации». Работа ученицы 11 класса Семеновой Татьяны «Российская модель партийной системы: история и современность» была отмечена дипломом «За лучший реферат» и денежной премией.

Исследование Кузнецова Алексея, учащегося 11 класса «Недолгая история муниципального образования «Казачье» заняла первое место в окружном конкурсе исследовательских работ. Она посвящена исследованию сущности и практических результатов реформы органов местного самоуправления, проведенной в УОБАО в 2003-2004гг. В ней проанализирована деятельность МО «Казачье», осуществлен сравнительный анализ статуса и объема полномочий органов местного самоуправления до реформы и после нее. Работу Алексея мы предоставили на рецензирование в ИГПУ, после чего автор доработал ее с учетом высказанных замечаний и пожеланий и принял участие в первой научно-практической конференции в Иркутске, его работа была опубликована в сборнике работ по итогам конференции. В своей работе автор дал позитивную оценку реформе местного самоуправления:

«Реформа местного самоуправления - реформа своевременная, отвечающая реальным веяниям времени, продуманная и, что немаловажно, - востребованная обществом. Сравнивая статус, структуру и полномочия органов местного самоуправления - сельской администрации и МО следует отметить, что при реализации этой реформы в масштабах всей страны, она имеет огромные перспективы». Проблема свертывания реформы подтолкнула автора к изучению причин прекращения полномочий муниципальных образований и оценке этого явления. Алексей встречался с главой МО «Казачье» Мутиным С. Г., обстоятельно изучал газетные публикации. В результате исследовательская работа была доработана, представлена на московский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и была опубликована. Автор пришел к следующему выводу:

«Возникает закономерный вопрос: если реформа местного самоуправления, проведенная в УОБАО - это шаг вперед (а это, я полагаю, мне удалось доказать в своей работе), то что есть свертывание реформы? Ответ очевиден: два шага назад. Ведь на основании федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», создание муниципальных образований повсеместно станет исторической реальностью. Поэтому в настоящее время, тщательно анализируя достоинства и недостатки реформы местного самоуправления, и, извлекая уроки на будущее, необходимо готовиться к тому времени, когда реформа обретет свое второе рождение».

Для подготовки старшеклассников к государственным экзаменам я разработала проект элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по истории России», который направлен на формирование у учащихся тех навыков, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Его опробовала на занятиях кружка, на котором старшеклассники знакомятся с технологией выполнения различных типов заданий единого государственного экзамена, отрабатывают на практике все типы заданий, которые можно встретить в части С: задания на анализ источников, на обобщенную характеристику и систематизацию исторического материала, на сравнение, на анализ исторической ситуации и на анализ исторических версий и оценок. Порядок работы следующий: сначала знакомимся с алгоритмом действий для выполнения конкретного типа заданий, осуществляем комментированный разбор задания на основе предложенного алгоритма, коллективно обсуждаем следующее задание, после чего учащиеся пробуют выполнить задания самостоятельно.

Пример алгоритма для работы с заданиями на анализ исторических версий и оценок (С-5):

  1. Четкая словесная формулировка оценки исторического явления, представленного в задании.

  2. Поиск элемента в данной оценке, с которым может быть связана альтернативная точка зрения (ключевое слово).

  3. Анализ этого ключевого элемента, уяснение его смысла.

  4. Формулирование путем рассуждений, связанных с ключевым словом, альтернативной точки зрения.

  5. Выбор наиболее предпочтительной точки зрения.

  6. Аргументация с помощью конкретного исторического материала обеих точек зрения.

Итогом изучения курса становится написание серьезной отчетной работы по истории России. Это может быть работа, выполненная в формате ЕГЭ, исследование по истории России или творческая работа (по выбору учащихся).

Проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает их творческую активность. На кружке «Исторический театр» дети сами отбирали темы для постановок, продумывали ход спектаклей, распределяли роли, продумывали и изготовляли декорации. Любое внеурочное мероприятие, в котором учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами, в котором учитываются их интересы и потребности также может быть отнесено к проекту. Следуя в рамках традиции, со своим выпускным классом я проводила общешкольные мероприятия: «День самоуправления», «Новогодний бал», «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Это были действительно проекты, потому что каждый шаг старшеклассников был ими тщательно продуман, творчески реализован, и те результаты деятельности, которые были достигнуты, принесли участникам проекта удовлетворение.

В заключение хочется отметить следующее. Сложно, да и не рационально проводить каждое учебное занятие в форме урока-проекта хотя бы потому, что учитель должен использовать разные приемы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирования как системы работы на элективных курсах, на кружках, факультативах, во внеклассной работе. В качестве мотивации к учебной деятельности целесообразно использовать методы личностно-ориентированного обучения (урок-символ, урок-образ). Поэтому при проведении уроков я стараюсь наложить урок-символ на урок-проект. В результате этого синтеза решается двойная задача: дети учатся проектировать собственную траекторию движения, опираясь на чувственные переживания, пропуская содержание урока через собственное «Я».

Использование на практике данных методов и приемов работы, систематическая и целенаправленная деятельность по формированию личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности позволяет превратить ребенка в субъект воспитательно-образовательного процесса. Из пассивного слушателя он превращается в активного деятельного участника, вследствие чего происходит саморазвитие школьника как личности.

Я считаю, что моя педагогическая деятельность в данном направлении дала положительные результаты:

  1. На протяжении ряда лет мои ученики показывают стабильно высокие результаты по итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории и правоведению.

  2. Среди учеников есть призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории.

  3. Учащиеся принимают участие в конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и федерального уровня.

  4. Есть призеры среди участников НПК на уровне района и области.

  5. Выпускники 11 классов показывают 100% качество знаний при итоговой аттестации.

  6. Выпускники поступают в высшие учебные заведения по специальностям «историк», «юрист» на бюджетной основе.

  7. Среди моих выпускников одиннадцать медалистов, которые, так или иначе, проявили себя по моему предмету.

Я считаю, что личностно-ориентированное и практико-ориентированное обучение приносит свои плоды: оно наполняет смыслом учебную деятельность ученика, позволяет ему настолько приблизиться к истории, что учебный процесс превращается для него из механического заучивания событий, дат, понятий в осмысление истории через призму своего собственного опыта, через собственные ощущения и представления. А это делает историю понятнее, ближе, увлекательнее. Мне хочется, чтобы ребенок, изучая историю, мог с искренностью сказать себе: «Я мыслю, я чувствую и умею концентрировать волю для поступков. И я уже другой, лучший, более уверенный в себе, я готов приносить пользу другим, - я счастлив!» Если такие слова прозвучат - это успех как для ученика, так для учителя, потому что эти разные откровения и составляют в единстве процесс саморазвития ученика.Описание системы работы Организация личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности обучающихсяй


© 2010-2022