• Преподавателю
  • Другое
  • Проект. Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС: Библиографический указатель

Проект. Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС: Библиографический указатель

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ханты- Мансийского автономного округа - Югры

«Институт развития образования»

Курсы повышения квалификации библиотекарей ОУ

«Библиотека образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО»



ПРОЕКТ



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ








Советский

2013

УДК

ББК 9

Д399



Составители:

Беликова Е.Ю., Борисова Е.Н., Веденеева И.И.,Драгомерецкая С.В., Кабанцева М.В., Кузьмина М.В., Ляшок С.В., Леонова И.В., Мухаметзянова А.Г.,Носова Н.М., Пастухова Е.А., Питиримова С.В., Сажнёва Н.В., Скиданова И.Г., Стрелкова Е.В., Тамарина Е.Ф., Уткина А.Г., Фролова Т.Б., Щербакова С.Л.





Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС [Текст] : библиографический указатель / сост. слушатели курсов повышения квалификации по теме «Библиотека образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО» . - Советский, 2013. - с.

Библиографическое пособие посвящено актуальной теме «Место библиотеки образовательной организации в свете внедрения ФГОС».

В издании представлены нормативно- правовые документы, информация о моделях современных библиотек, а также предложены формы и методы библиотечной и информационной библиографической деятельности библиотеки. Множество материалов представлено по таким актуальным темам как: «Педагогическая деятельность библиотеки», «Должность педагог- библиотекарь», а также «профессиограмма библиотекаря». Пособие адресовано руководителям, библиотекарям и педагогам-библиотекарям образовательных организаций


СТАТЬЯ ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ


Школьная библиотека оказывает содействие в становлении образовательного процесса. Она формирует, развивает и удовлетворяет потребности в чтении, вырабатывает у индивидуума информационную культуру, обусловленную потребностями общества.

Библиотека - часть живого организма, которым является школа. Развивается школа - меняется библиотека. Меняется библиотека - меняется и сам библиотекарь.

Как работать, и что делать школьному библиотекарю, чтобы соответствовать новым требованиям, внедрению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов? Какими могут быть и должны стать современные библиотеки в школах, институтах, профессиональных лицеях? Именно на эти вопросы постарались ответить авторы данного пособия. Для этого была отобрана, изучена и систематизирована информация за последние 10 лет.

Источники информации - электронные ресурсы (библиографические базы крупнейших библиографических центров, библиотечные сайты, блоги библиотекарей, сайты ведущих специалистов в области библиотечного дела, специализированные базы данных и т.д.). При разработке указателя были изучены статьи из периодических изданий: «Школьная библиотека» «Библиотека в школе», нормативные документы из таких официальных источников как «Вестник образования», «Библиотека и закон» и т.д. Также представлены библиографические описания книжных изданий.

Авторы предложенных документов - государственные деятели России, ученые, научные сотрудники, преподаватели кафедр библиографии, библиотековедения, педагогики и психологии, методисты, библиотекари-библиографы, психологи, медиаспециалисты.

Авторский коллектив библиографического издания - представители библиотек общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и профлицеев Советского района, городов Югорска и Урая.






Разделы библиографического указателя:


  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотеки образовательной

организации в условиях введения ФГОС.

  1. Модели современной библиотеки образовательной организации.

  2. Профессиональные компетенции работника библиотеки ОО.

    1. Профессиограмма работника библиотеки ОО.

    2. Аттестация работника библиотеки ОО.

  3. Формы и методы библиотечной и информационно-библиографической деятельности.

  4. Педагогическая деятельность библиотеки образовательной организации.

    1. Формирование основ педагогического мастерства (педагогические технологии, методы, приёмы, стратегии).

    2. О введении должности педагога-библиотекаря.

    3. Деятельность по формированию информационной культуры.

    4. Формирование культуры чтения.

    5. Обучение основам библиотечно-библиографической грамотности (знаний).

    6. ИКТ - компетенции в рамках занятий по информационной культуре.


.


.




I. Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотеки в условиях введения ФГОС.

п/п

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Ханты-Мансийском автономном округе [электронный ресурс] : закон Ханты-Мансийского автономного округа : принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа № 110-03 от 9 декабря 2000 г. // Библиотечный портал Информационно-просветительского портала Ханты-Мансийского округа - Югры. - Ханты-Мансийск : Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Департамент информационных технологий, 2003. - URL: religia.eduhmao.ru/info/12/7100/86009/, свободный. - (дата обращения: 28.04.13).

Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы деятельности библиотек Ханты-Мансийского автономного округа и муниципальных библиотек, учрежденных органами местного самоуправления, определяет состав обязательного экземпляра Ханты-Мансийского автономного округа и закрепляет дополнительные гарантии для библиотечных работников.



О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" [электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 448н г.Москва от 31 мая 2011 г. // Российская газета. - М. : 1998. - URL: rg.ru/2011/07/13/doljnosti-dok.html, свободный. - (дата обращения: 28.04.2013).

Изменения, вносимые в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": о введении должности «Педагога-библиотекаря».



О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования [электронный ресурс] : постановление №436 от 31 мая 2011 г. // Правительство Российской федерации. - URL: правительство.рф/gov/results/15469/#sel, свободный. - (дата обращения: 28.04.2013).

Данное постановление предлагает утвердить следующее:

- правила предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования;

- методику распределения в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования.



О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года [электронный ресурс] : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 160-п от 8 июля 2010 г. / Образование и молодежь Югры [сайт] // Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - [Ханты-Мансийск], 2009. - URL: doinhmao.ru/doc/law-Ugra/, свободный. - (дата обращения: 29.04.13).

Программа была принята в целях создания условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечения реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2009 года (Пр-271).



О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст] : федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. : принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года ;

одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года // Российская газета. - 2010. - 31 декабря (5376). - С. 9-11.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.


Российская газета

Об информации, информационных технологиях и о защите информации [электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. // Российская газета. - М. : 1998. - URL: rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html, свободный. - (дата обращения: 28.04.2013).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- применении информационных технологий;

- обеспечении защиты информации.



Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.: принят Государственной думой 21 декабря 2012 года // Вестник образования. - 2013. - № 3/4. - С. 10-159.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. (Статья 18, 35)


Вестник образования. - 2013. - № 3/4

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [электронный ресурс] : письмо Минобрнауки РФ № 03-296 от 12.05.2011 // BestPravo информационно-правовой портал. - URL: bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/v3p.htm, свободный. - (дата обращения: 28.04.13).

Письмо содержит методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования в рамках ФГОС.



Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 6 октября 2009 г. // Вестник образования (приложение). - 2009. - № 3. - С. 16.


Вестник образования. - 2009. - №3

Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений [Текст]: приказ Министерства образования и науки РФ N 986 от 4 октября 2010 г. // Вестник образования России. - 2011. - № 6. - С. 10-15.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений представляют собой описание необходим условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.

Требования включают вопросы по:

- комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;

- учебно-методическому обеспечению учебного процесса; материально-техническому оснащению учебного процесса; информационному обеспечению учебного процесса.


Вестник образования России. - 2011. - №6

Положение об информационно-библиотечном центре МБОУСОШ г.Советский



Устав МБОУСОШ г.Советский, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. // Администратор образования. - 2010. - № 3.- С.12-34.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (Статьи 25, 26, 27)


Администратор образования. - 2010. - №3

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1897от 17.12.2010 г. // Вестник образования. - 2011. - № 2. - С. 11-77.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (Статья 26)


Вестник образования. - 2011. - №2

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365, свободный. - (дата обращения: 28.04.2013).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (Статья 26)



Федеральный закон о библиотечном деле [Электронный ресурс] : № 78-ФЗ от 29 декабря 1994 года: [принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года] // Справочно-правовая система «ЗаконПрост». - [М. : 2010]. - URL: zakonprost.ru/zakony/78-fz-ot-1994-12-29-o-bibliotechnom-dele, свободный. - (дата обращения 28.04.2013).

Настоящий Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.



Модели современной библиотеки образовательной организации

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки [Текст] : науч.- методич. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея - Бибинформ, 2007. - 240с.

Издание является продолжением книги "Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве". В нем описан процессгенезиса информационного пространства, дано его определение, представлена его элементарная структура. Большое внимание уделено проблеме обеспечения единства и целостности информационного пространства, выявлению роли государства и его управленческих структур в ее решении. Рассмотрена роль общедоступных библиотек в жизни и профессиональной деятельности современных россиян. Пособие предназначено библиотековедам, библиотекарям-практикам и студентам, овладевающим информационно-библиотечной специальностью. Оно будет полезно специалистам, работающим в сфере книжных и документальных коммуникаций.

Берестова, Т.Ф


Верещагина, А. Медиацентры - прообразы будущего [Текст] // Библиополе. - 2008. - № 3. - С. 18-19. - О новом информационно-библиотечном медиапространстве, созданном в Ивановской библиотеке для детей и юношества

Верещагина А.

Библиополе. - 2008. - № 3.

Громова, О. K. Типичные модели школьных библиотек [Текст] / О. K. Громова. - М., 2006.

Приводятся рекомендации по разработке стратегического плана развития школьной библиотеки и представлению его руководству и педколлективу школы. В брошюре рассматриваются основные модели развития школьных библиотек, наиболее часто встречающиеся в России, которые помогут библиотекарю и методисту определить оптимальное направление и составить план развития каждой конкретной библиотеки.

Громова О. K.


Зуева, Е. М. Библиотека-медиатека: к 20-летию деятельности в российской школе [Текст] / Евгения Михайловна Зуева // Медиатека и Мир. - 2009. - N 2. - С. 18-21. - Библиогр.: с. 21 (15 назв.). - 3 цв. рис.

О 20-летнем опыте работы по созданию и использованию медиатек в информационно-образовательном пространстве российских школ.

Зуева Е. М.

Медиатека и Мир. - 2009. - N 2.

Зуева, Е. М. Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства [Текст] // Проблемы современного образования .-2010.-№1.

Зуева Е.М.

Проблемы современного образования.- 2010.-№1.

Крук, Н. В. Модель современной школьной библиотеки [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение,библиографоведение и книговедение» /Н. В. Крук.-Новосибирск, 2007.-18 с. То же: [Электронный ресурс].- Режим доступа: spsl. nsc. ru/win/frnew/dis/kruk. htm

Подчеркивается значение деятельности современной школьной библиотеки как института содействия образованию, а также центра обучения навыкам информационной культуры.

Крук Н. В.


Моделирование библиотечно-информационного обеспечения образовательных учреждений [Текст] / Сост. Е. М. Зуева, О. Е. Горянская; гл. ред. Т. С. Маркарова, - М., 2009. - 116 с.

Сборник материалов из опыта работы библиотек системы образования. Включены материалы библиотекарей-практиков по модернизации библиотек, а также материалы международной научно-практической конференции (Николаев, октябрь 2008 г.)

Зуева Е.М.


Нильсон, М. Библиотека - информационный центр школы: доклад на межд. Конференции «Крым - 2000» [Текст] // Библиотека в школе. - 2001. - № 3. - С. 4

Нильсон М.

Библиотека в школе. - 2001. - № 3.

Новые информационные технологии в деятельности библиотек образовательных учреждений в помощь духовно-нравственному воспитанию учащихся: сб. материалов из опыта работы библиотек с православной литературой [Текст] / сост. Е. М. Зуева. - М., 2005.- 118 с.

В приложениях даны документы, сценарии, списки литературы. Широко представлены ресурсы Интернет

Зуева Е.М.


Суслова, Т. В. Место школьной медиатеки (библиотеки) в информационном пространстве современной школы : [выступление на выездном заседании секции] [Текст] // Школьная библиотека. - 2010. - № 3/4. - С. 63-67. -

Библиотека (медиатека) как информационный центр школы.

Суслова Т. В.

Школьная библиотека. - 2010. - № 3/4.

Ярлыкова, О. Г. Модели школьных библиотек: опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Текст] // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» Кафедра библ.-информ.деятельности. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - С. 286 - 289.

Автор, проанализировав опыт моделирования российских и зарубежных библиотек, приходит к выводу, что библиотека, преобразованная в информационно-образовательный центр, является одной из перспективных моделей функционирования библиотеки образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Ярлыкова О. Г.

Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.)

Ястребцова, Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ [Текст] - М. : БМУ, 2002. - 128 с. - (Прилож. к журналу «Шк. б-ка»: «Проф. б-ка шк. библиотекаря»)

Почему сегодня возникла необходимость в кардинальных переменах в школьном библиотечном деле? Какое место занимает современная школьная библиотека в школьном едином информационном образовательном пространстве? Почему школьная медиатека или библиотечный медиацентр могут быть максимально эффективными только в тесном взаимодействии со всеми школьными подразделениями? Какого рода специалист должен работать в библиотечном медиацентре? Как приступить к проектированию такого структурного подразделения в своей школе? На эти и многие другие вопросы найдут ответы читатели этого издания.

В данной книге автор развивает идеи создания полноценной информационной службы в школе, высказанные ранее в брошюре "Медиатека: Как создать в школе медиатеку" (М., 1994).

Предназначена для библиотекарей, учителей и администрации школ, приступающих к модернизации всех аспектов деятельности своих библиотек.

Ястребцова Е. Н.



Профессиограмма библиотекаря

п/п

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

1

Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст]: учеб. пособ. / Г. А. Алтухова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУКИ, 2002. - 104 с.

Пособие предназначено для руководителей библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент информационно-библиотечных ресурсов».

Алтухова Г. А.


2

Бачалдин, Б. Н. Библиотекарь - испытание этикой [Текст] / Б. Н. Бачалдин. - // Библиотековедение, 1998. - №6. - С. 40-50.

Книга посвящена одной из важнейших тем библиотечной работы - повышение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии.

Пособие найдет применение в работе любой библиотеки и библиотечно-информационного центра, станет настольной книгой в методическом отделе библиотечного учреждения.

Бачалдин, Б. Н.

Библиотековедение, 1998. - №6.

3

Библиотечная этика в странах мира [Текст]: [сборник кодексов] / сост.: В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. - СПб: Изд-во РНБ, 2002. - 156 с.

В сборнике публикуются Международные законы, нормативные документы, комментарии, регламентирующие различные стороны деятельности учреждений культуры, библиотек. Особое внимание в книге уделяется вопросам развития современного системы образования школьных библиотекарей.

Фирсов В. Р.


4

Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой [Текст]: учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок. - СПб.: Профессия, 2008. - 192 с.

Учебное пособие посвящено ключевому звену управления - организации информационно-библиотечной деятельности. Авторы учебного пособия ставят своей целью помочь действующим и будущим руководителям библиотек определить собственные управленческие позиции и подходы в решении организационных проблем, используя достижения современной теории организации.

Пособие предназначено широкому кругу читателей, осваивающих методологию управления и организации. Книга будет интересна руководителям библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент информационно-библиотечных ресурсов».

Суслова И.М.


5

Авраева, Ю.Б. Методист библиотеки: формула успеха [Текст]: науч.-метод. пособие / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. - М.: Либерея - Бибинформ, 2008. - 96 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. 100).

Книга посвящена одной из важнейших тем библиотековедения - методической деятельности библиотек. Формулируются профессиональные и личностные требования к высококлассному библиотечному методисту, раскрываются пути его становления как специалиста. Рассматриваются особенности организации труда в методических отделах библиотек и применения новых информационных технологий в отдельных направления их работы.

Представлены взгляды библиотекарей и руководителей на образ методиста. Освещены вопросы налаживания профессиональных коммуникаций. На этой основе предлагается формула успеха методиста библиотеки.

В приложениях даны схемы, иллюстрирующие основные положения пособия.

Пособие найдет применение в работе любой библиотеки и библиотечно-информационного факультета вуза культуры, станет настольной книгой в методическом отделе библиотечного учреждения.

Авраева Ю.Б.


6

Сукиасян, Э.Р. Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю [Текст] / Э.Р. Сукиасян. - М.: ГПНТБ России, 2008. - 74 с.

В пособии всесторонне рассматриваются цели, задачи, направления, формы и методы работы по повышению квалификации сотрудников библиотек (с учетом различных категорий работников), а также организационные вопросы. Данная тема тесно связано с другими направлениями кадровой работы, поэтому автор пособия включил в приложения отдельные фрагменты из опубликованных ранее материалов, тематически не относящихся к повышению квалификации, но дополняющих ее.

Адресовано руководителям библиотек, лицам, непосредственно занимающимся в библиотеках повышением квалификации, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами управления персоналом.

Сукиасян Э.Р.


9

Информационные технологии в профессиональной деятельности школьного библиотекаря [Текст]: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий / Мар. гос. ун-т; сост.: И.О. Безденежных и др.

Учебно-методическое пособие является частью учебно-методического комплекса «Информационные технологии в профессиональной деятельности школьного библиотекаря».

Включает программу повышения квалификации, тематику лекционных и практических занятий, дидактические материалы по выполнению практических заданий. Целью программы повышения квалификации является повышение компетентности школьных библиотекарей в области обеспечения информационной поддержки учебного процесса посредством создания и использования электронных образовательных ресурсов, использования специальных программных средств для автоматизации библиотечной деятельности.

Адресовано библиотекарям учреждений общего и начального, а также высшего профессионального образования, ведущим профессиональную деятельность с использованием ИКТ.



Аттестация педагогов-библиотекарей

Новая должность педагогического работника «педагог-библиотекарь» : статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [Текст]: нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии /Профсоюз работников НО и науки РФ. - М.: [б. м. ], 2011. - 26 с.



Педагог-библиотекарь: вопросы для теста по разделам «Профессиональная компетентность по должности педагог-библиотекарь [Электронный ресурс]. -электронные текстовые данные (169 html). - Ханты-Мансийск: Департамент образования ХМАО, [б.г.]. - URL: doinhmao.ru/validation/help-test/lib/lib_169.html - Загл. с экрана. - (дата обращения: 28.04.2013).

Вопросы, предложенные в данном тесте, помогут педагогу-библиотекарю подготовится к аттестации.




Кудрина, Л. Е. Дифференцированное библиографическое информирование в условиях сельского филиала // Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития / Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Н.Новгород: НГОУНБ, 2006. - Вып. 2 (42). - С. 76-79.

Кудрина Л.Е.


1Матлина, С. Г. Книжные выставки - обычные и необычные [Электронный ресурс] / С. Г. Матлина. М..: Чистые пруды, 2008,- (Библиотека «Первого сентября», Серия «Библиотека в школе», Вып. 19)

2В брошюре рассматриваются различные виды книжно-иллюстрированных выставок в библиотеке, их особенности, правила, а также нетрадиционные формы выставочной работы и необычные выставки, разработанные различными библиотеками.

Матлина С.Г.

Школьная библиотека

Справочно-информационное обслуживание: новые технологии [Электронный ресурс]: курсовая работа // Каннский библиотечный техникум.- Красноярск: 2007 : coolreferat.com/.: ( дата обращения 07.02. 2012)








Раздел «Педагогическая деятельность библиотеки

Основы педагогического мастерства педагога библиотекаря

1.

Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы [Текст] : (по итогам пяти лет реализации Нац. программы поддержки и развития чтения в России) : [сб. ст.] / ред. - сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М. : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2011. - 215 с. : ил. - (Homo sapiens, Homo legens). - ISBN 978-5-91515-043-2.

В сборнике рассмотрены проблемы чтения, программы по поддержке чтения, стратегии чтения, а также представлен опыт поддержки детского чтения в связи с введением новых образовательных стандартов.

Кузьмин Е.И.

2.

Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС [Текст] : пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М. : Баласс, 2011. - 128 с. - (Образовательная система «Школо 2100»). - ISBN: 978-5-85939-903-1. Данное учебное пособие посвящено актуальной проблеме сегодняшнего образования - развитию умений текстовой деятельности, формированию умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе. Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Эти задачи должны решаться силами учителей всех предметов основной и старшей школы. Для них и предназначено данное пособие.
В пособии рассматриваются актуальные вопросы компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения.

Сметанникова Н.Н.

3.

Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению [Текст] : междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. - М. : Шк. б-ка, 2005. - 509 с. : ил. - ("Профессиональная библиотека школьного библиотекаря" : прил. к журн. "Школьная библиотека". Серия 1. ; вып. 8-9-10 (строенный) 2005 г.). - Библиогр.: с. 476-482, 486-491.- Указ. имен: с.482-485. - ISBN 5-902300-34-7.

В книге описаны инновационные технологии и стратегии обучения чтению, представлен опыт российских учителей и библиотекарей, работающих по этим технологиям, существенно влияющим на результаты обучения, образованности и воспитанности учащихся.
Даны не только классификация и группировка стратегий обучения чтению, но и подробное их описание, методики увеличения скорости и качества чтения.
Чтение рассматривается с позиции разных наук, таких как философия, социология, психология, физиология, библиотерапия, лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, литературоведение.
Ценность издания - как в описании российских моделей приобщения детей к чтению, разработчиком которых является автор, так и в освещении зарубежного опыта.

Сметанникова, Н. Н.

4.

Черепова, Н. Ю. Субъективные стратегии работы с текстом [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. Ю. Черепова; Рос. акад. образования, Психол. ин-т. - М., 1998. - 22 с. : табл.

Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования и реализации стратегий работы с текстами. Они определяются и изучаются как средства выявления психологических закономерностей формирования смыслов прочитанного, общих закономерностей понимания текста, когнитивных стилей, факторов, влияющих на понимание типологических и индивидуальных

особенностей понимания текста.

Черепова, Н. Ю.

5.

Антипова, В. Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США [Текст] / В.Б. Антипова // Шк. б-ка. -2005.- №1/2. - С. 124-129.

В статье представлены технологии американских школьных библиотек по формированию информационной грамотности.

Антипова, В.Б.

6.

Дубова, Л. М. Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания учащихся [Текст]: [уроки-тренинги] // Библиотека - центр духовно-нравственного воспитания и общения.- Вологда, 2005.- С.39-45.

Дубова Л.М.

7.

Загашев, И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательные технологии развития критического мышления средствами чтения и письма [Текст]: [цикл лекций] / И.О. Загашев // Б-ка в шк. - 2004. -№ 17-С. 24.

Загашев И.О.

Библиотека в школе

8.

Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

Загашев И.О.

9.

Збаровская, Н. В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования [Текст]: учеб. пособие /Н. В. Збаровская. - СПб., 2001. - 98 с.

Збаровская, Н.В.

10.

Илдаркина, Е. В. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст] / Е. В. Илдаркина. - 2-е изд., стереотип. - М.; Волгоград: Глобус: Панорама, 2008. -272 с. - (Школа).

У профессии библиотекаря есть все шансы не стать отживающей свой век, а уверенно существовать в новом тысячелетии. Впереди большая интенсивная работа не просто хранителя книг, но распространителя информации. Использование библиотекарями технических средств и красочных наглядных пособий, проведение экскурсий способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности. В пособии собраны разнообразные материалы по инновациям в работе школьной библиотеки, использованию новых жанров библиотечной режиссуры, программно-методическому и учебному обеспечению работы библиотекарей, составлению планов работы, а также сами примерные планы работы школьной библиотеки по разным направлениям и многое другое.

Илдаркина, Е.В.

11.

Конева, Д.Н. Новые техники приобщения школьников к чтению [Текст] / Д.Н. Конева // Библиотечное пространство новой современной школы: альбом экспериментальной деятельности. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 138-139.

Конева Д.Н.

12.

Лучанинова, М.Н. Работа библиотеки в помощь развитию критического мышления школьников [Текст] // Методические рекомендации по организации работы школьных библиотек / Департамент образования г. Москвы, ЗОУО, ОМЦ. - М.: Департамент образования г. Москвы, 2010. - С. 90-107.

Лучанинова М.Н.

13.

Макарова, Е.И. Технология РКМЧП в практике школьной библиотеки [Текст] / Е.И. Макарова // II Московские методические чтения - 2009: сб. науч.-метод. материалов. - М. : Рус. школа, 2010.-С.109-114.

Макарова Е.И

14.

Пилко, И. С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие / И. С. Пилко. - СПб. : Профессия, 2008. - 34 2с.

Пособие посвящено проблеме создания, внедрения и использования информационных и библиотечных технологий в повседневной практике библиотек. Подробно раскрываются особенности создания информационных продуктов и услуг, технологические процессы, осуществляемые библиотекой, и регламентирующие их документы. Материал пособия соответствует новому образовательному стандарту по специальности "Библиотечно-информационная деятельность".

Пособие предназначено преподавателям, студентам и аспирантам вузов и колледжей культуры. Оно может быть полезно также широкому кругу библиотекарей и информационных работников.

15.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие /Г.К. Селевко . - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

В первых двух главах книги дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.
В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.
Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.

Селевко Г.К.

16.

Школьная библиотека как компонент педагогической системы [Текст] // Илдаркина Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей. - изд. 2-е, стереотип. - М.; Волгоград: Глобус: Панорама. - 2008. - С.42-52.

В пособии собраны разнообразные материалы по инновациям в работе школьной библиотеки, использованию новых жанров библиотечной режиссуры, программно-методическому и учебному обеспечению работы библиотекарей, составлению планов работы, а также сами примерные планы работы школьной библиотеки по разным направлениям и многое другое.

Илдаркина Е.В.

17.

Зуева, Е.М. Педагогический потенциал школьной библиотеки [Электронная статья] // О состоянии библиотечного обслуживания детей в России/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 32 (188). - URL: couneil.gov/inf-iau/188-32.htm. - (Дата обращения: 28.04.2013).

В отличие от других типов библиотек, школьная библиотека работает не только с читателями, но и со всем контингентом обучающихся, причем имеет возможность делать это на протяжении всего срока обучения ребенка в школе, систематически и целенаправленно.

Зуева Е.М.

18.

Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с. - ISBN 5-7695-0811-6.

Предлагаемое пособие знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. Аналогам и данного пособия являются два курса дистанционного обучения, разработанные той же группой авторов: «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования» и «Новые педагогические технологии», размещенные в
сети Интернет по адресу: distant.ioso.ru/.
Для студентов и преподавателей педагогических вузов, аспирантов, учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также системы повышения квалификации педагогических кадров.

Полат Е.С.,

Бухаркина М.Ю.,

Моисеева М.Е.,

Петров А.Е.

19.

Бражников, Александр. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению / Александр Бражников; общ. ред. и послесл. О. Громовой. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6(12). - ISBN 5-7695-0811-6.

В брошюре описана технология организации и проведения в школе и библиотеке интеллектуальных игр, подвигающих детей к чтению и научно-популярной, и художественной литературы.

Бражников А.

20.

Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 288 с. - ISBN 5-7695-0956-7.
Материалы книги помогут библиотекарю в практической деятельности по активизации чтения детей и подростков, привлечению новых читателей, в повышении авторитета детской и школьной библиотек. Сценарии, собранные в этом сборнике, посвящены неделе детской книги, празднику букваря, дням библиотек, грамотности, славянской письменности, истории книжно дела, основам библиотечно-библиографических знаний и др.

21.

Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / Авт. - сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 173 с. -ISBN 5-7893-0989-9.
В пособии предлагаются сценарии и разработки внеклассных мероприятий и библиотечных уроков, которые помогут в становлении у детей интереса к художественной книге, разовьют умение творчески применять знания в новых ситуациях. Материалы могут быть интересны всем педагогам, библиотекарям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования.

Чурикова З.А.

22.

1.1Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения PDF. Раздел: Педагогика → Современные образовательные технологии / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 4 - е изд., стер. - М: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.

В учебном пособии охарактеризованы современные методы активизации обучения взрослых, даны рекомендации по их использованию в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Авторы акцентируют внимание интерактивных методах обучения (работа в малых группах, модерация, дискуссии, "мозговой. штурм).

Панина Т.С.

Подраздел «Введение должности педагог-библиотекарь»

1.

Будникова, В.С. Должностная инструкция педагога-библиотекаря муниципального общеобразовательного учреждения [Текст] /В.С. Будникова // Администратор образования. - 2011. - № 20 . -С. 59-63. - (Практика и опыт / Кадры).

В статье рассматриваются: общие положения; должностные обязанности; права; ответственность; взаимоотношения и связи по должности.

Будникова, В.С.

Администратор образования

2.

Завойчинская, И.Г. Педагогическое руководство деятельностью школьных клубов книголюбов [Текст] // Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразоват. учреждений/ ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО .- М., 2001. - С. 63-64.

Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального.
Перед школой ставится задача формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее
необходимые знания. В учебном процессе возрастает доля самостоятельной работы с
широким репертуаром современных информационных продуктов и услуг.
Продуктивность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения
информационных потребностей педагогов и школьников. В данной статье отражаются материалы по созданию и руководству школьных клубов книголюбов.

Завойчинская, И.Г

3.

Зуева, Е.М.. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря [Текст] // Е.М. Зуева Феномен современных школьных библиотек: обзор публикаций 1999-2002 гг. - М. ГНПБ К.Д. Ушинского РАО, 2002. - С. 13-15.

Зуева Е.М.

4.

Изменения, которые вносятся в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н « Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [Текст] : приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2011 № 1601н //Вестник образования . - 2012. - № 11. - С. 26. - (Нормативные документы).

Вестник образования

5.

Квалификационные характеристики работников школьных библиотек, выполняющих педагогические функции (проекты) [Текст] // Повышение квалификации библиотечных работников системы образования / ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО; сост. Е.М. Зуева. - М. : ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. - С. 51-54.

В статье раскрываются должностные обязанности работников школьной библиотеки выполняющих педагогические функции.

Зуева Е.М.


Ломов, А.И. Проблемы новой должности «педагог-библиотекарь» [Текст]/А.И. Ломов //Практика административной работы в школе. - 2011. - №7 . - С. 5-6. - (Функционирование школы).

В статье затрагиваются проблемы новой должности «педагог-библиотекарь»: продолжительность рабочей недели; удлиненного отпуска; получение пенсии за выслугу лет; аттестация; определение базового должностного оклада.

Ломов А.И.

Практика административной работы в школе

6.

О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н [Текст] : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Росс. Фед. от 23 декабря 2011 г. № 1601 н, зарегистрирован в Мин. Юст. РФ 31 января 2012 г. № 23068 // Вестник образования .- 2012. - № 11. - С. 25. - (Нормативные документы).

Вестник образования

7.

Об отнесении должности «педагог-библиотекарь» к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников [Текст] : письмо Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. №28 // Вестник образования . - 2012. - №11 . - С. 24-25 . - (Нормативные документы).

Вестник образования

8.

Понкратова, В.Н. Новая должность: педагог-библиотекарь [Текст] /В.Н. Понкратова, Ж..П. Осипцова // Управление образованием .- 2012. - № 3. - С. 75-82.

Статья знакомит с порядком введения в штат школы должности педагога-библиотекаря, с должностными обязанностями и правами, условиями выполнения дополнительной педагогической работы.

Понкратова, В.Н.

Осипцова Ж.П.

Управление образованием

9.

Тихомирова, И. И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. - СПб : Профессия, 2011. - 384 с. -

В последние годы в библиотечном деле возрождается сфера библиотечной педагогики. Педагогическая функция становится одной из главных в библиотечной деятельности. В предлагаемом пособии раскрываются различные аспекты педагогической деятельности библиотекарей, работающих с детьми.

Рассматриваются вопросы, связанные с психологическими особенностями библиотечной педагогики, библиотечными ресурсами педагогики детского чтения, предлагаются методические разработки для проведения различных мероприятий в детских и школьных библиотеках.

Пособие предназначено для библиотекарей, работающих с детьми, а также для преподавателей и студентов вузов культуры, осваивающих курс "Библиотечная педагогика".

Тихомирова И. И

10.

Ястребцова, Е.Н. О новом статусе «педагог-библиотекарь» и о том, что делать и как работать школьной библиотеке [Текст] : [интервью с генер. директором компании "КМ - Образование", координатором "Школ. сектора" Ассоц. RELARN Еленой Николаевной Ястребовой] / Е.Н. Ястребцова; записала Е. Иванова //Библиотека в школе. - 2011. - №7. - С. 18-24 . - (Особая полоса).

В интервью с Ястребцовой Е.Н. рассмотрены вопросы, возникающие при введении новой должности в библиотеки образовательных учреждений «педагог-библиотекарь».

Ястребцова, Е.Н.

Библиотека в школе

11.

Новая должность педагогического работника «педагог-библиотекарь» : статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [Текст]: нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии /Профсоюз работников НО и науки РФ. - М.: [б. м. ], 2011. - 26 с.

12.

Педагог-библиотекарь [электронный ресурс]: [текстовые документы] /НПБ им. К.Д. Ушинского РАО. - М.: НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, [б. г. ]. - URL: bibl-systema.narod.ru/. - (дата обращения: 28.04.2013).


Формирование информационной культуры личности через развитие у обучающихся

умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно самореализовываться.

Информационная культура - одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать библиотеки.

Библиотека - это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо "информационный центр", либо "учебный центр". Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.



п/п

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

1

Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. - 2004.- № 4. - С. 30- 35.

Раскрыты факторы становления и развития феномена информационной культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях

Гендина Н. И.

Школьная библиотека. - 2004.- № 4

2

Гендина Н. И. Формирование информационной культуры / Н. И. Гендина, Н. Колкова, Г. Стародубова // Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С. 3-6.

Рассматриваются условия становления школьной библиотеки как центра формирования информационной культуры личности. Освещается опыт Кемеровского государственного университета культуры и искусств по профилированной подготовке и повышению квалификации специалистов, способных осуществлять формирование информационной культуры личности на базе школьной библиотеки.

Гендина Н. И.

Колкова Н.И. Стародубова Г.А.

Школьная библиотека. - 2001. - № 6.

3

Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. В 2-х частях : Учебно-методическое пособие. Ч.I / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова и Галина Александровна Стародубова. - Кемерово : Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. - 144 с.

Излагается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного

университета культуры и искусств. Предлагается типовая модель содержания учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых.

Издание может быть использовано как в образовательной сфере (учителями и учащимися общеобразовательных и среднеспециальных учреждений, студентами, аспирантами и преподавателями вузов), так и в библиотеках (библиотекарями детских, школьных и вузовских библиотек, библиотек средних специальных учебных заведений, а также библиотекарями универсальных библиотек).

Гендина Н. И.

Колкова Н.И. Стародубова Г.А.


4

Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. В 2-х ч. : Учебно-методическое пособие.Ч II / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова и И. Л. Скипор . - Кемерово : Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. - 147 с.

Излагается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного

университета культуры и искусств. Предлагается типовая модель содержания учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых.

Издание может быть использовано как в образовательной сфере (учителями и учащимися общеобразовательных и среднеспециальных учреждений, студентами, аспирантами и преподавателями вузов), так и в библиотеках (библиотекарями детских, школьных и вузовских библиотек, библиотек средних специальных учебных заведений, а также библиотекарями универсальных библиотек).

Гендина Н. И.

Колкова Н.И.

Скипор И.Л.


5

Информационная культура в структуре новой парадигмы образования : Сборник статей / под редакцией Н. И. Гендина . - Кемерово : Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. - 181 с.

Излагаются результаты многолетних исследований, проведенных в области информационной культуры на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

Гендина Н. И.


6

Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений : Материалы областной научно-практической конференции "Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения" / под редакцией Н. И. Гендина и Галина Александровна Стародубова . - Кемерово : Изд-во ОблИУУ, 2001. - 150 с

Раскрыты факторы становления и развития феномена информационной культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях

Гендина Н. И.

Стародубова Г.А.


7

Гендина, Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российские подходы к решению проблемы[Текст] / Н. И Гендина / / Открытое образование,N5. - 10/2007. - с.58-69

Раскрывается концепция информационной грамотности; рассматривается взаимосвязь информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни; приводятся международные стандарты информационной грамотности; описывается участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотности; доказывается необходимость повышения педагогической квалификации библиотечных работников, занятых обучением информационной грамотности; дается характеристика организации и управления учебным процессом по обучению информационной грамотности, включая теорию обучения и оценку учебной деятельности. Руководство сопровождается глоссарием, содержащем определения основных понятий, используемых в исследованиях по информационной грамотности, а также списком литературы.

Гендина Н. И.

Открытое образование,N5. - 10/2007

8

Гендина, Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международные тенденции и российский опыт[Текст] / Н. И. Гендина / / Школьная библиотека,N8. - 10/2007. - с.71-80

Раскрывается концепция информационной грамотности; рассматривается взаимосвязь информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни; приводятся международные стандарты информационной грамотности; описывается участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотности; доказывается необходимость повышения педагогической квалификации библиотечных работников, занятых обучением информационной грамотности; дается характеристика организации и управления учебным процессом по обучению информационной грамотности, включая теорию обучения и оценку учебной деятельности. Руководство сопровождается глоссарием, содержащем определения основных понятий, используемых в исследованиях по информационной грамотности, а также списком литературы.

Гендина Н. И.

Школьная библиотека,N8. - 10/2007.

9

Гендина, Н И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества(Ч.1) [Текст] / Н. И. Гендина / / Информационное общество,N5-6. - 12/2008. - С.78-83

Раскрывается роль создания информационно-образовательного пространства, которое ликвидирует пространственный фактор между всеми субъектами инновационной деятельности. Отмечается, что реалии настоящего свидетельствуют о распространении информационных технологий (ИТ) во всех отраслях производства, сферы обслуживания, науки, образования, а также указывается, что на формирование информационной культуры влияют достижение в отрасли информатики, кибернетика и т.д.

Гендина Н. И.

Информационное общество,N5-6. - 12/2008.

10

Гендина, Н И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (Ч. 2)[Текст] / Н. И. Гендина / / Информационное общество,N1. - 3/2009. - С.57-63

Раскрывается роль создания информационно-образовательного пространства, которое ликвидирует пространственный фактор между всеми субъектами инновационной деятельности. Отмечается, что реалии настоящего свидетельствуют о распространении информационных технологий (ИТ) во всех отраслях производства, сферы обслуживания, науки, образования, а также указывается, что на формирование информационной культуры влияют достижение в отрасли информатики, кибернетика и т.д.

Гендина Н. И.

Информационное общество,N1. - 3/2009

11

Гендина, Н И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования [Текст] / Н. И. Гендина / / Университетская книга,N3. - 3/2010. - С.70-74

Гендина Н. И.

Университетская книга,N3. - 3/2010

12

Гендина, Н И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования [Текст] / Н. И. Гендина / / Университетская книга,N4. - 4/2010. - С.60-63

Гендина Н. И.

Университетская книга,N4. - 4/2010

13

Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст] : [Курс " Основы информационной культуры личности " в сред. шк.] / Н. Гендина // Школ. б-ка. - 2002. - N 1. - С. 24-27

Результаты исследований по теории обучения основам информационной культуры могут найти практическое применение не только в образовательных учреждениях. Не подлежит сомнению тот факт, что библиотеки тоже должны создать условия для роста массовой информационной культуры. Однако решение этой весьма важной социальной задачи невозможно только за счет энтузиазма отдельных библиотекарей, им также крайне необходима специальная профессиональная подготовка. Знание методики обучения основам информационной культуры - неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности современного библиотекаря.

Гендина Н. И.

Школьная библиотека. - 2002. - N 1.

14

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. - 2-е изд., перераб. - М. : Шк. б-ка, 2003. - 294 с. : ил. - (Проф. б-чка шк. библиотекаря : сер.1 ; вып.1-2). - Библиогр. в конце отд. ст. - Прил. к журн. "Шк. б-ка".

В пособии раскрыты факторы становления и развития феномена информационной

культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в

библиотеках и образовательных учреждениях. Приводится комплекс учебных программ

по курсу «Основы информационной культуры», средства диагностики уровня

информационной культуры личности. В состав пособия вошли методики подготовки

важнейших видов вторичных документов: аннотаций, рефератов, обзоров. Технология

создания информационных продуктов принципиально нового типа представлена

методикой подготовки гипертекстового учебного терминологического словаря.

Содержатся материалы, характеризующие современный документальный поток,

ведущие информационные центры России, лингвистические средства обработки и

поиска информации.

Пособие может быть использовано как в образовательной сфере (учителями и

учащимися общеобразовательных и средних специальных учреждений, студентами,

аспирантами и преподавателями вузов), так и в библиотеках (работниками школьных и

вузовских библиотек, библиотек средних специальных учебных заведений, а также

библиотекарями универсальных библиотек).

Гендина Н. И.

Школьная библиотека, 2003.

15

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. - М. : Шк. б-ка, 2002. - 285 с. : табл. - (Проф. б-чка шк. библиотекаря)

В пособии раскрыты факторы становления и развития феномена информационной

культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в

библиотеках и образовательных учреждениях. Приводится комплекс учебных программ

по курсу «Основы информационной культуры», средства диагностики уровня

информационной культуры личности. В состав пособия вошли методики подготовки

важнейших видов вторичных документов: аннотаций, рефератов, обзоров. Технология

создания информационных продуктов принципиально нового типа представлена

методикой подготовки гипертекстового учебного терминологического словаря.

Содержатся материалы, характеризующие современный документальный поток,

ведущие информационные центры России, лингвистические средства обработки и

поиска информации.

Пособие может быть использовано как в образовательной сфере (учителями и

учащимися общеобразовательных и средних специальных учреждений, студентами,

аспирантами и преподавателями вузов), так и в библиотеках (работниками школьных и

вузовских библиотек, библиотек средних специальных учебных заведений, а также

библиотекарями универсальных библиотек).

Гендина Н. И.

Школьная библиотека, 2002.

16

Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации [Текст] : [курс " Основы информ. культуры личности " для образоват. учреждений всех типов] / Н.И. Гендина // ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : науч.-практ. журн. - 2005. - № 6(53). - C. 74-82

Раскрывается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Характеризуется соотношение концепции формирования информационной культуры личности и идеи разработки международных стандартов информационной грамотности. Приводятся результаты работы НИИ по реализации предлагаемой концепции в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

realizatsii#ixzz2Rm6M4kwY

Гендина Н. И.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : науч.-практ. журн. - 2005. - № 6(53).

17

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: от теории - к модели информационного образования [Текст] : [об учеб. курсе "Основы информационной культуры личности" для различ. категорий обучаемых] / Н. И. Гендина // ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : науч.-практ. журн. - 2007. - № 1(60). - C. 4-10

Гендина Н. И.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : науч.-практ. журн. - 2007. - № 1(60).

18

Гендина, Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина [и др.]. - М. : Рус. школ. библ. ассоц., 2008. - 351 с. : табл. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря : прил. к журн. "Школьная библиотека". Серия 1 ; вып. 11-12)

Гендина Н. И.

Школьная библиотека, 2008

19

Гендина Н. И. Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний / Н. И. Гендина // Библиотековедение. - 2006. - № 4. - С. 13-15.

Гендина Н. И.

Библиотековедение. - 2006. - № 4.

20

Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований), доклад на ИФЛА-2004 / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

Гендина Н. И.

Школьная библиотека. - 2005. - № 3.

21

Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Комплект] : учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н. И. Гендина [и др.]. - М. : Рус. школ. библ. ассоц., 2012. - 200 с. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря : прил. к журн. "Школьная библиотека". Серия 1 ; вып. 4)

Цель данного пособия - содействовать развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности школьников, включая умения поиска преобразования и хранения информации с использованием компьютера, развития критического мышления обучаемых.

Гендина Н. И. Косолапова Е.В.

Школьная библиотека, 2012

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать библиотеки.

Библиотека - это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо "информационный центр", либо "учебный центр". Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.






ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Библиографический список литературы

Проект.Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС: Библиографический указатель.Проект.Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС: Библиографический указатель.

Проект.Деятельность библиотеки образовательной организации в условиях введения ФГОС: Библиографический указатель.

2013




«Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

Цель работы библиотеки - формирование культуры чтения

Главной задачей работы школьной библиотеки является воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Задачи:

  • Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства.

  • Знакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами.

  • Развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память.

  • Прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.

  • Показывать связь литературы с фольклором, другими видами искусства.

  • Знакомить с ритмом, рифмой, музыкой стиха.

  • Учить детей через книгу сопереживать , сострадать, сочувствовать.

Культура чтения - это

- умение самостоятельно работать с книгой;

- знание приемов рационального чтения;

- бережное отношение к книге;

- умение сосредоточиться на том, что читаешь;

- способность быстро находить нужные книги в библиотеке и т.д.

Овладевай всем этим.





Обучение основам библиотечно-библиографической грамотности (знаний).

п/п

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

1.









Андреев, О.И Учитесь быстро читать [Текст] / О. Андреев, Л. Хромов. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

Как научиться быстро читать, лучше понимать прочитанное, освоить приемы техники скорочтения - обо всем этом ты узнаешь, прочитав эту книгу

Андреев, О.И













2.


Бродский, М.А. Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников [Текст] // Школьная библиотека.-2009.-№1.-с.75-77.

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке

Бродский, М.А.





Школьная библиотека.-2009.- №1


3.

Диканенко, Л.С Двери каждому здесь открыты[Текст]: [Акция «Читающие дети - надежда общества»] //Библиополе.-2009.-№1.-с.24-28

В статье рассказывается о городской акции "Читающие дети - надежда общества", организованной ЦДБ г. Ярославля. Она проходила в 2007 г. в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения, городской программы "Совершенствование патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях", Года русского языка, Года ребенка и в рамках программы ЦДБ "Растить патриотов".



Дканенко, Л.С

Библиополе.-2009.- №1


п/п

Библиографическое описание документов

Аннотация

Именной указатель

Список периодических изданий

Антипова, В.Б. Информационные технологии в педагогической деятельности школьной библиотеки [Текст] / В.Б. Антипова // Библиотека и чтение в структуре современного образования. - М.: Наука, 2009. - С. 8-10.

Аннотация. В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

Антипова, В. Б.


Антипова, В.Б. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке: методическое пособие [Текст] / В.Б. Антипова. - М.: Глобус, 2009. - 335 с. - (Библиотечные уроки. Вып.3).

Аннотация. В пособии описывается личностно-деятельностная модель организации библиотечных уроков, основанная на использовании интерактивных форм и методов обучения, самостоятельной деятельности учащихся с информационными ресурсами и построенная по принципу модульного обучения, что позволяет адаптировать библиотечные уроки к различным организационным условиям. Книга содержит образовательную программу «Основы информационной грамотности» для средней об-щеобразовательной школы, конспекты уроков, спроектированные на основе данной программы, а также задания для учащихся. К пособию прилагается «Рабочая тетрадь» с заданиями для школьников. Пособие адресовано библиотекарям школ и учреждений начального профессионального образования, учителям начальной школы, может быть использовано в библиотеках, работающих с детьми и юношеством.


Антипова, В. Б.


Антипова, В.Б. Я умею работать синформацией. Библиотечные уроки. Рабочая тетрадь для учащихся 5-9 классов /[Текст] В.Б. Антипова. - М. : «Глобус», 2009. - 37с. - (Уроки мастерства).

Аннотация. Рабочая тетрадь с заданиями для школьников составлена как дидактическое пособие по образовательной программе «Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке» Пособие адресовано библиотекарям школ и учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Антипова, В. Б.


Антипова, В.Б. Проблема формирования информационной грамотности школьников [Текст] / В.Б. Антипова // Повышение квалификации педагогов в контексте модернизации образования: материалы XII обл. науч.-практ. конфер., 27 апреля 2005 года / сост. Н.С. Рыбаков. - Псков: ПОИПКРО, 2005. - С.132-138.

Аннотация. Формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.


Антипова, В. Б.


Антипова, В.Б. Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений: проблемы и перспективы: сборник статей и материалов [Текст] / ред.-сост. В.Б. Антипова. - Псков: ПОИПКРО, 2006. -134 с.

Аннотация: Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений: проблемы и перспективы: сборник статей и материалов


Антипова, В. Б.


Антипова, В.Б. Модель формирования информационной грамотности в школьной библиотеке [Текст] / В.Б. Антипова // Моделирование библиотечно-информационного обеспечения образовательных учреждений : сб. материалов / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО; сост. Е.М. Зуева, О.Е. Горянская; гл. ред. Т.С. Маркарова.- М., Наука, 2009. - С.21

Аннотация: Методологической основой модели выступает личностно-деятельностный подход, с позиций которого мы определяем сущность процесса обучения при формировании информационной грамотности в школьной библиотеке как организацию самостоятельной познавательной работы учащихся под руководством библиотекаря по построению личностного знания, формированию элементами информационного мировоззрения и овладению информационно-аналитическими умениями, необходимыми при взаимоотношениях с информацией.


Антипова, В. Б.

Сб. материалов НПБ им. К.Д. Ушинского РАО.

Антипова, В.Б. Формирование информационной грамотности в школьных библиотеках Псковской области [Текст] / В.Б. Антипова // Вестник Государственного управления Псковской области: решения коллегии, информационные документы. 2006 год. - Псков: ПОИПКРО , 2007. - С.103 -107.

Аннотация: Информационная грамотность учащихся, которую мы определяем как совокупность знаний, умений, навыков, мировоззренческих и поведенческих качеств учащегося, позволяющих ему эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений, является начальным уровнем информационной компетентности и основой для последующего непрерывного развития личности.


Антипова, В. Б.

Вестник Государственного управления Псковской области: решения коллегии, информационные документы.

Антипова, В. Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США [Текст] / В. Б. Антипова // Школьная библиотека. - 2005. - N 1/2. - С. 124-129.

Аннотация: Подходы к формированию информационной грамотности учащихся.

Антипова, В. Б.

Школьная библиотека. - № ½. - С. 124-129.

Антипова, В. Б. А вдруг в этом что-то есть?: размышления перед единственным уроком[Текст] / В. Антипова // Б-ка в школе.- 2001.- № 6.-С.6.
Аннотация. Публикация содержит "Программу библиотечно-библиографических уроков "Основы информационной культуры" для 1-11 классов. Автор - методист Псковского института повышения квалификации работников образования.


Антипова, В. Б.

Библиотека в школе.- 2001.- № 6.-С.6.

Кашурникова, Т. М. Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» 5 класс. [Текст] - СПб: Профессия, 2001. - 118 с.

Аннотация. Формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции.

Курс по основам информационно-библиографической грамотности ставит своей целью сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.


Кашурникова, Т.М.


Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст] : методические рекомендации для библиотекарей. - М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007.-127 с.

Аннотация. Научить детей самостоятельно работать с текстовой информацией. Рассказать о книге как об информационно-поисковой системе. Познакомить детей с элементами книги, научить работать с каждым из этих элементов. Научить использовать справочно-поисковый аппарат книги в учебных, исследовательских целях, а также в целях самообразования.

Кашурникова, Т.М.


Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотностиучащихся: Методические рекомендации для библиотекарей. [Текст] ­­- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 128 с. ­­- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
Аннотация. Цель предлагаемого автором курса - сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только как источнику информации, но и как источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека. Книга состоит из теоретической части по обоснованию этого курса, примерной программы и разработок (сценариев) 14 уроков.

Кашурникова, Т.М.


Кашурникова, Т.М., Чудо, имя которому - книга : рабочая тетрадь. [Текст] - М. : Школьная библиотека, 2006.- 97с.

Аннотация. Книга представляет собой рабочую тетрадь по основам информационно-библиографической грамотности. Цель пособия - повысить уровень книжной культуры детей и подростков, заинтересовать историей книги и историей библиотек, научить пользоваться библиотекой и работать с книгой, расширить кругозор, повысить общий культурный уровень. Книга состоит из отдельных уроков, рассчитанных на разный уровень подготовки читателя. Основные темы: история письменности, древние книги, русская рукописная и русская печатная книга. Материалы представляют юному читателю книгу как единое целое, как предмет мировой культуры. Популярно описаны функции книги в современном мире: учить, лечить душу, воспитывать вкус, формировать взгляды. Практическое пособие для специалистов, отвечающих за библиотечное обслуживание детей и юношества. Книга включает обширный иллюстративный материал и множество заданий и тестов, а также словарь терминов и словарь имен. Она также будет интересна родителям и педагогам.

Кашурникова Т.М



© 2010-2022