• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования

Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла

















Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования







Составитель: Н.А. Чудновец

учитель истории и обществознания






















Темиртау 2015

Содержание

«Ключевые компетенции для Европы» 3

Национальный план действий по развитию функциональной

школьников на 2012-2016 годы 4

Компетенции согласно результатам проекта TUNING 5-6

Компетенции, выделенные при опросе работодателей и представителей

образовательных учреждений 7

Компетенции, применительно к современному образованию (А. В. Хуторский) 8

Формирование ключевых компетенций……………………………………………….9-11

Формирование коммуникативных компетенций …………………………………….12-15

Формирование основных речевых навыков и умений на уроках истории

и обществознания (общепредметных коммуникативных компетенций) ……………16-18

Формирование гражданской (социальной) компетентности на уроках

общественных дисциплин 19-21

Результаты работы по формированию компетенций …………………………………22

Использованные источники ……………………………………………………………..23







Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций

Поскольку компетенции рассматриваются как качественный показатель образования, Комитет по образованию Совета Европы предложил два подхода к классификации компетенций - процессуально-технологический и качественно-содержательный.

Для качественно-содержательного подхода определяются компетенции на основе совокупности знаний и умений в определённой социальной сфере. Такие, как:

  • политические и социальные компетенции - это способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов, а также в деятельности демократических институтов общества;

  • компетенции, касающиеся жизни в многокультурном государстве. Сюда относятся понимание и признание различий между людьми и нациями, уважение, а также способность жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в том числе, владение несколькими иностранными языками;

  • компетенции, связанные с информацией, - это владение новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к информации, распространяемой СМИ, и к рекламе;

  • компетенции в сфере непрерывного образования, например, способность учиться всю жизнь»

Процессуально-технологический - рассматривает компетенции как способы надпредметных действий, таких, как:

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта,

  • организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивать их,

  • организовывать свои собственные приёмы изучения,

  • уметь решать проблемы,

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных,

  • опрашивать окружающих людей,

  • консультироваться у экспертов,

  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий,

  • критически относится к тому или иному аспекту развития общества,

  • уметь противостоять неуверенности и сложности,

  • занимать позицию в дискуссиях и выражать своё собственное мнение,

  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

  • оценивать события и явления.

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь сотрудничать и работать в группе,

  • принимать решения - улаживать разногласия и конфликты,

  • уметь договариваться,

  • уметь разрабатывать и выполнять проекты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект,

  • нести ответственность,

  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад,

  • уметь организовывать свою работу.

  • доказывать солидарность;

  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые информационно - коммуникационные технологии,

  • гибко реагировать на быстрые изменения,

  • уметь находить новые решения. (1)


Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы

Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции - это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах.

Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы.

  • Управленческие (способность к разрешению проблем).

  • Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).

  • Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).

  • Социальные (способность к социальному взаимодействию).

  • Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).

  • Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).

  • Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).

Кроме ключевых компетенций в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета.

Ключевые и предметные компетенции как результаты образования должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени.

Согласно результатам проекта TUNING все результаты обучения можно разделить на три основных группы

Инструментальные компетенции: компетенции, имеющие инструментальную функцию. Они включают:

  • когнитивные способности: способность понимать идеи и теории и манипулировать ими;

  • методологические способности для организации условий работы: организация времени и стратегий учебы, принятие решений или решение задач;

  • технологические навыки: использование технических устройств, навыки управления информацией и работы на компьютере;

  • лингвистические навыки: устное или письменное общение или знание иностранного языка.

Межличностные компетенции - индивидуальные способности, такие как, способность выражать свои чувства, способность к критике и самокритике.

Социальные навыки: межличностные навыки или работа в команде, приверженность общественным или этическим ценностям. Эти навыки способствуют процессам социального взаимодействия и сотрудничества.

Системные компетенции: навыки и способности, относящиеся к системам в целом. Они предполагают комбинацию понимания, восприимчивости и знания, которая позволяет человеку видеть части целого в их связи и единстве. Эти способности включают умение планировать изменения для усовершенствования существующих систем и разработки новых. В качестве основы для развития системных компетенций требуется владение инструментальными и межличностными компетенциями.

Инструментальные компетенции включают:

  1. способность к анализу и синтезу;

  2. способность к организации и планированию;

  3. базовые знания в различных областях;

  4. тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

  5. письменная и устная коммуникация на родном языке;

  6. знание иностранного языка;

  7. элементарные навыки работы на компьютере;

  8. навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

  9. решение задач;

  10. принятие решений.

Межличностные компетенции:

  1. способность к критике и самокритике;

  2. работа в команде;

  3. межличностные навыки;

  4. способность работать в междисциплинарной команде;

  5. способность общаться со специалистами из других областей;

  6. принятие различий и многокультурности;

  7. способность работать в международной среде;

  8. приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции

  1. способность применять знания на практике;

  2. навыки проведения исследований;

  3. способность учиться;

  4. способность адаптироваться к новым ситуациям;

  5. способность порождать новые идеи (креативность);

  6. лидерство;

  7. понимание культур и обычаев других стран;

  8. способность работать самостоятельно;

  9. разработка и управление проектами;

  10. инициативность и предпринимательский дух;

  11. забота о качестве;

  12. стремление к успеху.





Компетенции, выделенные при опросе работодателей и представителей образовательных учреждений:

Информационная компетенция:

  • интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

  • использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

  • представлять имеющуюся информацию в ее различных формах и на различных носителях, в соответствии с запросом потребителя информации (в том числе - в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

Социально-коммуникативная компетенция:

  • соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;

  • привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач;

  • продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;

  • грамотно оформлять необходимые в профессиональной и обыденной жизни документы;

  • представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей.

Компетенция в решении проблем:

  • формулировать и анализировать проблемы;

  • преобразовывать проблемы в задачи (осуществлять поиск недостающих данных и т.д.),

  • ставить реальные и диагностичные цели;

  • определять стратегию решения проблемы;

  • анализировать ресурсы и риски;

  • планировать и организовывать свою деятельность;

  • контролировать и рефлексировать результаты решения проблем.

Способность к эффективному поведению на рынке труда:

  • навык поиска работы;

  • умение заключать контракт с работодателем;

  • умение анализировать ситуацию на рынке труда;

  • умение планировать и строить свою профессиональную карьеру;

  • умение адаптироваться на новом рабочем месте.

Предпринимательская компетенция (способность к самозанятости):

  • способность к самозанятости (открытие собственного дела);

  • умение анализировать рыночные возможности предприятия;

  • умение освоения основных экономических ролей;

  • адекватная оценка своих предпринимательских способностей и задатков.

Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию:

  • выявлять пробелы в своих знаниях и умениях;

  • грамотно формулировать образовательные и информационные запросы;

  • оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

  • осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;

  • извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.

Применительно к современному образованию А. В. Хуторским определены следующие группы ключевых компетенций:

«Ценностно-смысловые компетенции». Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области».

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Формирование ключевых компетенций

Ключевые компетентности - это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Цель компетентностей - помочь ребенку адаптироваться в социальном мире.

Особенности - ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

  • отражать социальную востребованность молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

  • быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

  • задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

  • задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

  • быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

  • соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

  • представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Выделяют:

1. Общекультурную компетентность - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

2. Социально-трудовую компетентность - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

6. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

7. Личностного самоопределения - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

8. Личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Условия формирования ключевых компетенций

  • Внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

  • Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. В процессе демонстрации презентации, учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

  • Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

  • Проблемные вопросы и задания, познавательные и творческие задания.

  • Межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям, как истории, обществознания так и основ наук в целом.

  • Использование различных источников, литературного материала, произведений искусства, видео материала в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету. Оказывает важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала.

  • Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы:

  • Чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление - учебные практики на уроках. Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины.

  • Использование учебных практик:

- проектная деятельность

- экскурсионная практика;

- творческая деятельность;

- ролевая игра;

- социальная практика





Формирование коммуникативных компетенций

Одним из требований, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, является наличие коммуникативных умений и навыков, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Какими же основными коммуникативными компетенциями должен овладеть ученик на уроках истории и обществоведения?

Умение работать с тестом

Приёмы работы с текстом:

(Учебными текстами могут быть не только учебники, но и исторические документы, и даже иллюстрации)

  • чтение текста по цепочке,

  • чтение текста по рваной цепочке,

  • беглое чтение,

  • объяснительное чтение (чередование чтения с разъяснениями и дополнениями прочитанного)

  • выделение ключевых слов в тексте,

  • найти в тексте фактический материал: имена, даты, события, факты. Задания могут носить характер подтверждения или опровержения какого-либо утверждения (прием поиска доказательства).

  • ответы на конкретные вопросы учителя, избегая при этом пересказа текста параграфа

  • составление вопросов к тексту учебника,

  • составление текста с ошибками,

  • составление вопросов к тексту учебника,

  • конспектирование текста учебника,

  • составление кроссворда по тексту.

Умение строить рассуждения

Приёмы:

  • составление логических цепочек:

а) предложить простую незаконченную цепочку

б) затем - логическую цепочку, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся, работая с небольшим текстом учебника, должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

в) и только когда эти операции учащимися усвоены, можно приступать к самостоятельному построению ими простых логических схем и цепочек на заданную тему.

Монологическая речь

Для развитие навыка монологической речи необходимо проводить систематическую работу не только в классе, но и дома с текстом учебника и с иллюстрациями.

Главное - научить детей говорить самостоятельно, свободно, творчески, без привязки к тексту учебника

Задания по работе с иллюстрациями:

  • составить план собственного рассказа об историческом событии по иллюстрации учебника,

  • ответить на конкретные вопросы по иллюстрации;

  • рассказать об одном и том же событии от лица героя или стороннего наблюдателя.

Примеры заданий


  • Как нельзя лучше развитию коммуникативных компетенций учащихся способствует использование на уроках технологии развития критического мышления.

Например, в 10 классе при изучении темы «Духовная культура казахского народа» предлагаю детям заполнить понятийное «колесо». Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса (количество секторов не ограничено). В ходе совместной работы приходим к определению понятия «духовная культура».

Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования

Корзина (идей, понятий, имен)

  • Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме

  • Обмен информацией в парах или группах

  • Группы по кругу называют сведения, факты

  • Учитель записывает все на доске

  • Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации


Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования

Составление кластеров - это ещё один способ научить детей обосновать своё решение, озвучив его классу. Опять же кластер может иметь простую структуру, если мы его используем в работе с учащимися среднего звена, когда дети ещё не имеют опыта работы с такими заданиями, либо сложную, когда учащиеся приобрели навыки работы с ним.

Выделяем главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тему), затем «ответвляем» смысловые единицы (категории информации) и «нанизываем» на них факты, содержащиеся в изучаемой теме. Так, при изучении в 10 классе темы «Судебная система Казахстана» предлагаю детям заполнить такой кластер. В зависимости от того, как дети усвоили тему, он может быть пустой либо заполнен частично.

Информационно-коммуникативная деятельность способствует, формированию умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Рефлексия

В рамках рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Как правило, при подведении итогов работы на уроке учащиеся испытывают затруднения в формулировке своего ответа. Поэтому на начальном этапе, чтобы помочь построить логические, последовательные ответы, можно предложить учащимся начало фразы: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…, я научился…, у меня получилось …, мне захотелось…, я попробую…и др.

Таким образом, такая система работы позволяет не только повысить учебную успешность учащихся, но и помогает детям использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета.





Формирование основных речевых навыков и умений на уроках истории и обществознания (общепредметных коммуникативных компетенций)

Речь идет о формировании у учащихся следующих обще предметных коммуникативных компетенций:

Речевая компетентность ученика формируется:

  • через обучение содержанию предмета;

  • через развитие прикладных исследовательских умений;

  • через развитие социально-коммуникативных умений;

  • через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Что формируем

Формы деятельности

Вдумчивое чтение

- анализ текста,

- поиск нужной информации в справочной, научной и художественной литературе,

- составление - плана ответа по тексту,

- составление собственных вопросов к нему

Развитие диалогической речи учащихся


- задавать вопросы собеседнику,

- конструировать ответы на вопросы,

- свободно участвовать в беседе.

- ролевая или деловая игра,

- инсценирование отдельных эпизодов и сцен,

- защита проектных работ и презентаций и др.;

Формирование и развитие письменного диалога

- грамотное оформление анкеты, заявления, резюме,

- написание эссе,

- сочинения- интервью и т.д.;

Умения участвовать в дискуссии

- учебная дискуссия

- групповая работа на уроках требует от ученика: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;

Монологической речи

- давать развернутый ответ на вопрос,

- составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица,

- рассуждение по заданной теме,

- выступление с устным сообщением, докладом,

- презентация проектной работы,

- проведение экскурсии в музее и т.д.;

- различные памятки - алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ.

- Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи.

Грамотного письма

(развитие письменной речи)

- обучение конспектированию текста,

- составление плана ответа или статьи, э

- эссе или сочинения на злободневную тему,

- составление памяток, инструкций,

- заполнение таблиц и др.

Коммуникативную компетенцию


обогащение словарного запаса


самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений,

высокий уровень языковой культуры


словарная работа:

- она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях

- организуя работу с различными словарями и справочниками.

- Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.

- Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами.

- Работа по анализу текста (текстам желательно прилагать разноуровневые задания).

Дискуссия возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь.

Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.

Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции.

Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования




Концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

1 этап

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

  • готовность учащихся участвовать в урочном общении;

  • отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

  • задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

  • комментировать вопросы и ответы;

  • делать сообщения;

  • рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

  • простота и четкость речевого высказывания;

  • отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

  • умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

  • умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

  • умение использовать риторические вопросы;

  • умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

  • умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

  • умение вести беседу в паре, группе;

  • умение поддерживать беседу;

  • умение вести конструктивный диалог, дебаты;

  • умение построить дискуссию и вести ее;

  • умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.







Формирование гражданской (социальной) компетентности на уроках общественных дисциплин

В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе6.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Образование должно способствовать укреплению демократического правового государства, становлению гражданского общества в Казахстане.

Основа гражданского общества - гражданин, полноправный, самодеятельный и цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества. Особую роль в воспитании гражданина играет гражданское образование.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов.

  • Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.

  • Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений.

  • Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.

Методическое пособие для учителей гуманитарного цикла Формирование компетенций учащихся в условиях современного образования

Компоненты гражданской компетенции

Когнитивный блок (знания)

  • исследовательская учебная компетентность:

  • Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.

  • определенная система знаний: (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др.

Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.

Деятельностный компонент:

  • компетентность социального выбора

  • компетентность социального действия,

- Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся. (Например, уроки - ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары и др.)

  • коммуникативную компетентность.

Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).

Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая:

  • гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.),

  • желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию.

  • обретение гражданских ценностей (основополагающих ценностей казахстанской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.

  • Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.

  • Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.


Деятельностные формы уроков, развивающие гражданскую компетентность старшеклассника

Деятельностные формы урока

Применяемые технологии

Рейтинг деятельностных форм уроков среди обучающихся, %

Низкий

Сред.

Высок.

1

Практикум

Технология проблемного обучения

20%

80%

3

Лабораторные занятия

Технология развивающего

обучения

12%

40%

48%

4

Семинарские занятия

Технология

Коллективного обучения

8%

44%

48%

5

Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (дайджестов, мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.);

Технология личностно ориентированного обучения

2%

13%

85%

6

Практические конференции

Технология личностно - ориентированного обучения

18%

26%

56%

7

Интернет - уроки

Информационно-коммуникативные технологии

12%

88%

8

Деловые игры

Технология группового обучения

16%

84%

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернет;

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающих из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие обучающихся в деловых играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и алгоритма действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ - эссе;

  • создание и реализация школьных социальных проектов.

Результаты работы по формированию компетенций учащихся можно проследить

  • уровень образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения (ЗУН, сформированность компетенций);

  • рост качества знаний;

  • рост количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;

  • рост количества призеров олимпиад, конкурсов;

  • значительное улучшение уровня воспитанности учащихся;

  • при выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

  • вовлечение максимального числа обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику,;

  • степень участие обучающихся в общественных инициативах и социально значимых проектах;

  • успешная социализация выпускника.









Использованные источники:

1. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996

2. Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года №832 «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы»

3. (Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. №5- С.3-12).

4.Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.

5. Библиографическое описание: Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] / О. А. Белянкина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 525-527.

6. Гойхман О.Я., Надеждина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М., 1997.

При подготовке использованы материалы

1. Воронкова Инна Анатольевна НОУ ОМУ, старший разработчик

skachate.ru/informatika/80626/index.html

2. Мухаматдинова Ляйсира Саетовна, учитель истории

Формирование ключевых компетенций на уроках истории

festival.1september.ru/articles/618222/

3. Абзалова Светлана Сергеевна, учитель обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

festival.1september.ru/articles/612088/

4. Инновационные технологии в формировании компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Автор: Лариса Анатольевна Барышникова

5. Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания

«Социальные практики на уроках истории и обществознания»


© 2010-2022