• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка для преподавателе практического занятия на тему Сестринский уход при гломерулонефритах

Методическая разработка для преподавателе практического занятия на тему Сестринский уход при гломерулонефритах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство здравоохранения Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

для преподавателей

по теме:

«Сестринский уход при гломеулонефритах»


МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Специальность Сестринское дело

Курс 3










Балаково

2016 г



Тема: «Сестринский уход при гломерулонефритах».

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Автор: Преподаватель ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Кабдуш Айслу Нурбулатовна, Балаково, 2016 г., 42 страницы издания.

«Утверждено»

на заседании ЦМК ______________

Протокол №__ от «__» ____ 2016г.

Председатель ЦМК (Ф.И.О.)______ Каширова В. Ю.

(подпись председателя)


«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

(Ф.И.О.)_______Каширова В. Ю.

(подпись методиста)

Рецензент (ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО)





Рецензия

Внешняя рецензия для аттестующихся.





















































СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка……………………………………………….4

  2. Технологическая карта доклинического занятия…….……………. 5

  3. Теоретический материал по теме занятия ………………………….8

  4. Практическая часть по теме занятия……….………………………13

  5. Контрольно - оценочный материал………………………..................20

  6. Критерии оценок различных видов работ на занятии..………… 31

  7. Список рекомендуемой литературы……………….……………… 33













































  1. Пояснительная записка


Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01.«Сестринское дело» и программой ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Сестринский уход при гломерулонефритах». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи по теме, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствии с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Основы микробиологии», «Психология». Не лишним являются знания основ сестринского дела.

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, буклетов, памяток на темы: «Патогенез развития гломерулонефрита», «Организация лечебного питания при гломерулонефрите», «Проведение диспансеризации при гломерулонефритах», составление студентами кроссвордов по теме.




2.Технологическая карта доклинического занятия

Учебные цели занятия: закрепить и расширить теоретические знания, помочь студентам в приобретении практических навыков.

Студент должен знать: определение «гломерулонефрит», причины и факторы риска, клинические проявления, возможные проблемы пациентов

принципы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, роль медсестры

Уметь владеть навыком: провести сестринское обследование выполнять процедуры и манипуляции: измерение АД, подготовить пациента к сбору мочи для микроскопического и микробиологического исследования, на пробу Зимницкого, Реберга, по Нечипоренко. Подготовить пациента к в/в урографии, определение суточного диуреза и водного баланса, оформление мед документации, оказать доврачебную помощь при неотложном состоянии почечной колике обучить пациента/родственников правилам лечебного питания, приема лек препаратов.

Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Осваиваемые общие компетенции:

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Материальное обеспечение учебного занятия:

1.Методическая разработка

2.Ноутбук

3.Тестовые задания

4.Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции)

5. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организация занятия

2 минуты

Уточнить готовность студентов к занятию, отметить отсутствующих студентов, уделить внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 минуты

Сообщить тему занятия, особое внимание акцентировать на её значимость, сообщить план занятия

3. Определение целей занятия

5 минут

Сообщить цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Контроль исходного уровня знаний

10 минут

Провести тестовый контроль

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

5 минут

Проверить наличие выполненной внеаудиторной работы у студентов

6. Вводный инструктаж

20 минут

Сообщить теоретический материал, ознакомить с картой самостоятельной работы, инструктировать по работе с ней.

7.Самостоятельная работа

120 минут

Выполнить поэтапно

Повторить теоретический материал по теме: «Сестринский уход при заболеваниях почек и мочевыделительной системы»

30 минут

При изучении теоретического материала использовать методическое пособие.

Решить ситуационную задачу

20 минут

Решение в виде карты сестринского процесса записать письменно.

Подготовка к выполнению практического задания

10 минут

Для выполнения практического задания, студенты разделяются на малые группы с распределением роли медсестры и пациента

Выполнение практического задания

30 минут

Отрабатывают практический навык в соответствие с алгоритмом действия.

Подготовка к ответу на теоретические вопросы по теме

15 минут

При подготовке рекомендуется использовать материал учебного пособия

Ответ на теоретические вопросы

15 минут

Ответ строится на основе материала методического пособия.

8. Подведение итогов занятия.

10 минут

Оценить деятельность каждого студента, отметить слабые стороны. Оценить достижение целей занятия. Выставить оценки в журнал.

9. Задание на дом.

5 минут

Озвучить тему следующего занятия с указанием дополнительной литературы для подготовки домашнего задания, дать задание для выполнения внеаудиторной работы.



















3.Теоретический материал по теме занятия


Острый диффузный гломерулонефрит - это острое двустороннее иммуновоспалительное заболевание с преимущественным поражением клубочков почек.

Чаще возникает в детском и юношеском возрасте.

Этиология: Заболевание чаще вызывается бета-гемолитическим стрептококком группы А и развивается через 2-3 недели после перенесенной стрептококковой инфекции (ангина, тонзиллит, фарингит, скарлатина, отит, рожа).

Иногда заболевание развиться после пневмококка, стафилококка, вируса (аденовируса, вируса краснухи, герпеса, гепатита, гриппа), а также после введения вакцин и сывороток.

Способствующие факторы:

- Переохлаждение

- Снижение реактивности организма

- Операции, травмы

- Физические перегрузки

Клиника:

3 основных синдрома: отечный, гипертонический, мочевой.

Заболевание начинается остро, температура повышается до субфебрильных цифр, появляются тупые боли в поясничной области, с обеих сторон, слабость, головная боль, снижение аппетита, тошнота, рвота, отечность лица, уменьшается диурез, моча приобретает красноватый цвет - «Цвет мясных помоев».

Отеки являются ранним признаком заболевания, располагаются преимущественно на лице, на веках, под глазами, появляются в утренние часы, они плотные, сочетаются с бледностью кожных покровов.

В тяжелых случаях отеки могут быть резко выражены, жидкость скапливается в полостях и развивается анасарка. Отеки держатся 2-3 недели.

Артериальная гипертензия появляется вследствие нарушения кровоснабжения почек, АД повышается до 160-180 /90-100 мм.рт.ст

При аускультации сердца - акцент второго тона на аорте. При остром развитии гипертонии может развиться острая левожелудочковая недостаточность.

Одним из самых первых симптомов является уменьшение выделения мочи (олигоурия, анурия).

Диагностика:

ОАМ - мочевой синдром характеризуется протеинурией, микро или макрогематурией, цилиндрурией

ОАК - анемия, увеличение СОЭ, в пробе Нечипоренко эритроциты преобладают над лейкоцитами

Проба Зимницкого - олигоурия

ЭКГ

Пункционная биопсия

Осложнения:

  1. Острая почечная недостаточность: резкое уменьшение диуреза вплоть до анурии, тяжелая интоксикация, увеличение в моче креатинина, мочевины

  2. Острая левожелудочковая недостаточность - развивается при высокой артериальной гипертензии

  3. Острая почечная энцефалопатия или эклампсия - возникает у больных с выраженными отеками

  4. Высокая артериальная гипертензия. В основе спазм сосудов головного мозга с развитием отека мозга и повышением внутричерепного давления.

Для эклампсии характерно внезапная потеря сознания, судороги, сначало тонические, затем клонические, цианоз лица, хриплое шумное дыхание, прикусывание языка (из рта вытекает пена, окрашенная кровью), непроизвольное мочеиспускание и дефекация.

Лечение:

Проводится в стационаре.

Назначается строгий постельный режим до ликвидации отеков и нормализации АД, т.е. 3-4 недели.

Диета: при развернутой форме и впервые 1-2 дня голод и жажда (жидкости должно быть не больше, чем количество мочи, выделенное за предыдущие сутки). На 3 день - разгрузочную диету - картофельную, яблочная, рисовая. Исключается соль и количество жидкости должно быть больше на 400 мл, чем диурез предыдущего дня (диета №7а).

Через 3-4 дня диета №7: соли не более 1,5 гр, ограничивается белок. Особенно животного происхождения.

Медикаментозное лечение:

  1. Этиологическое лечение: а/б пенициллин по 500000 ЕД, каждые 4 часа, оксациллин, ампициллин, макролиды - эритромицин.

  2. Патогенетическая терапия: кортикостероидные гормоны: преднизолон 30-60 мл/сут, антикоагулянты: гепарин 5000-10000 ЕД под кожу живота, антикоагулянты: курантил, аспирин

  3. Симптоматическое лечение:

- При АГ - гипотензивные препараты: энап, эналаприл, каптоприл

- При отеках - мочегонные средства: гипотиазид, фурасемид

- При гематурии - аминокапроновая кислота, дицинон, аскорбиновая кислота, аскорутин.

Профилактика:

Первичная - закаливание, занятия физкультурой, предупреждение переохлаждений, санация очагов хронической инфекции, лечение анемии.

Вторичная - Д-учет в течение 2 лет, трудоустройство с подходящими условиями работы, режим туда и быта, лечебное питание, санация очагов инфекции, регулярное обследование.

Хронический гломерулонефрит - это хроническое иммуновоспалительное заболевание обеих почек.

Этиология:

Хронический гломерулонефрит может развиться после недолеченного острого гломерулонефрита.

В большинстве случаев развивается как первичный без предшествующего острого.

Может развиться вторично при системных заболеваниях соединительной ткани (системная красная волчанка, склеродермия).

Патанотомия:

Происходит поражение клубочков, разрастание соединительной ткани и развивается вторично сморщенная почка.

Клиника:

Выделяют 2 периода:

1 период компенсации почечных функций (азотвыделительная функция почек существенно не нарушена)

2 период - хроническая почечная недостаточность

В первом периоде заболевание проявляется теми же симптомами, что и острый гломерулонефрит: это отеки, АГ, мочевой синдром. В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют несколько клинических форм заболевания:

1. Латентная - самый частый вариант заболевания. Протекает скрыто, без отеков и гипертонии, с незначительными изменениями в моче (микрогематурия, небольшая протеинурия, цилиндрурия). Течение медленно прогрессирующее, ХПН развивается поздно.

2. Нефротоксическая - у 25% больных, характеризуется отечным и мочевым синдромами, больных беспокоит слабость, отсутствие аппетита, массивные отеки (сначала на лице, под глазами, на ногах, затем на туловище, могут быть асцит, гидроторакс, гидроперикард), снижение диуреза, АД обычно нормальное.

В анализе мочи - высокая относительная плотность, выраженная протеинурия (более 4-5 гр в сутки), цилиндрурия.

В анализе крови - анемия, увеличение СОЭ, гипопротеинемия, диспротеинемия, гиперхолестеринемия.

Течение умеренно прогрессирующее, с развитием ХПН через 5-6 лет

При развитии ХПН отеки уменьшаются, АД повышается, относительная плотность мочи снижается.

3.Гипертоническая - в 20% случаев. Характеризуется гипертоническим синдромом и незначительными изменениями в моче (микрогематурия и небольшая протеинурия).

Сначало АД небольшое и нестойкое, а затем оно становится более выраженным и постоянным. Больных беспокоит головная боль, головокружение, боли в области сердца, одышка, сердцебиение, снижение зрения. Границы сердца расширены влево, акцент второго тона на аорте, на ЭКГ - гипертрофия левого желудочка.

На глазном дне - сужение и извитость артерий, эта форма может осложниться острой левожелудочковой недостаточностью.

Течение этой формы длительное, но неуклонно прогрессирующее с развитием ХПН.

  1. Смешанная - в 7% случаях. Это самая тяжелая форма, проявляется отеками, АГ, изменениями в моче. Течение прогрессирующее, с быстрым развитием ХПН.

  2. Гематурическая- редкий вариант в 5% случаев, чаще у мужчин. Характеризуется макрогематурией или упорной микрогематурией, АД нормальное, отеков нет, или они незначительные. Это медленно прогрессирующая форма. ХПН развивается редко.

Лечение:

При обострении пациентов госпитализируют или назначают постельный режим до улучшения общего состояния, нормализации АД, улучшения анализа мочи.

Диета №7 - небольшое ограничение белка, ограничение соли, а при отеках соли и жидкости.

Медикаментозное лечение:

  1. Основная роль - кортикостероиды: преднизолон, цитостатики: циклофосфамид, азаптиоприн (осложнения - облысение, угнетение кроветворения, бесплодие).

  2. Антикоагулянты: гепарин под контролем свертываемости крови

  3. Антиагреганты: курантил, аспирин

  4. НПВС: индометацин, вольтарен. (но не всегда)

  5. Симптоматическое лечение:

При отеках - мочегонные: фуросемид, верошпирон

При АГ - гипотензивные препараты: энап, эналаприл, нифедипин, коренфар

При гематурии - аминокапроновая кислота, дицинон

Плазмоферез, гемосорбция.

Уход:

Проблемы пациента:

Слабость, повышение температуры, головная боль, снижение аппетита, отеки, повышение АД, боли в поясничной области, тошнота, рвота.

Действия м/с:

  1. Проведение бесед: о профилактике гломерулонефрита; о значении соблюдения диеты

  2. Контроль за соблюдением предписанного режима

  3. Контроль за соблюдением диеты

  4. Контроль за передачами родственников

  5. Контроль за состоянием пациента: АД, пульс, частота дыхательных движений, массой тела, диурезом

  6. Подготовка пациента к исследованиям

  7. Выполнение назначений врача


Профилактика:

Первичная: тщательное лечение острого диффузного гломерулонефрита, Д-наблюдение за лицами, перенесшими острый диффузный гломерулонефрит

Вторичная: Д-учет и наблюдение за пациентами, санация очагов инфекции, поддерживающая терапия












4. Практическая часть по теме занятия

Алгоритмы практических манипуляций


ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70% этиловый спирт, ватные шарики, бумага.


ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала

  2. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки.

  2. Выбрать правильный размер манжетки.

  3. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только1 палец.

  4. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на ней.

  5. Проверить положение стрелки манометра относительно отметки «0» на шкале манометра.

  6. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа.

  7. Закрыть вентиль «груши», нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм.рт. ст

  8. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра.

  9. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующей систолическому АД.

  10. «Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.

  11. Выпустить весь воздух из манжетки.


ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Снять манжетку.

  2. Уложить манометр в чехол.

  3. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70% спиртом.

  4. Оценить результат высоты АД и пульсового давления.

  5. Сообщить пациенту результат измерения.

  6. Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе систолическое давление, в знаменателе - диастолическое).


СБОР МОЧИ ДЛЯ ОБЩЕГО КЛИНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель - диагностическая

Оснащение - чистая сухая баночка емкостью 200-300мл и направление.


ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Обучить пациента правильно подготовить емкость для сбора мочи

-взять чистую сухую банку емкостью 200мл с крышкой

-обучить пациента технике гигиенической процедуры (подмывание) утром в день исследования:

-приготовить теплую кипяченую воду с мылом в емкости, подмыть наружные половые органы и промежность, поливая воду в следующей последовательности: область лобка, НПО, промежность, область заднего прохода в направлении от уретры к заднему проходу, вытереть кожу насухо в той же последовательности и направлении.

2. оформить направление


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование:

-после подмывания

-выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счет «1», «2»

-задержать мочеиспускание

-выделить мочу в баночку в количестве 150-200 мл

-задержать мочеиспускание, отставить баночку

-завершить мочеиспускание в унитаз

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

1.Закрыть баночку крышкой.

2.Попросить пациента повторить всю полученную информацию.

3.Объяснить пациенту или его родственникам, куда и в какое время отнести баночку с мочой и направлением.


СБОР МОЧИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДУ НЕЧИПОРЕНКО

Цель- получить достоверную информацию о количественном составе лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров в моче.


Оснащение: чистая сухая стеклянная банка емкостью 100-200 мл с крышкой, направление по форме.


ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: подготовить чистую сухую стеклянную баночку емкостью 100-200 мл, вымытую с содой (без мыла).

  2. Обучить пациента технике подмывания перед сбором мочи

  3. Оформить направление на исследование.


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование:

-после подмывания

-выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счет «1», «2»

-задержать мочеиспускание

-выделить мочу в баночку в количестве не менее 10 мл

-задержать мочеиспускание, отставить баночку

-завершить мочеиспускание в унитаз


ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Закрыть баночку крышкой.

  2. Попросить пациента повторить всю полученную информацию.

  3. Объяснить пациенту или его родственникам, куда и в какое время отнести баночку с мочой и направлением.



СБОР МОЧИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ЗИМНИЦКОГО

Цель- оценка функциональной способности почек.

Оснащение: 8 чистых, сухих, стеклянных банок емкостью 200-500 мл с этикетками и указанием номера порции, 2-3 дополнительные стеклянные банки.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Объяснить пациенту, что он должен соблюдать обычный водно-солевой и двигательный режим, не принимать диуретики (искажают суточный диурез).

  2. Обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: подготовить 8-10 чистых стеклянных банок емкостью 200-500 мл с этикетками, оформленными по форме, с указанием времени сбора мочи: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. 18-21, 21-24, 24-3, 3-6 часов следующего дня. Дополнительные банки оформить после сбора мочи.


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

1. Объяснить пациенту, что сбор мочи будет проходить в течение суток:

- в 6.00 предложить пациенту выпустить мочу в унитаз

- собирать мочу каждые 3 часа в отдельную банку

- объяснить, что при отсутствии мочи за временной промежуток, соответствующая банка остается пустой (на этикетке отмечается «отсутствие порции мочи») и доставляется вместе с остальными в лабораторию

- предупредить пациента, что ночью его разбудят для сбора порции мочи

2. Объяснить и показать, куда ставить банки с мочой

3. Учитывать всю жидкость, принятую за сутки (вести лист учета водного баланса).

4. Попросить пациента повторить всю полученную от медсестры информацию.


ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

Объяснить пациенту, куда и в какое время он или его родственники должны принести все порции мочи с направлениями на каждой банке, заполнив их по форме.















































5. Контрольно - оценочный материал (с эталонами ответов)

Теоретические вопросы для контроля знаний

1. Определение понятия «Гломерулонефрит».

2. Эпидемиология, этиология, факторы риска гломерулонефрита.

3. Клинические проявления гломерулонефрита.

4. Принципы диагностики гломерулонефрита.

5. Принципы лечения гломерулонефрита.

6. Профилактика гломерулонефрита и реабилитация.

7. Возможные проблемы пациента.

Эталоны ответов:

1.Острый диффузный гломерулонефрит - это острое двустороннее иммуновоспалительное заболевание с преимущественным поражением клубочков почек.

Чаще возникает в детском и юношеском возрасте.

Хронический гломерулонефрит - это хроническое иммуновоспалительное заболевание обеих почек.

2. Этиология: Заболевание чаще вызывается бета-гемолитическим стрептококком группы А и развивается через 2-3 недели после перенесенной стрептококковой инфекции (ангина, тонзиллит, фарингит, скарлатина, отит, рожа).

Иногда заболевание развиться после пневмококка, стафилококка, вируса (аденовируса, вируса краснухи, герпеса, гепатита, гриппа), а также после введения вакцин и сывороток.

Способствующие факторы:

- Переохлаждение

- Снижение реактивности организма

- Операции, травмы

- Физические перегрузки

3. Три основных синдрома: отечный, гипертонический, мочевой.

Заболевание начинается остро, температура повышается до субфебрильных цифр, появляются тупые боли в поясничной области, с обеих сторон, слабость, головная боль, снижение аппетита, тошнота, рвота, отечность лица, уменьшается диурез, моча приобретает красноватый цвет - «Цвет мясных помоев».

Отеки являются ранним признаком заболевания, располагаются преимущественно на лице, на веках, под глазами, появляются в утренние часы, они плотные, сочетаются с бледностью кожных покровов.

В тяжелых случаях отеки могут быть резко выражены, жидкость скапливается в полостях и развивается анасарка. Отеки держатся 2-3 недели.

Артериальная гипертензия появляется вследствие нарушения кровоснабжения почек, АД повышается до 160-180 /90-100 мм.рт.ст

При аускультации сердца - акцент второго тона на аорте. При остром развитии гипертонии может развиться острая левожелудочковая недостаточность.

Одним из самых первых симптомов является уменьшение выделения мочи (олигоурия, анурия).

4. Диагностика

ОАМ - мочевой синдром характеризуется протеинурией, микро или макрогематурией, цилиндрурией

ОАК - анемия, увеличение СОЭ, в пробе Нечипоренко эритроциты преобладают над лейкоцитами

Проба Зимницкого - олигоурия

ЭКГ

Пункционная биопсия

5.Лечение:

Проводится в стационаре.

Назначается строгий постельный режим до ликвидации отеков и нормализации АД, т.е. 3-4 недели.

Диета: при развернутой форме впервые 1-2 дня голод и жажда (жидкости должно быть не больше, чем количество мочи, выделенное за предыдущие сутки). На 3 день - разгрузочную диету - картофельную, яблочная, рисовая. Исключается соль и количество жидкости должно быть больше на 400 мл, чем диурез предыдущего дня (диета №7а).

Через 3-4 дня диета №7: соли не более 1,5 гр, ограничивается белок. Особенно животного происхождения.

Медикаментозное лечение:

Этиологическое лечение: а/б пенициллин по 500000 ЕД, каждые 4 часа, оксациллин, ампициллин, макролиды - эритромицин.

Патогенетическая терапия: кортикостероидные гормоны: преднизолон 30-60 мл/сут, антикоагулянты: гепарин 5000-10000 ЕД под кожу живота, антикоагулянты: курантил, аспирин

Симптоматическое лечение:

- При АГ - гипотензивные препараты: энап, эналаприл, каптоприл

- При отеках - мочегонные средства: гипотиазид, фурасемид

- При гематурии - аминокапроновая кислота, дицинон, аскорбиновая кислота, аскорутин.

6.Профилактика:

Первичная - закаливание, занятия физкультурой, предупреждение переохлаждений, санация очагов хронической инфекции, лечение анемии.

Вторичная - Д-учет в течение 2 лет, трудоустройство с подходящими условиями работы, режим туда и быта, лечебное питание, санация очагов инфекции, регулярное обследование.

7. Проблемы пациента:

Слабость, повышение температуры, головная боль, снижение аппетита, отеки, повышение АД, боли в поясничной области, тошнота, рвота.

Действия м/с:

Проведение бесед: о профилактике гломерулонефрита; о значении соблюдения диеты

Контроль за соблюдением предписанного режима

Контроль за соблюдением диеты

Контроль за передачами родственников

Контроль за состоянием пациента: АД, пульс, частота дыхательных движений, массой тела, диурезом

Подготовка пациента к исследованиям

Выполнение назначений врача

































Тестовые задания


  1. Основная причина острого гломерулонефрита

а) бета-гемолитический стрептококк

б) грибы

в) микобактерии

г) простейшие


  1. При гломерулонефрите преимущественно поражаются почечные

а) канальцы

б) клубочки

в) лоханки

г) чашечки


  1. Триада симптомов при остром гломерулонефрите

а) гематурия, отеки, гипертония

б) пиурия, бактериурия, гипертония

в) гематурия, бактериурия, отеки

г) лейкоцитурия, цилиндрурия, отеки


  1. Анализ мочи при остром гломерулонефрите

а) гематурия, протеинурия, цилиндрурия

б) гематурия, глюкозурия, пиурия

в) лейкоцитурия, протеинурия, цилиндрурия

г) лейкоцитурия, протеинурия, бактериурия


  1. Отеки на лице, гипертония, моча цвета «мясных помоев» наблюдаются при

а) мочекаменной болезни

б) остром гломерулонефрите

в) остром цистите

г) хроническом пиелонефрите


  1. Моча цвета «мясных помоев» обусловлена содержанием большого количества

а) белка

б) бактерий

в) лейкоцитов

г) эритроцитов


  1. При остром гломерулонефрите назначают диету №

а) 5

б) 6

в) 7

г) 8


  1. При остром гломерулонефрите в первые дни заболевания рекомендуют режим

а) строгий постельный

б) постельный

в) полупостельный

г) общий


  1. Этиотропное лечение при остром гломерулонефрите

а) анальгин

б) дибазол

в) лазикс

г) пенициллин


  1. Наиболее часто встречается форма хронического гломерулонефрита

а) гипертоническая

б) латентная

в) нефротическая

г) смешанная


  1. Массивный отек, распространенный на все тело - это

а) анасарка

б) асцит

в) гидроперикард

г) гидроторакс


  1. При остром гломерулонефрите развивается

а) глюкозурия

б) дизурия

в) олигурия

г) полиурия


  1. Этиотропное лечение при остром гломерулонефрите

а) анальгин

б) дибазол

в) лазикс

г) пенициллин


  1. Лихорадка, боль в поясничной области, лейкоцитурия наблюдаются при

а) мочекаменной болезни

б) остром гломерулонефрите

в) остром пиелонефрите

г) хроническом гломерулонефрите

Эталоны ответов на тестовые задания: « Сестринский уход при гломерулонефритах»

10б

11а

12в

13а

14в










Ситуационная задача

Пациентка 45 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хронический гломерулонефрит. Предъявляет жалобы на общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, отеки, сниженный аппетит, плохой сон. Состояние тяжелое. Сидит в постели в подушках почти без движения. Кожные покровы бледные, акроцианоз, лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице, ЧДД 32 в минуту, Ps 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 70/100 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме за счет выраженного асцита. Врачом назначен постельный режим.

Задания:

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАЧЕ

Проблемы пациентки: не может обслуживать себя самостоятельно из-за необходимости соблюдать постельный режим и общей слабости; не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки; пациентка самостоятельно не справляется со стрессом, вызванным болезнью; предъявляет жалобы на отсутствие аппетита ;риск нарушения целостности кожи (трофические язвы, пролежни, опрелости);риск развития атонических запоров.

Приоритетная проблема пациента: не может обслуживать себя самостоятельно из-за необходимости соблюдать постельный режим и общей слабости.

Цель: пациентка будет справляться с повседневной деятельностью с помощью сестры до улучшения состояния.



План

Мотивация

1. М/с обеспечит соблюдение постельного режима.

Для улучшения почечного кровотока и увеличения диуреза

2. М/с проведет беседу с пациенткой и его родственниками о необходимости соблюдения бессолевой диеты, контроля суточного диуреза, подсчету пульса, постоянного приема лекарственных препаратов.

Для предупреждения ухудшения состояния пациентки и возникновения осложнений; снижения уровня тревоги

3. Медсестра обеспечит пациентке возвышенное изголовье в постели, используя по мере возможности функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный комфорт.

Облегчение дыхания и улучшение сна

4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день.

Для обогащения воздуха кислородом

5. М/с обеспечит кормление пациентки, выполнение мероприятий личной гигиены в палате, возможность осуществлять физиологические отправления в постели, досуг пациента.

Удовлетворение базисных потребностей организма

6. М/с обеспечит взвешивание пациентки 1 раз в 3 дня.

Для контроля уменьшения задержки жидкости в организме

7. М/с обеспечит подсчёт водного баланса.

Для контроля отрицательного водного баланса

8. М/сбудет наблюдать за внешним видом, пульсом, АД больного.

Для контроля за состоянием больного и возможного ухудшения состояния



Оценка: пациентка отмечает снижение уровня тревоги, ее настроение несколько улучшилось, она знает, какой образ жизни следует вести при этом заболевании. Цель достигнута.











6.Критерии оценок различных видов работ на занятии

Устный опрос

«5» - грамотный логичный полный ответ в соответствии с учебным материалом, умение увязывать знания теории с практикой.

«4» - грамотно изложенный ответ на основе усвоенного материала с характеристикой основных понятий, но с отдельными неточностями в содержании.

«3» - в ответе прослеживается знание основных разделов материала, но изложение неполное, непоследовательное с неточностями в определении понятий.

«2» - ответ неуверенный, неполный, беспорядочно излагается, не выделяется главное, допускаются ошибки в определении понятий.


Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.































Критерии оценивания тестового задания:



 91-100% правильных ответов - "отлично";

 81-90% правильных ответов - "хорошо";

 71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

 70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно









7. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

1.Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи.- Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-473с

2.Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум.- Изд. 3-е, стер.- Ростов н\Д: Феникс, 2013.-412 с.: ил.- (Медицина)

3. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. - «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». - М.: Форум, 2010г;

Дополнительная литература:

1.Щукин Ю. В. Методы исследования пациента.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-287 с.: ил.- (Медицина)

2. Сединкина Р. Г.- «Сестринское дело в терапии». Раздел «Кардиология» - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010г;

Интернет - ресурсы:

1.vmede.org/index.phpboard=1.0

2.sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_delе






© 2010-2022