- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка «Школа юного исследователя – ЮНИС»
Рабочая программа кружка «Школа юного исследователя – ЮНИС»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Загуляева М.О. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗМКОУ ДОД «Дом детского творчества»
Рабочая программа
учебной группы
«Школа юного исследователя - ЮНИС»
2014-2015 учебный год
Составитель:
Загуляева Мария Олеговна
Педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления .Новые информационные технологии помогают в процессе проведения исследования ,создания, и редактирования материалов проекта, представления и защиты результатов исследования..
Курс рассчитан на учащихся, желающих познакомиться с методами проведения исследовательского проекта, приемами сбора и редактирования информации различных форматов, методом поиска информации в сети Internet., способами оформления и защиты результатов проекта
Программа курса учебной группы «Школа юного исследователя - ЮНИС» ориентирована на формирование у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения..
Областью проведения исследовательских проектов избирается изучение истории села, района, края, т. к. формирование представлений о жизни наших предков - одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи.
Характеристика учащихся, которым адресована программа:
-
Возраст
11 - 16 лет
Уровень готовности к освоению программы
наличие познавательного интереса и потребности в обучении по данной программе.
Курс рассчитан на год. Занятия проводятся по 3 часа в неделю, общим объёмом 99 часов.
Цели курса:
-
приобретение учащимися опыта проектно-исследовательской деятельности, развитие коммуникативных качеств учащихся;
-
приобретение учащимися опыта самостоятельного поиска информации, ее структурирования и представления в виде научно-исследовательской работы, мультимедийной презентации, буклета и т. д.
Задачи:
-
Организация деятельного обучения, т.е. включения учащихся в реализацию деятельности по созданию , командного и общегруппового (школьного) исследовательского проекта.
-
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
-
Приобретение обучающимися практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания проекта.
-
Приобретение навыков в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
-
Развитие вспомогательных навыков: интервьюирование, проведение анкетирования, опроса.
-
Воспитание культуры интеллектуального труда, развитие навыков организации умственного труда и самообразования.
-
Воспитание личной ответственности каждого за сохранение своей истории
Методы обучения:
В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах, консультации.
К началу обучения учащиеся должны уметь работать в текстовом, графическом редакторах. Во время работы учащимся потребуются знания и умения из области филология (умение связно, грамотно, красочно передать мысль), искусство (умение подобрать цветовую гамму).
Предполагаемые результаты образовательного процесса.
По окончании курса учащиеся должны
-
знать:
- типы научных работ;
- приемы и методы анализа документальной информации;
- содержание и структуру программы исследования;
- основные методы и этапы выполнения исследования;
- правила формулирования проблемы и выделения предмета изучения;
- приемы и способы изучения объекта исследования;
- методику формулирования темы и цели исследования;
- последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования;
- правила выделения ключевых понятий и их интерпретации;
- методы анализа статистических данных.
-
уметь:
- находить, формулировать и конкретизировать проблему;
- определять степень сложности проблемы;
- формулировать тему, цель и задачи исследования;
- составлять программу исследования ;
- делать обзор научной литературы по выбранной (заданной) теме;
- выполнять системный анализ объекта исследования;
- обрабатывать с помощью компьютерных программ результаты исследования;
- обобщать и делать выводы по результатам исследования в целом;
- вырабатывать практические рекомендации по результатам проведенного исследования;
- оформлять исследовательский проект;
- защищать результаты исследовательского проекта.
Тематическое планирование
№ занятия
тема занятия
кол-во часов
теория
практика
дата
Вводное занятие «Я - исследователь»
1
1
-
01.10.2014
Выбор темы научно-исследовательской работы или проекта
1
-
1
05.10.2014
Определение границ предмета исследования
2
1
-
05.10.2014
-
1
08.10.2014
Формулировка цели и задач
2
1
-
12.10.2014
-
1
12.10.2014
разработка методики исследования
2
1
-
15.10.2014
-
1
19.10.2014
Библиографический поиск
2
1
-
19.10.2014
-
1
22.10.2014
Изучение научной литературы
2
1
-
26.10.2014
-
1
26.10.2014
Полевые исследования (общие знания)
1
1
-
29.10.2014
использование наблюдения и эксперимента в исследованиях по краеведению.
2
-
1
02.11.2014
-
1
02.11.2014
подготовка и проведение анкетирования и опроса среди жителей села.
2
1
05.11.2014
-
1
09.11.2014
1
1
09.11.2014
Подготовка и проведение интервью
6
1
-
12.11.2014
-
1
16.11.2014
-
1
16.11.2014
-
1
19.11.2014
-
1
23.11.2014
-
1
23.11.2014
Хранение материалов
1
-
1
26.11.2014
Работа с источниками (теоретические знания)
1
-
1
30.11.2014
Работа с музейными источниками
2
1
-
30.11.2014
-
1
03.12.2014
Работа с архивными источниками
5
1
07.12.2014
1
07.12.2014
1
10.12.2014
1
14.12
1
14.12
Обработка собранной информации
1
1
-
17.12
Обработка данных в генеалогических исследованиях, топонимических данных. Создание схем, исторических карт, указателей
2
-
1
21.12
-
1
21.12
Работа при написании введения. Индивидуальные консультации
3
-
1
24.12
-
1
28.12
-
1
28.12
Написание содержательной части письменной работы. Индивидуальные консультации.
15
1
-
11.01
-
1
11.01
-
1
14.01
-
1
18.01
-
1
18.01
-
1
21.01
-
1
25.01
-
1
25.01
-
1
28.01
-
1
01.02
-
1
01.02
-
1
04.02
-
1
08.02
-
1
08.02
-
1
11.02
-
1
15.02
-
1
15.02
-
1
18.02
-
1
22.02
-
1
22.02
Написание заключения. Индивидуальные консультации
2
1
-
25.02
-
1
01.03
оформление титульного листа
1
-
1
01.03
Оформление раздела «Оглавление»
1
-
1
04.03
Оформление печатного текста
2
-
1
11.03
-
1
15.03
Оформление приложений (публикация архивных документов, представление табличных сведений, иллюстративного материала)
3
-
1
15.03
-
1
18.03
-
1
22.03
Общие требования к составлению списка источников и литературы
1
1
-
22.03
Описание книги (однотомного издания)
2
1
-
25.03
-
1
29.03
Описание тома из многотомного издания
2
1
-
29.03
-
1
01.04
Описание статьи
2
1
-
05.04
-
1
05.04
Описание неопубликованных источников
2
1
-
08.04
-
1
12.04
Библиографические ссылки
2
1
-
12.04
-
1
15.04
Использование интернет-источников
1
1
-
19.04
Работа с электронными библиографическими каталогами
1
-
1
19.04
Описание интернет-ресурсов
1
-
1
22.04
Отличие видов представления результатов НИР
1
1
-
26.04
Отбор материала для выступления. Индивидуальные консультации.
2
-
1
26.04
-
1
29.04
Написание текста выступления
3
-
1
03.05
-
1
03.05
-
1
06.05
подготовка раздаточного материала
2
1
-
10.05
-
1
10.05
Презентация информации (подготовка стенда, плаката, макета)
2
1
-
13.05
-
1
17.05
Презентация информация (компьютерная презентация)
3
1
-
17.05
-
1
20.05
-
1
24.05
Подготовка выступления с докладом и ответов на возможные вопросы по теме
1
1
-
24.05
-
1
27.05
Представление итогов работы учебной группы. Участие в районных и краевых конференциях
2
-
2
31.05
-
31.05
Итого:
99
27
73