- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Структурный анализ урока
Статья на тему Структурный анализ урока
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кислухина Е.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.
(методика разработана Ю.А.Конаржевским)
Ι. Организационный этап.
Дидактическая задача.
подготовить студентов к работе на уроке.
Содержание.
взаимные приветствия, фиксация отсутствующих;
проверка внешнего состояния класса и готовности студентов к уроку;
организация внимания.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
требовательность, сдержанность, собранность преподавателя;
систематичность организационного воздействия;
последовательность в предъявлении требований.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
кратковременность организационного момента;
быстрое включение студентов в деловой ритм;
установка внимания всей группы;
создание необходимого делового и психологического контакта между преподавателем и студентами.
ΙΙ. Этап проверки домашнего задания.
Дидактическая задача.
установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми студентами;
устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совер-шенствуя при этом знания, умения и навыки.
Содержание.
выявление степени усвоения заданного на дом;
определение типичных недостатков в знаниях и их причин;
ликвидация обнаруженных недочётов.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
оперативность преподавателя;
целевая направленность деятельности преподавателя;
использование преподавателем системы приёмов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства студентов группы.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
способность преподавателя за короткий период времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства студентов и выявить типичные недостатки;
возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия;
возможность ликвидировать причины обнаруженных недостатков;
использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от отношения студентов к выполнению домашнего задания
возможность выявления качества знаний материала, изученного студентами дома.
ΙΙΙ. Этап всесторонней проверки знаний.
Дидактическая задача.
глубоко и всесторонне проверить знания студентов;
выявить причины обнаруженных пробелов;
стимулировать студентов к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.
Содержание.
проверка различными методами объёма и качества усвоения материала;
изучение характера мышления студентов;
проверка степени сформированности общеучебных умений;
оценивание.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
использование различных методов проверки объёма и качества знаний;
привлечение с помощью специальных заданий всех студентов к активному слушанию и поиску более точных ответов;
осознание важности работы, осуществляемой студентами на данном этапе.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
проверка объёма, правильности, глубины, осознанности, гибкости, оперативности знаний;
проверка умения использовать знания на практике;
указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы;
сочетание форм опроса ( фронтальный опрос, уплотненный опрос, программированная проверка знаний, тестовые задания, индивидуальный опрос перед всей группой и с ее участием…);
качество формулировки вопроса преподавателя и его влияние на качество ответа студентов;
соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможностям студентов
рецензирование ответов студентов, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях, навыках;
активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.
ΙV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала.
Дидактическая задача.
организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность студентов.
Содержание.
сообщение темы, целей и задач изучения нового материала;
показ практической значимости нового материала;
постановка учебной проблемы.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
умение преподавателя чётко сформулировать цели и задачи изучения нового материала;
оценка практической значимости для студентов нового учебного материала.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах урока;
эффективность восприятия и осмысления нового материала;
понимание студентами практической значимости изучаемого материала.
V. Этап усвоения новых знаний.
Дидактическая задача.
дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала ;
добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
добиться усвоения студентами способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.
Содержание.
организация внимания;
сообщение преподавателем нового материала;
обеспечение восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
использование различных приёмов усиливающих восприятия существенных сторон изучаемого материала ;
полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений;
вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания студентов;
запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта;
использование наглядности;
самостоятельная работа с книгой;
использование приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;
постановка перед студентами проблемы;
составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала;
актуализация личного опыта и опорных знаний студентов.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
использование эвристической беседы;
правильность ответов и действий студентов;
использование самостоятельной работы студентов в сочетании с беседой;
организация самостоятельной работы студентов по изучению и овладению содержанием материала урока;
активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы;
проявление качества знаний студентов на последующих этапах обучения;
умение преподавателя выделять в содержании урока наиболее важное, основные понятия, акцентировать на них внимание студентов;
научность, доступность, обоснованность объясняемого материала;
воспитательная, развивающая ценность учебного материала;
использование различных способов активизации мыслительной деятельности студентов, включение их в поисковую работу.
VΙ. Этап проверки понимания студентами нового материала.
Дидактическая задача.
установить осмыслили ли студенты связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей;
устранить обнаруженные пробелы.
Содержание.
проверка глубины понимания студентами учебного материала;
проверка понимания студентами внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов;
обращение преподавателя к студентам с требованием дополнить, уточнить, исправить ответ студента;
обращение преподавателя к студентам найти более рациональное решение;
учёт дополнительных ответов по количеству и их характеру при выяснении пробелов в понимании студентами нового материала.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
опрос средних и слабых студентов с последующей коллективной оценкой их ответов;
устранение пробелов в понимании студентами нового материала по ходу проверки;
уровень осознанности нового материала слабыми студентами.
VΙΙ. Этап закрепления нового материала.
Дидактическая задача.
закрепить у студентов знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание.
закрепление полученных знаний и умений;
закрепление методики изучения материала.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
выработка умения оперировать ранее полученными знаниями;
выработка умения решать практические и теоретические задачи;
использование разнообразных форм закрепления знаний.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
выяснение преподавателем прочности и уровня осознанности знаний студентами
умение студентов узнавать и соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;
оперирование студентами знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.
активность студентов.
VΙΙΙ. Этап информации студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача.
сообщить студентам о домашнем задании;
разъяснить методику его выполнения;
подвести итоги урока.
Содержание.
информация о домашнем задании;
инструктаж по его выполнению;
проверка понимания содержания домашней работы и способов её выполнения;
подведение итогов урока.
Условия достиже-ния положитель-ных результатов.
спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приёмов и последовательности её выполнения;
обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;
умение в коротких указаниях разъяснить студентам, как они должны готовить домашнее задание;
дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.
Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.
правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.
Литература
Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие.-СПб.:КАРО,2008.- 408с.