Статья на тему Структурный анализ урока

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.

(методика разработана Ю.А.Конаржевским)

Ι. Организационный этап.

Дидактическая задача.

подготовить студентов к работе на уроке.

Содержание.

взаимные приветствия, фиксация отсутствующих;

проверка внешнего состояния класса и готовности студентов к уроку;

организация внимания.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

требовательность, сдержанность, собранность преподавателя;

систематичность организационного воздействия;

последовательность в предъявлении требований.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

кратковременность организационного момента;

быстрое включение студентов в деловой ритм;

установка внимания всей группы;

создание необходимого делового и психологического контакта между преподавателем и студентами.

ΙΙ. Этап проверки домашнего задания.

Дидактическая задача.

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми студентами;

устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совер-шенствуя при этом знания, умения и навыки.

Содержание.

выявление степени усвоения заданного на дом;

определение типичных недостатков в знаниях и их причин;

ликвидация обнаруженных недочётов.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

оперативность преподавателя;

целевая направленность деятельности преподавателя;

использование преподавателем системы приёмов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства студентов группы.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

способность преподавателя за короткий период времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства студентов и выявить типичные недостатки;

возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия;

возможность ликвидировать причины обнаруженных недостатков;

использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от отношения студентов к выполнению домашнего задания

возможность выявления качества знаний материала, изученного студентами дома.

ΙΙΙ. Этап всесторонней проверки знаний.

Дидактическая задача.

глубоко и всесторонне проверить знания студентов;

выявить причины обнаруженных пробелов;

стимулировать студентов к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Содержание.

проверка различными методами объёма и качества усвоения материала;

изучение характера мышления студентов;

проверка степени сформированности общеучебных умений;

оценивание.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

использование различных методов проверки объёма и качества знаний;

привлечение с помощью специальных заданий всех студентов к активному слушанию и поиску более точных ответов;

осознание важности работы, осуществляемой студентами на данном этапе.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

проверка объёма, правильности, глубины, осознанности, гибкости, оперативности знаний;

проверка умения использовать знания на практике;

указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы;

сочетание форм опроса ( фронтальный опрос, уплотненный опрос, программированная проверка знаний, тестовые задания, индивидуальный опрос перед всей группой и с ее участием…);

качество формулировки вопроса преподавателя и его влияние на качество ответа студентов;

соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможностям студентов

рецензирование ответов студентов, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях, навыках;

активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.

ΙV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала.

Дидактическая задача.

организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность студентов.

Содержание.

сообщение темы, целей и задач изучения нового материала;

показ практической значимости нового материала;

постановка учебной проблемы.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

умение преподавателя чётко сформулировать цели и задачи изучения нового материала;

оценка практической значимости для студентов нового учебного материала.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах урока;

эффективность восприятия и осмысления нового материала;

понимание студентами практической значимости изучаемого материала.

V. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача.

дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала ;

добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

добиться усвоения студентами способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

Содержание.

организация внимания;

сообщение преподавателем нового материала;

обеспечение восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

использование различных приёмов усиливающих восприятия существенных сторон изучаемого материала ;

полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений;

вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания студентов;

запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта;

использование наглядности;

самостоятельная работа с книгой;

использование приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;

постановка перед студентами проблемы;

составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала;

актуализация личного опыта и опорных знаний студентов.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

использование эвристической беседы;

правильность ответов и действий студентов;

использование самостоятельной работы студентов в сочетании с беседой;

организация самостоятельной работы студентов по изучению и овладению содержанием материала урока;

активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы;

проявление качества знаний студентов на последующих этапах обучения;

умение преподавателя выделять в содержании урока наиболее важное, основные понятия, акцентировать на них внимание студентов;

научность, доступность, обоснованность объясняемого материала;

воспитательная, развивающая ценность учебного материала;

использование различных способов активизации мыслительной деятельности студентов, включение их в поисковую работу.

VΙ. Этап проверки понимания студентами нового материала.

Дидактическая задача.

установить осмыслили ли студенты связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей;

устранить обнаруженные пробелы.

Содержание.

проверка глубины понимания студентами учебного материала;

проверка понимания студентами внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов;

обращение преподавателя к студентам с требованием дополнить, уточнить, исправить ответ студента;

обращение преподавателя к студентам найти более рациональное решение;

учёт дополнительных ответов по количеству и их характеру при выяснении пробелов в понимании студентами нового материала.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

опрос средних и слабых студентов с последующей коллективной оценкой их ответов;

устранение пробелов в понимании студентами нового материала по ходу проверки;

уровень осознанности нового материала слабыми студентами.

VΙΙ. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача.

закрепить у студентов знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Содержание.

закрепление полученных знаний и умений;

закрепление методики изучения материала.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

выработка умения оперировать ранее полученными знаниями;

выработка умения решать практические и теоретические задачи;

использование разнообразных форм закрепления знаний.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

выяснение преподавателем прочности и уровня осознанности знаний студентами

умение студентов узнавать и соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;

оперирование студентами знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.

активность студентов.

VΙΙΙ. Этап информации студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача.

сообщить студентам о домашнем задании;

разъяснить методику его выполнения;

подвести итоги урока.

Содержание.

информация о домашнем задании;

инструктаж по его выполнению;

проверка понимания содержания домашней работы и способов её выполнения;

подведение итогов урока.

Условия достиже-ния положитель-ных результатов.

спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приёмов и последовательности её выполнения;

обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

умение в коротких указаниях разъяснить студентам, как они должны готовить домашнее задание;

дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

Показатели вы-полнения дидак-тической задачи.

правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.

Литература

Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие.-СПб.:КАРО,2008.- 408с.

© 2010-2022