Доклад Личностное ориентированное воспитание

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха

( Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ.» г. Якутска


ДОКЛАД.




Тема:

«Личностно ориентированное воспитание учащихся на уроках «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»




РАЗРАБОТАЛ: Семенов А.С.преподаватель



Личностно ориентированное воспитание

Главное - в отношении к детям:

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не раз следя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».

Я. Корчак

Каждому педагогу-воспитателю необходимы психолого-педагогические знания о личности как о деятельном субъекте. Лишь на основе глубокого осмысления и диагностирования социальной позиции личности учащегося, выявления иерархии его ценностных нравственных ориентации, становится возможным в системах «педагог-учащийся», «мастер п.о. - воспитанник ПТУ» создать субъективно мотивированные программы и реализуемые в различных ситуациях производства модели личностно ориентированного общего и профессионального образования.

Знания о закономерностях и особенностях личностного развития, проявлениях творческой индивидуальности в специфических условиях профессионального самоопределения, социальной адаптации в образовательном процессе значительно обогащают методический инструментарий педагога.

С психологической точки зрения представления о личности как субъекте деятельности и отношений не могут быть ограничены выявлением ее типологии на психофизическом уровне. Набор определенных черт и качеств присущих личности должен быть сопряжен с главным-выявлением движущих сил активности личности, ее общего и профессионального развития. Содержательное наполнение данного процесса культурного, профессионального и нравственно-психологического развития личности учащегося достигает оптимального состояния при условии, если в системе «педагог-воспитанник» творческая педагогическая позиция мастера п.о. будет акцентирована на приоритет личностно ориентированного развивающего образования. В таких условиях равноправного сотрудничества в учебном процессе воспитанник осознает себя личностью, а педагог трансформирует свои роль и функции в направлении стимулирования стремлений учащегося к саморазвитию, самореализации собственных усилий, интересов, способностей.

Педагогу-воспитателю важно учитывать ситуацию, возникающую у первокурсников в связи с тем, что в каком положении каждый из них оказывается: «лидера», «середняки» «оппозиционеры», «отверженные» и «отстающие. Важно знать самооценку каждого учащегося и уважать его как личность. Важно знать самооценку каждого учащегося и уважать его. Они отличаются не только уровнем развития, но собственным представлением о себе и свои возможностях. Именно личность учащегося и личность педагога - главное мерило наличия и развития воспитательной системы.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого учащегося. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, совета по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с учащимися педагогики-воспитатели руководствуются следующими принципами:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне педаго- учащейся - группа;

уважение самооценки личности учащегося;

вовлечение его во все виды деятельности для выявления способностей и качеств его характера;

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

приступая к этой работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельности, проводит диагностирование личности каждого ребенка (первый этап);

на втором этапе используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют группы учащихся с разным уровнем интеллектуального развития, с физическими недостатками, трудовых подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также совей системы методов педагогического воздействия.

Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Таким детям требуется известная свобода действий в учебной и внеучебной работе, для саморазвития. Педагог должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаются необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельностью Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными» подростками, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».

на третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.

на четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание;

заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование.

Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого учащегося для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учащихся в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.



© 2010-2022