Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А. Ф

Опираясь на положения Концепции модернизации российского образования и ФГОС второго поколения, проведя  анализ результатов успеваемости прошлых лет и анализ своей педагогической деятельности, Даминева А.Ф. пришла к выводу, что именно системно - деятельностный подход в процессе преподавания географии позволит обеспечить достижение  планируемых результатов освоения образовательной программы, и создаст основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области

Даминевой Альфии Фатыховны

«Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных

и ИКТ - технологий и ресурсов».

Время диктует своё, в том числе и требования к проведению качественного урока- современного в свете требований ФГОС второго поколения. После прохождения курсов по ФГОС и изучения многих источников стало понятно, что работать надо по-новому.

В своей методической работе я развиваю тему «Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов».

Она реализуется через использование современных образовательных технологий: развития КРИТИЧЕСКОГО мышления, логических ОПОРНЫХ конспектов, МОДУЛЬНОГО обучения, ПРОЕКТНОЙ деятельности, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ технологии, СРЕДСТВ ИКТ.

На уровне целостной системы применяю технологию модульного обучения. Она предполагает построения урока по блок - модулям, в которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Учитель - координатор процесса, а обучающиеся - самостоятельные исследователи последовательных проблем, решение которых приводит к определенной системе знаний, умений, навыков. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем, который и является основополагающим понятием данной технологии.

Модуль - это функциональный целевой узел, в который объединены

учебное содержание и технология овладения им.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Задачи ученика при работе с модулем:

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  • Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.

  • Задания для выполнения разного уровня сложности.

  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).

  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)

  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т.д.).

Задачи учителя:

  • Разработка инструкций модулей.


  • Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока,


  • Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через

модули.

  • Уточнение модулей при практической работе с ними.


  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Модульные блок - схемы разработаны мною по различным темам и апробированы, успешно использую их на уроках по темам: «Атмосфера», «Климат», «Природное районирование», «Население». Например, при изучении темы «Климат и климатические ресурсы» учащиеся на основе наблюдений по картам атласа, анализа и сравнения климатограмм, работы с текстом учебника и ресурсов Интернета выявляют климатические закономерности, проводят оценку климатических условий для жизни и деятельности населения. Данная технология модифицирована мною на основе материалов журнала «География в школе» и пособия П.И. Третьякова «Технология модульного обучения» и адаптирована к индивидуальным особенностям обучаемого. Единственная проблема - подготовка модулей для каждого ученика на каждый урок - процесс трудоемкий и требует больших временных затрат. Её я решила с помощью использования возможностей компьютерных технологий. С методическими разработками данных уроков можно ознакомиться на сайте nsportal.ru/

Проектная деятельность позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ученика к его особенностям, даёт простор учителю по-своему выстраивать процесс обучения. Проектная деятельность возникает в начале изучения географии в форме индивидуальных (или групповых) самостоятельных творческих заданий и в соответствии возрастным особенностям учащихся усложняется.

География имеет большие возможности для вовлечения школьников в проектную деятельность путём постановки проблемных задач. Я использую различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: игровое проектирование, исследовательская задача, моделирование ситуаций, дискуссия.

Особо живо реагируют школьники, когда учитель связывает новое содержание с их житейским опытом, показывает практическое значение знаний и умений в их повседневной жизни. Местом для проведения практической работы: «Глазомерная съемка местности» (6 класс) был выбран школьный двор, разделённый на участки по количеству ученических групп. Учащиеся должны были не только сделать план участка, применяя топографические измерения, условные знаки, но и предложить свои варианты использования данной территории. Ребята охотно занимаются проектированием, если видят перспективы этой работы; возможность реализовать свои планы.

Проектная деятельность возникает в начале изучения географии в форме индивидуальных (или групповых) самостоятельных творческих заданий. Так, например, в 6 классе после изучения раздела: "Геосферы Земли" учащиеся пишут географическое сочинение "Путешествие капельки" в форме сказки, стихотворения, иллюстрируют процесс в рисунке или схеме. Работа проводится не при изучении темы: "Круговорот воды в природе" 5 класс, а когда ученики узнают, как происходит испарение воды, виды облаков, типы ветров (бриз, муссон), название рек, формы рельефа, свойства горных пород и умение пользоваться географической картой. Цель работы - показать взаимосвязь и взаимодействие оболочек Земли, что приводит ребят к пониманию причинно-следственных связей. У них складывается более целостная картина круговорота воды в природе.

Ученики готовят и успешно защищают оригинальные проекты «Природные зоны России», «Традиции народов мира» и др. Обучающимися 7 класса реализован проект «Жилища народов мира», групповые проекты "Будущее Антарктиды". Ребята проектируют самодельные макеты жилищ и будущих городов из картона, пластилина, глины, соломы, которые затем используются как наглядные пособия на уроках географии, что, несомненно, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. В курсе «Краеведение Оренбургской области» ребята продолжили эту работу и успешно реализовали проект «Жилища моего села».

Проектная деятельность создаёт условия для развития у детей способности:

  • выделять собственную цель,

  • соотносить поставленную цель и условия её достижения,

  • строить программу действий в соответствии с собственными возможностями.

Работа над проектом даёт возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

Вопросы исследования, нацеливают учащихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов, а также полученных из периодической печати, литературы, радио- и телепередач. Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать). Такое разграничение является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию в начале изучения нового материала.

Например, перед изучением темы «Роль географической науки в организации рационального использования и преобразования природы» ученикам 7 класса был задан проблемный вопрос: «Почему именно географической науке принадлежит ведущая роль в организации рационального использования природных ресурсов?». Для выхода из проблемной ситуации было решено провести предварительное исследование. Подготовительный этап включал сбор инициативной группы, обсуждение содержания урока, деление класса на группы: историки, экономисты, медики, географы, биологи, постановки задач и пути их решения. Обсуждение результатов исследования проходило в форме дискуссии.

  • «Историки», проанализировав таблицу « Общество и природа», снабдили её фактами. Показали связь между развитием цивилизации и мероприятиями охраны природы. Доказали актуальность направлений географии на современном этапе развития общества.

  • «Экономисты» попытались оправдать рост городов, развитие промышленности. Представили таблицу « Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия людей на природу», в которой определены компоненты природы, испытывающие воздействия, негативные последствия и пути по их устранению.

  • «Медики» привели примеры болезней, связанных с неблагоприятными условиями природной среды.

  • « Биологи» напомнили о «братьях наших меньших», как на них влияет развитие общества. Рассказ выступающих содержал обзор « Красной книги», примеры заповедников.

  • «Географы» подвели итог дискуссии. Они рассказали о том, как ведётся контроль за состоянием природной среды. Представили схему видов прогнозов и объяснили её на конкретных примерах.

Анализируя ответы учащихся можно сделать вывод, что содержание урока они усвоили, поставленные задачи решены. Опыт показывает, что ученика после интересного урока с удовольствием выполняют домашнее задание: «Составить правила природоохранного поведения».

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности, как логическое содержание учебного предмета. Проект возникает, когда есть предмет исследования. Так, при изучении темы: "Географическое положение России" в 8 классе, ребята работают над проектом: "Имена на карте России". Исследование состоит из двух этапов: изучение карты (нахождения географических объектов, носящих имена людей) и сбор информации (работа с энциклопедиями, справочниками, дополнительной литературой). Полученные данные ученики систематизируют в таблицу, состоящую из граф: дата, фамилия, исследование. Анализируя данные таблицы, можно выявить периодичность, очерёдность открытий. Поисковое направление в обучении позволяет выйти за рамки учебника, расширяет кругозор, способствует осмыслению полученных знаний. Школьники лучше узнают историю освоения территории нашей страны.

Изучение геологического летоисчисления Земли в 8 классе вызывает у учащихся затруднение. Для понимания сущности изменений некоторых географических объектов и явлений во времени, продолжительности процессов большую роль играют временные представления. Многим детям свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления целесообразно использовать моделирование ситуации «Путешествие в геологическую эру». Ученик виртуально переносится в эпоху, в которой хотел бы побывать. И описывает её не со стороны, а как бы изнутри, пытаясь рассказать о своих ощущениях.

План изучения эры: Эра, период, продолжительность

Общий облик Земли (преобладающие цвет)

Рельеф, горные породы

Атмосфера и климат

Флора и фауна

Условия для человека

Выводы

Пункты плана можно изменять, переставлять. Форма изложения материала производная: географическое сочинение, эссе, рассказ, научный отчёт, журналистское расследование, рисунки. Выполнение задания требует от школьников самостоятельности на уровне поисковой деятельности, трансформации усвоенных знаний и приёмов учебной работы к новым учебным ситуациям.

Введение в учебный процесс проектной деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно - психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. ТРКМ (ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Денотатный граф - [от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу] - один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия

Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А.Ф.


  • Кластер

Правила составления кластеров:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

  • Инсерт - самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« - »
поставьте « - » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


  • Верны ли утверждения ( +- да, - нет)

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

5. Северный Кавказ - это единственный регион России, где естественный прирост положительный.

  • Прием «Концептуальная таблица».

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Москва

Линии сравнения

Санкт-Петербург

1.В какой части страны расположен город?

2.Выход к морю

3.Транспортное положение

4.Положение на реке

5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности


  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?



  • Прием «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова, фразы, отражающие суть факты.

Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А.Ф.Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А.Ф.

Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития», «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы», «Байкал - жемчужина Сибири».


  • Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

  • Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем - они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

  • Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

  • «Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

? тонкие

? толстые

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...


  • Синквейн - пятистишье - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

1. Существительное; тема, главная мысль
2. Прилагательные; два; качества этого слова
3. Глаголы; три; действия этого слова
4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

Россия

Большая, красивая

Цветёт, живёт, дружит

Россия - наша любимая страна

Родина

Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А.Ф.Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Даминевой А.Ф.

С позиции учителя ТРКМ:

  1. "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"

  2. "Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них" .

  3. "…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Главное правило - это использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной. Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников. Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

Использование на уроках технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) ЛОК (логических опорных конспектов) помогает при изучении стран, их географического и экономического положения. Мною и учениками разработаны опорные конспекты по темам: «Географическое положение Африки», «Бразилия», «Аргентина», «Перу». При самостоятельном составлении ЛОК учащиеся учатся выделять главное и основное, приучаются отыскивать и устанавливать логические связи. При изучении новой темы практикуется проецирование ЛОК на интерактивной доске, при озвучивании опорных сигналов (рекомендуется 5 раз) учащиеся записывают в тетради или учитель раздает их каждому. Это облегчает подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал дома. При выявлении уровня усвоения теоретического материала я использую самоконтроль, взаимоконтроль, а также запись ответа ученика на диктофон с последующим прослушиванием и оцениванием, что очень экономит время на уроке. С примерами данных типов уроков можно познакомиться на сайте teacherjournal.ru (Учительский журнал on-line)

Подготовку урока географии с использованием информационных технологий можно разделить на три этапа:

1. Выбор цели урока и педагогической технологии (или ключевых элементов технологии) ее реализующей.

2. Отбор и систематизация необходимой информации.

3. Подготовка и проведение урока.

На первом этапе необходимо определиться с целью, которая должна быть достигнута на уроке. Под цель выбирается педагогическая технология.

К географической информации можно отнести: фотографии, документальные и научно-популярные фильмы, компьютерные анимации географических процессов и природных явлений, интерактивные тренажеры, географические карты. Можно выделить три основных источника получения указанной информации. Во-первых, это мультимедиа энциклопедии, созданные профессионалами с целью преподавания предмета «география» в школе. Это интерактивные карты издательства «Дрофа», серия образовательных энциклопедий Кирилла и Мефодия, серия 1С «Образовательная коллекция. География», серия Школа «Просвещение». Во-вторых, это доступ в сеть «Интернет», в которой существует большое количество специализированных географических сайтов, на которых можно найти фотографии природных явлений и объектов, фотографии объектов созданных человеком, географические фильмы. В меньшей степени здесь распространены интерактивные тренажеры и анимации. В-третьих, собственные разработки и материалы, накопленные в повседневной профессиональной жизни.

Прейдем к подготовке и проведению урока. Сначала остановимся на проведении урока. При наличии четкого сценария урока, подготовленной презентации, подобранном фильме, выбранного раздела с мультимедиа энциклопедии, проведение урока как правило не вызывает затруднений.

Гораздо сложнее обстоят дела с подготовкой урока. Чтобы разобраться с этим вопросом сформулируем, что представляет собой идеальный урок географии с использованием информационных технологий.

1. Это урок, в котором словесный (текстовый ряд) дополняется красочными иллюстрациями, отрывками из фильмов, запоминающейся анимацией, собственной презентацией.

2. Это урок, на котором учащиеся могут закрепить представленный материал при помощи выполнения интерактивных тренажеров, либо путем создания собственной презентации из представленного набора иллюстраций.

3. Это урок, на котором возможно проверить усвоение материала учащимися при помощи электронных тестов или тренажеров с автоматическим сбором результатов тестирования.

Я выделяю 5 типов уроков с использованием информационных технологий.

1. Использование ИКТ ограничивается демонстрацией фильма, анимации, или слайд-шоу. Разбор теоретического материала, его закрепление и контроль осуществляется без использования ИКТ.

2. Урок, построенный на использовании интерактивных карт. Такие карты позволяют одновременно оперировать несколькими потоками информации, отображаемых на различных слоях карты. В течение урока с помощью такой карты осуществляется представление нового географического материала и его анализ. Закрепление и контроль происходит также на интерактивной карте, причем учащиеся работают непосредственно с картой, и получают навыки работы с электронными картами.

В последнее время в сети Интернет появляется множество интерактивных карт отображающих различные события, происходящие в мире в режиме реального времени. По мере возможности я стараюсь демонстрировать их на уроках. Пример интерактивной карты «Зависимость природы материков от географического положения»

3. Урок, построенный на использовании мультимедиа энциклопедий. Я использую три серии энциклопедий: Уроки географии Кирилла и Мефодия с 6 по 10 класс, 1С «Образовательная коллекция» с 6 по 10 класс, Школа «Просвещение» 10 класс. Все три энциклопедии построены по принципу «Представление материала - Закрепление материала - Проверка знаний». Работа осуществляется в интерактивном режиме с участием, как учителя, так и ученика. Здесь предоставляется возможность интерактивного сбора информации по контролю знаний учеников в течение года!

4. Урок, построенный на использовании собственной презентации. Мною разработаны сценарии уроков с использованием компьютера и презентации к ним для всех классов. Несколько из них получили высокую оценку на районных, областных фестивалях медиауроков и конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ».

5. Обобщающий урок по теме с представлением учащимися творческой индивидуальной или групповой работы в виде электронной презентации и ее защита перед классом.

Я использую ИКТ на своих уроках ежедневно. За свою практику применения ИКТ на уроках географии я выработала собственную систему и сделала для себя следующий вывод: Использование ИКТ на уроках географии необходимо, поскольку это повышает интерес и мотивацию учащихся к предмету, особенно в случае их непосредственного участия.

Вместе с тем существует несколько проблем. Сделать хороший интерактивный тренажер, красивую и понятную анимацию, хороший тест с использованием вопросов заданных не только при помощи текста, но и отрывков карт или схем для учителя географии не обладающего специальными знаниями затруднительно. Причем это не зависит от используемого программного обеспечения, либо открытости или закрытости операционной среды. Это должны делать профессионалы. У учителя как не специалиста в области информационных технологий практически нет времени и возможности заниматься таким творчеством. Ведь для подготовки одного КАЧЕСТВЕННОГО урока необходимо затратить массу своего свободного от работы времени. Практика показывает, что на подготовку хорошего урока уходит минимум две недели, занимаясь при этом каждый день. Соответственно в течение учебного года, возможно, подготовить очень ограниченное число уроков. В результате я сделала еще один очень важный вывод: Эффективнее при каждодневном использовании ИКТ в преподавании географии применять готовые мультимедиа материалы, и вспомогательные материалы разработанные профессионалами в области ИТ. Задача учителя в этом случае состоит в составлении сценария урока. Уже эта задача при достаточном опыте решается в течение нескольких часов.

Мой подход к использованию ИКТ на уроках географии и в целом в образовании заключается в следующем: учитель должен ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ при обучении, а не ломать голову, как сделать так чтобы что-то заработало. Для этого учитель должен иметь быстрый и свободный доступ ко всем составляющим ИКТ. Необходима возможность манипулирования наборами различных видов иллюстраций в соответствии с планом урока разработанным учителем (например «Уроки Кирилла и Мефодия» и другие лишены этой возможности).

Я использую ИКТ на своих уроках ежедневно. За свою практику применения ИКТ на уроках географии я выработала собственную систему и сделала для себя следующий вывод: использование ИКТ на уроках географии необходимо, поскольку это повышает интерес и мотивацию учащихся к предмету, особенно в случае их непосредственного участия.

Активно применяю информационные технологии для обеспечения познавательного досуга и участия учащихся в различных Интернет-конкурсах. С некоторыми результатами которых можно ознакомиться на сайтах orenclub.info/cmspage/109/n-a, telluris.lt/index.php?action=results и mirzn.com/.

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий, распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

В 2007 стала победителем районного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», а в 2008 году победила в конкурсном отборе среди лучших учителей Российской Федерации. В 2009 году в рамках зонального семинара учителей географии провела мастер - класс на тему "Методика организации проектной деятельности в курсе географии". Опыт моей работы по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии» был обобщен и представлен в рамках районного методического объединения учителей географии в 2011 году.

Имею стабильные результаты и динамику достижений обучающихся за последние пять лет. При 100% успеваемости качество знаний по географии составляет:


Предмет

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

качество %

качество %

качество %

качество %

качество %

География

63

64

69

74

77

Результаты ЕГЭ по географии

Учебный год

ЕГЭ по географии

Средний балл по школе

Средний балл по району

2010-2011

97 баллов


максимальный балл по району


76,3


2012-2013


97 баллов


95,5



Результаты участия в предметных олимпиадах

Учебный год

Предмет

Класс

Уровень

Результат


2008-2009 уч.год


География

10

9

Муниципальный

Муниципальный

II место

III место


2009-2010 уч.год


География

11

10

9

Муниципальный

Муниципальный

Муниципальный

II место

III место

III место


2010-2011 уч.год


География

11

10

Муниципальный

Муниципальный

III место

II место

Результаты сдачи экзаменов по географии в традиционной форме


Предмет

2012-2013 уч.год

Успеваемость

%

Качество

%

География

100

100



Внеурочные достижения учащихся:

Год

Мероприятие

Результат

2009

Областной очно - заочный конкурс «Традиционные народные промыслы»

II место, Грамота

2008

Районный конкурс детских социальных проектов «Я- гражданин России»

Грамота ЦДТ

2013

II областной краеведческий конкурс творческих и исследовательских работ «Оренбургские таланты», посвященный 270 - летию города Оренбурга

Диплом участника

2013

Интернет - конкурс по географии для учащихся (открытый международный проект (online) «TELLRIS 2012 - 2013»

Сертификаты победителей.

2013

III Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний» среди учащихся общеобразовательных учреждений по предмету «География»

2 диплома III степени

1 диплом II степени

2011

Областной слет школьных лесничеств

Диплом II степени

Имею награды:

2008 год, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации»

2009 год, Грамота министерства образования Оренбургской области и Областного центра детско - юношеского туризма и краеведения за победу в областном очно - заочном конкурсе «Традиционные народные промыслы»

2009 год, Почетная грамота РОО администрации Переволоцкого района за значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного процесса и результативное участие в конкурсе методических разработок, посвященных 65 - летию Победы в Великой Отечественной войне.

2010 год, Грамота РОО администрации Переволоцкого района за победу в районном конкурсе методических материалов по патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов»

2010 год, Почетная грамота администрации МОУ «СОШ с. Чесноковка» за высокие достигнутые результаты в итоговой аттестации выпускников 2010 года

2011 год, Почетная грамота администрации МОУ «СОШ с. Чесноковка» за высокие достигнутые результаты в итоговой аттестации выпускников 2011 года

2011 год, Благодарственное письмо РОО администрации Переволоцкого района за высокие показатели по подготовке выпускников к ЕГЭ

2011 год, Диплом II степени Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области за победу в областном слете школьных лесничеств.

2012 год, Диплом Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского областного Дворца творчества и молодежи им. В.П. Поляничко за участие в областном конкурсе материалов по патриотическому воспитанию учащихся «Нам этот мир завещано беречь»

2012 год, Благодарственное письмо администрации МО Чесноковский сельский совет за активную общественную работу.

2013 год, Благодарственное письмо организационного комитета Всероссийского конкурса «Мир знаний» за подготовку участников и организацию конкурса.

Для решения поставленных задач активно занимаюсь самообразованием, общаюсь с коллегами в форумах на сайте it-n.ru/, являюсь постоянным участником образовательных вебинаров по разным темам на сайте drofa.ru/for-users/teacher/seminars/, о чем свидетельствуют многочисленные сертификаты.

Кроме этого поддерживаю личный сайт, на который в свободном доступе выкладываю свои разработки.

Результаты представления моего опыта развития методической системы по теме «Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов»» на семинарах, мастер-классах, конференциях, и ее публичной презентации говорят о возможном наличии учителей использующих отдельные элементы моей системы, а также моих разработок уроков.

Библиографический список

  1. А.А. Летягин. «Начальный курс географии». 5 - 6 классы. Учебники для общеобразовательных организаций. М.: - Вентана-Граф, 2013

  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. «География России. Природа. Население». 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: - Вентана-Граф, 2013

  3. Вебинар "Отражение основных идей ФГОС ООО в программе и учебниках курса «География России», 8 - 9 класс". vgf.ru/glavnaja.aspx

  4. География: программа: 5 - 9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: - Вентана-Граф, 2012

  5. И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. «Материки, океаны, народы и страны». 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: - Вентана-Граф, 2013

  6. И.В. Душина и др. "Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения". vgf.ru/glavnaja.aspx

  7. И.В. Душина. «Метапредметные результаты освоения учащимися 7 класса содержания курса «Материки, океаны, народы и страны». vgf.ru/glavnaja.aspx

  8. Таможняя Е.А. «Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в ходе изучения курса «География России». vgf.ru/glavnaja.asp

Даминева Альфия Фатыховна учитель географии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.

© 2010-2022