ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СВОБОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАСТИКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СВОБОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАСТИКАуниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СВОБОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАСТИКА»


для учащихся младшего и среднего школьного возраста


Срок реализации: 13 дней


















Гарник Любовь Аркадьевна,

педагог дополнительного образования

Автор:









Надым, 2015



Пояснительная записка

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.

Ожидание каникул - это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто встречи с друзьями, прогулки, игры.

Самую значительную часть годового объема свободного времени ребенка составляют и являются его главной мечтой - летние каникулы. Это время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Летняя площадка расширяет круг возможностей для самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

В рамках функционирования летней площадки «Палитра творчества» на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Надыма была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Свободная танцевальная пластика», обучающая детей свободному владению своим телом.

Актуальность краткосрочной программы обусловлена тем, что реализуется в целях создания условий для творческой самореализации личности ребенка, обеспечивая воспитание культуры повседневного досуга. Свободная танцевальная пластика, в первую очередь, учит умению выражать себя, выделяться, дарит невероятную свободу движений, что позволяет постоянно экспериментировать. Четкие и плавные движения завораживают, и благодаря этой технике свободный танец сегодня считается одним из самых популярных направлений танца.

Новизна программы заключается в том, что через освоение движений, осуществляется эмоциональное погружение в мир танцевального искусства, а отличительная черта - это свободная пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных частей тела. В содержании программы используются приёмы, способствующие поддержанию неослабевающего интереса у детей.

Одной из приоритетных задач дополнительного образования в области хореографии является приобщение детей к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине. Задача педагога - помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту родного края.

Закон любого вида искусства - это стремление к новизне на основе сохранения традиций. Методическое наследие национального ненецкого танца предоставляет возможность создавать современные композиции на материале историко-бытовой хореографии в соответствие со стилем и пластической манерой. Именно с этой целью в программе «Свободная танцевальная пластика» предусмотрено включение в репертуар танцевальных композиций с использованием хореографического языка ненецких танцев. (приложение 1)

Отличительной особенностью программы «Свободная танцевальная пластика» является то, что она включает множество разных современных стилей: Диско, R'n'B, Брейк-данс и свободного стиля Хип - Хоп, линейных танцев, обновив танцевальную программу в сторону доступности и большей театральности. Данная программа полностью отвечает требованиям и задачам, поставленными перед педагогами, работающими с детьми на летней досуговой площадке.

Девиз свободной танцевальной пластики - быстро, легко, весело, а значит - массово. Отсюда радость человеческого общения и признательность детей, которых мы приобщим к самому массовому и доступному виду обучения.

Цель: раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей, средствами свободной танцевальной пластики.

Задачи:

Образовательные:

  • овладение детьми основами хореографического мастерства;

  • изучение элементов современного танца ;

  • формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);

  • организация постановочной и концертной деятельности.

Развивающие:

  • развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе;

  • развитие мотивации на творческую деятельность;

  • развитие памяти, внимания, воображения;

  • развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку).

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к танцевальному искусству;

  • воспитание художественного вкуса;

  • воспитание умения работать в коллективе;

  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Особенностями программы «Свободная танцевальная пластика» является то, что она построена на основе современного танца. Но танец - не только движение:

  • танец, как возможность понять свои физические возможности, ритм, динамику своего «тела»;

  • танец, как проекция и выражение своего видения, мировоззрения, ощущения своего «Я» через движение;

  • танец, как основа создания сценического образа, отражающий настроение и характер;

  • стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения человеческого тела.

Программа «Свободная танцевальная пластика» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Современный танец», в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. Имеет художественную направленность, по функциональному предназначению - является учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной.

Срок реализации программы - 13 дней. Учебно-тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Занятия проводятся ежедневно по 2 часа (1 час равен 40 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41. Форма занятий групповая. Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, без конкурсного отбора. Наполняемость в группах 15 человек.

Содержание программы делиться на три этапа: подготовительный, основной и итоговый, каждый из которых требует использования адекватных методов, приемов и техник преподавания.

Подготовительный этап: решаются задачи физического развития детей, совершенствования двигательных навыков, развиваются способности самовыражения посредством танца.

Основной этап: решаются задачи развития и формирования творческого потенциала у детей, повышения техники исполнения танцевальных композиций.

Итоговый этап: ориентирование на успех, участие в итоговом мероприятии летней площадки «Палитра творчества».

Занятия по программе «Свободная танцевальная пластика» делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания элементов и движений в медленном темпе.

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее трёх - четырёх раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом.

Импровизационная работа. На занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную педагогом. Такие задания развивают фантазию.

Основным направлением учебной работы является обучение технике свободной танцевальной пластики, вариаций в различных сочетаниях в различные этюды, коллективные постановки. Обучение основам свободной танцевальной пластики, сценическому движению, является составной, неотъемлемой и обязательной частью каждого учебного занятия. Это позволит осуществить интеллектуальное и нравственно - эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной сферы, эстетических вкусов, культуры исполнения танцевальных движений, культуры владения своим телом, культуры общения со сверстниками и взрослыми, культуры поведения, как во время свободного исполнения танцев, так и в быту.

Репертуар изучаемых танцевальных композиций подбирается в соответствии с тематикой летней досуговой площадки и включает в себя танцевальные композиции с использованием элементов ненецких танцев. Основной формой обучения являются занятия свободной танцевальной пластикой, ориентированные на подготовку детей к свободному исполнению танцевальных композиций.

Методическое обеспечение программы

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:

  • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

  • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

  • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность;

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

  • принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;

  • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

  • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  • принцип доступности и посильности.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:

  • метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.

  • метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

  • метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

  • метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

  • игровой метод используется на занятиях в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят различные творческие задания, способствующие более быстрому усвоению некоторых элементов, развитию умения слышать и понимать музыку, вызывают интерес к занятию.

Используются следующие приемы: комментирование; инструктирование; корректирование.

Формы проведения занятий: практическое занятие; комплексное занятие; занятие - импровизация; концертное выступление.

Необходимые условия реализации программы:

Материально-техническое:

  • Танцевальный зал.

  • Специальные станки и зеркала, музыкальный центр.

  • Тренировочная форма.

  • Комната для переодевания.

  • Коврики.

Методическое:

  • Разработки игр, бесед, танцевально-игровых программ.

  • Подборка CD, DVD дисков.

  • Правила техники безопасности.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

К концу освоения краткосрочной программы учащиеся знают:

  • правила поведения в танцевальном зале;

  • правила личной гигиены на занятиях по хореографии;

  • элементы музыкальной грамоты;

  • основные позиции и положения рук и ног;

  • правила исполнения элементов современного танца.

Учащиеся умеют:

  • ориентироваться в танцевальном зале;

  • выполнять ритмические упражнения;

  • исполнять элементы современного танца;

  • выполнять музыкально-ритмические упражнения;

  • выполнять простейшие перестроения;

  • исполнять танцевальный репертуар;

  • передавать содержание образа движениями;

  • точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;

  • различать динамические изменения в музыке;

  • создавать музыкально-двигательный образ;

  • внимательно слушать музыку.

У учащихся развивается:

  • самостоятельность и самоконтроль;

  • творческое мышление и воображение;

  • творческое воспроизведение танцевальных движений;

  • совершенствование двигательных навыков;

  • ловкость, подвижность и общая выносливость.

Танцевальные движения создают:

  • хорошее самочувствие; бодрое настроение;

  • потребность в самостоятельной двигательной активности;

  • привычку к здоровому образу жизни.

Механизм и критерии оценки освоения программы.

Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков учащихся по следующим критериям:

  • усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией;

  • владение практическими умениями и навыками, мастерство выполнения практических заданий.

В основу оценивания результатов положена 4-бальная система оценки (2-минимальный, 5-максимальный балл). Контроль проводится в следующих формах: кроссворд (теоретический раздел), показательное выступление: показ танцевальных комбинаций (практический раздел).

Критерии теоретического раздела:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Формы и методы проведения контроля:

  • кроссворд.

Критерии практического раздела:

  • музыкально-ритмическая деятельность;

  • танцевальные элементы;

  • творческая активность.

Формы и методы проведения контроля:

  • итоговое занятие, показ танцевальных комбинаций.





Учебно-тематический план

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными позициями рук и ног, положением головы и корпуса;

  • научить ориентироваться в танцевальном зале;

  • выполнять простейшие перестроения, различать музыкальные части.

Развивающие:

  • развивать музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу, музыкально - двигательную память;

  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, умения эмоционального выражения и творчества в движениях;

  • воспитывать эстетические качества и интерес к современному искусству и танцевальному творчеству народов Крайнего Севера.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Об искусстве свободной танцевальной пластики

1

1

-

2.

Музыкально-ритмические упражнения

4

-

4

3.

Элементы современного танца

12

1

11

4.

Импровизация

8

0,5

7,5

5.

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

26

2,5

23,5





Перечень используемой литературы:


  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999 г.

  2. Кулагина И.Е. «Художественное движение». - М.: Издательство «Наука», 1999 г.

  3. Полятков С.С. «Основы современного танца». - Р.на Д. «Феникс», 2005 г.

  4. Ерохина О. В. «Школа танцев для детей». - Р. На Д. «Феникс», 2003 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Уход за костюмом [Электронный ресурс]: статья. Сайт: Интернет - издание о современных танцах, 2004-2007 - Режим доступа к сайту: idance., свободный.

  2. Гибкость тела vdohnoveniegym.ru/rastyazhka.html

  3. Метод динамического растягивания

wsdance.com/content/articles/index.php?article=4320


© 2010-2022