- Преподавателю
- Другое
- Занятие-встреча на тему Социально-педагогическая деятельность как процесс
Занятие-встреча на тему Социально-педагогическая деятельность как процесс
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Циркина Е.А. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Социально-педагогическая деятельность как процесс
В данной работе я рассмотрю пример занятия-встречи из коррекционно-развивающей программы, которую можно провести по итогам «Мониторинга уровня воспитанности». Вначале коротко расскажу о психологических и физиологических особенностях раннего юношеского возраста.
Ранняя юность - (15-18 лет) - трудный возраст. В этом возрасте, как никогда сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Один подросток уже достигает половой зрелости, а другой - находится только в середине этого пути. Такая же неравномерность характеризует умственное, социальное и нравственное развитие. Очень важно, что уровни развития в разных сферах жизни сплошь и рядом не совпадают. Юноша может быть вполне взрослым физически, оставаясь умственно и нравственно подростком. Так же часто бывает и обратное.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-познавательная. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Отсюда ярко проявляющаяся избирательность по отношению к учебным предметам: какие-то из них начинают изучаться тщательно и с азартом, другие - вызывают раздражение.
Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.
Ценнейшее психологическое образование ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Но вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. С целью «заполнения вакуума» у подростка отмечается возросшая потребность в общении и, одновременно, повышенная избирательность в общении, потребность в уединении.
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста являются: профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Очень часто старшеклассники затягивают и откладывают профессиональное самоопределение, так как у них часто отсутствуют выраженные и устойчивые интересы. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальной ориентации.
Ранняя юность - это период формирования жизненных планов, что подразумевает для старшеклассника решение вопроса, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение)
ТЕСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Алгоритм работы:
-
Проведение теста. (Приложение № 1)
-
Обсчет результатов по опросным листам - бланкам. (Приложение № 2)
-
Обработка результатов по шести шкалам. (Приложение № 3)
-
Интерпретация результатов. (Приложение № 4)
Инструкция для учащегося: «Перед тобой несколько высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай - согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1,+2,+3,+4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1,-2,-3,-4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее, да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Приложение 1
-
Мне нравится, когда вся наша семья идёт в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
-
Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
-
Я способен с радостью выполнять разную работу.
-
То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
-
Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
-
Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
-
Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
-
Я многим обязан своей стране.
-
Физический труд - удел неудачников.
-
Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
-
Я стремлюсь узнать значение незнакомых мне слов.
-
Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
-
Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
-
Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.
-
Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
-
Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.
-
Учёба - занятия для «ботаников».
-
Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
-
Я горжусь своей фамилией.
-
День Победы (9 Мая) - праздник только для ветеранов и пожилых людей.
-
Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учёбе.
-
Какое общение без бутылки «Клинского».
-
Человек не может всё знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
-
Для меня важно найти смысл собственной жизни.
-
Рассматривать старые семейные фотографии - занятие для чудаков.
-
Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
-
Хорошая учёба - тоже серьёзный труд.
-
Проявление вандализма - одна из форм протеста молодёжи.
-
Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
-
Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
-
Человеку не обязательно знать свою родословную.
-
Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
-
Субботник по очистке территории дома или школы - пережиток прошлого.
-
Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
-
Я думаю, что без получений хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
-
Я чаще всего следую за мнением большинства.
-
Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
-
Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
-
Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
-
Я могу нахамить человеку, если он чем-то мне не нравится.
-
Телевидение, в первую очередь, должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую - источником информации о событиях в стране и мире.
-
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Приложение 2
Опросный лист - бланк для ответов
Фамилия, имя учащегося: Иванов Михаил Юрьевич
1. +4
7. - 2
13. - 1
19. +4
25. +4
31. +1
37. - 2
2. - 3
8. +1
14. +4
20. - 3
26. +1
32. - 1
38. +3
3. +3
9. +4
15. +3
21. +3
27. +2
33. +3
39. - 4
4. +2
10. +2
16. - 1
22. +4
28. +1
34. +3
40. +3
5. - 1
11. 0
17. +4
23. - 1
29. - 1
35. +3
41. +3
6. +1
12. +3
18. +4
24. +1
30. +2
36. +1
42. - 4
Приложение 3
Обработка результатов
Ответы обучающихся распределяются по шести шкалам: им соответствуют шесть строк в бланке для ответов. Результаты получаются путём сложения баллов по каждой шкале.
-
Характер отношений школьников к семье показывают оценки его высказываний №№ 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37. При этом в ответах на вопросы 1, 19, 37 знак не меняется. В ответах на вопросы 7, 13, 25, 31 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к Отечеству показывают оценки его высказываний №№ 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38. При этом в ответах на вопросы 8, 14, 32, 38 знак не меняется. В ответах на вопросы 2, 20, 26 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к труду показывают оценки его высказываний №№ 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39. При этом в ответах на вопросы 3, 15, 21, 27, 39 знак не меняется. В ответах на вопросы 9, 33 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к культуре показывают оценки его высказываний №№ 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40. При этом в ответах на вопросы 10, 16 знак не меняется. В ответах на вопросы 4, 22, 28, 34, 40 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к знаниям показывают оценки его высказываний №№ 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41. При этом в ответах на вопросы 11, 29 знак не меняется. В ответах на вопросы 5, 17, 23, 35, 41 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к себе показывают оценки его высказываний №№ 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42. При этом в ответах на вопросы 6, 12, 18, 24, 42 знак не меняется. В ответах на вопросы 30, 36 знак меняется на противоположный.
Приложение 4
Интерпретация результатов
-
Отношение подростка к семье.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - ценность семьи высоко значимо для подростка.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - семья для подростка представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»)
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - отношение к семье у подростка, как правило, потребительское.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - семья не представляет для подростка какой-либо ценности.
-
Отношение подростка к Отечеству.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности, патриотизма.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - подростка отличает обывательское отношение к своей стране; Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое.
-
Отношение подростка к труду.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения «трудной» книги.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка.
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - подросток, по возможности, переложит часть своей работы на другого.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - более и менее сложная работа вызывает у подростка отвращение; он придумывает массу причин, по которым за нее не стоит браться.
-
Отношение подростка к культуре.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - подросток признаёт ценность культурных форм поведения, но, отнюдь, не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - культурные формы поведения рассматриваются подростком, как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому, обременяющее его повседневную жизнь.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира.
-
Отношение подростка к знаниям.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - перед вами - любознательный человек, у которого есть стремление к познанию нового.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта.
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - подросток не когда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует.
-
Отношение подростка к себе.
От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) - подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) - принимая себя в целом, подросток всё же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.
От - 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) - подросток принимает себя таким, какой он есть лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему всё время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым, знаменитым.
От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) - подросток не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других; он ненавидит своё отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.).
Итоги тестирования учащегося Иванова М.Ю.
-
Отношение к семье: 8 баллов - семья для подростка представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»)
-
Отношение к Отечеству: 2 балла - подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
-
Отношение к труду: 14 баллов - скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка.
-
Отношение к культуре: 14 баллов - подросток признаёт ценность культурных форм поведения, но, отнюдь, не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.
-
Отношение к знаниям: 7 баллов - подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта.
-
Отношение к себе: 8 баллов - принимая себя в целом, подросток всё же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
(по итогам тестирования)
Встреча «Средства общения»
Задачи: продолжить развитие навыков эффективного общения - продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но интонации, жесты и т.д.
Структура занятия:
-
Разминка «Счёт с условием».
-
Упражнение «Сбор по голосам».
-
Медитативная техника - упражнение «Восход солнца».
-
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?».
-
Упражнение «Добрые слова» и ритуал прощания.
Упражнение «Счёт с условием»
Участники тренинга встают в круг. Тренер проводит инструкцию: «Сейчас каждый из нас будет называть числа по очереди: 1, 2 и т.д. Однако тем, кому выпадет число 3, а также тем, чьё число делится на 3 (например, 6, 9, 12 и т.д.), следует молчать. Вместо названия числа они должны хлопнуть в ладоши. Сначала мы сделаем пробную попытку до числа 24, а потом начнём игру. Числа будем называть по часовой стрелке. Те ребята, которые допустят ошибку, выбывают из игры».
Упражнение должно проходить в довольно быстром темпе.
Упражнение «Сбор по голосам»
Тренер раздаёт участникам, заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух, воробей и т.п.) - по 3-4 карточки с названием одного животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают «про себя», какое животное им досталось. После чего убирают карточки и закрывают глаза. Тренер даёт задание: «Нужно, не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками характерными для ваших животных».
Упражнение способствует тренировки внимательности, избирательности социального восприятия.
Медитативная техника - упражнение «Восход солнца»
Тренер предлагает участникам сесть комфортно, закрыть глаза, расслабиться и представить следующее: «Вы находитесь на берегу водоёма. Раннее летнее утро. Солнце ещё не взошло, но темнота ночи ушла. Вокруг всё серое, мрачно, даже трава, деревья и кусты окутаны сероватым туманом. Вы будто попали в странный, неизвестным вам мир. Даже птицы не поют. Довольно зябко. Постепенно небо за водоёмом начинает светлеть, на белом фоне появляются желтые, потом оранжевые краски. Всё вокруг начинает потихоньку оживать: видна роса на траве и листьях, запели птицы. Из воды выкатывается часть оранжевого диска. Он постепенно становится всё больше. Вот и виден весь диск. Тёплые лучи достигают вас. Они окутывают и согревают ваше тело. Вы видите и чувствуете тёплое солнечное утро».
Когда участники откроют глаза, можно предложить желающим рассказать о картинах, которые они видели, об их эмоциональной окраске.
Данное упражнение способствует релаксации участников тренинга, его желательно выполнять под специально подобранную музыку.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?»
Участники сидят в кругу. Один из участников по команде тренера берёт в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своём хозяине. Например, «Я - Катина булавка, я знаю её не так давно, но могу рассказать о ней…». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.
При обсуждении тренер подчёркивает, что умение раскрываться перед другими - важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о свих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создаёт у других впечатления его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.
Упражнение «Добрые слова»
Тренер говорит: «Человеческий язык включает много добрых и ласковых слов. Их знают все. Слышать их всегда приятно. Однако, далеко не все люди употребляют эти слова. Одни - стесняются, другие - не умеют. Закроем глаза и подберём ласковые слова для соседа слева. Кто такие слова, откройте глаза. Когда все откроют глаза, я пойму, что у всех есть эти слова и смелость их произнести».
Тренер обращается к участнику (лучше - к самой смелой девочке): «Таня, ты говоришь добрые слова соседу слева. Затем он повторяет эти слова с местоимением «Я». А потом адресует свои собственные слова своему соседу.
Тренеру важно удержаться от произнесения примерных слов, так как важно, что бы участники сделали это сами.
В результате, упражнение складывается из цепочки подобных высказываний:
- Коля, ты очень добрый человек!
- Я - очень добрый человек. Ты, Маша, классная девчонка!
- Я - классная девчонка, а ты, Женя, - солнышко!
- Я - солнышко, а ты, Саша, - настоящий друг! И т.п.
Упражнение заканчивается, когда последний участник говорит добрые слова человеку начавшему цепочку.
Ритуал прощания.
Участники встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: « Всем спасибо!»
Литература:
-
Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. - М.:УЦ «Перспектива», 2009
-
Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М.: АПК и ПРО, 2003