- Преподавателю
- Другое
- Выступлениие на тему Индивидуальное и дифференцированное обучение на уроках казахского языка
Выступлениие на тему Индивидуальное и дифференцированное обучение на уроках казахского языка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таткенова Г.Х. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Индивидуальное и дифференцированное обучение в процессе преподавания казахского языка.
Плохой учитель преподносит истину.
Хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Одно из главных положений в деле обучения казахскому языку учащихся русских классов - целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата. Это заставляет отбирать форму его подачи, приемы и виды работ, композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему тренировочных, проверочных и прочих видов работ, подчиняя все поставленной учителем цели. Такой подход определяет основное содержание уроков.
Вычленяя цели уроков, я прежде всего исхожу из необходимости обеспечения базового уровня обеспечения казахскому языку.
Любой материал, каждая тема урока рассчитана на творческое использование: каждый учитель вправе варьировать способы подачи материала с учетом реального состояния знаний, умений и навыков, степени подготовленности своих учеников по казахскому языку, их общего развития, интересов.
Внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения позволяет нам в результате творческой работы развивать способности учащихся к самопознанию, саморегуляции, развивать положительные мотивы обучения. Например, в 7 классе при изучении темы «Согласование сказуемого с подлежащим» я применила систему разноуровневой дифференциации Ж. Караева и систему развивающего обучения по Л. В. Занкову.
Тип урока: совершенствование умений и навыков, коррекция знаний.
Технология обучения: методы, применяемые на этом уроке:
а) технология обучения основанная на уровневой дифференциации;
б) словесный, практический, занимательный методы обучения;
в) интенсивный метод (аудиолингвальный) т.е. повтор одних и тех же слов, понятий и др.;
г) эмоционально-смысловой метод (т. е. осмысление учащимися изучаемого понятия), например, на данном уроке начинаем с выяснения понятия у "согласование" и т. д.
Оборудование: таблица, опорные схемы, индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-консультации, карточки-подсказки, сюжетная картинка для развития речи,
ТСО: магнитофон, запись произведений Моцарта
"Концерт для фортепиано с оркестром" для создания эмоционального настроя при развитии речи.
Актуализация:
а) опорные знания, которые необходимо активизировать: односоставные, двусоставные » предложения, виды односоставных предложений;
б) способы формирования мотивов возбуждения интереса: опрос в форме Блиц - турнира, выбор группы аналитиков и генераторов идей, т. е. деление учащихся на группы, беседа по картинке и др.
в) формы контроля за ходом работы: самоконтроль, аналитическая работа; индивидуальная проверка деятельности учащихся по специальному табло.
Оценка знаний по данному табло позволяет объективно оценить знания учащихся, обеспечиваются непременные условия оценивания - объективность, оперативность, доброжелательность и гласность.
Объяснение нового материала исходит из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от репродуктивного уровня до продуктивного и творческого.
Сущность метода - постоянно контролируемая и поощряемая учителем индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова - система всестороннего развития личности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. С этой целью я стараюсь вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать на уроке дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
На вышеуказанном уроке мною были успешно применены такие дидактические игры, как "Да - нетка", или Универсальная игра для всех в виде Блиц-турнира при опросе пройденного материала.
Игра - тренинг. Возможность создать ситуацию игры дает любой предмет, даже грамматика.
На данном уроке я использовала эту игру при развитии речи. Дано было задание написать сочинение - миниатюру на тему "Осень" по сюжетной картинке.
Одному из аналитиков дано задание: "Представь себе, что ты редактор и отвечаешь за содержание этого текста. Найди и исправь ошибки".
Игру- тренинг можно использовать на любом этапе урока, в том числе и при объяснении нового материала.
Также по системе Л.В.Занкова я стараюсь на каждом уроке создавать проблемные ситуации, использовать поисковый метод, поощряя при этом стремление ученика проявлять инициативу, самостоятельность. На закрепление темы мною дана уровневая самостоятельная работа.
Уровневая самостоятельная работа
1 вариант.
I уровень
1. Определить, чем выражено подлежащее?
2. Какой тип сказуемого?
II уровень
-
Списать. Подчеркнуть подлежащее, чем оно выражено?
Вставить пропущенные буквы.
-
В чем согласуется главные члены предложения.
III уровень
-
Составь предложение по схеме:
-
Сказуемое выражено глаголом какого вида?
IV уровень
-
Напиши сочинение-миниатюру на тему «Осенний лес».
II вариант
I уровень
1. Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Объяснить постановку тире в предложении.
2. В чем согласуются главные члены предложения?
III уровень. Составь предложение по схеме:
IV уровень. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осенние каникулы».
Технология уровневой дифференциации также очень эффективна при разработках учебных модулей.
При подготовке учебного модуля для 7 казахского класса на 1 полугодие были продуманы и оптимальные формы изложения всех тем. На каждую тему составлены опорные схемы-конспекты, включающие ключевые понятия тем.
Подготовлены задания, корректирующие знания. Для 7 класса в основном целесообразнее представлять содержание темы в рисунках, графиках, схемах.
Планирование модульного обучения в 7 классе с казахским языком обучения представлено следующим образом.
Учебные модули преследуют цель не только формирования знаний, развития личности учащихся, т.е. от учителя требуется всесторонняя и углубленная подготовка к урокам. При составлении заданий учитываются знания и способности каждого ученика.
В 7 классе наиболее приемлемы формы подачи первых уроков модульного блока в виде лекции-визуализации, когда содержание темы представлено в образной форме (рисунках, графиках, схемах). Также эффективны такие формы подачи материала, как лекция- консультация, когда содержание оформляется по вопросам учащихся, или лекция-диалог, где содержание подается в виде беседы.
Тщательно разрабатываются разноуровневые задания.
Задание III уровня (облегченные) предполагают усвоение темы на уровне простейших заданий и пониманий, типа:
1. назовите...
2. перечислите...
3. что вы узнали…
Задания II уровня отвечают требованиям по Госстандарта и предполагаемое усвоение на уровне применения и анализов знаний типа:
1. объясните цель применения...
2. проверьте предложенную гипотезу...
3. сделайте выводы...
Анализ:
1. Какова структура...
2. что является следствием…
3. сравните...
Задание I уровня (повышенной степени сложности)
1. систематизируйте...
2 каковы возможные уменьшения?
3. что вы думаете о...?
4. Сделайте выводы
В итоговой части модуля можно провести тестирование в соответствии с темой, классом уровнем подготовленности. Основные виды тестирования:
1. Тест- напоминание. (Ответ на вопрос с теста какое - либо правило или положение).
2 Тест с альтернативными ответами (да, нет).
3. Выборочный тест (из нескольких ответов один верный и т. д.)
Таким образом, хочется подчеркнуть, что применение разных методов новых технологий углубляет знания учащихся, развивает познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор, самостоятельность, активизирует логическое мышление.