- Преподавателю
- Другое
- Эссе на тему Я-учитель
Эссе на тему Я-учитель
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Субботина Н.Б. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Текст эссе «Я - Учитель»
конкурсное задание заочного тура «Методическое портфолио»
в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года Кубани» в 2016 году в номинации «Учитель года Кубани по кубановедению»
учитель кубановедения
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №11
муниципального образования Славянский район
Субботина Наталья Борисовна
Всё начинается с тебя,
Ведь ты стоишь у школьной парты
И каждый день, в глаза глядя
Тому, кто будет с нами завтра.
Банальных слов не говоря,
Почувствуй это на мгновенье
И будущее вновь творя,
Ты не испорть своё творенье!
Взрослый человек и человечек…. Два огромных мира: близких, чувственных, взаимопроникающих, и в то же время таких далёких, в чём-то даже полярных.
Входя в мир взрослого, мы спрашиваем на то разрешения. У малыша же, ставшего учеником, согласия не требуют, потому, как выше его желания впустить в свой мир постороннего святая необходимость обучить ребёнка, передать ему бесценный опыт поколений. Учителя, школа отрывают маленького человечка от самого важного на свете: друзей, игрушек, шлёпанья по лужам, созерцания птичек, бабочек. И с этого момента возникает множество вопросов: для чего обучать, как обучать и чему, как не разрушить хрупкую детскую индивидуальность. Как сохранить живость эмоций и правдивость поступков, свойственных маленьким детям, как воспитать их всесторонне развитыми и духовно богатыми.
Для меня ответ только один: всё нужно делать с любовь и во имя любви. Моё педагогическое кредо заключается в словах: «Никогда никуда не ходи без сердца своего!»
Взрослый такой же ребёнок, но только бывший, прошедший путём побед и поражений. И поэтому, чтобы понять тревоги и проблемы ребёнка, чтоб найти верный путь к успеху, ему нужно не так уж много - вспомнить своё детство и научиться глядеть на мир глазами маленького человечка, для которого судьба щенка или выпавшего из гнезда сорочонка подчас важнее всех. И когда ученик чувствует, что он не одинок, что его мысли и чувства близки, понятны и значимы ещё для кого-то, тогда учитель перестаёт быть бездушным взрослым, а становится единомышленником, товарищем. И вот тут-то, по моему мнению, и начинается педагогика сотрудничества, педагогика через личностный (двусторонний) контакт учителя и ученика, основанный на определённых моральных принципах. Для меня принципиально важны следующие положения:
-
Учёба - это сотворчество.
Учитель и ученик одинаково заинтересованы в успехе. Радость удачи не может быть неразделённой, равно как и горечь ошибки. И поэтому основу сотворчества составляют сопереживание и соучастие.
-
Учитель - старший товарищ для ребёнка, а лучше друг.
Слово «товарищ» предполагает равенство, то есть доверительные отношения, взаимоотношение, свободу мнений, ответственность друг перед другом. При этом педагог должен советоваться с коллективом учащихся, изучать их мнения, не подменять собственным. Молчание класса - серьёзный сигнал тревоги: нет взаимопонимания, скрытый конфликт, чрезмерное давление преподавателя.
-
Авторитет учителя зиждется только на компетентности и способности к самосовершенствованию.
На уроке не допустим диктат преподавателя, авторитарность, подавление личности. Школьник может и должен искать верный ответ, подвергая сомнению самые авторитетные утверждения, оспаривать устоявшиеся истины, свободно высказываться и доказывать собственную позицию.
-
Основа взаимоотношений с ребятами - умение учителя видеть и чувствовать мир души других людей, способность к адекватной самооценке поступков и возможностей детей, деликатность и ненавязчивость.
-
Доброжелательная психологическая обстановка на уроке - обязательное условие для творческой самореализации учеников.
-
Наиважнейший принцип - бережное отношение к индивидуальности ребёнка.
Передо мною, учителем кубановедения, великая цель: помочь каждому ребенку пройти путь от обычного жителя маленького края до осознания себя частью глобального мира. И быть в нем счастливым. Любовь к знаниям, трудолюбие, стремление к поиску, открытию нового для себя станут основой его профессионального роста в будущем. Нелегко бывает достичь этих целей. Учитель должен быть вынослив, находчив. Очень важно быть терпеливым, тактичным и сдержанным, чтобы невзначай не обидеть и самых честолюбивых учеников. В работе мне помогают и моя жизнерадостность, и артистичность, и чувство юмора.
Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие…. От него - всё доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком… Он как бы перо духа творящего, пишущего в душах воспитанников высшие мысли, которые потом выражаются ими в улыбках Любви, Красоты, Мудрости и Знания.
Глубоко убеждена, что равнодушному наставнику нельзя доверять обучение и воспитание школьников.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие…
- Я тоже часто задумываюсь, кто - я - учитель? Каким должен быть настоящий учитель, которого бы любили и уважали дети... Для меня всегда слово « учитель» означало что-то очень высокое, очень важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Такими были учителя в моей школе, таким учителем стараюсь быть я....
Особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил на своем профессиональном пути настоящих наставников. Мне повезло: моим первым наставником была моя первая учительница - Линдер Людмила Александровна. Этот мудрый, добрый человек научил меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь! Она зажгла во мне огонь, который я несу в своем сердце.
Первая моя учительница запомнилась мне своей красотой, добротой и внимательностью. Мы все любили ходить на уроки, девочки подражали ей во всем: в умении красиво одеваться, в манере разговаривать, мальчики просто заворожено слушали на уроках.
Мне повезло, что первая учительница была именно такой, что у меня именно такой пример для подражания.
И вот я - учитель, смотрю в глаза своих учеников и вижу в них безмерное доверие и любознательность. Я понимаю, что должна не просто вложить в детей премудрости наук, главное мое предназначение - научить детей впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить их жить в этом мире. Я учу их мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - учу учиться, самостоятельно видеть проблемы, искать пути их решения, опираться на знания и верить в победу. Всегда идти только вперед.
«Уча других, мы учимся сами», - говорил великий римский философ, поэт и государственный деятель Луций Сенека. Я учу своих учеников, а они учат меня. Они - мои Учителя. Я ощущаю это каждый день, каждую минуту. У них я учусь быть искренней, удивляться и радоваться, смеяться и плакать, не стесняясь своих слез.
Уроки, перемены, походы… Слезы после первых неудач и счастье первых успехов…
Год позади. Конец мая. Сияющие лица моих четвероклассников. Легкая неуверенность от их внезапной взрослости, а в моих глазах гордость матери - героини, провожающей из дома всех своих детей. Какими я их вырастила? Покажет время.
И вновь 1 сентября. Все, как положено - огромные банты, цветы и доброе осеннее солнышко. Сквозь пелену волнения - пытливые глаза первоклашек и поддерживающие взгляды моих выпускников. Какая она, наша первая учительница? И ответный немой вопрос: «Какие вы, мои дети?». И снова, как двадцать с лишним лет назад, я с теплотой посмотрю в широко раскрытые глаза детей, улыбнусь и с любовью скажу: «Здравствуйте, дети!».
Вспоминаю свой первый урок…Тревога, страх, неуверенность, получится ли? Смогу ли «дотронуться» до сердца каждого ребенка. Прошло много лет, как стою я у доски. Но каждый день по-прежнему начинается для меня всё с того же вопроса: «Получится ли?».
Я учитель сельской школы.
Жизнь не мыслю без детей,
Без уроков, педсоветов,
Без кружков и без идей.
Научить детей учиться,
Рассуждать и размышлять,
Не стоять, а вверх стремиться,
О душе не забывать…
Лет не мало миновало,
Как стою я у доски.…
Этим я вполне довольна:
Жизнь моя - ученики.
Участие в конкурсе «Учитель года» это возможность подвести некоторые итоги, научиться новому и продолжать своё самообразование.
5