• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на РМО Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие интереса к предмету через деятельностный подход в обучении

Выступление на РМО Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие интереса к предмету через деятельностный подход в обучении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования Российской Федерации

Министерство Образования Республики Башкортостан

Отдел Образования Муниципального Района Дуванский район


Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие интереса к предмету через деятельностный подход в обучении.


Работу выполнила: Сагадатова

Альмира Шакирьяновна учитель

башкирского языка и литературы

МБОУ гимназия с.Месягутово

Республика Башкортостан Дуванский

район с.Месягутово ул.Электрическая-

  1. Месягутовская гимназия


с. Месягутово-2011 г

«Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие

интереса к предмету через деятельностный подход в обучении».


«Великая цель образования-

это не знания, а действия»

Герберт Спенсер



Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы школьники запоминали пройденный материал, новые понятия, но и стараюсь создать все возможности для развития их творческих способностей, поддержания интереса к предмету, чтобы на уроки родного языка и литературы не смотрели , как на лишний предмет Каждый учитель должен быть мастером своего дела.

На первое место среди качеств, характеризующих профессионализм учителя, выходит умение «учить», т.е. тот арсенал приемов, средств, который позволяет «перевести» знания учителя в знания ученика. Каждый учитель должен четко знать, как и чему учить, как добиться прочного усвоения знаний, высокого качества обучения. В центре внимания находится методическая и технологическая сторона учебного процесса.

Действительно, добиться высокого качества обучения, формирования системы необходимых знаний, умений и навыков творчества можно лишь применяя новые методики и технологии, осуществляя деятельностный подход к школьнику.

Успешность обучения во многом зависит от учителя, от его умения находить подход к каждому ученику, развивать сильного, помочь слабому. Но традиционный урок ориентирован на «среднего» ученика, без внимания остаются и сильные, и слабые учащиеся. Возникает противоречие между единым образовательным процессом, единым содержанием образования и разным уровнем развития учеников, различием их индивидуальных возможностей, способностей и желаний. Шаблонное построение, однообразие, недостаточное общение детей друг с другом, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая речевая деятельность на уроке (среднее время говорения ученика на уроке 2мин.в день) - это все отрицательные стороны традиционного урока Это противоречие потребовало активного поиска новых путей и моделей обучения.

Самая трудная, важная работа учителя - создание условий, выбора методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Знания должны приобретаться не "впрок", а для будущей деятельности, для будущей работы. В последние десятилетия обширнейший, богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок объединены в более 50 современных образовательных технологиях. Из этих технологий мне, педагогу 25 летним стажем работы, импонируют те, где ребенок является активным субъектом своего обучения. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет освоение новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может определить жизненный путь. Концепцию "учения через деятельность" предложил американский ученый Д.Дьюи. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности в классе и вне школы.

И все эти 25 лет меня волнует проблема, как и что необходимо сделать для того, чтобы повысить интерес к предмету, чтобы обучающиеся работали с удовольствием на уроке, не скучали, сами проявляли интерес к изучаемому, как превратить учебу в увлекательный процесс. Я считаю, проблема повышения интереса к предмету преследует учителя всю жизнь, поэтому она всегда остается актуальной. Так в чем же состоит эта актуальность?

Нельзя довольствоваться тем, что уже наработал, нужно двигаться вперед, поэтому меня интересуют инновации в педагогике. Они как свежий ветер в душных уроках. И потому, уча, учусь и сама. Это новое на уроках помогает мне найти контакт с учащимися. Это мне необходимо для того, чтобы их деятельность на уроках была эффективной.

Из области образования приветствую все эффективные формы работы, новейшие технологии, различные методики, приемы, которые развивают деятельность, творческое мышление детей, активизируют познавательную деятельность личности ученика. Мне импонирует технология развития критического мышления.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление - это мышление оценочное, открытое мышление, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. КМ - это отправная точка для развития творческого мышления. Мы сами и наши дети стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. КМ - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию, чтобы применить полученные знания в жизни. Особенно на уроках литературы много проблемных вопросов над которыми полезно размышлять критически, развивать творческое мышление с пользой для жизни. Поэтому считаю, что применение его на уроках придает яркость, выразительность, особенность моему уроку, выделяя его среди других.

Какова же методика проведения уроков критического мышления?

Выделяют три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия - вызов (введение в проблему, цель). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление (изучение нового материала). Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия (закрепление). Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я в своей работе применяю такие методические приемы:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «верные и неверные» утверждения

Наиболее часто используемым приемам отношу прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием активизации деятельности на этапе вызова превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в интересный поиск.В начале урока до изучения нового материала учащимся раздаются карточки с верными и неверными утверждениями. Ставятся знаки + и - вслепую. Затем проверяется работа, опираясь на текст. Эти утверждения составляются учителем. У учащегося возникает мотивация к дальнейшей работе. Но тут возникает и проблема: темп работы разный из-за разноуровневого развития учеников. Поэтому более сильные переходят к осмыслению содержания. Только после того, как все справляются с заданиями, информация выслушивается, обсуждается, доказывается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Этот прием использую и при выполнении домашних заданий. Но тогда учащиеся эти утверждения составляют сами. Это могут быть утверждения по биографии писателя, по содержанию изучаемого произведения. А на следующем уроке они свои составленные утверждения пускают по кругу, меняясь тетрадями для проверки знаний. На составленные утверждения дети отвечают по эстафете (по очереди). За каждый правильный ответ дается 1 балл. Дети выборочно читают (задают классу) каждое неповторяющееся новое утверждение. Оценку можно ставить за набранные ответы и за составленные утверждения. Так идет взаимопроверка. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае когда учитель предупредил, что будут составлять верные и неверные утверждения или будут отвечать на утверждения, составленные учителем, то это обязывает их быть внимательным и запоминать то, что проходят.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

«Родина

Могучая, единственная

Растишь, бережешь, окрыляешь,

Дочерей, сыновей отправляешь в полет

Отчизна»

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минутКонец формы. Обучающиеся с удовольствием приходят на такие уроки и не сожалеют о том, что изучают его. А для этого необходимо постараться построить уроки так, чтобы они были незабываемыми и интересными. Это можно достигнуть, лишь активизируя деятельность ученика на уроке. И поэтому на первый план выдвигаю именно эту важнейшую педагогическую задачу - активизировать деятельность ученика на уроке. Считаю, что элементы технологии критического мышления урока помогают мне в реализации данной педагогической задачи, так как на первый план выходит самостоятельная познавательная деятельность учеников. Бездельничать на уроке времени нет, так как дети сами втягиваются в учебный процесс без принуждения, затем работают уверенно, интересно, радостно. На таких уроках ученик самостоятелен, берет то, что необходимо. После исполнительских действий идет этап контроля. Учитель проверяет, насколько знания достаточны, насколько достаточно получена (добыта) новая информация. В конце урока ученик дает сам себе оценку, что он теперь знает, как изменился, как смотрел раньше, а как теперь.

Второй год практикую метод «Портфолио» - это некая папка работ. Учащиеся на уроках выполняют много письменных работ (на отдельных листочках).Эти листочки с творческими работами, таблицами, мини - сочинениями, кроссвордами, схемами копятся и сбираются в папку, которая называется портфолио - это коллекция работ учащихся. Работы часто вывешиваются на доске, в течение перемены они просматриваются своими одноклассниками. На уроке они «защищают» свои работы. Что значит «защитить» свою работу? Это значит попытаться автору работы донести до каждого ученика ту информацию, которая ему показалась интересной по заданной теме. Это вовсе не значит, что он должен прочитать то, что написал от начала до конца. Он должен преподнести эту информацию своими словами, так как я нацеливаю ребят на то, что они на момент выступления оказываются в центре внимания и поэтому должны суметь показать себя интересным лектором.

После всех выступлений мы подводим итог, кого было интереснее всех слушать. Что это дает выступающим? Этот прием обеспечивает развитие ребенка, развивается речь, чтобы учащиеся поняли необходимость активной речевой деятельности и обобщения открытых ими знаний. Кроме этого, прочно усваивается материал, тренируется память, повышается собственный авторитет в глазах одноклассников. Остальные же должны зафиксировать в тетрадях поступающую информацию в любой форме (в форме краткого конспекта, схемы, вопросов, плана). Поэтому весь класс подключен к работе, к работе подключаются мыслительная, слуховая и зрительная память, ученики учатся конспектировать, составлять план, схему. После выступления автор может задать проверочные вопросы к классу. Идет этап контроля. И каждый ученик берет столько, сколько способен. Здесь четко идет самостоятельная работа. Работая в такой форме, видишь свои недочеты.

Эти недочеты помогают мне в дальнейшем строить работу по их устранению. Это, конечно, за 1урок, за неделю не устранить. Это постепенный длительный процесс. Но зато впредь появляется надежда, что это осилимо. А это надежда ведет вперед.




© 2010-2022