• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на заседании педагогического совета. Тема: Влияние профессионализма преподавателя на уровень сформированности компетенций у студентов

Выступление на заседании педагогического совета. Тема: Влияние профессионализма преподавателя на уровень сформированности компетенций у студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние профессионализма преподавателя на уровень сформированности компетенций у студентов


Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов. В условиях повышенной требовательности работодателя к профессиональным качествам и компетенциям выпускника образовательных учреждений возрастает роль передовых педагогических технологий, профессионально-педагогических характеристик преподавателя.

В образовательном процессе педагог призван быть носителем идей обновления на основе сохранения и приумножения традиций образования и мирового опыты. Новые условия существования образовательной сферы, развитие науки, обновление содержания образования, развитие инновационных форм и методов обучения, возрастающее требование к качеству знаний - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные специалисты. Чтобы достичь эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но и подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Удовлетворение этих потребностей общества требует современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, заинтересованности педагога в развитии научного потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Готовность выпускников средних специальных учебных заведений к трудовой деятельности, соответствие выпускников техникума требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.

Уровень сформированности компетенций преподавателей техникума непосредственно влияет на качество подготовки специалистов.

Исходя из этих различий в структуре профессиональной компетентно­сти преподавателя следует выделить:

  • специальные знания и умения в области преподаваемой науки (дис­циплины);

  • психолого-педагогическую ком­петентность;

  • коммуникативную компетентность;

  • социально-организационную (уп­равленческую) компетентность;

  • креативную компетентность.

  • В структуре личности и деятель­ности любого человека, в том числе преподавателя, важнейшее место за­нимают мотивы.

Специальные знания и умения в сфе­ре преподаваемых дисциплин, харак­теризующие научную квалификацию преподавателя, как правило, находят­ся на хорошем уровне.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний:

  • психологию учебно-познавательной деятельности студен­тов;

  • психологию личности;

  • психоло­гические особенности студенчества;

  • психологию студенческого коллекти­ва;

  • основы психодиагностики;

  • психо­логию педагогической деятельности преподавателя;

  • психологию педаго­гического общения.

Педагогическую компетентность пре­подавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необ­ходимых для выполнения функции обу­чения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: принципы по­строения содержания профессиональ­ного образования; сущность и законо­мерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.

Психолого-педагогические умения представляют совокупность самых раз­личных действий преподавателя, ко­торые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Можно выделим семь групп основных педа­гогических умений:

  • умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;

  • умение, отвечающее на вопросы чему учить, кого учить, как учить;

  • умение совершенствовать свою работу;

  • приемы, способствующие дости­жению высоких уровней общения;

  • умение актуализировать и реали­зовать свой творческий потенциал;


  • умение определять характери­стики знаний, умений и навыков сту­дентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины; стимулировать их готовность к самообучению и не­прерывному образованию;

  • умение вести воспитательную ра­боту среди студентов.

Компетентный преподаватель не­пременно является и хорошим мето­дистом. Он владеет не только науч­ными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последователь­ное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.

Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целе­сообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей, наряду с направленностью личности и другими ее качествами, является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педа­гогической деятельности.

К педагогическим спо­собностям преподавателя относятся:

- способность самостоятельно под­бирать учебный материал, опреде­лять оптимальные средства и эффек­тивные методы обучения;

- способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, чтобы обеспе­чить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность за сравнительно ко­роткий срок добиваться усвоения сту­дентами значительного объема ин­формации;

- способность правильно плани­ровать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах (путем посещения за­нятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, на­учно-методических советов и др.);

- способность к самообразованию, включая поиск и творческую перера­ботку необходимой информации, а также ее непосредственное исполь­зование в педагогической деятель­ности;

- способность формировать у сту­дентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Общение в деятельности препода­вателя выступает не только средством научной и педагогической коммуни­кации, но и условием совершенство­вания профессионализма в деятель­ности и источником развития лично­сти преподавателя, а также средством воспитания студентов.

Какова структура коммуникатив­ных способностей, знаний, умений и навыков, используемых преподавате­лем в общении со студентами?

Различают ряд специальных ком­муникативных умений и навыков, ко­торыми должен владеть преподава­тель. Сюда относятся:

  • познание человеком других лю­дей;

  • правильное восприятие и оцени­вание ситуации общения;

  • умение вести себя по отношению к другим людям;

  • познание человека человеком.

К коммуникативным способностям преподавателя относятся способности:

  • выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;

  • вести беседу или дискуссию со сту­дентами;

  • всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;

  • способность предвидеть и ликвиди­ровать конфликты;

  • способность кон­структивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;

  • воспринимать и учи­тывать критику, перестраивая соот­ветственно свое поведение и деятель­ность.

В структуре коммуникативной ком­петентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств, целесо­образно выделить следующие про­фессионально важные личностные свойства:

  • подлинный интерес к людям и работе с ними;

  • наличие потребно­сти и умения общаться;

  • умение управлять собой, своим психическим состояни­ем, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

  • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

  • на­личие хороших вербальных способ­ностей: культуры, развитости речи, богатства лексики и используемых языковых средств;

  • способность к пе­дагогической импровизации;

  • умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и др.).

СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ)

КОМПЕТЕНТНОСТЬПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Как известно, преподавателю часто приходится выступать в роли руко­водителя (организатора), например при организации различных видов занятий, при руководстве научно-исследовательской работой студен­тов, производственной практикой, курсовым и дипломным проектиро­ванием, в кураторской работе, об­щественной деятельности и др.

Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать ор­ганизаторской компетентностью, ко­торая включает в свой состав систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств.

К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относят­ся:

  • понятие о менеджменте, его цели, значение и функции; функции и осо­бенности менеджмента образования;

  • структура организаторской деятель­ности преподавателя;

  • планирование и организация различных видов заня­тий, в том числе самостоятельной ра­боты студентов;

  • методы и стиль педа­гогического руководства;

  • мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;

  • подготовка и принятие управленческих решений по отноше­нию к студенческой группе;

  • контроль и оценка обученности студентов.

Умения преподавателя в области менеджмента образования обуслов­лены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:

  • определение цели учебно-познавательной деятельности сту­дентов;

  • планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;

  • подготовку и проведе­ние различных видов занятий: выдачу учебных заданий студентам, организацию их совместной деятельности, контроль выполнения работ и оценку результатов (при необходимости кор­рекцию учебно-познавательной дея­тельности студентов), обеспечение учебной дисциплины.

Организаторская компетентность слу­жит не только для организации процес­са обучения в вузе, но и для самоорга­низации деятельности преподавателя.

Выделяют 18 типичных ор­ганизаторских качеств личности:

  • спо­собность «заряжать» своей энергией других людей;

  • умение находить наи­лучшее применение каждому челове­ку;

  • психологическая избирательность;

  • способность понимать и верно реаги­ровать на психологию людей, видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

  • психологический такт;

  • инициативность;

  • требовательность к другим людям;

  • склонность к организа­торской деятельности,

  • практичность - способность непосредственно, быст­ро и гибко применять свои знания в решении практических задач;

  • самостоя­тельность;

  • наблюдательность;

  • самооб­ладание;

  • общительность;

  • настойчи­вость;

  • активность;

  • работоспособность и организованность.

Думается, что вышеперечисленные качества относятся и к преподавате­лю вуза как к организатору учебно-познавательной деятельности сту­дентов, и руководителю студенческих групп.

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Для обеспечения эффективной на­учно-педагогической и исследователь­ской деятельности преподаватель должен владеть креативной компе­тентностью.

Понятие «креативность» означает уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, относительно устойчивую характе­ристику личности.

Креативная компетентность пре­подавателя включает систему зна­ний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий ком­понент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской).

В структуре креативной компетент­ности личности (в том числе препо­давателя) выделяют следующие ка­чества:

  • способность к творчеству, к решению проблемных задач;

  • изобре­тательность;

  • гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уве­ренность в себе;

  • способность ставить и решать нестандартные задачи, спо­собность к анализу, синтезу и комбини­рованию, способность к переносу опы­та, предвидению и др.;

  • эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях;

  • ассоциативность, вооб­ражение, чувство новизны, чуткость к противоречиям;

  • проницатель­ность, умение видеть знакомое в не­знакомом;

  • преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к сво­боде.

Креативная компетентность препо­давателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, на­копление плодотворной научной и учебной информации, систематиче­ское изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и пове­дения студентов.

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе мотивации труда препо­давателя, так же как у любого специ­алиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из главных мотивов педаго­гической деятельности преподавате­ля является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, сис­тематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление во­влечь в процесс познания студентов, направить их познавательную дея­тельность в русло изучаемой науки.

Если преподавателю удается заинте­ресовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятель­ность, организовать научный кружок (или другую форму совместной рабо­ты), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оцен­ку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих сту­дентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической дея­тельности.

В совместном творческом поиске и общении со студентами пре­подаватель реализует себя как лич­ность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотиви­рованной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обу­чения, воспитания и развития студен­тов.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

 быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

 самостоятельно учиться;

 принимать решения и нести за них ответственность;

 адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;






Влияние профессионализма преподавателя на уровень сформированности компетенций у студентов


Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов. В условиях повышенной требовательности работодателя к профессиональным качествам и компетенциям выпускника образовательных учреждений возрастает роль передовых педагогических технологий, профессионально-педагогических характеристик преподавателя.

В образовательном процессе педагог призван быть носителем идей обновления на основе сохранения и приумножения традиций образования и мирового опыты. Новые условия существования образовательной сферы, развитие науки, обновление содержания образования, развитие инновационных форм и методов обучения, возрастающее требование к качеству знаний - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные специалисты. Чтобы достичь эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но и подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Удовлетворение этих потребностей общества требует современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, заинтересованности педагога в развитии научного потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Готовность выпускников средних специальных учебных заведений к трудовой деятельности, соответствие выпускников техникума требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.

От себя: готовясь к пед. совету, я просмотрела достаточно большое количество материала. Разные авторы по-своему подходят к понятию проф. компетентность. Выделяют различные виды. Но у всех общее, что качество подготовки специалистов зависит от профессионализма преподавателя.

Уровень сформированности компетенций преподавателей техникума непосредственно влияет на качество подготовки специалистов.

Исходя из этих различий в структуре профессиональной компетентно­сти преподавателя следует выделить:

  • специальные знания и умения в области преподаваемой науки (дис­циплины);

  • психолого-педагогическую ком­петентность;

  • коммуникативную компетентность;

  • социально-организационную (уп­равленческую) компетентность;

  • креативную компетентность.

  • В структуре личности и деятель­ности любого человека, в том числе преподавателя, важнейшее место за­нимают мотивы.

Специальные знания и умения в сфе­ре преподаваемых дисциплин, харак­теризующие научную квалификацию преподавателя, как правило, находят­ся на хорошем уровне.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний:

  • психологию учебно-познавательной деятельности студен­тов;

  • психологию личности;

  • психоло­гические особенности студенчества;

  • психологию студенческого коллекти­ва;

  • основы психодиагностики;

  • психо­логию педагогической деятельности преподавателя;

  • психологию педаго­гического общения.

Педагогическую компетентность пре­подавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необ­ходимых для выполнения функции обу­чения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: принципы по­строения содержания профессиональ­ного образования; сущность и законо­мерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.

Психолого-педагогические умения представляют совокупность самых раз­личных действий преподавателя, ко­торые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Можно выделим семь групп основных педа­гогических умений:

  • умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;

  • умение, отвечающее на вопросы чему учить, кого учить, как учить;

  • умение совершенствовать свою работу;

  • приемы, способствующие дости­жению высоких уровней общения;

  • умение актуализировать и реали­зовать свой творческий потенциал;


  • умение определять характери­стики знаний, умений и навыков сту­дентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины; стимулировать их готовность к самообучению и не­прерывному образованию;

  • умение вести воспитательную ра­боту среди студентов.

Компетентный преподаватель не­пременно является и хорошим мето­дистом. Он владеет не только науч­ными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последователь­ное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.

Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целе­сообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей, наряду с направленностью личности и другими ее качествами, является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педа­гогической деятельности.

К педагогическим спо­собностям преподавателя относятся:

- способность самостоятельно под­бирать учебный материал, опреде­лять оптимальные средства и эффек­тивные методы обучения;

- способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, чтобы обеспе­чить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность за сравнительно ко­роткий срок добиваться усвоения сту­дентами значительного объема ин­формации;

- способность правильно плани­ровать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах (путем посещения за­нятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, на­учно-методических советов и др.);

- способность к самообразованию, включая поиск и творческую перера­ботку необходимой информации, а также ее непосредственное исполь­зование в педагогической деятель­ности;

- способность формировать у сту­дентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Общение в деятельности препода­вателя выступает не только средством научной и педагогической коммуни­кации, но и условием совершенство­вания профессионализма в деятель­ности и источником развития лично­сти преподавателя, а также средством воспитания студентов.

Какова структура коммуникатив­ных способностей, знаний, умений и навыков, используемых преподавате­лем в общении со студентами?

Различают ряд специальных ком­муникативных умений и навыков, ко­торыми должен владеть преподава­тель. Сюда относятся:

  • познание человеком других лю­дей;

  • правильное восприятие и оцени­вание ситуации общения;

  • умение вести себя по отношению к другим людям;

  • познание человека человеком.

К коммуникативным способностям преподавателя относятся способности:

  • выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;

  • вести беседу или дискуссию со сту­дентами;

  • всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;

  • способность предвидеть и ликвиди­ровать конфликты;

  • способность кон­структивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;

  • воспринимать и учи­тывать критику, перестраивая соот­ветственно свое поведение и деятель­ность.

В структуре коммуникативной ком­петентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств, целесо­образно выделить следующие про­фессионально важные личностные свойства:

  • подлинный интерес к людям и работе с ними;

  • наличие потребно­сти и умения общаться;

  • умение управлять собой, своим психическим состояни­ем, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

  • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

  • на­личие хороших вербальных способ­ностей: культуры, развитости речи, богатства лексики и используемых языковых средств;

  • способность к пе­дагогической импровизации;

  • умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и др.).

СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ)

КОМПЕТЕНТНОСТЬПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Как известно, преподавателю часто приходится выступать в роли руко­водителя (организатора), например при организации различных видов занятий, при руководстве научно-исследовательской работой студен­тов, производственной практикой, курсовым и дипломным проектиро­ванием, в кураторской работе, об­щественной деятельности и др.

Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать ор­ганизаторской компетентностью, ко­торая включает в свой состав систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств.

К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относят­ся:

  • понятие о менеджменте, его цели, значение и функции; функции и осо­бенности менеджмента образования;

  • структура организаторской деятель­ности преподавателя;

  • планирование и организация различных видов заня­тий, в том числе самостоятельной ра­боты студентов;

  • методы и стиль педа­гогического руководства;

  • мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;

  • подготовка и принятие управленческих решений по отноше­нию к студенческой группе;

  • контроль и оценка обученности студентов.

Умения преподавателя в области менеджмента образования обуслов­лены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:

  • определение цели учебно-познавательной деятельности сту­дентов;

  • планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;

  • подготовку и проведе­ние различных видов занятий: выдачу учебных заданий студентам, организацию их совместной деятельности, контроль выполнения работ и оценку результатов (при необходимости кор­рекцию учебно-познавательной дея­тельности студентов), обеспечение учебной дисциплины.

Организаторская компетентность слу­жит не только для организации процес­са обучения в вузе, но и для самоорга­низации деятельности преподавателя.

Выделяют 18 типичных ор­ганизаторских качеств личности:

  • спо­собность «заряжать» своей энергией других людей;

  • умение находить наи­лучшее применение каждому челове­ку;

  • психологическая избирательность;

  • способность понимать и верно реаги­ровать на психологию людей, видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

  • психологический такт;

  • инициативность;

  • требовательность к другим людям;

  • склонность к организа­торской деятельности,

  • практичность - способность непосредственно, быст­ро и гибко применять свои знания в решении практических задач;

  • самостоя­тельность;

  • наблюдательность;

  • самооб­ладание;

  • общительность;

  • настойчи­вость;

  • активность;

  • работоспособность и организованность.

Думается, что вышеперечисленные качества относятся и к преподавате­лю вуза как к организатору учебно-познавательной деятельности сту­дентов, и руководителю студенческих групп.

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Для обеспечения эффективной на­учно-педагогической и исследователь­ской деятельности преподаватель должен владеть креативной компе­тентностью.

Понятие «креативность» означает уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, относительно устойчивую характе­ристику личности.

Креативная компетентность пре­подавателя включает систему зна­ний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий ком­понент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской).

В структуре креативной компетент­ности личности (в том числе препо­давателя) выделяют следующие ка­чества:

  • способность к творчеству, к решению проблемных задач;

  • изобре­тательность;

  • гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уве­ренность в себе;

  • способность ставить и решать нестандартные задачи, спо­собность к анализу, синтезу и комбини­рованию, способность к переносу опы­та, предвидению и др.;

  • эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях;

  • ассоциативность, вооб­ражение, чувство новизны, чуткость к противоречиям;

  • проницатель­ность, умение видеть знакомое в не­знакомом;

  • преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к сво­боде.

Креативная компетентность препо­давателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, на­копление плодотворной научной и учебной информации, систематиче­ское изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и пове­дения студентов.

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе мотивации труда препо­давателя, так же как у любого специ­алиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из главных мотивов педаго­гической деятельности преподавате­ля является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, сис­тематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление во­влечь в процесс познания студентов, направить их познавательную дея­тельность в русло изучаемой науки.

Если преподавателю удается заинте­ресовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятель­ность, организовать научный кружок (или другую форму совместной рабо­ты), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оцен­ку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих сту­дентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической дея­тельности.

В совместном творческом поиске и общении со студентами пре­подаватель реализует себя как лич­ность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотиви­рованной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обу­чения, воспитания и развития студен­тов.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

 быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

 самостоятельно учиться;

 принимать решения и нести за них ответственность;

 адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;



© 2010-2022