• Преподавателю
  • Другое
  • Адаптированная рабочая программа по письму, чтению, математике, биологии, географии, истории Отечества, обществознанию, музыке и пению, социально-бытовой ориентировке, физкультуре, профессионально-трудовому обучению

Адаптированная рабочая программа по письму, чтению, математике, биологии, географии, истории Отечества, обществознанию, музыке и пению, социально-бытовой ориентировке, физкультуре, профессионально-трудовому обучению

Адаптированная рабочая программа по письму, чтению, математике, биологии, географии, истории Отечества, обществознанию, музыке и пению, социально-бытовой ориентировке, физкультуре, профессионально-трудовому обучению разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией доктора педагогических наук И. М. Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2011 г. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с глубоким нарушением интеллекта - социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе.

У детей данной категории нарушены все стороны психики, эмоционально-волевая сфера, не развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.

Учебный план составлен в соответствии с законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14,11.88 г. № 17-253-6 и согласован с родителями.

Рабочие программы по письму, чтению, математике, биологии, географии, истории Отечества, обществознанию, музыке и пению, социально-бытовой ориентировке, физкультуре, профессионально-трудовому обучению разработаны на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией доктора педагогических наук И. М. Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2011 г. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год. Все программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), с учётом учебного графика и индивидуальных возможностей обучающегося.

Распределение часов по учебному плану:

Предмет

Число учебных часов

Количество учебных часов в год

Письмо и развитие речи

2

68

Чтение и развитие речи

2

68

Математика

2

68

Устная речь

0,25

9

Живой мир

0,25

9

Ручной труд

0,25

9

Гигиена, самообслуживание

0,25

9

Музыка и пение

0,25

9

Изобразительное искусство

0,25

9

Физкультура

0,25

9

Основы безопасности жизнедеятельности

0,25

9

Итого:

В том числе региональный компонент:

8

276

42

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992. № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785 ) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

4. Положение о Рабочей программе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы / Отв.ред И. М. Бгажнокова, Москва «Просвещение» 2011 год.













Чтение

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс «Чтение» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с глубоким нарушение интеллекта и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения чтению неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В первом классе изучают буквы и звуки: Аа,Оо,Уу,Сс,Мм,Хх.

Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода.

Цель программы - коррекция личности детей с глубоким нарушением интеллекта средствами обучения их чтению, письму, формированию коммуникативной функции речи.

Задачи:

  • научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать навыки элементарного письма;

  • коррекция речи, мышления на основе выполнения упражнений по чтению и письму, развитие мелкой моторики рук;

  • воспитание нравственных и культурных качеств обучающихся.

По мере обучения чтению необходимо расширять словарный запас обучающихся, постепенно усложнять структуру слов, тем самым закладывать базу для устной речи.

После прочтения учащимися слов, фраз необходимо повторить их.

При обучении письму постоянно закреплять с обучающимися правильное начертание букв, а также учить написанию новых. Продолжать работать над соединением букв в слоги, в слова. Упражнять в написании слов, предложений опираясь на звукобуквенный анализ. Буквы, слова писать по образцу, по слуху. Упражнять в списывании с печатного текста.

На уроке использовать разнообразные методы, приемы с учетом психофизических возможностей обучающихся. Доминирующей остаётся игровая деятельность.

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и в конце учебного года.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально- техническое и дидактико-методическое обеспечение


  1. Материально-техническое:

А) учебные принадлежности;

Б) прослушивание аудиозаписей.

  1. Дидактико-методическое:

А) учебно-наглядные пособия по темам программы;

Б) дидактические игры;

В) раздаточный материал.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ


Основной формой организации учебного процесса является индивидуальная форма обучения.


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Формируются общеречевые навыки детей с глубоким нарушением интеллекта, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика и даются специальные задания. Ученики практически знакомятся с термином «предложение», учатся правильно оформлять его. Большое внимание уделяется развитию сенсорной сферы учащихся на основе различных упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.

Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с глубоким нарушением интеллекта.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны уметь:

Составлять из букв разрезной азбуки и читать слова из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма) а также предложений из двух слов.

Читать трехбуквенные слова, состоящие из одного закрытого слога (сом).Заучивать отрывок из стихотворения.

Обучающиеся должны знать:

образование открытых и закрытых слогов

из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.



Письмо и развитие речи

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Письмо и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с глубоким нарушением интеллекта, служит основным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные на уроках письма , станут необходимыми для подготовки к овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и адаптации к жизни в современном обществе.

Цели и задачи обучения:

Познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения.

Обучение письму в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику и предусматривает концентрическое изучение предмета.

Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих занятиях, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют овладеть ими сознательно и прочно.

Каждый урок письма оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Добукварный период.

Изучение звуков и букв: Аа, Оо, Уу, Сс, Мм, Хх.

Письмо по обводке и по образцу.

В программе по письму для детей с глубоким нарушением интеллекта выделяются следующие разделы

-Звуки и буквы

-Слово

-Предложение

Звуки и буквы

Усвоение рукописного начертания изученных печатных и прописных букв Аа, Оо, Уу, Сс, Мм, Хх.

Слово

Списывание с печатных карточек, букваря, прочитанных и разобранных слогов (аш, ом, су, шу), слов, состоящих из одного-двух слогов.

Предложение

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Списывание коротких предложений, состоящих из двух слов (с предварительным анализом).



Содержание учебного материала

№ п/п

Название раздела / темы

Количество

часов

Пропедевтический период

Звуки и буквы

Слово

Предложение


Повторение пройденного за год


Итого

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ


Основной формой организации учебного процесса является индивидуальная форма обучения.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию.

Обучающиеся должны уметь:

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

Критерии оценки

Оценка знаний проводится в форме устного опроса.

Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.



Математика

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс «Математика» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с глубоким нарушением интеллекта и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения математике детей с глубоким нарушением интеллекта неразрывно связан с коррекцией и развитием их познавательной деятельности. Данный предмет вызывает большие трудности в силу заболевания обучающихся данной категории.

Поэтому в 1-ом классе изучают: прямой и обратный счёт в пределах5, арифметические действия в пределах5. Формирование вычислительных навыков . Написание цифр 1, 2, 3, 4,5, геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, временные представления, понятия о величине, понятие о количестве, пространственные представления.

Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей детей (какими знаниями владеет ученик, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями). Только знание потенциальных возможностей каждым учеником даёт возможность реализовать данную программу.

Цель программы:

коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.

Задачи:

  • закрепление начальных, временных, пространственных, количественных представлений у детей, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики;

  • коррекция мышления, воображения, речи на основе выполнения упражнений по счёту, сравнению, анализу и синтезу;

  • воспитание положительных качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, активности.

Обучение математике носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, трудовой подготовкой и с жизнью.

Необходимым условием каждого урока является оснащение наглядными пособиями.

На уроке должны сочетаться устные формы работы с письменными.

Знания обучающихся оцениваются в соответствии с требованиями данной программы.

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое и дидактико-методическое обеспечение.

Материально-техническое:

А) учебные принадлежности;

Б) материал для практических работ.

Дидактико-методическое:

А) учебно-наглядные пособия по темам программы;

Б) дидактические игры;

В) раздаточный материал.

Форма организации занятий

Основной формой организации процесса обучения является - индивидульная форма обучения.

Начинается количественное определение предметов в группе.

Выделение нескольких предметов из множества.

На уроке сочетаются устные вычисления с письменными. В устный счёт включаются упражнения на закрепление нумерации, решение задач, приёмов арифметических действий.

Задания, поставленные учителем, учащиеся выполняют с помощью раздаточного материала и разнообразных наглядных пособий. На начальном этапе обучения в урок рекомендуется вводить игровые приёмы.

Методы и приемы обучения

Такие понятия как число, величина, размер, геометрические фигуры и т.п. для детей СС глубоким нарушением интеллекта являются абстрактными, поэтому ведущими методами обучения являются практические в сочетании со словесными.

Только предметно-практические действия позволяют подготовить детей к усвоению основных математических понятий.

Одним из основных приёмов обучения математике является сравнение.

Обчающимся необходимо овладеть способами определения сходства и различия

предметов, выделения существенных признаков и несущественных.

Особое внимание уделяется пополнению словарного запаса обучающихся специальными математическими словами и выражениями.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • порядковый счёт прямой и обратный в пределах 5;

  • название компонентов действий сложения и вычитания;

  • временные представления (утро, день, вечер, ночь).

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать предметы по размеру, что больше, что меньше;

  • называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат);

- распознавать монеты от 1 до 5 в играх и упражнениях, решать задачи в пределах 5, обводить геометрические фигуры по трафарету.

- образовывать, читать и записывать числа 1-5.

Процесс обучения математике постоянно сопровождается контролем.

Ручной труд

1-и класс

(индивидуальное обучение)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Обучение детей с глубоким нарушением интеллекта направлено на решение следующих задач:

  • формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для них форме;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;

  • воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.).

Основной целью является:

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме.

Наряду с этими задачами на занятиях по ручному труду реализуются и другие: развитие мелкой ручной моторики, умение сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.

Уроки ручного труда тесно связаны с уроками развития речи, рисования, математики.

Вся работа на уроках по ручному труду должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • Работа с бумагой,

  • умение и навыки работы с бумагой (сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны , изготовление изделий из бумаги.

  • Работа с пластилином

  • Раскатывание столбиков различной толщины и длины в ладонях и на подкладной доске

  • уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете, форме: лепить большие и маленькие предметы, толстые и тонкие, длинные и короткие

  • Работа с нитками

  • плетение (косичка, поясок)

Формы организации занятий

Индивидуальная форма обучения.

Методы и приёмы работы

В процессе выполнения заданий по труду дети учатся действовать по образцу и словесной инструкции.

Так, при ознакомлении учащихся с моделью-образцом, необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образа с выполняемыми поделками в части формы, величины и т.п. Обучающихся нужно специально учить анализировать образец изделия, отмечать форму,

Повышать сложность приёмов работы возможно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

-названия материалов, объектов работы

Обучающиеся должны уметь:

-использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

- анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;

-определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;

-пользоваться предметной инструкционной картой;

- самостоятельно работать с ножницами.














Изобразительное искусство

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета


Цель:

развитие познавательной активности, реализация потенциальных возможностей, воспитание эстетических чувств средствами изобразительного искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- воспитывать положительные качества личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность и др.)

  • научить детей воспринимать и передавать на листе бумаги форму, цвет предметов, их характерные особенности;

  • коррекция воображения, внимания, памяти в процессе рисования;

  • развитие координации движений, мелкой моторики рук;

  • воспитание интереса к изобразительной деятельности, формирование основ художественной культуры.

Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное и систематическое обучение рисованию обеспечивает развитие у детей сенсорной сферы, зрительно-двигательной координации, более полному представлению об окружающем мире, предоставляет им возможность для самовыражения и самореализации.

На уроках необходимо постоянно поддерживать интерес к предлагаемой художественной деятельности через введение игровых моментов, сказочных персонажей.

Важным элементом урока по изобразительной деятельности является музыка, которая усиливает выразительность создаваемых образов, побуждает к деятельности. В зависимости от содержания возможно использование стихов, загадок и других видов художественного слова.

Подбираемый к уроку материал для демонстраций должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию.

Предмет изобразительной деятельности связан с развитием речи, математикой, чтением и др.

На уроках необходимо приучать детей организовывать своё рабочее место, а после занятия аккуратно убирать, приводить в порядок парту.

Содержание программы

Программа состоит из 3-х разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему.

Декоративное рисование:

продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку),

рисовать с помощью трафарета;

При рисовании с натуры учить детей по возможности правильно располагать изображения на бумаге, аккуратно раскрашивать рисунок;

Рисование на тему:

работать над обогащением зрительных представлений обучающихся,

Кроме того, на уроках рисования у детей формируется умение рассматривать картины, иллюстрации или предметы народного творчества, проводить беседы.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

  • выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

  • основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;

  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;

  • правила работы с краской, пластилином (глиной), клеем, карандашом;

  • строение «конструкцию» изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

  • порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

  • ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

  • проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги, соединять линией точки;

  • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

  • закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;

  • узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник;

  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать с помощью учителя ее сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;

  • подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, отщипывание и т.д: примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

  • в аппликации использовать приемы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;

  • узнавать и называть в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине ( под руководством учителя).

Форма организации занятий: индивидуальная.

Методы и приемы обучения

Закреплять умение правильно располагать лист бумаги при рисовании, проводить линии с помощью опорных точек и от руки, чередовать заданную форму и цвет узора. Совершенствовать умение работать с карандашами и красками. Формировать навыки обследования предметов с целью их изображения. Обучать приёмам выполнения элементов декоративного творчества и самостоятельному составлению узоров.

Живой мир

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому )


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета


Основной целью уроков является расширение кругозора детей с тяжелым нарушением интеллекта, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.

Сезонные изменения в природе являются в программе одной из главных тем, с которой как бы связаны все остальные

.

Осень - это окончание летних каникул, начало учебного года, это сбор урожая и подготовка людей и животных к зиме. Зима - это охрана птиц и животных. Весна - это побуждение природы, хлопоты в саду и огороде. Лето это каникулы.

В 1 -ом классе ученики занимаются по 6 разделам:

сезонные изменения в природе,

неживая природа,

живая природа,

животные,

человек,

растения и животные в разное время года.

С обучающимися проводятся наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, свойствами и состоянием воды в природе, поведением животных,.

Предполагаются практические работы по уходу за комнатными растениями, рыбками, домашними животными.

Это закладывает основу для расширения словарного запаса, развития речи и её содержательности, формирует коммуникативные функции.

На уроках предполагается использование наглядного и иллюстративного материала, индивидуальный раздаточный материал.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

о мире живой и неживой природы

о человеке, работе его органов чувств

о погоде и ее явлениях

о смене времен года

Обучающиеся должны уметь:

-правильно и точно называть объекты и явления живой и неживой природы;

-называть свое имя, фамилию, возраст, пол;

-называть и показывать органы чувств человека


Основы безопасности жизнедеятельности

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в коррекционной школе направлен на достижение следующих целей и задач:

Цель:

- формирование "личности безопасного типа", знающей основы защиты человека и общества от современного комплекта опасных факторов и умеющих применять эти знания на практике; воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

Задачами программы являются:

- формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека;

- освоение навыков здорового образа жизни;

- формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;

- освоение обучающимися правил и принципов безопасного поведения.

Коррекционные задачи:

- работать над развитием всех психических функций;

- работать над формированием навыка самоконтроля;

- работать над воспитанием эмоциональной адекватности поведения;

- формировать положительную мотивацию к обучению и общению

Основными видами деятельности обучающихся по предмету «ОБЖ» являются:

- практические упражнения;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с тяжелой умственной отсталостью и включает в себя два логически взаимосвязанных блока,

1 блок- Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях,

2 блок- Охрана здоровья.

Последовательность тем может варьироваться учителем самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, она тесно связана с программами по самообслуживанию, СБО, ХБТ. Построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение 2-х лет, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Форма обучения: индивидуальная

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

-понятия полезно - вредно, опасно- безопасно.

-безопасность в доме,

-ролевые игры по формированию умений пользоваться телефоном в опасных ситуациях. -правила поведения дома, ПДД.

Обучающиеся должны уметь:

-как действовать при возникновении пожара дома.














Музыка и пение

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы «Музыка и пение» обеспечит понимание школьниками значения как искусства, так и музыкального искусства в целом в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как литература, изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с глубоким нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Работа в школе с детьми с глубоким нарушением интеллекта требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограничены, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Для успешного решения задач музыкального воспитания обучающихся необходимо, чтобы учитель музыки работал в тесном контакте с дефектологом и логопедом, врачом-психоневрологом. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных обучающимся коррекционных школ.

Обучающиеся должны получать от урока только положительные эмоции.

Главная задача учителя музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.

Разделы обучения:

- слушание музыки;

( чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать.)

- пение,

(развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое произношение согласных звуков,

Форма обучения: индивидуальная

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны уметь:

-правильно сидеть или стоять при пении;

- петь спокойно, четко выговаривать слова артикулируя гласные звуки;

- пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Обучающиеся должны знать:

- дирижерские жесты: внимание, вдох, начало пения и окончание;

-различные темпы: медленно, быстро

- силу звучания: тихо, громко;

- звучание инструментов: фортепиано, скрипка.

Физкультура

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с глубоким нарушением интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с глубоким нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества детей с проблемами в развитии, способствует их социальной интеграции в общество.

Конкретными задачами физического воспитания в школе для детей с глубоким нарушением интеллекта являются:

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);

- коррекция нарушений физического развития и психомоторики;

- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

- воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.

В 1-ом классе детям с глубоким нарушением интеллекта дают элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.

Форма обучения: индивидуальная.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

-что значит шеренга, колонна, круг;

- где правая левая сторона, верх и низ;

- названия снарядов;

- правила поведения на уроках физкультуры.

Обучающиеся должны уметь:

-ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять задание по словесной инструкции учителя, выполнять обшеразвивающие упражнения в определенном ритме.

Гигиена, самообслуживание

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета

Задачи предмета:

Формирование у детей с глубоким нарушением интеллекта положительного отношения и интереса к бытовому труду,

выработка привычки к личной гигиене, чистоте аккуратности.

В программе по личной гигиене и самообслуживанию для детей с глубоким нарушением интеллекта предусмотрены 4 раздела:

-навыки, связанные с гигиеной тела, (хранение предметов сангигиены );

-навыки одевания и раздевания, (закрепляем навыки под присмотром взрослого);

-навыки, связанные с уходом за одеждой, обувью;

-навыки, связанные с приемом пищи.

Форма обучения: индивидуальная.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

-названия частей тела: (голова, глаза, волосы, туловище, ноги, руки)

- предметы санитарии и гигиены;

-названия предметов одежды и обуви;

- название столовых приборов.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться предметами гигиены;

-следить за чистотой своей одежды и обуви;

- пользоваться столовыми приборами;

-правильно вести себя в общественных местах.



















Устная речь

1-и класс

(индивидуальное обучение на дому)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая характеристика учебного предмета


Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их. Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.

Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У обучающихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Обучающиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Программа создана на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников отклонениями в развитии».

2. Программы специальный (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Издательство «Просвещение», 2011 год, под редакцией И.М. Бгажноковой.

Устная речь включает в себя несколько подразделов: аудирование, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, подготовка речевой ситуации и организация высказывания, культура общения.

Цели обучения:

-Совершенствование речевого опыта обучающихся;

-Корригирование и совершенствование языковой базы устных высказываний детей;

Формирование выразительной стороны речи;

-Обучение построению устных связных высказываний;

-Воспитание культуры речевого общения.

Место предмета в учебном плане

В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» 9ч. в год.

Обучение предмету развитие речи организует и дисциплинирует обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно, готов к уроку с напоминанием, не готов к уроку; умение доводить начатое дело до конца.

Содержание учебного предмета, курса

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их? Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения.

Аудирование

Слушание коротких сказок или рассказов в исполнении или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя ( на картинке - клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки ); Вася удивляется( на картинке- мальчик открывает альбом , а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию , например: От топота копыт пыль по полю летит (выбор силы голоса и ритма).Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса. Передача различных чувств (гордость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и т.д.) различение на рисунках, (пиктограммах) выражения этих чувств.

Культура общения

Выражение просьбы , извинения(будьте добры..помогите мне, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста.) Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как ваша фамилия?

Тема

1И класс

Аудирование


Дикция и выразительность речи

Культура общения


ИТОГО:

8

Региональный компонент


Форма обучения: индивидуальная.

Основные требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

- своё имя и фамилию, домашний адрес;

- ролевые игры в соответствии с речевыми возможностями;

-чистоговорки, короткие стихотворения.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять задания по словесной инструкции учителя,

- называть предметы и соотносить их с картинками;

- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников.



© 2010-2022