- Преподавателю
- Другое
- Выступление Специфика конфликтов между учителями и учениками
Выступление Специфика конфликтов между учителями и учениками
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбач Т.Б. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1
Специфика конфликтов между учителями и учениками.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
-действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
- поведение учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его поведении. Это происходит по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных классах, когда общение на уроках определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибается при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал не обоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивал их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения мужу детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие - вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушает их взаимодействие.
Причины и слагаемые педагогических конфликтов:
- недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- участники конфликта имеют разный социальный статус, чем и определяются их поведение в конфликте;
- различие в жизненном опыте участников обуславливают и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
2
- различное понимание событий и их причины. Конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному, поэтому учителю не всегда удается понять переживание ребенка, а ученику - справится с эмоциями:
- присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями. Конфликты могут стать хроническим явлением.
Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе - стремление занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя к новому типу отношений взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:
- первая учительница была идеальной;
- она, образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
- никаких недостатков, моя первая учительница - идеал;
- исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
- за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
- не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
- учительница была нам как мама, ее очень любили;
3
- конфликтов не было, авторитет учительницы был настолько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
- конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.
Подростки (10-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники.
- хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек - 75%;
- применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику - 13%;
- хорошо организует внеклассную работу - 7%;
- не имеет любимчиков - 1%;
- плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками - 79%;
- проявляет грубость по отношению - 31%;
- не любит свою профессию, детей - 9%;
- не может вести классное руководство - 7%;
- нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя женщины 16%;
- недостаточная подготовка учителей в вузе - 6%.
Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти из всех них сформировались скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах.
Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлен тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия.
- администрация - учитель 35,5%;
- администрации - обслуживающий персонал - 7,5%;
- конфликт между учителями-предметниками 15%;
- молодые учителя - учителя со стажем - 7,%;
- учитель - ученик - 24%;
- учитель - родитель - 14,3%.
Способы и приемы профилактики конфликтов.
- умение определить, что общение становится предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию - один из способов предотвратить конфликт;
- умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что мотивы действия партнера правильно поняты;
- терпимость к инакомыслию;
- забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности;
- управлять своим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или возбуждении;
- в общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению проблем путем сотрудничества или компромисса;
4
- не нужно ждать от окружающих слишком многого.
- конфликтоустойчивость - способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов;
- не забывайте о чувстве юмора;
- не требуйте от окружающих невозможного, учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны.;
- не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитывать человека;
- в процессе общения важно оценить психологическое состояние партнера, избегая обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции с его стороны;
- знать законы невербальной информации путем мимики, жестов, позы, движений;
- своевременно информировать окружающих об ущемлении ими ваших интересов;
- следует быть твердым, отстаивать свои позиции, но мягким - по отношению к оппоненту;
- в процессе обсуждения важно не перебивать оппонента, дать ему высказаться;
- необходимо заблаговременно информировать окружающих о решениях, затрагивающих их интересы;
- не следует расширять сферу противодействия с оппонентом, увеличивая число обсуждаемых проблем;
- не загоняйте оппонента в угол;
- установите неформальный, личностный контакт с партнером по взаимодействию.
Способность конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Разрешить межличностный конфликт достаточно сложно, так как обычно оппоненты считают себя правыми.
Рассмотрим 17-тишаговую последовательность одного из оппонентов, решившего взять инициативу разрешения конфликта на себя.
1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удается защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.
2-й шаг. Внутренне согласится, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по крайней мере, не проиграю.
3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.
4-й шаг. Настроиться на то, то потребуется определение усилия для решения проблемы путем сотрудничества.
5
5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он отстаивает, так же естественно, как и защита, мною собственных интересов.
6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников. Для этого необходимо выйти из конфликтной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны, частичную неправоту в позиции моего двойника.
7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрыта суть.
8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.
9-й Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.
10-й шаг. Придумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом не только моих интересов, но и интересов оппонента, то программа разрешения конфликта останется лишь благим пожеланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.
11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Частичное решение проблемы все же гораздо лучше борьбы на взаимное унижение. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.
12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.
13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и мои реакции на них по мере развития конфликта. Если верен мой прогноз развития конфликтной ситуации, то это окажет позитивное влияние на мое поведение, сделает его конструктивным. Прогноз на один шаг. Я сделала ей плохо, и мне хорошо.
Прогноз на два шага. Я - Она ответвила на мои действия.
Прогноз на три шага. Я-Она ответила на ее ответ.
Прогноз на четыре шага. Я - Она - Я - Она.
Прогноз на пять шагов. Я - Она - Я - Она - Я.
14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика такого разговора может быть следующей:
- конфликт нам обоим невыгоден, работать и жить все равно придется вместе. Это гораздо лучше, нужно помогать, а не вредить друг другу;
- предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;
- признать свои ошибки, приведшие к конфликту;
6
- сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;
- в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;
- обсудить взаимные уступки;
- полностью или частично разрешить конфликт;
- если разговор не удачен, не обострять ситуацию негативными эмоциями. Предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.
15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.
16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, разрешения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.
17-й шаг. Оценить поведение других участников конфликта, тех кто переживал меня или оппонента.