Противодействие коррупции через образование (методические рекомендации)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Противодействие коррупции через образование

(методические рекомендации)

Взяточничество губительно для

государства, в котором я хотел бы жить

В. Рейсмен


1.Сущность и содержание антикоррупционного образования.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся

В основе нашего подхода лежит представление о том, что возможности для проявления коррупции связаны с наличием в нашем обществе следующих проблем:

1) отсутствие в общественной морали активного осуждения и даже простого неприятия действий чиновника, присваивающего общественное достояние, или извлекающего выгоду из служебного положения;

2) отчуждение граждан от принятия властных решений, связанных с жизненно важными для них вопросами;

3) непрозрачность расходования средств, предназначенных для решения социальных проблем общества;

4) слабая правовая грамотность и правовой нигилизм.

Принципы антикоррупционного образования:

1. Преемственность

2. Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали.

3. Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Интегрированность в образовательный процесс.

6. Связь с компетентностным подходом в образовании:

- способность к критическому восприятию действительности;

- способность адекватно оценить ситуацию;

- способность выработать свою независимую оценку ситуации;

- способность занять позицию, исходя из выработанной оценки;

- способность аргументировано отстоять эту позицию;

- способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями;

- способность брать на себя ответственность за свои действия.

7. Партнерство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.

8. Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Направления антикоррупционного образования.

1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

2. Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

3. Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

3. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер - не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.

4. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

5. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.

Цель антикоррупционного образования - формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

  • научиться распознавать коррупцию;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

  • сформировать основы правовой грамотности.

То есть основная цель антикоррупционного образования - формирование социальной компетентности, в узком смысле слова - формирование антикоррупционной компетентности.

Компетентность при этом мы рассматриваем как многокомпонентный феномен, включающий:

- готовность к проявлению компетентности;

- владение знанием содержания компетентности;

- опыт проявления компетентности стандартных и нестандартных ситуациях;

- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.1

Ожидаемый результат - сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

Интеграция антикоррупционного образования в образовательный процесс.

Антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.

Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.

Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования.




1 См. Зимняя И.А. Компетентностная парадигма современного образования. Выписка из протокола № 5 заседания Президиума РАО от 23 апреля 2008 г.

© 2010-2022