Научно-познавательная статья

Комплекс специальных коррекционно - развивающих упражнений, способствующих совершенствованию навыка чтения у учащихсяпредполагает три этапа:   I этап (1класс) формирования навыка чтения включает систематическую работу в следующих направлениях:-развитие слогового анализа и синтеза; артикуляционного аппарата; фонематического слуха; оперативного поля чтения; внимания;-формирование понимания читаемого;-работа над выразительностью чтения.      II этап (2 класс) направлен на продолжение:-формирования ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс специальных коррекционно - развивающих упражнений, способствующих совершенствованию навыка чтения у учащихся

предполагает три этапа:

I этап (1класс) формирования навыка чтения включает систематическую работу в следующих направлениях:

-развитие слогового анализа и синтеза; артикуляционного аппарата; фонематического слуха; оперативного поля чтения; внимания;

-формирование понимания читаемого;

-работа над выразительностью чтения.

II этап (2 класс) направлен на продолжение:

-формирования понимания текста;

-развития оперативного поля чтения, грамматических навыков,

артикуляционного аппарата, антиципации слов и словосочетаний .

III этап (3 и 4 классы). На данном этапе коррекционно-развивающая работа направлена:

- на развитие грамматических навыков, артикуляционного аппарата, словарного запаса;

-улучшение качества чтения; понимания текста; антиципации связного текста.

Методы, используемые в процессе работы, различаются по характеру деятельности ученика: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (под руководством учителя).

Ведущее значение в учебной деятельности имеет урок.

При планировании урока чтения учитываются принципы коррекционно - развивающего сопровождения:

Принцип динамичности восприятия (методы реализации в уроке: - задания по степени нарастающей трудности; -разнообразные виды деятельности учащихся на уроке).

Принцип продуктивной обработки информации (методы в уроке : - задания для самостоятельной обработки информации; - дозированная поэтапная помощь учителя; -перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание).

Принцип развития и коррекции высших психических функций (методы: - включение в урок специальных упражнений на коррекцию ВПФ; - задания с опорой на несколько анализаторов).

Принцип мотивации к учению (методы: правильный и исчерпывающий инструктаж; - включение в урок материалов сегодняшней жизни; - создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; - проблемные задания, познавательные вопросы; призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка, наглядный раздаточный и демонстративный материал).

Создавая условия для развития познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и, оказывая им максимальную помощь в обучении чтению, в педагогической практике используются:

1.Уроки чтения с элементами модульного планирования.

Цели: оказать помощь детям при обучении грамоте:

-в восприятии общей формы буквы;

-в узнавании элементов буквы и их расположении

-в сравнении букв с другими буквами, ранее изученными.

2. Дифференцированная работа.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников.

На уроках чтения используются различные виды продуктивных заданий, например: «Работа по сюжетным картинкам с группой детей».

Цели: - учить восстанавливать целую картинку из его частей по образцу ;

- составлять предложения, рассказы по вопросам картинки, по опорным словам, по плану, по началу, по главной части;

- развивать представления о жизненной ситуации, отражённой в рассказе и в сказке; обогащать их словарный запас;

- развивать способности к поиску различных вариантов словесного выражения мыслей.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся.

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Этот способ дифференциации предполагает, что учащиеся разных групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).

Обязательные задания должны быть посильны для выполнения каждому ученику. Дополнительные задания рассчитаны на тех учеников, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов.

Дети не делятся на постоянные группы. На каждом уроке они могут быть разными.

3. Дидактические игры.

Задачи: сделать процесс обучения более подвижным, личностно-ориентированным. Дидактические игры по обучению грамоте, направлены на выработку следующих умений:

-деление слов на слоги, определение места ударения в слове;

-выделение и распознавание звуков;

-распознавание графического облика букв и их соотнесение с соответствующими звуками;

-чтение двухбуквенных прямых открытых слогов (слияний);

- чтение слов и предложений.

4. Сюжетно-ролевые игры.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

Суть сюжетно-ролевой игры как средства обучения общению состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и т.п.) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Дети проигрывают одну и ту же ситуацию несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем идёт обсуждение, какие варианты были наиболее удачными и, что можно было изменить.

5. Для рациональной организации урока и сохранения здоровья детей используются здоровьесберегающие технологии обучения:

-средняя продолжительность различных видов учебной деятельности на уроках чтения не более 10 минут;

-обязательное наличие двух-трёх эмоциональных разрядок (физминутки);

-в соответствии с гигиеническими требованиями применяются ТСО;

-на уроке преобладают положительные эмоции.

Исследования теоретических основ современных технологий обучения и внедрение их в практику, неотступно влекут за собой проведение поэтапной диагностики процесса формирования навыка чтения у младших школьников за определённый период времени.

Обобщённые данные, полученные в результате исследований подтвердили, что длительная и систематизированная работа по включению в урок коррекционно-развивающих упражнений, разнообразных методов и форм работы, а также - максимальное использование самостоятельности учащихся, позволяет обеспечить положительную динамику в овладении учащимися навыком чтения в тех классах, где педагоги используют описанную систему работы.

«Мониторинг сформированности значимых функций и навыков по чтению у учащихся 4-х классов»

Класс, где не используется описываемая система работы:

оценку «5» имеет 1 ученик (17%), «4» - 2 ученика(33%),

«3» - 3 ученика(50%).

Класс, где используется описываемая система работы:

оценку «5» имеют 3 ученика(50%);

оценку «4» - 3 ученика(50%).

Подтверждая древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Позволь мне сделать - и это станет моим навсегда», необходимо отметить, чтобы вся организация обучения, в том числе и чтению, была ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать, чтобы у него был интерес, чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствовали возможностям ребёнка.

Следующий момент, который хочется отметить: это - взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает обязательное участие родителей в индивидуальном сопровождении и коррекции ВПФ своего ребёнка (в том числе и при обучении чтению).

Большое значение имеет диагностика возможностей ребёнка на каждом этапе обучения; социальный запрос семьи и ожидаемый результат.

Список используемой литературы

-Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Сб. тезисов. М.: 1999.

-Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. В кн. Нарушение речи и голоса у детей./ Под. Ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н.-М.Д975.

-Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М., 1999.

-Гнездилов М.Ф. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. - М: Просвещение, 1988.

-Дмитрова Е.Д. Некоторые особенности обучения чтению детей с дислексией. Тезисы докладов. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии - М., 1999.

-Егоров Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения. Хрестоматия по логопедии. Т.2/Под. ред. Волковой JI.C., Селиверстова В.И.- М.,1997.

-Жильцова O.JI. О путях формирования фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушением речи. В сб. Тезисы докладов V научной сессии по дефектологии - М.: Просвещение, 1967.

-Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М: Медицина, 1993.

-Колеватова Р.С. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения грамоте во вспомогательной школе. В сб. Коррекционная учебно- воспитательная работа во вспомогательной школе.- Свердловск, 1977.

© 2010-2022