Лекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

Лекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования» разработан для судентов по дисциплине «Основы экономике». Данный материал знакомит студентов с понятиями спрос и предложение, с тем, что влияет на спрос и предложение, что представляет собой «Эффект Гиффена», как формируется рыночное равновесие. Цель: сформировать умения решать задачи экономического содержания. Развивающие цели: - развивать зрительную память, речь и внимание студентов; - развивать логическое мышление. Воспитательные цели: - воспитывать навыки самостоятельной работы при подготовке к занятиям; - воспитывать добросовестное отношение к выполнению заданий на занятии.
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГAOУСПО БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. АК. Н. М. АМОСОВА










Методическая разработка

для проведения лекционного занятия

по дисциплине «Основы экономики»



для специальности: "Лечебное дело"0401

повышенный уровень

«Сестринское дело»0406

Базовый уровень




Тема: «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»






Одобрена

ЦМК гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Протокол № ______

«___» _________ 2011 г

Председатель: _______

Составила: Толкачева О.А. - преподаватель экономики





Брянск 2011г.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные

  • Дать понятия спрос, предложение, рыночное равновесие;

  • Познакомить с законами спроса и предложения;

  • Познакомить с неценовыми факторами, которые влияют на спрос и предложение;

  • Сформировать умения решать задачи экономического содержания.

Развивающие

  • Развивать зрительную память, речь и внимание студентов;

  • Развивать логическое мышление

Воспитательные

  • Воспитывать навыки самостоятельной работы при подготовке к занятиям;

  • Воспитывать добросовестное отношение к выполнению заданий на занятии.

Вид занятия: лекция

Продолжительность занятия: 80 минут.

Место проведения: аудитория № 11 БМК им. Ак. Н.М. Амосова.

Межпредметные связи: История, математика.

Внутрипредметные связи: «Базовые экономические понятия»

Дидактическая база занятия: мультимедийная презентация темы, компьютер.


Студенты должны знать:

  • Что такое спрос и предложение.

  • Как влияют неценовые факторы на кривую спроса и предложения.

  • В каких случаях не действует закон спроса.

  • Как устанавливается рыночное равновесие.

Студенты должны представлять:

  • Что такое эффект Гиффена.

  • Как образуется излишек и дефицит на рынке.

Хронокарта занятия:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация темы - 3 мин.

  3. Изложение нового материала - 75 мин.

  4. Закрепление - 10 мин

  5. Задание на дом - 1 мин

ХОД ЗАНЯТИЯ

п/п

Действия преподавателя

Действия студентов

Методическое обоснование

Организационный момент

.

1. Приветствует студентов

2. Отмечает отсутствующих.

1. Приветствуют преподавателя.

2. Дежурный называет отсутствующих.

1. Организует и дисциплинирует студентов.

2. Создает рабочую обстановку.

    Актуализация темы

    1. Отмечает значение данного занятия.

    2. Проверяет готовность студентов к занятию.

    3. Сообщает тему, цели, план занятия.

    План

    1. Закон спроса

    2. Закон предложения

    3. Рыночное равновесие.


    1. Осмысливают значение занятия.

    1. Активизация внимания.

    2. Повышение степени восприятия нового материала.

      Изложение нового материала

      По плану

      1 Вопрос

      Преподаватель объясняет, что такое спрос, закон спроса, когда не действует закон спроса, что влияет на спрос, кроме цены используя презентацию

      2 Вопрос

      Преподаватель объясняет, что такое предложение, закон предложения, какие факторы, кроме цены влияют на предложение

      3 Вопрос

      Преподаватель объясняет как определяется цена, равновесная цена, когда образуется излишек и дефицит на рынке.

      1. Студенты слушаю и записывают новый материал.




      2. Студенты выполняют задание № 1

      (см. приложение №2)

      1.Развитие пространственного мышления, зрительной памяти.

      2. Повышение степени запоминания материала.




      3. Закрепление нового материала

      4.

      Закрепление

      1. Преподаватель задает вопросы

      1. Слушают вопросы преподавателя

      2. Отвечают на вопросы

      (см. приложение №3)

      1 Выявление слабых мест в усвоении нового материала

      5.

      Домашнее задание

      1. Объявляет тему семинара и практического занятия

      1. Записывают домашнее задание

      1. Повышение качества усвоения материала, подготовки к семинарскому и практическому заданию.

      Приложение № 1

      Вопрос 1

      Один из наиболее интересных разделов экономики и один из наиболее важных разделов бизнеса - ценообразование.

      Цены в рыночной экономике - это своего рода сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, когда принимают решения о том, сколько производить продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и продажи товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются и потребители, когда принимают решения, какие товары и в каких количествах им можно купить, чтобы удовлетворить свои потребности. Ценовой ориентир играет исключительно важную роль в поведении как производителей, так и потребителей товаров и услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

      Поэтому чтобы понять, как действует рыночный механизм, нам необходимо выяснить, как определяется уровень цены, от чего он зависит и под влиянием каких факторов изменяется. На эти и другие связанные с ними вопросы нам и предстоит ответить в данной лекции.

      Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар.

      Спрос- потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.

      Разберем пример.

      Предположим, в магазине «Школьник» продаются капиллярные ручки. Если ручка будет стоить 5р, ее купит 1 студент, если цена снизится до 4р, ее купят 10 студентов, по 3р-20 студентов, по 2р-30 студентов, по 1р-40 студентов.

      Уже из этого примера видно, что количество желающих купить капиллярные ручки увеличивается по мере снижения цены. Представим соотношение между ценой и величиной спроса в виде таблицы.


      Цена капиллярной ручки, P

      Число ручек, которые студенты готовы купить, Q

      5

      1

      4

      10

      3

      20

      2

      30

      1

      40

      ДЛекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

      анные, приведенные в таблице можно представить в виде графика - КРИВОЙ СПРОСА.

      Эта кривая наглядно показывает, какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам.

      По оси ординат откладываем цену единицы товара, по оси абсцисс - число единиц товара.

      ЗАКОН СПРОСА: Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.

      При снижении цены товара величина спроса увеличивается. Это объясняется действием:

      Эффекта дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, т.е. его спрос вырастет.

      Например, если цены на бананы снизятся с 30р до 20р, покупатель вместо 2кг бананов на 60р сможет купить 3кг, хотя доход его не изменился.

      Эффекта замещения: если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, т.е. спрос на данный товар упадет.

      Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

      Закон спроса не действует:

      • При дефиците товаров и ажиотажном спросе

      • В отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством сбережения

      • При переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых

      • В отношении товаров престижного потребления

      • В отношении товаров, занимающих высокую долю в расходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена

      Впервые это явление было описано англ. экономистом прошлого века Френсисом Гиффеном. Он изучал историю голода в Ирландии и обнаружил странную вещь. Когда правительство, решив сократить спрос населения на картошку (основное блюдо бедняков), повысило на нее цены, спрос не только не упал, но даже возрос. Причина «феномена Гиффена» проста: картофель в тот голодный год был предметом первой необходимости и, чтобы купить его, ирландские бедняки готовы были отказаться от других покупок, а сэкономленные деньги несли торговца картофеля, боясь дальнейшего роста цен и пытаясь купить его побольше впрок.

      Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и др. неценовые факторы. К основным из них можно отнести следующие пять.

      На спрос влияют:

      • Изменение вкусов потребителей

      • Изменение числа покупателей

      • Изменение доходов потребителей

      • Изменение цен на сопряженные товары

      • Изменения в ожиданиях потребителей

      Изменение вкусов потребителей.

      К примеру, если ЗОЖ становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристическое снаряжение.

      Изменение числа покупателей.

      Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги

      Изменение доходов потребителей.

      В отношении большинства товаров (которые называют товарами высшей категории) рост реальных доходов населения означает увеличение спроса, и наоборот.

      Лекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»



      В то же время при достижении определенного (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.

      Так, скажем, хлеб и картофель могут потеснить более питательные или более полезные продукты (мясо, сыры, творог, фрукты, овощи).

      Спрос на подобные заменяемые товары (их называют товарами низшей категории) хлеб, картофель, колбаса - изменяется противоположно: с ростом доходов людей он сокращается, а с уменьшением доходов растет.

      Изменение цен на сопряженные товары.

      Сопряженными называют 2 вида товаров

      Лекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»



      Например, снижение цены на говядину снижает спрос и на телятину, свинину, птицу. Почему? Потому что начинает действовать так называемый эффект замещения - удешевление говядины делает ее относительно более привлекательной и побуждает потребителей заменять ею др. (сопряженные) продукты. Спрос на такие взаимозаменяемые товары называют конкурентным.

      В отличие от взаимозаменяемых, взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно: кварцевые часы и батарейки, иглы и нитки и др. Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь.

      К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на аудиокассеты возрастет. Такой потребительский спрос на взаимодополняющие товары называют совместным.

      Изменения в ожиданиях потребителей.

      Можно свести к 2 вариантам.

      Первый - ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит потребителей увеличить свои покупки.

      Так, информация о неурожае зерновых, вызвал опасение роста цен на эти продукты в будущем, что подстегнуло текущий спрос на крупу.

      Второй вариант, напротив, предполагает ожидание снижения цен, доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей скорее всего воздержится от покупки компьютера, если узнает, что его цена вот-вот упадет.

      ДЛекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

      ействие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается на кривой спроса.

      При увеличении спроса под влияние неценовых факторов кривая спроса сдвигается вправо (от D к D1).

      Если к снижению спроса, кривая спроса сдвигается влево (от D к D2).

      Вопрос 2

      Покупатели - лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, - многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.

      Предложение - количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.

      Изменение предложения всегда идет в том же направлении, что и изменение цен. Замораживание цен во всех описанных в мировой истории случаях всегда заканчивалось резким снижением предложения.

      Например, в США во время Гражданской войны 1861-1865гг. развилась гиперинфляция. Народ требовал от президента Линкольна заморозить цены. Под давлением он был вынужден пойти на этот шаг. В итоге предложение товаров почти исчезло. Остался лишь спрос.

      ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

      ИЛекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

      ллюстрацией закона предложения является КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

      В реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимого товара. Существует и ряд неценовых факторов.

      На предложение влияют

      • Изменение цен на ресурсы

      • Изменение технологий

      • Изменение налогов и субсидий

      • Изменение цен на другие товары

      • Изменение числа производителей

      Изменение цен на ресурсы.

      Снижение цен на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство этого вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастет.

      Изменение технологии.

      Внедрение новой, более современной технологии позволяет увеличить объем производства и снизит издержки производства. И следовательно, предложение товара вырастет.

      Изменение налогов и субсидий.

      Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства.

      Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства. Дотации ведут к росту предложения.

      Изменение цен на другие товары.

      Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения др. товаров.

      Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится.

      Рост числа производителей.

      Увеличение количества фирм, производящих однородный товар, ведет к росту предложения.

      Достаточно было открыться многочисленным салонам красоты в нашем городе, как предложение услуг массажа, соляриев, маникюра, косметологических услуг и т.д. значительно расширилось и возросло.

      ДЛекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

      ействие неценовых факторов вызывает изменения в предложении, что графически отражается на кривой предложения.

      Если неценовые факторы привели к увеличению предложения, то кривая сдвигается вправо вниз от S к S1

      Если неценовые факторы привели к сокращению предложения, то кривая сдвигается влево вверх от S к S2

      Вопрос 3

      Мы выяснили, как зависят спрос и предложение товара от его цены. Но как определяется сама цена? Ведь кривые спроса и предложения показывают нам только оценки потребителей и производителей и их желание купить и продать товар в определенном количестве по данной цене.

      ПЛекционный материал по теме «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

      опытаемся совместить кривые спроса и предложения.

      Рыночное равновесие - состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению, и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния.

      Равновесная цена - цена, при которой спрос равен предложению, и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

      А что произойдет, если цена окажется выше или ниже равновесной?

      Состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной возникает - ИЗЛИШЕК.

      В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Предложение сокращается, а спрос возрастает. Рынок движется к равновесию.

      Состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной возникает - ДЕФИЦИТ.

      В этом случае возникает конкуренция между покупателями, они готовы заплатить большую цену. Предложение возрастает, а спрос сокращается. Рынок опять движется к равновесию.

      В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными - равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование.

      Приложение № 2


      Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид:

      Q = 120-3P; Q = -30 + 2P

      Если правительство установит фиксированную цену на уровне P=35. Что произойдет на рынке данного товара?

      Q = 120-(3*35) Q = -30 +(2*35)

      Q = 15 Q = 40

      Предложение превышает спрос, на рынке возникает излишек в 25 единиц.

      Приложение № 3


      1. Что такое спрос?

      2. Что такое предложение?

      3. Какая зависимость между спросом и ценой?

      4. Какая зависимость между предложением и ценой?

      5. Что такое рыночное равновесие?



      © 2010-2022