• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе изучения географии

Доклад на тему Повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе изучения географии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Повышение роли самостоятельной работы школьников в ходе изучения географии в условиях внедрения ФГОС












Выполнил учитель географии

МОУ «Первомайская СОШ»

Истринского района

Толмачева М.Л.








Истра 2015

Содержание




Введение……………………………………………………………………………..…...3

Самостоятельная работа как форма организации деятельности школьников…...….4

Понятие самостоятельной работы и ее функции ……………….………………...….11

Организация самостоятельной работы учащихся ……………………………..…….11

Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………………12

Роль самостоятельной работы школьников в ходе изучения географии…………15

Новые подходы к организации самостоятельной работы школьников…….….….17

Заключение…………………………………………………………..……………...…..22

Список литературы………..………………………………………………....……...….23


















Введение

В современном мире очень остро стоит вопрос подготовки специалистов, обладающих профессиональной гибкостью, легкой обучаемостью, креативным мышлением. Связано это с невероятно быстрым развитием науки и техники, а также подходов к решению различных проблем. Именно самостоятельная работа является важнейшей частью в процессе формирования высококвалифицированных кадров, так как именно в ходе самостоятельного выполнения различных заданий дети вырабатывают навыки самостоятельности, учатся находить новые решения, а также привыкают брать на себя ответственность за результат своей деятельности.

В настоящее время перед школой стоит задача подготовки учащихся к требованиям современного мира. Выпускники школы должны быть способны развиваться вместе с развитием науки и находить нестандартные решения из различных ситуаций. Важную роль в подготовке играет именно самостоятельная работа учащихся. Проблема заключается в противоречии между потребностями общества в подготовленных кадрах и не всегда правильной организацией самостоятельной работы. Многие преподаватели оставляют темы на самостоятельное изучение и совершенно не принимают участие в самостоятельной работе школьников, или же наоборот дают самостоятельную работу под диктовку. При организации самостоятельной работы необходимо использовать различный наглядный материал, таблицы, дополнительную литературу, что, к сожалению, происходит далеко не всегда.


Самостоятельная работа как форма организации деятельности школьников

Организация самостоятельной работы и руководство ею - ответственная задача каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности стоит рассматривать как основную часть формирования личности.

Понятие "самостоятельная работа" до сих пор четко не определено. Разночтения его трактовки отрицательно сказывается не только на общем представлении, но и на определении того, как лучше организовать самостоятельную работу и управлять ею [20, С.5-9; 21, С. 140-155]. Одни авторы самостоятельную работу определяют как метод обучения [13]; другие - как прием учения [2, С.39; 24, С. 38]; третьи - как форму организации учебной деятельности [11, С.28].

По мнению С. И. Зиновьева [10, С.91], понятие самостоятельности связано с представлением о независимости в выборе путей и средств решения стоящих перед человеком задач. Автор отмечает, что такой подход способствовал тому, что в педагогике установилась тенденция считать самостоятельную работу учёбой без руководства со стороны преподавателей. Очевидно, что придание самостоятельной работе характера учебы без руководства и помощи со стороны педагогов приводит к ослаблению влияния последних на умственную и практическую деятельность детей, развития их творчества, мыслительной активности и самостоятельности, как одной из важных черт [16].

Существует также такой взгляд на самостоятельную работу, когда она отождествляется с самообразованием. В настоящее время вопросы самообразования действительно становятся все актуальнее. Однако, задачи самообразования выходят за рамки учебной работы в школе. Самообразование в отличие от самостоятельной работы - это не только форма усвоения, углубления и приобретения новых знаний в период учебы, но и форма продолжения образования школьников после ее окончания [4].Смешение этих двух понятий приводит к путанице в выборе средств, форм и методов их практического осуществления. На мой взгляд, самостоятельную работу следует понимать лишь как составную часть самообразования.

В некоторых работах [3, С.41-42] отмечается, что самостоятельная работа обладает такими признаками, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими учащимися ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов.

Теоретический анализ педагогической литературы показывает, что многие исследователи [8, С.15-16; 12, С. 3] выделяют в качестве основы самостоятельной работы такую черту личности, как самостоятельность.

Современный словарь по педагогике [22, С.689] трактует самостоятельность как умение поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере его взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

По словам Г.Е.Ковалевой [12, С.3], «самостоятельность - это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления. Основное условие достаточно

глубокого усвоения материала - это его аналитико-синтетическая обработка, которая заключается в самостоятельном анализе новой информации, т.е. выделении в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного. Только

на основе такого осмысления материала можно самостоятельно рассуждать, доказывать, обобщать».

Итак, можно заключить, что самостоятельность лежит в основе самостоятельной познавательной деятельности. В педагогической литературе встречаются разнообразные определения самостоятельной работы. Так, Р.М. Микельсон [15, С.28]. понимает под ней выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя.

По мнению П.И. Пидкасистого [19, С.240]., основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного

учебного труда детей, так называемой «генетической клеточки», т. е.

конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное

увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение

рациональными методиками и приемами умственного труда, умением

систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.

Р.Б.Срода [23, С.7] самостоятельной считает такую деятельность, которую обучающиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы.

Довольно полное определение самостоятельной работы (хотя и не лишенное некоторой односторонности) применительно к общеобразовательной школе дает в своих исследованиях Б. П. Есипов [8, С.15-16]: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий». Автор также отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность обучающихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

В приведенных высказываниях для моего исследования существенно важным является положительная оценка самостоятельной работы и руководящая роль педагога. Однако в трактовке Б. П. Есипова сущности самостоятельной работы недостаточно полно представлен такой признак, как творчество обучающегося, являющегося неотъемлемым внутренним признаком процессуальной и продуктивной (результативной) сторон самостоятельной деятельности школьника. Кроме того, в представленной точке зрения недостаточное отражение нашел вопрос о единстве процессуальной и логико-содержательной сторон каждого вида самостоятельной деятельности. А ведь именно эти недостаточно учитываемые в учебной практике моменты порождают формализм в использовании различных видов самостоятельных работ, монотонно-однообразную деятельность обучающихся.

На мой взгляд, раскрытие единства логико-содержательной и процессуальной сторон самостоятельной работы крайне необходимо, ибо оно позволяет проникнуть в сущность самостоятельной деятельности обучающихся, в ее структуру и механизм.

Рассматривая самостоятельную работу именно с этих позиций, Н.Г.Дайри [6, С.42]. выделяет в ней следующие признаки:

а) отсутствие посторонней прямой помощи;

б) опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по-своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы, творческого начала;

в) содержание работы - образовательное, воспитательное, логическое-является важным, полноценным и поэтому обогащает обучающегося, вызывает напряжение мышления и развитие его.

Сказанное вполне применимо к рассмотрению самостоятельной работы школьников. Во-первых, она есть следствие правильно организованной учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение во внеаудиторное время. Соответственно организуемая и управляемая педагогом учебная работа должна выступать в качестве присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебной дисциплиной. Это означает для преподавателя не только осознание своего плана действий, но и его формирование у детей как некоторой схемы освоения учебной дисциплины в ходе решения новых учебных задач. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных преподавателем на дом для подготовки к следующему занятию.

В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности.

Для самого школьника самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.

В деятельностном определении самостоятельная работа - это организуемая самим школьником, в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя (обучающей программы, дисплейной техники).

Представляя собой высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам, конечно, относится саморегуляция. В психологической теории саморегуляции были определены моменты, соотносимые с организацией самостоятельной работы [18].

Как подчеркивает А.К. Осницкий, умения саморегуляции могут быть сформированы достаточно быстро, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности.

Итак, самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Обычно выделяются такие виды самостоятельных работ, как работы по подражанию, тренировочные работы, упражнения, работы творческого характера, исследовательские работы и др. Однако такие названия самостоятельных работ далеко не всегда соответствуют содержанию познавательной деятельности обучающегося по той простой причине, что их характер обычно предопределяется только источником знания, безотносительно к особенностям предполагаемой деятельности [5].

Самостоятельные работы, классифицируемые по дидактическому назначению, обычно делятся на такие виды: самостоятельные работы по приобретению новых знаний и их применению; повторению и проверке знаний, умений и навыков и др.

В последние годы в дидактике высшей школы стал складываться новый подход к классификации самостоятельных работ. К примеру, в работах И. И. Малкина [14, С.23] каждый тип и вид самостоятельной работы одновременно определяет характер познавательной деятельности обучающихся и сам определяется ее структурой. Отсюда исходным принципом классификации выступает степень самостоятельности и творчества обучающегося при выполнении работы. Учитывая это обстоятельство, предлагается следующая классификация.

I. Самостоятельные работы репродуктивного типа:

а)воспроизводящие;

б)тренировочные;

в) обзорные;

г) проверочные.

II. Самостоятельные работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные;

б) констатирующие;

в) экспериментально-поисковые;

г) логически поисковые.

III. Самостоятельные работы творческого типа:

а) художественно-образные;

б) научно-творческие;

в) конструктивно-технические.

IV. Самостоятельные работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические;

б) общественно практические.




Понятие самостоятельной работы и ее функции

Итак, давайте рассмотрим основные понятия, которые помогут более полно определить сущность самостоятельной работы.

Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [9].

Самостоятельность - способность достигать цель деятельности без посторонней помощи [17].

Организация самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся требует управления со стороны преподавателя. Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Самостоятельная работа будет более эффективна, если она организуется с учетом индивидуальных особенностей школьников, их интересов, склонностей, уровня общего развития и активности [1]. Самым значительным является тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Общение необходимо ребенку для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление. Преподаватель фактически не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность группы, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать творческие начинания обучающихся, их добровольность и самостоятельность.

Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

Организация самостоятельной работы - это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить основные принципы управления и организации самостоятельной работы:

  1. Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

  2. Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

  3. Постепенное отдаление преподавателя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

  4. Переход от контроля педагога к самоконтролю.

Дидактические принципы организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа только тогда дает положительные результаты, когда она определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельной работы понимается прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям, иначе это будет не уже не система, а случайный набор фактов и явлений [7]. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться основными принципами дидактики:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ребенка при ее выполнении работать напряженно.

  3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).

  4. Самостоятельная работа, выполненная школьниками после показа приемов работы преподавателем, носит характер подражания. Она имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой дети оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

  5. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

  6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.

  7. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед детьми практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

  8. Самостоятельные работы необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.

  9. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.

  10. При выполнении самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Преподаватель определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности детей и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Роль самостоятельной работы школьников в ходе изучения географии

Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.

Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений.

Одной из важнейших форм организации учебного процесса является самостоятельная работа, задачей которой является обучение учащихся использованию различных источников знаний.

В ходе изучения географии целесообразно использовать следующие виды самостоятельных работ:

1) различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;наблюдение - один из видов самостоятельных работ (охарактеризовать данный участок местности, охарактеризовать растительность данного участка; изобразить участок местности на рисункеи т.п.)

2) работа со школьным учебником ( ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям, установление взаимосвязей и причин явлений) ;

Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

3) работа с картой;

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Примером может служить определение географического положения реки. Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный метод). Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод). Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения итак далее.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

Система практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Число практических работ на умение оценивать и прогнозировать возрастает от курса к курсу. В программе особое внимание уделено формированию умений, ведь известно, что качество знаний определяется тем, умеет ли человек использовать их в практической деятельности, а также для получения новых знаний.

Заметно усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. [29]

Новые подходы к организации самостоятельной работы школьников

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Реализация данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  2. Использование активных и интерактивных методик;

  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Обучающиеся:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки [27]. Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению [28].

Характеристика изменений в деятельности педагога,

работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Результаты обучения

Предметные результаты


Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки



Характеристика изменений в деятельности школьника,

обучающегося в соответствии с ФГОС

Предмет изменений

Деятельность школьника до введения ФГОС

Деятельность школьникапосле введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения - учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
и самооценки

Заключение

Анализ литературы показал, что самостоятельная работа является равноправным компонентом учебного процесса, наряду с аудиторной работой. Эффективность использования самостоятельной работы во многом определяется принципами ее организации.

В условиях внедрения ФГОС самостоятельной работе школьников отводится значительно больше времени, а основной задачей педагога становиться подготовка, организация и модерирование самостоятельной деятельности учащихся. Это создает благоприятные условия для более широкого применения самостоятельной работы в ходе изучения географии.






























Список литературы:


1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе

высшего педагогического образования. - М.:Просвещение, 1990. - 250с.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. - С.39.

3. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. - Курск, 1999. - С.41-42.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров

5. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности

учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Ч. 1. - Казань, 1969. - С. 36.

6. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1966. - С.42.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развития. - М., 1989.

8. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М, Учпедгиз, 1961. - С.15-16.

9. Зимняя И.А. "Основы педагогической психологии" - М, 1980.

10. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. - М.: Высш.школа, 1968. - С.91.

11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С.28.

12. Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения. - СПб., 1995. - С.3.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной

самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин:

Дисс. … д-ра пед. наук. - М., 1979. - 310с.

14. Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов

самостоятельных работ учащихся на уроке // Вопросы развития

познавательной активности и самостоятельности школьников. - Казань,

1966. - С.23.

15. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1940.-С.28.

16. Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974.

17. Орлов В.Н. "Активность и самостоятельность учащихся" - 1998.

18. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. - М.- Нальчик, 1996. -

126с.

19. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. -

М.:Педагогика, 1980. - 240с.

20. Похмелкин В.А. Причины, препятствующие систематической

самостоятельной работе студентов // Вопросы педагогики высшей школы.-Пермь: Ученые записки Пермск. ун-та. Вып. 1. - 1973. - С.5-9.

21. Скибкина Т.Г. Психология учебной деятельности студентов // Педагогика высшей школы. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1974. - С.140-155.

22. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.:

Современное слово, 2001. - С.689.

23. Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в

учении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 7.

24. Усова А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий. - Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Л., 1970. 38с.

25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М., 1986.

26. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., 1994. -

168с.

27. menobr.ru/

28. schsite.ru/

29. pedsovet.org



© 2010-2022