Адаптированная программа по охране природы

Программа рассчитана на обучающихся средних школ в возрасте 13-15 лет, на 2 года общий объем 144 часа. Включает в себя общие понятия о экологии и охране природы, также достаточное количество практической работы. Педагог имеет право изменять порядок занятий в течение года согласно экологическим датам и общей методической темы центра. Для реализации программы используются такие методы и приемы как: наблюдение,  мозговой штурм,  прогнозирование,  дидактические, настольно-печатные, подвижные и сюже...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области»





Охрана природы

адаптированная программа для учащихся 6-8 классы.

Срок реализации - два года.


Автор: Скачкова Александра Александровна,

педагог дополнительного образования

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

Детского Эколого-биологического центра

Усть-Кутского муниципального образования










г. Иркутск, 2013 год

Пояснительная записка.

На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить своё отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Наиболее эффективно можно заложить основы экологического мышления в детстве.

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет воспитывать ответственное отношение к Земле как к уникальной экосистеме. Учит осмотрительному и бережному отношению ко всему живому при непосредственном контакте с природой. Способствует расширению знаний и навыков, необходимых для охраны и улучшения среды обитания.

Принципами построения содержания программы являются:

  • Единство сознания, переживания, действия - глубокая взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления, развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

  • Прогнозирование;

  • Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;

  • Междисциплинарный подход;

Новизна программы состоит в том, что у обучающихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определённые качества личности, которые формируются в процессе различных форм обучения, через практические и теоретические занятия, различные экологические, природоохранные мероприятия, акции.

Целью данной программы является: формирование экологического мировоззрения на основе передачи знаний о взаимосвязях в природе.

Задачи программы:

  1. Сформировать экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

  2. Организовать и претворить в жизнь посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;

  3. Воспитывать экологическую культуру, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для экосистем действий.

  4. Научиться создавать здоровую обстановку вокруг себя в доме, в школе, на улице.

  5. Привить основные правила санитарии и личной гигиены.

Отличительной особенностью программы является возможность уже на первом этапе обучения уметь проводить исследования и определять степень антропогенного влияния в своей местности, прогнозировать и предсказывать будущее родного села, района, области. Программа построена на практических занятиях, краеведческом подходе, исследовательском методе и проектировании.

Программа создана на основе типовой программы «Охрана природы» и адаптированной программы «Цвети земля» Моисеевой Татьяны Петровны. Программа имеет эколого-биологическую направленность в виде курса теоретических и практических занятий. Экологическая программа рассчитана на школьников 12 - 15 лет. Продолжительность курса два года по 2 академических часа два раза в неделю и составляет в объеме 144 часа в год. Обучение детей по данной программе будет проводиться в поселковой школе, возраст детей в группах может варьироваться.

Педагог имеет право изменять порядок занятий в течение года согласно экологическим датам и общей методической темы центра.

Для реализации программы используются такие методы и приемы как:

  • наблюдение,

  • мозговой штурм,

  • прогнозирование,

  • дидактические, настольно-печатные, подвижные и сюжетно-ролевые игры,

  • опыт,

  • самостоятельный поиск,

  • исследование,

  • проектирование,

  • моделирование.

В целом курс будет способствовать:

  • углублению и развитию имеющихся у школьников знаний о природе;

  • формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самим школьником, как частью природы;

  • воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой;

  • созданию условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.

В ходе реализации программы, обучающиеся 6 - 8 классов овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей местности и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

В рамках программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

(144 часа по 2 часа 3 раза в неделю, группа 12 человек, 6-8 классы)


Задачи первого года обучения:

  • Сформировать у школьников представление об экологии, охране окружающей среды.

  • Развить познавательную активность у учащихся, логическое мышление, практические навыки анализа ситуации.

  • Воспитать бережное отношение к природе родного края, ответственность за свои поступки.

  • Научить создавать здоровую обстановку вокруг себя путем правильного взаимодействия с окружающим миром.

  • Привить необходимость соблюдения санитарных гигиенических правил.

Тема занятия

Часы

Всего

Теория

Практика

Экскурсии

1

Основы экологии

22

12

6

4

2

Охраняя природу, ты охраняешь Родину

14

6

4

4

3

Экология и мы

8

6

2

-

4

Знаки беды

12

8

4

-

5

Свободная тема

10

6

4

-

6

Экологические акции

12

2

6

4

7

Здоровый образ жизни

12

6

6

-

8

Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее.

14

8

6

-

9

Исследование и анализ

10

6

4

-

10

Сохраним планету голубой и зелёной

28

10

16

2

11

Итоговое занятие

2

-

2

-

Итого:

144

70

60

14










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения ( 144


1. Основы экологии (22 час, из них 12 часов теории, 6 часов практика, 4 часа - экскурсии). Экология - наука о доме, что она изучает? Основные понятия и определения. «Популяция», «Экологическая ниша», «Экосистема», «Экологические факторы», значение видов в природе, доклады на тему «разнообразный мир природы Иркутской области». Значение природы в жизни человека.

Практическая работа. Рисование кроссворда «Основные понятия в экологии». Рисование плаката «Мы за чистый берег». Написание докладов на тему «Разнообразный мир природы Иркутской области». Красота родного края («Чистый берег»). Экскурсия в ближайший лесной массив, на речку.

2. Охраняя природу, ты охраняешь Родину (14 часов, из них 6 часов теория, 4 часа практика, 4 часа экскурсии). Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Охрана минеральных ресурсов, воздушной среды. Охрана редких и исчезающих биологических видов. Охраняемые территории «Наследие нации». Байкал - объект Всемирного наследия. «Чудеса в атмосфере» состав и движение воздуха. Зачем нам нужен воздух? 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли. «Мы ответственны за тех, кого приручили» Животные нашего края. Практическая работа. Выставка рисунков, поделок из пластилина редких животных. Окружающая природная среда, доклады на тему: «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации» с презентацией. 4 октября - Международный день защиты животных. Экскурсия в живой уголок МОУ ДОД ДЭБЦ. Экскурсия на метеостанцию.

3. Экология и мы (Экология в доме) (8 часов, из них 6 часов теория и 2 часа практика).

«Наш дом - наша крепость». Какие опасности подстерегают нас в доме? Как обезопасить себя в жилом пространстве. Значение комнатных растений в доме. Опасная пыль. Основы эпидемиологии.

Практическая работа: составление проекта «Моя экологически чистая комната»

4. Знаки беды. (12 часов, из них 8 часов теория, 4 часов практика). Аллергия как результат загрязнения природной среды. Внешние факторы, вызывающие аллергию. Что мы едим. Вредная пища. Витамины на столе. «Суд природы над человеком» Воздействие предприятий района на окружающую природную среду и здоровье человека… Последствия загрязнения ОПС. Мутации. Методы борьбы с загрязнением ОПС (Очистные сооружения, модернизация предприятий, отказ от химических удобрений и др.).

Практическая работа: викторина «Чем мы дышим, что мы пьём, что едим?»

Способы хранения пищи. Способы обработки пищи. Исследование информации на упаковке. выставка рисунков.

5. Свободная тема (10 часов 6 теория, 4 практика).

Экологические даты и мероприятия.

Практическая работа: изготовление плакатов, буклетов рисунков. Акции.

6. Экологические акции (12 часов, из них 2 часа теория, 6 практика, 4 экскурсии). «Традиции и ценности моей семьи», «Внимание ель!» Роль хвойных пород деревьев для живых организмов. «Рождественский подарок» - конкурс 14 декабря. Природа в поэзии «конкурс чтецов». Акция «Марш Парков» конкурс детских рисунков. «Мы и вода - единая среда» 22 марта - Всемирный день воды. Какую воду мы пьем. Загрязнение воды в районе КНС. 22 апреля - День Земли. 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (очистка родников).

Практическая работа: написание статьи и призывов «Внимание ель!» изготовление листовок, расклеивание по поселку. Практическая работа: поиск и чтение стихов о природе. Обсуждение.

Экскурсия на очистные сооружения. Экскурсия к реке Кута. Очистка родников, прибрежной зоны реки Кута. Установка табличек «Берегите воду!»

7. Здоровый образ жизни (12 часов, из них 6 часов теория и 6 часов практика). Вредные привычки и их последствия. Значение физической культуры для нормальной работы организма. Гимнастика, ее виды (дыхательная, пальчиковая, зрительная и др.) Гимнастика - это здорово! (динамические паузы).

Практические занятия: Операция «антитабак». Изготовление буклета «Нет, наркотикам». Расклеивание листовок «Здоровым быть - модно!»

8. Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее (14 часов, из них 8 часов теория и 6 часов практика). Оценка состояния окружающей природной среды в сравнении с прошлым, оценка общих изменений на будущее. Проблема загрязнения окружающей среды, проблема отходов. Методы утилизации отходов, сортировка. Перенаселение. Энергетические проблемы. Истощение недр.

Практическая работа: составление карты «Проблемы нашего поселка, района». Сообщение и рисунок на тему «планета будущего». Составление экологического кодекса. «Вторая жизнь» (изготовление поделок из бросового материала).

9. Исследование и анализ (10 час из них 6 час теория, 4 часа практика). Мониторинг. Наблюдение в природе. Виды и методы моделирования. Математическое моделирование, построение и анализ моделей. Методы анализа. Обработка результатов. Выводы.

Практическая работа: Презентация «модели экосистем». Построение моделей и анализ.

10. Сохраним планету голубой и зелёной (28 часов, из них 10 часов теория, 16 часов практика, 2 часа экскурсия). Озеленение школы, школьного двора (проектирование) Цветы на участке, виды растений, периоды цветения. Природа - наш дом. Птицы нашего района, зимующие и перелетные птицы. Роль птиц в природе. Сезонные изменения в природе. Когда наступает весна. Изменение климата под воздействием человека.

Практическая работа: разработка клумб, посадка рассады. Озеленение школьного двора. Уход за цветниками. Создание проекта типов и расположения клумб на пришкольном участке, защита проекта. «Весна в искусстве»: рисование, лепка. (1 апреля - Международный день птиц). игра «Птичий калейдоскоп», фотовыставка «Времена года». Экскурсия «Экопоход», с целью наблюдения за птицами.

11. Итоговое занятие (часа из них 2 часа практика).









































ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


К концу первого года обучения


Обучающиеся должны знать:


  1. Основные понятия и определения в экологии;

  2. Охраняемые территории нашей страны, области, района.

  3. Редкие и исчезающие виды животных нашего района;

  4. Основные санитарные нормы и правила;

  5. Значение факторов живой и неживой природы в жизни организмов и человека.

  6. Последствия загрязнения предприятиями окружающей природной среды;

  7. Основные экологические проблемы своей местности, района, области.

  8. Значение комнатных растений для здоровой обстановки в помещении.

  9. Понятие экологическое моделирование, анализ, методы анализа.

Обучающиеся должны уметь:


  1. Оперировать разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

  2. Оценивать экологическую обстановку в своем населенном пункте.

  3. Прогнозировать меры по сохранению и улучшению экологического состояния своего населенного пункта.

  4. Применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при обращении с живыми существами;

  5. Наблюдать за объектами живой и не живой природы (по предложенным схемам), оформлять результаты наблюдений и делать выводы из наблюдений.

  6. Самостоятельно (иногда под руководством учителя) разрабатывать и осуществлять презентацию и защиту творческих проектов.

  7. Изготовлять работы или картины из природного и бросового материала.

  8. Разрабатывать и проводить экологические вечера.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

(144 часа по 2 часа 3 раза в неделю, группа 10-12 человек, 6-8 классов)

Задачи 2 - го года обучения:

  • Сформировать у обучающихся знание о биосфере, круговороте веществ и энергии в природе;

  • сформировать у школьников представления о взаимоотношениях организмов в природной среде, и человека с природой.

  • развить творческие способности учащихся, ознакомить с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов.

  • Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к природе.

№ п\п

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Экскурсии

1

Понятие о биосфере

18

12

4

2

2

Экологические факторы

12

8

4

-

3

Экологические акции и мероприятия

14

2

12

-

4

Растительный мир

12

6

4

2

5

Животный мир

12

6

4

2

6

Туризм и охрана природы

12

6

4

2

7

Разнообразие экосистем

12

8

4

-

8

Свободная тема

14

10

2

2

9

Экология человека

14

8

4

2

10

Экологическое право

14

8

4

2

11

Глобальные проблемы

8

4

4


12

Итоговая аттестация. Олимпиада по экологии.

2

-

2

-

Итого:

144

78

52

14


1. Понятие о биосфере (18 часов, из них теория 12 часов, практика 4 часа, экскурсии 2 часа) Биосфера - оболочка Земли. «Первичный бульон» древних океанов. Теория А.И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической. И.В.Вернадский о живом веществе планеты. Круговорот веществ и энергии в природе. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий. Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология - наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие. Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Понятие об атмосфере, литосфере, гидросфере, географической оболочке. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа: Мир динозавров выставка поделок. Изготовление плакатов («Отдохнул - мусор забери с собой» и др.). Экскурсия: Зеленый десант агитбригада «Отдыхая, защищай!».

2. «Экологические факторы» (12 часов, 8 часов теория, 4 часа практика) Понятие «Экологические факторы», Классификация факторов. Общие закономерности действия факторов на организмы. Температура. Освещенность. Влажность. Пища.

Практическая работа: Построение схем влияния экологических факторов на живые организмы, доклады.

3. Экологические акции и мероприятия (14 часов, из них 2 часа теории, 12 часов практика) Операция «Чистый берег» Поход на реку Кута, Очистка берега от мусора. Акция «Неделя добра», Экологическое мероприятие День Земли, День здоровья, XVI Районная НПК «Исследователь природы 2013». Экологическое мероприятие День Птиц. Экологическое мероприятие День Здоровья.

4. Растительный мир (12 часов, из них 6 часов теория, 4 часа практика, 2 часа экскурсия). Разнообразие растений, растительный мир Иркутской области и пос. Янталь, Растения как индикаторы, Ярусность, редкие и исчезающие виды растений (доклады). Комнатные растения, особенности их выращивания.

Практика: составление красной книги района, работа с определителями растений, изготовление гербария.

Экскурсия: в лесной массив

5. Свободная тема (14 часов, из них 7 часов теория, 7 часов практика). Мастер-классы, акции.

6. Животный мир (12 часов, из них 6 часов теория, 4 часа практика, 2 часа экскурсия) Разнообразие животного мира, животные - эндемики. Сообщества живых организмов. Домашние животные.

Практическая работа: Сообщение на тему: Животные жители родного края. Фотоконкурс «Эти забавные животные». Работа с определителями животных.

Экскурсия на частный животноводческий участок.

7. Туризм и охрана природы (12 часов, из них 6 часов теория, 4 часа практика, 2 часа экскурсия) Развитие массового туризма в России, в своем крае. Виды туризма. Экологические проблемы в рекреационных зонах. Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения. Виды природоохранной деятельности туристов на маршруте. Необходимость выполнения эколого-туристских правил поведения в окружающей среде: при пользовании водоисточниками, хождений в природном окружении, сборе грибов и частей диких растений, выборе места и устройстве туристского бивака, выборе места для кострища, обращении с огнем, выборе и сборе, заготовке топлива для костра; «захоронении» бытовых отходов, обращении с дикими животными. Не нарушать тишины.
8. Разнообразие экосистем (12 часов, из них 8 часов теория, 4 часа практика) Динамика и биологическая продуктивность экосистем. Климат и биомы суши. Пищевые цепи. Типы питания живых организмов. Сообщества живых организмов их группы Аквариум - как искусственная система. Луг как природное сообщество живых организмов и поле как искусственное сообщество живых организмов. Межвидовые взаимоотношения. Конкуренция. Хищничество.

Практическая работа: составление цепей питания

9. Промежуточная аттестация. Учебно-практическая конференция (2 часа практика)

10. Экология человека (14 часов, 8 часов теория, 4 часа практика, 2 часа экскурсия) Человек как часть пищевой цепи. Вредные факторы, влияющие на организм человека (освещенность, пыль, выбросы, сбросы вредных веществ). Народонаселение Земли. Продовольственная проблема. Клонирование, БАДы, ГМО. Энергетические ресурсы. Реальна ли угроза энергетического голода? Особенности взаимодействия природы и общества в эпоху научно-технической революции. Концепция устойчивого развития. Промежуточное тестирование. Викторина «Человек - как часть природы». Практическая работа. Доклады на тему: «глобальные проблемы человечества и пути их решения» (Кислотные дожди, разрушение озонового слоя, опустынивание, болезни 21 века…)

11. Экологическое право (14 часов, из них 8 часов теория, 4 часа практика, 2 часа экскурсия) ОВОС, основные федеральные законы, организации, конференции и экологические акции по охране природы. Международное сотрудничество. Административная и уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства. Нормативы выбросов, сбросов (ПДК, ПДВ, ВСВ, ПДС), плата за выброс, сброс. Практическая работа: расчет платы за сбросы, выбросы. Составление ОВОС планируемого предприятия. Экскурсия в лесничество.

12. Итоговая аттестация. Олимпиада по экологии (2 часа практика)















ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


К концу второго учебного года

Обучающиеся должны знать:

  1. стадии развития жизни на Земле, роль элементов природы в экологическом равновесии;

  2. понятие и классификации экологических факторов;

  3. особенности экосистем и виды природных сообществ;

  4. разнообразие животного и растительного мира родного края;

  5. виды взаимоотношений человека с природой;

  6. основные федеральные законы, нормативные акты природоохранного направления;

  7. основные законы, нормативные акты и правила природопользования;

  8. правила и уметь организовать туристское путешествие.

Обучающиеся должны уметь:

  1. определять и проводить исследование различных природных объектов;

  2. владеть элементарными приемами оказания первой медицинской доврачебной помощи и правилами транспортировки пострадавшего;

  3. определять степень влияния антропогенного воздействия на окружающую среду;

  4. работать с определителями животных и растений, оформлять гербарии;

  5. оказывать практическую помощь лесничествам по сохранению лесных ресурсов области;

  6. вести оценку воздействия на окружающую среду планируемого предприятия;

  7. вести расчет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ.

  8. Вести графический расчет рассеивания выбросов в атмосфере в зависимости от внешних факторов (направления ветра, осадков, температуры воздуха, рельефа).




Механизм отслеживания реализации программы


Первый год обучения:

  • Написание и защита докладов с презентацией на тему: «Особо охраняемые территории Российской Федерации»

  • Мини-проект «Моя экологически чистая комната»

  • Викторина «Чем мы дышим, что мы пьём, что едим?»

  • Игра «Птичий калейдоскоп»

  • Итоговое занятие «

Второй год обучения:

  • Тестирование «Человек как часть природы»

  • Учебно-практическая конференция

  • Промежуточный контроль: расчет платы за выбросы, сбросы.

  • Олимпиада по экологии.

Формы работы:

  • Групповая (на лабораторных, в дискуссиях)

  • Индивидуальная (при самостоятельной работе)

  • Коллективная (на всех занятиях)

Методы и приемы:

  • Проблемный (создание проблем на уроке)

  • Коммуникативные (беседы, дискуссии, ролевые игры)

  • Практические (лабораторные работы, эксперименты, исследования)

  • Комбинированные (самостоятельная работа, экскурсия, инсценировки)

















Методическое обеспечение образовательного процесса


  • Набор познавательных видеофильмов;

  • Различные канцелярские принадлежности и наборы для художественного творчества (ватманы, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, линейки, ручки, и др.)

  • Инструменты для работы на пришкольном участке;

  • Карта Усть-Кутского района;

  • Карта Иркутской области;

  • Карта Байкала;

  • Плакат: «Степь загрязненности городов Иркутской области»;

  • Календарь экологических дат;

  • Плакат «Круговорот воды»;

  • Плакат «Цепи питания»

  • Плакат «Помоги, природе»;

  • Таблицы «Виды и источники загрязнения воздуха»;

  • Таблицы «Виды и источники загрязнения воды»;

  • Физическая карта Российской Федерации;

  • Ребусы и кроссворды;

  • Головоломки и ребусы;

  • Определители растений;

  • Определители животных;

  • Наборы открыток: (птицы, животные, растения, заповедники, памятники природы и др.)

  • Произведения различных писателей о природе;

  • Сценарии;

  • Кормушки для зимующих птиц;

  • Значки и магниты на экологическую тему;













Условия реализации программы

Для эффективной реализации программы «Охрана природы», необходимы следующие условия:

  • состав группы 12 человек 1-го года обучения, 10-12 второго года обучения,

  • наличие отдельного кабинета с необходимым оборудованием,

  • разнообразное использование технических средств обучения (аудио- и видеотехника, компьютер),

Данная программа может быть реализована в учреждении дополнительного образования для учащихся среднего школьного возраста.



Список литературы для написания программы и педагога


  1. Гальперин М. В. Общая Экология: учебник / М.: ФОРУМ, - 336 с. Ил. - (Профессиональное образование), 2010 .


  1. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома. Книга для учителей и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», - 36с., 2009.


  1. Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области, издание шестое переработанное и дополнительное. ИД «Сарма», 2007.


  1. Новикова Г.Н., Кузнецова И.А., и др. Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. Братск: МП «Издательский дом «Братск»», - 164с., 2004.


  1. Рубцова В.А., Крутова О.В. и др. Активно игровые формы в экологическом образовании. МП «Издательский дом «Братск»», - 140 с., 2001.


  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., «Основы общей экологии», 2005.


  1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, - 128с., 2005.


  1. Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н. М. Черновой. - 13-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, - 302 с. 2010


  1. РМ 62-91-90 Методика расчета вредных выбросов в атмосферу из нефтехимического оборудования














Список литературы для обучающихся


  1. Экологические игры: сценарий состязаний // Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин: (для учащихся 7-х кл.) / С. А. Шин. - Ростов-н/Д, 2001. - С. 232-238.


  1. Экологический калейдоскоп: сценарный сб. игровых и познават. программ / сост. Т. Б. Гриф; ГЮБ РБ им. Д. Батожабая. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2004. - 46 с.


  1. Бударина, В. Крылатые цветы: игра-викторина о бабочках для учащихся 7-8-х классов // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 5 - С. 92-97.


  1. Владимирова, Л. Эти забавные животные // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 7. - С. 93-96.


  1. Кордина, Н. Е. Ускользающие жемчужины: учебно-познав. игра для старшеклассников о растениях, занесенных в Красную книгу // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 11. - С. 105-107.


  1. Щербакова, И. Учимся управлять природными ресурсами: имитационная игра // Биология в школе. - 2004. - № 8. - С. 62-65.


















© 2010-2022