ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИМА КЕШОКОВА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю. Ю Срукова.



ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИМА КЕШОКОВА


« А весной зазеленели травы

Полетели гуси на восток.

И пробился из-под каски ржавой

С лепестками алыми цветок»

А.Кешоков










Героическая борьба советского многонационального народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов является одной из основных тем военного и послевоенного периода. Народное мужество, трагизм начала войны, сокрушительный разгром многочисленной армии фашистских захватчиков, величие подвига советского солдат - победителя, защитившего родную землю от врага, - таковы основные проблемы в произведениях советской многонациональной литературы.

Военная тема в литературе адыгов нашла наиболее полное выражение в стихах и прозе великого кабардинского писателя Алима Кешокова .

Голос писателя Алима Кешокова начал звучать с самого начала войны. Не имея журналистского опыта, он редактировал дивизионную газету «За Родину », которая издавалась на кабардинском языке. Его творческие способности делали газету боевым органном части, в ней печатал свои патриотические стихи. Там же были опубликованы первые стихи Кешокова о войне: «Голос земли», «Вперед, отважные джигиты!», «Война», «Два друга» и другие.

Осенью 1942 года поэт был направлен а Сталинград в самые жестокие ни обороны города. Здесь Кешоков становится сотрудником редакции армейской газеты. В ней в 1942-1945 годах он напечатал десятки рассказов, очерков, а также многочисленные корреспонденции и зарисовки о фронтовых событиях и моральной стойкости солдат и командиров, которых сам видел на участках битвы с фашизмом.

Содержание кешоковских рассказов - это воинская отвага, оптимизм советских солдат, их ненависть к фашистам и безграничная любовь к своей земле и народу.

В рассказе «Глубокий рейд» группа разведчиков спасает сироту-мальчугана, рискуя быть обнаженной врагом.

В «Подвиге пяти богатырей» погибает рядовой Хорунжий, мстя за шестилетнюю девочку, убитую немцами на руках у матери.

В рассказе «Сила ненависти» сержант Зудилов идет в бой и с ненавистью истребляет детоубийц.

Герой очерка «Русский солдат» Григорий Трубачев счастлив от одной мысли, что гул боя уходит все дальше и дальше, и те, кто трудился на этой земле, могут без опаски убирать свой хлеб.

В большом очерке «Августовская битва» описана встречи простых советских людей со своими освободителями.

В очерке «Флаг» Кешоков рассказывает о тех, кто освобождал историческую Саун- гору в 1944 году.

В «Рассказах разведчика Бгамбы» написаны живые портреты рядовых солдат разных национальностей.

Командир разведгруппы - абхазец Комиссаров, Думинин, Смирный - русские, Кобзарь - украинец, Пшемаф Бек - адыгеец.

Писатель рассказывает о бдительности наших бойцов в поисках вражеской агентуры, об их проницательности в рассказах «Недокуренная папироса», «Арестованный сапог», «Человек с бородой», показывает стойких, беспощадных мстителей жгучей ненавистью к врагу и готовностью уничтожить его, где бы он не появился.

Документальные очерки и рассказы Алима Кешокова служили задачам воспитания воинского мастерства среди солдат, патриотизма и высокой преданности делу освобождения Родины разгрому врага.

С самого начала Великой Отечественной войны до декабря 1941 года А. Кешоков принимал участие охране побережья немецкого десанта в городе Хосте, затем в качестве командира взвода был направлен в 115-ю Кабардино-Балкарского кавалерийскую дивизию и в ее составе сражался в тяжелых боях с танками мотопехотой противника на Волге, в которых дивизия потеряла около 5 тысяч всадников и бала расформирована. Алим Кешоков получил ранение, а за участие в обороне Сталинграда был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Вероломное нападение фашистов, превосходство немецкой армии в технике привели к разгрому танковыми частями Национальной кавалерской дивизии.

А.Кешоков вспоминал о тяжелом драматическом пути войны пяти тысяч двухсот пятидесяти всадников дивизии, из которых в строю остались только триста шестьдесят пять человек. Он пишет: «Триста шестьдесят пятый- это я и сам себе поклялся: « Останусь живым - поведаю потомству об этих днях».

Кешоков тогда не знал, в какой форме он это сделает, и после войны долго вынашивал эту клятву. Лишь накопив определенный творческий опыт, осмелился взяться за роман «Сломанная подкова», состоящий из книг «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова» и «Грушевый цвет». Эта трилогия философски осмысливает тему войны и народа, человека и войны на судьбе народа и поднимает многие героические и трагические проблемы военной действительности, решая их с позиций социально-нравственных вопросов. В романе «Сломанная подкова» показан рост национального самосознания. Грозное время раскрывает характер человека, и война становится мерой, раскрывающей человеческую ценность.

Военная действительность показана в романе во всех его проявлениях: тяжелые, героические битвы на Дону, трудовой подвиг людей, партизанское движение жизнь эвакуированных с занятых фашистами городов и сел, спасение промышленности, скота от наступающих немцев и многое другое. В основе романа лежит воинская отвага и оптимизм советских воинов, их ненависть к фашистским захватчикам, безграничное любовь к своей родной земле и народу, беспощадная месть и героизм людей за свою Родину. При создании романа Кешоков рассказывает и о себе, так как в описываемых событиях участвовал сам.

Знаменитый балкарский поэт Кайсын Кулиев писал: « Многие годы моей жизни и работа связаны с Алимом Кешоковым. В трудные дни войны мы были вместе, не раз над нами пролетали свистящие пули, нередко приходилось спать, укрывшись одной плащ - палаткой, есть из одного солдатского котелка, читать друг другу в завьюженных окопах торопливо написанные стихи.

Мы в дыму войны шли вместе через заснеженные волжские и донские степи, были среди освободителей Донбасса, лежали в воронках Перекопа, переходили через Сиваш, сражались в Крыму. Мы были очень молоды. Горячо мечтали о книгах, которые думали писать после «войны». О романе «Сломанная подкова» писатель говорит: «Не написать его я не могу, ибо я - живой свидетель тех трагических событий в истории народа, правдивое изображение которых поможет будущему поколению воздать должное бессмертному подвигу своих отцов».

Подвиг своих соотечественников, преданных великому делу освобождения Родины от фашизма, писатель показал в образах решительного Бекана, стремительной и прекрасной Апчары, мудрой Хабибы, героических Доти, Альбиян, Локотоши, Солтана, еще не побывавшего в бою, но зверский убитого фашистами, чтобы запугать его смертью советских бойцов, которые называли именем Солтана самую трудную высоту, взятую в ожесточенном бою. Через огромные испытания проходит шестнадцатилетняя девушка Апчара. Она, участница Национальной дивизии, распространитель в окулированном фашистами Машуко листовок, видела потери в рядах наших бойцов. Перед ней проходят раненные : « В изодранных гимнастерках, выпачканные кровью, они медленно брели в тыл за повозками, увозящими тяжелораненых. Апчара глядя на них, не могла сдержать слез. Вчерашние десятиклассники, озорники, теперь не два передвигают ноги, истекают кровью; один несет плохо перевязанную руку, как несут больного ребенка; другой идет согнувшись, по лицу видишь, с каким страданием дается ему каждый шаг». Через призму восприятий Апчары Кешоков показывает конкретные человеческие судьбы, суровые трагические события на Дону.

Как у миллионов советских людей, в жизни Апчары присутствует страшная война, лишает ее счастья, оставив ей горечь утраты любимого человека.

Показывая героизм советских солдат, Кешоков в тоже время рассказывает о судьбе старшего поколения аула, о действиях партизан в тылу врага, о борьбе на оккупированной территории. Здесь убедительно описываются народный характер сопротивления. В горах сражается Чопракское укрепленное ущелье, где хозяйничает партизаны. Население спасает скот. Выводит отары через перевалы в Закавказье. Образ Бекана раскрывается в связи с возложением на него ответственной задачи: раздать колхозных коров жителям аула, чтобы сохранить скот до победы, объясняя людям почему это делается. Бекан, один из замечательных героев прозы Кешокова, погибает, не имея возможности спасти коня не желая отдавать его в руки врагу.

В романе «Сломанная подкова» А.Кешокова воссоздает реалистические картины военного времени, воспроизводя на ряду с фронтовыми событиями быт, труд, заботы колхозников. Жители аула угощают раненых бойцов: кто чем может и богат; « Вдоль всей дороги женщины выставили корзины с лепешками, яблоками и грушами, кринки молока, разложили сыры. Мальчишки с кувшинами и чайниками беспрерывно бегали за водой».

Здесь Кешоков показывает нерушимое единство фронта и тыла, когда усталым и измученным дорогой бойца женщины и дети отдают все, отдают последнее, потому что беда у них одна- война, но всех объединяла вера в победу , в изгнании ненавистного врага фашиста.

Действительно, роман заканчивается изгнанием гитлеровских захватчиков с Северного Кавказа, роман, который является яркой страницей художественной летописи истории Великой Отечественной войны. Но главное- кабардинская литература творчеством А.Кешокова заявила о своих больших возможностях и художественных достижениях Советский читатель узнал о трудностях борьбы радости победы в Великой Отечественной войне еще в одной маленькой республике нашей великой страны.

Надо заметить, что название романа имеет образный смысл. Образ « Сломанной подковы» возникает в разговорах героев романа. Увидев на радиаторе немецкой машины сломанную никелированную подкову, старая Хабиба говорит : « Сломается ваша подкова».

Не вышел замысел фашистов - и сдались горские народы, не посеяли гитлеровцы межнациональной розни, не удалось им настроить людей Кавказа против русских братьев. Подкову переломили советские люди своей ненавистью фашистским захватчиком, своей верой в победу и справедливости, храбростью и несгибаемостью. Роман « Сломанная подкова» является результатом живого соприкосновения с действительностью, богатством впечатлений, которые воплотились в художественные факты и события, благодаря таланту мастерству писателя.


© 2010-2022