- Преподавателю
- Другое
- Принцип наглядности: история и современность
Принцип наглядности: история и современность
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яппарова А.Ш. |
Дата | 01.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Яппарова А.Ш.
ЛПИ-филиал СФУ
Принцип наглядности: история и современность
Аннотация: В статье рассматривается принцип наглядности в дидактике как ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей информации. Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия. Суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
Ключевые слова: принцип, наглядность, восприятия, наблюдение, чувственность.
Актуальность этой темы предполагает, прежде всего, усвоения учащимися знаний путем непосредственно наблюдения над предметами и явлениями путем их чувственного восприятия. Наглядность Ян Амос Коменский считает золотым правилом дидактики «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного обучения и чувственной наглядности» [Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. и авт. Вводных статей Пискунов А. И. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 80]. Современные исследования показывают, что сопровождения рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения учебного материала. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процессе обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исследованиями принципа наглядности занимались многие видные ученые, такие как Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и многие другие. В настоящее время широкое распространение получили исследования условий применения наглядности в педагогической практике. Принцип наглядности не потерял актуальности и в 21 веке. Многие дидакты и педагоги считали его одним из основных.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой отмечено, что принцип - это «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. - 1981]. В этом же словаре наглядность понимается как «один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимся на конкретных примерах (по Я.А.Коменскому)»;
Таблица №1
Роль наглядности в теориях Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. В. Адольф Дистервега
Я.А.Коменский
И.Г.Песталоцци
Ф.В Адольф Дистервег
Представления о наглядности
Предлагает «золотое правило» обучения: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимая для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащие вкусу - вкусом; доступное осязанием - путем осязания». «Если какие - то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»
Сделав квадрат основным средством для развития первых понятий о числе и форме, способ не только создал благодаря этому опору наглядности для абстрактных понятий о времени и пространстве, чего эти понятия в качестве основы для обучения детей никогда не имели, но он сделал больше: он, безусловно, дал этим понятиям наиболее простую и плодотворную основу наглядности, которую человеческий ум в состоянии был найти для этой цели. Способ, несомненно, создал для этих понятий единственную опору наглядности, которая может быть воспринята человеческим разумом.
«… нельзя отрицать, что в обучении юношества всякое преподавание должно опираться на принцип наглядности.
Развитие человеческого ума начинается с чувственного познания внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления на ощущениях. Иначе они окажутся лишенными содержания, пустыми, а обозначающие их слова пустословием.»
Методы
Коменский в основу познания и обучения поставил опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше. Великая заслуга Каменского в разработке наглядности как одно из важнейших дидактических принципов он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевший к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками
«Если задержать внимание ребенка на наблюдении и наименовании всех характерных признаков коровы, собаки, кошки, мыши на срок достаточно длительный, чтобы эти все признаки с неизгладимой силы запечалились в сознании ребенка, то можно присоединить к тому, что ребенок уже знает потому разделу обучения, которая относится корова, собака и т.п»
«…в общественной жизни, в науке, в обучении, даже «на подмостках, изображающих мир», требуется конкретные явления, действительность, факты.» «Всюду настаивают на непосредственном восприятии, то есть непосредственно наглядных приемах, требуют, чтобы все было сведено к непосредственной наглядности. Поэтому пусть обучение, которое всегда должно следовать за жизненным прогрессом, всюду соблюдает принцип наглядности!»
В современной науке выделяют следующие виды наглядности:
1. Условно-графическая наглядность - это когда представления и понятия формируются с помощью условных знаков. Она включает в себя схемы, графики, карты, картограммы, таблицы, диаграммы и т.д.
2. Натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);
3.Изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;
Нами было проведено анкетирование студентов I курса физико-математического факультета ЛПИ-филиала СФУ. Было опрошено 20 человек. Анкета состоит из 6 вопросов, результаты анкетирования представлены в таблице № 2.
Таблица №2
Результаты анкетирования
Правильный ответ
Неправильный ответ
1.Наглядность это:
57%
43%
2. Что развивает наглядность?
72%
28%
3. Выберете из нижеперечисленных, что НЕ относится к виду наглядных средств обучения:
72%
28%
4. Что подразумевается под предметной наглядностью?
73%
27%
5. Что подразумевается под изобразительной наглядностью?
45%%
55%
6. Что подразумевается под жестовой наглядностью?
28%
72%
Результаты показывают, что большинство первокурсников подразумевают под наглядностью, лишь один ее вид, предметную наглядность, а недопонимание возникает в вопросе о жестовой наглядности.
Таким образом, наглядность это дидактическое требование представлять информацию для легкого восприятия зрительно и логически; В истории педагогике принцип наглядность понимался гораздо шире (использование всех органов чувств) чем в современной науке (аудиовизуальные средства), что подтверждается и результатами проведенного анкетирования.
Список литературы:
-
Педагогическое наследие./ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989 - 59 с.
-
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. и авт. А. И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981. - 353 с.
-
Научная библиотека диссертаций и авторефератов // режим доступа: dissercat.com/content/realizatsiya-printsipa-naglyadnosti-v-sovremennom-pedagogicheskom-obrazovanii#ixzz3g3V4vhrt