Доклад на тему: Инклюзивное образование в ГГТУ СТТ

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инклюзивное образование

ГГТУ «Социально - технологическом техникуме»



Принятый Московской думой закон «Об образовании» для лиц с ограниченными возможностями здоровья, явился значимой вехой на пути не только развития образовательной системы, но и гуманизации российского общества в целом, еще одним шагом к интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой.

Что же такое инклюзивное образование?

Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной

принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.

Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия,

учитывающие специфику деятельности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров - рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

В социально-технологическом техникуме г.Орехово-Зуево с 1987 года осуществляется обучение учащихся с ЗПР (задержка психического развития). Студенты обучаются по следующим профессиям: «Садовник», «Оператор швейного оборудования», «Маляр строитель». Обучение по профессии «Оператор швейного оборудования» и «Маляр строительный» осуществляется на основе комплекта учебной программной документации для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработанные Министерством образования Российской Федерации институтом развития профессионального образования в 2003-2004 году. Сравнивая эти два учебных комплекта нужно отметить, что: количество часов у швейников -35 , а у строителей -32 часа. Операторам преподаются такие дисциплины как: история родного края, математика и другие, а малярам нет однако же математика очень нужна и строителям.

Я с детьми ОВЗ работаю уже на протяжении несколько лет главная цель моей работы и работы педагогического коллектива: социальная

и трудовая адаптация учащихся, успешная интеграция выпускников в современное общество. Достижению этой цели подчинены

все направления деятельности коллектива: учебно-воспитательное,

коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, трудовое,

дополнительное образование.

Важно отметить, что учебное заведение выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней.

- Так, профессиональная деятельность способствует приобретению выпускниками техникума востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. Ориентирована на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности. В техникуме, не смотря на то, что отсутствуют государственные образовательные стандарты профессионального образования проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов. Например администрацией техникума заключаются договора социального партнерств где студенты проходят производственное обучение и производственную практику на предприятиях. По окончанию техникума обучающие могут пойти работать на данные предприятия.

- Социальная деятельность - наращивание социального капитала, формирование у студентов таких качеств, как доверие и толерантность. Так, в целях занятости учащихся для оздоровления по реабилитационно-воспитательной программе, включающей трудотерапию, организацию спортивно-досуговых и оздоровительных мероприятий учащиеся направляются на летний отдых в Санаторно-курортное объединение «Смена» г. Анапа. Где ребята раскрываются, выявляются положительные и отрицательные стороны, учатся друг у друга терпимости, уважения, взаимовыручки, готовность принимать такими, какими они есть.

- Культурная деятельность - приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Студенты с ЗПР на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют в общественной жизни техникума.

- Внеучебная деятельность. Инклюзивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в учреждении уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Это участие в праздниках («День знаний», «День осени», «День учителя», «Новый год», «День Победы», «Последний звонок» и т.д.), участие в районных и городских конкурсах и фестивалях, где обучающиеся с ЗПР занимают призовые места. Большое внимание уделяется организации экскурсий, походов в музеи, театры, выставки.

Стоит отметить, что в настоящее время в техникуме обучаются 102 студента из числа детей-сирот из них 50 дети с ЗПР, которые охвачены образовательным процессом. Для повышения эффективности обучения студентов с ЗПР в условиях инклюзии задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Для студентов разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей. Широко применяются все педагогические технологии такие как: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, практико-ориентированная технология, информационно-коммуникативная и др.,

Полученные в техникуме знания, умения и навыки обеспечили востребованность выпускников с ограниченными возможностями на предприятиях, в специализированных учреждениях и учебных заведениях. Они работают на тепличном комбинате ЗАО «Аграрное» г. Дрезна, рабочими зеленого хозяйства в учебных заведениях, ООО «Деловая инициатива» (пошив детской одежды). В конце хотелось бы отметить, что у таких детей есть огромный потенциал, они ходят учиться и повышать свой уровень. Обучающиеся которые, окончили вечернюю школу продолжают учиться в нашем учреждении на художников по костюму, поваров и др. профессии. Я считаю, что необходимо дать возможность детям с ОВЗ получить основное среднее образование.

Литература:

  • Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. - 24 с.

  • Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. - 2001.

  • edu-open.ru›Portals/0/Documents/spec/ИО№1.PDF

informio.ru›Публикации›…Inklyuzivnoe-obrazovanie

© 2010-2022