- Преподавателю
- Другое
- Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях длительного лечения
Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях длительного лечения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданович Н.Э. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н. Богданович, учитель
ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа-ннтернат»
Организация комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях длительного лечения
В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. При этом форма сопровождения и его структурно-функциональная модель вариативны и определяются администрацией и педагогическими работниками ОУ самостоятельно, исходя из контингента лиц с ОВЗ, материально-технических, кадровых и иных ресурсов учреждения.
Результативность такой деятельности напрямую определяется четким соблюдением следующих условий:
-
соблюдение правил реализации комплексного сопровождения, включающего медико-психолого-диагностический, аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
-
индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения образования лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальное развитие;
-
нацеленность работы всего педагогического коллектива на создание условий, обеспечивающих не только учебную, но и социальную, личностную успешность всех обучающихся, в том числе и лиц ОВЗ и их социальную интеграцию;
-
наличие у специалистов образовательного учреждения и педагогических работников положительной устойчивой мотивации к решению задач комплексного сопровождения;
-
вовлечение в процесс сопровождения всех заинтересованных субъектов (семья, педагогический коллектив, общественные организации и др.), организация их взаимодействия.
Именно таким образом организована данная работа в нашем образовательном учреждении. В нашей школе-интернате обучается 180 воспитанников, нуждающихся в длительном лечении (с малыми и затихающими формами туберкулеза). Среди них есть обучающиеся с ОВЗ, имеющие также нарушения психического развития, соматически ослабленные дети, дети-инвалиды. Особенность нашего учреждения в том, что дети не только обучаются, но и проходят лечение.
Поэтому для педагогического коллектива было важно выстроить систему сопровождения этих детей в единстве диагностики и коррекции.
В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считается комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ОУ. Процесс сопровождения в нашем ОУ осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (врач-педиатр, врач-фтизиатр, учитель ЛФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог, педагог-логопед, соцпедагог, педагоги).
Процесс сопровождения включает в себя:
-
разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность службы сопровождения: приказ руководителя ОУ о создании службы сопровождения, о создании школьного ПМПк, положение о ПМПк, должностные инструкции специалистов, включенных в его деятельность и др.
-
разработку «Программы коррекционной работы» и «Программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ»;
-
разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития.
Систему сопровождения представляют медицинское, социальное, психологическое и педагогическое направления. Результат работы зависит от активности и эффективности деятельности специалистов службы сопровождения. Но имеются и некоторые проблемы. И, прежде всего, это ежегодная сменяемость детского коллектива до 50% (отчисляются как оздоровленные комиссией республиканского противотуберкулезного диспансера), что затрудняет отслеживать динамику развития детей;
Следует отметить, что работа по организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения в школе ведется более 20 лет. Традиционно дважды в год проводились педконсилиумы, на которых в начале года определялся актуальный уровень развития каждого ребенка и ставились задачи, а в конце года подводились итоги. Постепенно такая форма стала утрачивать свою актуальность, превратилась в «обязаловку», сбор информации, которая не всегда была востребована. Следовало искать новые подходы решения задач. И начали мы, конечно же, с изучения опыта других школ, создания нормативной базы.
Во главу была положена диагностика, которой отводится особое место в сопровождении ребёнка. Именно на основе анализа результатов диагностики планируется работа с ним, определяется его социальный статус, составляется индивидуальная программа сопровождения.
Очень хорошо поставлено в школе социально-педагогическое сопровождение учащихся, детей «группы риска», где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции (выявление учащихся данной категории и определение факторов риска прогнозирование опасности возникновения проблем и возможности их преодоления, а также предупреждение возникновения проблем через полное или частичное преодоление факторов риска).
Почему мы считаем организацию сопровождения в школе необходимым условием эффективного обучения и воспитания ребенка?
Вот несколько типичных для школы проблем. Ученики первых и пятых классов, привыкая к новым для них условиям, чувствуют себя не всегда уверенно в школе, у них часто возникают проблемы в учебе и общении. С такими же трудностями сталкиваются вновь поступившие ученики, которые возможно впервые уехали из дома. Все это осложняет процесс адаптации, приводит к возникновению ряда проблем. Что чувствует ребенок, подросток, запутавшийся в своих проблемах? Скорее всего, одиночество, беспомощность.… Как и кто может помочь ученику справиться с трудностями в учебе и общении? Как помочь старшекласснику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе обучения? К кому он может обратиться? Вполне очевидно, что в таких случаях ученик обратится в службу психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМС). Сюда же обращаются и педагоги, и родители.
Служба сопровождения - это команда специалистов: педагог - психолог, учитель- логопед, социальный педагог, медицинские работники и учитель- дефектолог, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь основным принципом своей работы: «Для детей и с детьми».
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся в «Дневниках наблюдения за развитием ребенка». Совместно с педагогом-психологом заполняют карты сопровождения.
Осуществляют при необходимости обучение по индивидуальным планам.
На должном уровне организован мониторинг состояния здоровья:
-
создание банка данных о психофизиологических особенностях учащихся;
-
определение соответствия образовательной среды, социума возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся, состоянию их здоровья, и развития.
Нами выработан определенный алгоритм ППМС развития ребенка в период его обучения в школе-интернате.
С момента поступления ребенка в школу специалисты службы сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации.
Карта индивидуального сопровождения, мы ее называет «Карта здоровья и развития», заводится на каждого ученика школы в момент его поступления в наше образовательное учреждение и до его отчисления из школы по ее окончанию или оздоровленности. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности также находят свое отражение в этом документе.
Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Поэтому в нашей школе процесс сопровождения подразделяется на два типа: непосредственное (прямое: ученик-психолог, коррекционные занятия) и опосредованное (косвенное). При непосредственном сопровождении специалисты взаимодействуют напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником через промежуточные звенья: учитель, родитель, другой ученик.
Процесс индивидуального сопровождения проходит несколько этапов: можно описать через последовательную реализацию следующих этапов:
-
Диагностика. Сбор первичной информации, обозначение проблемы.
-
Проектирование коррекционно - развивающих задач (составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы).
-
Функционирование коррекционно- развивающей среды (реализация программы и анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий).
-
Мониторинг развития ученика (рубежная диагностика с целью фиксации изменений в развитии личности ребенка).
Только благодаря совместной деятельности всех школьных служб достигаются положительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.