- Преподавателю
- Другое
- Привитие интереса к предмету (из опыта работы)
Привитие интереса к предмету (из опыта работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ручкинова Т.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Привитие интереса
к предмету
Ручкинова Т. Н.
МБОУ « Лесозаводская
средняя школа»
Повышение интереса
к урокам русского языка
План
1.Введение
2.Обзор теоретической литературы по данному вопросу
3.Описание своей работы
4.Заключение
«Учительская газета» как-то констатировала, что «с интересом у нас учатся в школе только 9% школьников». Как показывает практика, русский язык как школьный предмет не у всех школьников пользуется популярностью. Падение интереса учащихся к изучению русского языка - одна из серьезных проблем школы. И, как следствие, снижается грамотность, учащиеся не умеют грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Как пробудить, вызвать интерес учащихся к изучению русского языка? Формирование интереса - одна из важнейших составных частей обучения. Интерес влияет на то, в какой степени целеустремленно, целенаправленно и увлеченно приобретают школьники знания.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я стала искать новые, активные формы работы. Поставила перед собой конкретные задачи:
1.Познакомиться с научной и методической литературой по вопросу «Повышение интереса к урокам русского языка».
2.Изучить передовой опыт.
3.Искать новые формы и методы обучения русскому языку.
К сожалению, в нашей методической литературе по русскому языку проблеме возникновения интереса к предмету у учащихся почти не уделяется внимания. Материал по данной теме помещается в журнале «Русский язык в школе». Начиная с 1982 г. можно найти публикации под рубрикой «О воспитании интереса к урокам русского языка» или «Как сделать урок интересным», «Ситуация успеха» и т.п.
О разных методах повышения интереса к предмету говорится в ст. «КВН юных филологов», автор С.С.Сухар №5-6 за 1992 г.
О личности педагога как важнейшем условии заинтересованного отношения ребенка к предмету - в статье Г.Ю.Никитенко «Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка» в ж. №6 - 1991г.
О воспитании у учащихся любви к русскому языку путем тщательного отбора дидактического материала - в статье З.П.Карповой «О воспитании интереса к урокам русского языка» ж. №2 - 1989 г.
В статье «Простор для творчества» рассказывается о нестандартных уроках, для чего они нужны, их разнообразие и значении. Подобные статьи печатает журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины» №3 - 1989 г., №6 - 1990 г., №7 - 1991 г.
Благодатный материал содержит книга Е.М.Минскина «От игры к знаниям». В этом пособии предлагаются разнообразные развивающие и познавательные игры.
В книге А.Д.Дейкиной «Обучение и воспитание на уроках русского языка» рассказано о том, как пробудить интерес учащихся к предмету.
Знакомясь с опытом работы других учителей-словесников по журнальным статьям, методической литературе, посещая открытые уроки, изучая передовой опыт, я искала разные формы работы по предмету.
Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Из своего опыта могу сделать вывод, что особенно привлекает учащихся занимательность. На уроках русского языка я использую различные виды занимательного материала: грамматические и дидактические игры, викторины, кроссворды, грам.лото и т.п.
Изучив материал о нестандартных уроках, я стала их использовать для привития интереса к предмету. На таких уроках создается атмосфера заинтересованности, т.к. материал дается в занимательной форме. Такие уроки создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагают к выполнению заданий даже слабоуспевающих учащихся. На таких уроках у школьников возникает непроизвольное внимание. Все работают с большим творческим подъемом.
Работая по данной теме 6 лет, я сама накопила определенный опыт. Работала и провела уроки обобщения знаний и умений учащихся по темам «Фонетика» и «Имя существительное» в 5 классе в форме игры «Менеджер».
Большое удовлетворение я получила от подготовки, а потом и от проведения урока - практикума «Корректор « в форме деловой игры в 6 кл. (урок работы над ошибками).
Я считаю, что пробудить глубокий интерес к предмету невозможно только на уроках. Только в сочетании форм урочной и внеклассной работы, дифференциации обучения может быть желаемый результат. Для этого использую во внеклассной работе занимательный материал. Провожу КВНы, ринги, «Что? Где? Когда?», общественные смотры знаний, путешествия, праздники русской словесности.
В течение нескольких лет вела факультативы по русскому языку «Язык и общение» и «Наши имена».
В очень интересной форме мы провели практическое занятие (открытое мероприятие) на тему «Что в имени тебе моем?» Оно прошло в форме «научно-практической лингвистической экспедиции».
С успехом прошли праздники «Русская словесность», «Поэзия Севера», «Посиделки», «Осенины», «Фольклото» и др.
Я остановилась только на отдельных формах урочной и внеклассной работы привития интереса к изучению русского языка. В результате проделанной работы наметился определенный сдвиг. Большинство учащихся ждут уроки русского языка, стали активнее, раскрепощённее. Я чувствую удовлетворение от работы, хотя многое ещё предстоит сделать.
Моя постоянная задача - помочь слабым учащимся усвоить материал, выработать основные навыки, а у сильных - пробудить желание знать предмет лучше, изучать дополнительную литературу, чувствовать красоту русского языка.
Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, я проделала определённую работу:
1.Составила план по самообразованию по теме «Психология усвоения орфографии».
2.Подобрала литературу по данной теме.
3.Подготовила и провела на МО и на родительском собрании сообщение на тему «Психологические механизмы грамотного письма».
4.Познакомилась с методикой А.Д.Алферова, языковеда начала 20 в., ст. Д.Богоявленского «Психологические основы работы над ошибками» из его книги «Психология усвоения орфографии».
5.Протестировала учащихся на вид памяти.
6.Оформила в кабинете стенд «Советует педагог», где даны способы развития памяти.
7.Постоянно слежу за материалами поданной теме в журнале «Русский язык в школе» и в другой методической литературе.
Результаты нашей работы зависят от того, как ученики соучаствуют в работе.
Увлечённость, радость, доставляемые процессом учения, придают ученикам новые силы.
Итак, прививая интерес к русскому языку, пробуждая тягу к любознательности, мы формируем будущую личность, т.к. учить детей языку - это значит учить их жизни.