Программа дополнительного образования Краевед

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавления программы

Пояснительная записка …………………………………..

Содержание программы ……………………………………

Учебный план ……………………………………

Календарный учебный график ………………………………

Рабочая программа модуля ……………………………………

Оценочные материалы ………………………………………….

Методическая литература …………………………………….

Список литературы ………………………………………….









Пояснительная записка

Актуальность, обоснование программы

Краеведение - важный фактор нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Воспитание патриотизма начинается, прежде всего, с любви к своему дому, краю, к людям, его населяющим. Любой ребенок начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того, что такое общее. Поскольку одним из источников обогащения учащимися знаниями родного края, воспитания любви к нему является историческое краеведение, то именно оно видится как средство разрешения выявленного противоречия.

Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни края способствует лучшему пониманию исторических событий и явлений, делает содержание изучаемой темы богаче, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается, повышает их заинтересованность. При этом учащиеся лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями нравоучениями, а примерами героической борьбы, подвигов, талантов русского народа высветит и все остальные позитивные качества растущего человека.

Краеведение активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы уроков и повышает их эффективность. Все это способствует обеспечению учащихся прочными и глубокими знаниями, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Историческая наука во все времена являлась основой гуманитарного образования. Изучение прошлого позволяет осмыслить настоящее и предопределить будущее развитие общества. История - великая учительница жизни. Изучение родного края - первый шаг к познанию своей Отчизны. Краеведение - это система знаний по истории родного края, об особенностях быта, трудовой деятельности народа, о культуре, исторических событиях. История и этнография, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и народного творчества, традиции, обычаи, обряды - все это вбирает в себя история родного края, т.е. краеведение. Познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, патриотизма, и возвышает человека нравственно. Знание и уважение истории своей земли, традиций своего народа, бережное отношение к народному творчеству, природе родного края, глубокое осознание своих корней - это основа возрождения национального самосознания.

В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории.

Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали.

Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота - значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся - одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися.

Правовые основы деятельности

Федеральный закон об образовании от 29. 12. 2012 № 273 (ст. 2. п.9, п.14, п.31, п.4, ст.75. п.1-4, ст. 28. п.10,11)

Государственная концепция развития дополнительного образования то 04. 09. 2014. №1726-р

СанПин от 04. 07. 2014. №41

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» от 29. 08. 2013. № 1008

Методические рекомендации по разработке образовательной программы организации ДО (письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-1674\14 от 30. 05. 2014

Новизна программы

Принципиальной новизной программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Новизна программы заключается и в том, что в неё «встроен» эпизодический курс истории России, который позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по предмету.

Разработанная мною программа рассчитана на курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы. Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Содержание программы

Концептуальные основы программы

  1. Постепенность.

  2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

  3. Акцентирование на исследовательской деятельности.

  4. Индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

  5. Осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению.

Особенности программы

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Обучение происходит в очной форме. В результате учащиеся получают углубленные знания по историческому краеведению.

Цель программы:

Расширить границы музейного пространства, в котором личности ребенка предоставляются условия для активного приобщения к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь у отечеству, родному краю, родному народу, семье, а также качества, отличавшие русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи программы:

Образовательные: · Дать определенные знания по истории, культуре, природе, традициях. · Расширить знания о духовной культуре русского народа на примере православно культовых мест, культурно-исторических памятников села Возрождения и его окрестностей. · Углубить знания об истории, традициях русского народа на примере изучения истории села и его жителей.

Воспитательные: · Воспитывать любовь к людям, живущим рядом, к родному краю. · Формировать гражданско-патриотическое сознание. · Способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России, своего села. · Способствовать формированию личности учащихся, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию.

Развивающие: · Сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской работы с использованием информационных компьютерных технологий. · Вовлечь в практическую деятельность по сохранению и восстановлению наследия наших предков - культурных памятников и православных мест. · Развивать индивидуальные и творческие способности учащихся через проектную деятельность.

Программа «Краевед» по содержанию является краеведческой с патриотической направленностью, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации - кружковой.

Программа рассчитана на учащихся 13-16лет. Срок реализации 3 года.

Детское объединение «Краевед» работает как профильная группа, решающая практические краеведческие, научно-исследовательские и популяризаторские историко-краеведческие задачи. Состав группы постоянный. Набор детей осуществляется свободно по их желанию. Занятия происходят в индивидуальной и групповой формах. Количество детей посещающих кружок 15 человек в год (за 3 года 45) .

Возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-16 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество - норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

Самостоятельная деятельность учащихся - очень важный фактор формирования познавательного интереса. Но иногда надо дать стимул для самостоятельного изучения какого-либо явления, так как, изучая его, разбираясь в его проблемах и связями с жизнью, у ученика возникнет неподдельный интерес к изучаемому процессу.

Объем самостоятельной работы учащихся должен увеличиваться за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характера.

В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей схеме деятельности. Те формы работы, в которых эти тенденции присутствуют, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

Применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в процессе информационной ценностно-ориентированной деятельности. В процессе такого обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.).

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса, повышения его качества в контексте профильной подготовки является разработка и внедрение метода проектов, основанного на самостоятельной исследовательской работе учащихся.

Режим занятий:

  • Общее количество часов в год - 144 часа

  • Количество часов в неделю - 4 часа

  • Периодичность занятий - 2 раза в неделю

Организационно-педагогические условия

Руководителем детского объединения «Краевед» является Политова Светлана Валерьевна: педагог дополнительного образования с высшим образованием по совместительству, учитель истории, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж работы 24 года.

Условия реализации программы:

  1. информационно-методическое сопровождение;

  2. внедрение в практику работы личностно- ориентированного подхода;

  3. умелое использование наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых;

  4. творческое отношение к образовательному процессу; взаимосвязь теории с практической работой

5) учет психологических особенностей подростков;

6) материально- техническое обеспечение (Помещение для проведения занятий кабинет истории и музейная комната отвечает требованиям инструкции. Согласно санитарным нормам помещение имеет естественное и электрическое освещение. Санитарно-гигиенические условия воздушной среды в помещении соответствуют нормам. Помещение, отведенное для кружка, удовлетворяет основным требованиям противопожарной безопасности, имеет оборудование: таблицы по истории России, карты по истории России и Горьковской области, музейные экспонаты, интерактивная доска, компьютер, электронные учебники).

Планируемые и ожидаемые результаты

К концу 1-го года занятий дети должны знать: Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Основы истории освоения края и его особенности географического и природного содержания .Понимать и употреблять в своей речи новые исторические термины.

К концу 1-го года занятий дети должны уметь: Пользоваться исторической картой, литературой и материалами. Правильно рассуждать. Анализировать события, выделять главное. Применять полученные знания на практике.

К концу 2-го года занятий дети должны знать: Основы истории развития края в 12-18веке.Особенности исторического развития. Роль исторических личностей в судьбе нашей страны и родного края.Последовательность происходивших событий.

К концу 2-го года занятий дети должны уметь: Пользоваться в совершенстве методическими материалами. Проводить исследовательскую работу. Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы. Подбирать необходимый материал для работы.

К концу 3-го года занятий дети должны знать: Историю родного края в годы ВОВ.Экономическое, социальное и культурное развитие края. Традиции и обычаи края.

К концу 3-го года занятий дети должны уметь: Самостоятельно работать с дополнительным материалом. Давать оценку происходившим событиям в крае. Качественно выполнять творческие проекты.

Основные знания, умения и навыки, формируемые и приобретаемые обучающимися к концу всего курса: знать/понимать:

-факты, явления, процессы, понятия, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

-взаимосвязь и особенности истории Росси, национальной и региональной;

-основы компьютерной грамотности;

-основные сведения по истории региона;

-систему работы с краеведческими источниками;

Обучаемые должны уметь:

-проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

-осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

-использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

-формировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы целей своей работы, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

-представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации;

-составить описание музейного экспоната;

- пользоваться методическим комплексом краеведческого характера;

Обучаемые должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

-осознания себя гражданином России.

Учебный план

№ п/п

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Всего по программе

Всего часов

Атт.

Всего часов

Атт.

Всего часов

Атт.

1.

Родные просторы Нижегородского края

38

2

38

2

38

2

120

2.

Наши традиции и герои

60

4

60

4

60

4

192

3.

«Золотое кольцо» нижегородчины

36

4

36

4

34

6

120

Всего по программе:

134

10

134

10

132

12

432

144

144

144

Календарный учебный график


Месяц

Дата


Неделя

Количество часов

1 год

2 год

3 год

сентябрь

01.09-07.09

1

2

2

2

08.09-14.09

2

2

2

2

15.09-21.09

3

4

4

4

22.09-28.09

4

4

4

4

29.09-05.10

5

4

4

4

октябрь

06.10-12.10

6

4

4

4

13.10-19.10

7

4

4

4

20.10-26.10

8

4

4

4

27.10-02.11

9

4

4

4

ноябрь

03.11-09.11

10

4

4

4

10.11-16.11

11

4

4

4

17.11-23. 11

12

4

4

4

24.11-30.11

13

4

4

4

декабрь

01.12-07.12

14

4

4

4

08.12-14.12

15

4

4

4

15.12-21.12

16

4

4

4

22.12-28.12

17

4

4

4

29.12-04.01

18

Х

Х

Х

январь

05.01-11.01

19

Х

Х

Х

12.01-18.01

20

4

4

4

19.01-25.01

21

4

4

4

26.01-01.02

22

4

4

4

февраль

02.02-08.02

23

4

4

4

09.02-15.02

24

4

4

4

16.02-22.02

25

4

4

4

23.02-01.03

26

4

4

4

март

02.03-08.03

27

4

4

4

09.03-15.03

28

4

4

4

16.03-22.03

29

4

4

4

23.03-29.03

30

4

4

4

апрель

30.03-05.04

31

4

4

4

06.04-12.04

32

4

4

4

13.04-19.04

33

4

4

4

20.04-26.04

34

4

4

4

27.04-03.05

35

4

4

4

май

04.05-10.05

36

4

4

4

11.05-17.05

37

4

4

4

18.05-24-05

38

4

4

4

25.05-31.05

39

4

4

4

июнь

01.06-07.01

40

-

-

-

08.06-14.06

41

-

-

-

15.06-21.06

42

-

-

-

22.06-28.06

43

-

-

-

июль

29.06-05.07

44

-

-

-

06.07-12.07

45

-

-

-

13.07-19.07

46

-

-

-

20.07-26.07

47

-

-

-

27.07-02.08

48

-

-

-

август

03.08-09.08

49

-

-

-

10.08-16.08

50

-

-

-

17.08-23.08

51

-

-

-

24.08-31.08

52

-

-

-

Всего учебных недель/часов

37/144

37/144

37/144

Всего часов по программе

лекц.

76

лекц.

76

лекц.

76

практ.

68

практ.

68

практ.

68




Условные обозначения

Ведение занятий по расписанию

-

Ведение занятий не предусмотрено расписанием

Промежуточная аттестация

Х

Каникулярный период

Итоговая аттестация

Рабочая программа


1 год обучения


№ п\п

Наименование разделов, тем.

Количество часов.

всего

теория

практика

1.

Родные просторы Нижегородского края

40

22


18


Организационное собрание.

Правила по технике безопасности

2


2


У карты Нижегородской области

6

2

4


Природа родного края

10

8

2


Большие и малые поселения

10

6

4


История и культура в названиях населенных пунктов Нижегородского края

10

6

4


Итоговое занятие

2


2

2.

Наши традиции и герои

64

36

28


Нижегородская символика

8

4

4


Уклад жизни

14

10

4


Промежуточная аттестация

2


2


Святые земли нижегородской

10

6

4


Архитектурный облик родных поселений

12

6

6


Нижегородский край и российская история

16

10

6


Итоговое занятие

2


2

3.

«Золотое кольцо « Нижегородского края

40

18

22


Городец- город мастеров

8

4

4


Благословенное Дивеево

8

4

4


Историческая Балахна

8

4

4


Нижегородская твердыня Кремль

12

6

6


Итоговое занятие

2


2


Промежуточная аттестация

2


2


Всего:

144

76

68


2 год обучения


№ п\п

Наименование разделов, тем.

Количество часов.

всего

теория

практика

1.

Родные просторы Нижегородского края

40

22


18


Организационное собрание.

Правила по технике безопасности

2


2


Археологическое прошлое Нижегородского края

6

2

4


Памятники природы родного края

10

8

2


Хозяйство края

10

6

4


Центры народной культуры

10

6

4


Итоговое занятие

2


2

2.

Наши традиции и герои

64

36

28


Легенды и предания земли нижегородской

8

4

4


Нижегородские начала: Юрий Всеволодович и Александр Невский

14

10

4


Промежуточная аттестация

2


2


Национальное единство: К. Минин и Д. Пожарский

10

6

4


Нижегородское ополчение 1812 г.

12

6

6


Нижегородский край в литературных памятниках

16

10

6


Итоговое занятие

2


2

3.

«Золотое кольцо « Нижегородского края

40

18

22


«Там, где Ока обнимается с Волгой -рекой»

8

4

4


Пушкинское Болдино

8

4

4


Именитые нижегородские села

8

4

4


Нижегородская ярмарка - «карман» России

12

6

6


Итоговое занятие

2


2


Промежуточная аттестация

2


2


Всего:

144

76

68






3 год обучения


№ п\п

Наименование разделов, тем.

Количество часов.

всего

теория

практика

1.

Родные просторы Нижегородского края

40

22


18


Организационное собрание.

Правила по технике безопасности

2


2


Имя дома твоего

6

2

4


Заповедники родного края

10

8

2


Мы вместе-единая семья

10

6

4


Национальные особенности края

10

6

4


Итоговое занятие

2


2

2.

Наши традиции и герои

64

36

28


Праздники и обычаи нижегородчины

8

4

4


Дорога к храму

14

10

4


Промежуточная аттестация

2


2


Великие нижегородцы

10

6

4


Музеи, театры, библиотеки Нижегородского края

12

6

6


Нижегородский край в годы ВОВ

16

10

6


Итоговое занятие

2


2

3.

«Золотое кольцо « Нижегородского края

40

18

22


Нижегородское Заволжье

8

4

4


Золотые купола Арзамаса

8

4

4


Индустриальные центры Нижегородской области

8

4

4


Мы-нижегородцы, мы-россияне

10

6

6


Итоговое занятие

2


2


Промежуточная аттестация

2


2


Итоговая аттестация

2




Всего:

144

76

68











Методический материал

Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый виды контроля.

Начальный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень ЗУН учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки - анкетирование, собеседование.

Текущий контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ при организации экскурсий, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, карточки с индивидуальными заданиями); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется два раза в год - в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года на 1, 2 и 3 годах обучения. Формы оценки: тестирование, кроссворды, участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года с учащимися 3 года обучения. Формы оценки ЗУН выпускников: защита и презентация проектной работы по историческому краеведению, выполненной индивидуально или в соавторстве с учащимися.

Система мониторинга объединения «Краевед»

Вид мониторинга

Цель мониторинга

Диагностические средства

Участники

Сроки

Начальный

Выявление уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы

Анкетирование,индивидуальная беседа

Обучающиеся, родители

Сентябрь

Текущий

Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения

Задания педагога (тесты, кроссворды, карточки с индивидуальными заданиями); взаимоконтроль, самоконтроль, организация экскурсий


Обучающиеся

В течение года

Промежуточный

Оценка результатов обучения крупного блока учебной информации для систематизации и обобщения учебного материала

Тесты, кроссворды, участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности

Обучающиеся

Декабрь, май

Итоговый

Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения

Защита и презентация проектной работы по историческому краеведению

Обучающиеся

Май










Оценочный материал

Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих (проектных) работ по истории родного края.

Критерии оценивания творческой (проектной) работы

Высокий уровень - 40-50 баллов

Средний уровень -30-40 баллов

Низкий уровень - 0-30 баллов

Данная таблица заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать за проектную работу- 50.

Критерий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качество наблюдений (достигнутых результатов);



Качество описаний выполненных наблюдений (достигнутых результатов);



Результаты и способность к сопоставлению выполненных наблюдений (результатов), а также с наблюдениями (результатами) других авторов;



Понимание темы исследований, а также ее места в общей проблематике выбранной области знания



Качество презентации проекта (по результатам публичного прослушивания)









Диагностика результативности освоения дополнительной образовательной программы

Цель диагностики

Направление

диагностики

Формы диагностики

Срок

проведения

I. Теоретическая подготовка ребенка (знания).

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Зачетная работа

Май 2015

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Зачетная работа

Май 2015

II Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Зачетная работа

Май 2015

2.2. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Креативность в выполнении практических заданий

Проектные работы

Март-май 2015

III. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1.Учебно-интеллектуальные умения:

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Проектные работы

Март-май 2015

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Проектные работы

Март-май 2015

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в проектной и учебно-исследовательской работе

Проектные работы

Март-май 2015

3.2. Учебно-коммуникативные умения:(умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии)

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации. Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика

Конференция

Май 2015

3.3. Учебно-организационные умения и навыки: (организация своего рабочее места, соблюдение правил безопасности)

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность.

Практические занятия

Сентябрь 2014-май 2015

Список литературы


1 . Куприянова Н.И, Записки краеведов.-Г,1983.

2. Кортунов С. А. «Княгинино-Родина моя». Н.Н.1998г.

3. Преподавание истории в школе .-№2.2003г

4. Тюрина А.И..История Горьковской области.-Г.1987г

5.Филатов Н.Ф., Нижегородский край: «Факты,события,люди.»-Н.Н.,1994 г.

6. Воспоминания очевидцев.

7. Исторические справки.

Интернет-ресурсы

oldnn.info›ru/bibl/8bibliarh.narod.rulesnoytur.ru›literatura/nijegorodskoe.htmlforum.svrt.ru

Электронные учебные пособия

Название

1.

Государственнаясимволика России: история и современность.

2.

Энциклопедия История России 862-1917 г.

3

История России 20 в. часть 4 1964-2000 г

4

История России 20 в. часть 1 с 1900-1918 г.

5

Россия на рубеже третьего тысячелетия.










Приложение

Текстовый материал экскурсий

Крестьянский БЫТ 19-НАЧ.20 ВЕКА.

Вы НАХОДИТЕСЬ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ П. Возрождения. До 1919г. Территория поселка входила в большое имение помещицы Толмачевой, где ей принадлежали огромные земельные площади, Конезавод, С\Х МАШИНЫ, СОТНИ КРЕСТЬЯН .Давайте ПЕРЕНЕСЕМСЯ В ДАЛЕКИЙ 19 ВЕК И УЗНАЕМ О ЖИЗНИ И БЫТЕ КРЕСТЬЯН ТОГО ВРЕМЕНИ.

Жили крестьяне в деревянных избах, ЧАЩЕ КРЫТЫХ СОЛОМОЙ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОСТАТКА, ДОМА УКРАШАЛИСЬ РЕЗЬБОЙ. Главным СЧИТАЛОСЬ МЕСТО ВОЗЛЕ ПЕЧИ, ПО ДИАГОНАЛИ ОТ НЕЕ СТОЯЛ СТОЛ И СКАМЬИ, ПОЗЖЕ СТУЛЬЯ. Пол покрывали домоткаными половиками Это сейчас у нас квартиры с коврами и паласами на полу. А раньше жили в деревянных домах, бараках, общежитиях, коммуналках. Вспомним, что же было постелено на полу?

Помните? Пол был застелен половиками. Домоткаными половиками. Тканые половики разной длины, ширины и разнообразных расцветок встречали нас в любом доме. И это было красиво, удобно, обычно и нормально. Половиками застилали дощатый выкрашенный пол. Причем застилали те места, где по полу ходили, как бы обозначая половиком те места, где можно ходить. Половики были универсальны. Ими застилали крылечки, коридоры, комнаты и кухни. Если половик был слишком длинный, его можно было загнуть и расстилать дальше. Половики обычно были вытканы широкими полосами разного цвета. Но ярких цветов не было. В половиках использовались больше серые, синие, коричневые нити. Долгое время половики ткали в деревнях на специальных самодельных станках вручную. Поэтому для окраски нитей использовали натуральные растительные красители, которые не обладали яркостью красок.

Пылесосов в то время еще и не было, был веник и выбивалка пыли. Когда половик загрязнялся, его скатывали в подобие рулона и выносили хлопать. А пол в это время подметали и мыли. Интересное дело хлопать половики. Хлопать такие половики приходилось вручную. Для этого требовались и умение и сила. Обычно половики хлопали вдвоем. Взявшись за противоположные края половика, и стоя друг против друга, нужно было каждому сначала соединить свои руки вместе, тем самым и два конца половика, и с силой развести руки после взмаха половиком вверх. Хлопать необходимо было до тех пор, пока не исчезнет вся пыль. Можно было использовать выбивалку пыли. Но тут нужна была перекладина, через которую можно бы было перевесить половик для выбивания пыли.

Если такие половики становились слишком грязными, их стирали. Половик терли и чистили щеткой с мылом. Потом полоскали. Процесс долгий и муторный, если учесть, что водопроводов не было, а воду носили с колонки или колодца. Постепенно половики стали вытесняться коврами и дорожками. Хотя и сейчас еще у многих в садовых и дачных домиках лежат те самые домотканые половики.

.Вместе с половиками в каждом доме, наверное, были вязаные коврики. Коврики вязали крючком из тканевых ниток. На такие коврики шло старое тряпье. Платья рубашки, плащи, да и любая, более-менее прочная и красивая ткань. Тряпье нарезалось на длинные полоски. Подбирались подходящие цвета и фактура ткани. Полоски связывались в единую нить, и формировался клубок ниток. Из такой тканевой полоски-нитки крючком и вязались коврики. Коврики могли быть разных размеров, маленькие и большие, круглые и овальные. Вязаный коврик мог пригодиться где угодно, в любое место в доме можно было положить сие ручное изделие. На пол, на стул, на диван, на сундук, на порог. Такие коврики придавали некий уют дому. После длительного использования его можно было просто выкинуть и связать новый. Даже сейчас в нашей семье еще используют такие коврики, которые иногда вяжет бабушка. Мы их берем с собой на природу, чтобы подстелить на землю или на пластмассовые стульчики. Лежат такие коврики у нас и в садовом домике, и даже на автомобильном сидении. Еще одним предметом домотканого творчества являлись рушники. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Сукно, ткань из шерсти, было известно на Руси еще в 9-10 веках. Первоначально такие ткани изготавливали только в домашних условиях, а с 11 века их стали ткать в монастырях и княжеских дворах. Появились даже суконные мастерские. Полотняные ткани появились на Руси еще раньше. Об этом свидетельствуют старославянские сказания, в которых говорится, что «бог Ярило ездит по небу в белой льняной рубахе» и что рубаху эту очень искусно сшила ему славянка. Первые ткацкие станки на Руси были вертикальными, горизонтальные же появились примерно в 10 веке и получили широкое распространение к 13 веке.

Вся забота о выращивании растений, прядении нитей и изготовлении тканей на Руси целиком и полностью ложилась на плечи женщин. Девочек с раннего возраста учили выращивать лен, обрабатывать его и прясть. Ко времени замужества каждая девушка уже умела прясть, ткать, шить и украшать вышивкой одежду. У девушек даже существовал такой обычай: незадолго до Покрова (14 октября по новому стилю) несколько девушек еще до рассвета собирались в одном доме, чтобы соткать полотно. Свою работу они начинали с расчесывания льна, потом пряли из него нити и в завершение по очереди ткали полотно на станке. Очень важно было успеть сделать всю работу до ночи: считалось, что тогда каждая из работниц вскоре удачно выйдет замуж. Ведь именно на Покров на Руси с давних времен играли свадьбы.Прясть и ткать женщины должны были только в свободное от домашней и полевой работы время, такие свободные часы находились, в основном, зимой, а летом нужно было сделать заготовки. Происходило это примерно так. В положенный срок лен косили, связывали снопами и вымачивали в ближайшем водоеме, потом хорошенько просушивали на солнце, мяли, отделяли волокна от грубой оболочки. Теперь стебли нужно было хорошенько размять и даже растолочь. После всех этих обработок вес льна уменьшался почти в пять раз. Кажется, что во всем этом нет ничего сложного, но размягчение стеблей требовало больших физических усилий. Приготовленный таким образом лен оставляли до поздней осени, когда уже вся женская половина семьи садилась за прялки и брала в руки веретена. Но прежде, чем прикрепить лен к прялке, его нужно было расчесать, чтобы отделить грубые волокна и оставить только самые мягкие и тонкие.Когда льняные нити были готовы и смотаны в клубки, то женщины начинали ткать. Ткацкие станки на Руси стояли почти в каждом доме. Устройство было достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток. Так, ряд за рядом полотно становилось длиннее. Готовые холсты шли на женские платья и мужские рубахи. Из отбеленной ткани шили белье, полотенца, скатерти, из самой грубой, которую называли дерюга или мешковина, - мешки, рыбацкие сети, полотна для покрова лошадей. Со временем научились ткань полотна с рисунком, делали сложные орнаменты, изображающие фигурки людей, животных и растений.Льняные ткани были очень прочными, одежду из них носили по нескольку лет. Уже в то время гигиенические свойства льна были хорошо известны: зимой он удерживал тепло, а летом дарил прохладу. Из льняных и шерстяных ниток на Руси ткали плотное и теплое полотно, из которого шили зимнюю одежду. Называлось оно «понитка». Самые грубые ткани, сотканные из остатков льняных волокон после разминания и расчесывания, назывались холстиной или хамом. Именно от этого слова произошло название московского района Хамовники, района, где издревле жили ткачи. Из остатков льняных, шерстяных, хлопчатобумажных ниток разного цвета мастерицы ткали «пестрядь», пеструю ткань. В 16 веке льняные ткани стали делать на продажу, в основном, в Новгороде, Пскове, Вологде и некоторых других городах. В 17 веке была организована Дворцовая полотняная мануфактура, где опытные ткачихи изготавливали полотна простые и узорные. С этого времени начинается промышленное производство тканей в России. Во все времена льняные ткани высоко ценились на Руси, а в Петровскую и последующие эпохи изо льна стали делать парусину, которую использовали для своего флота и экспортировали за границу.

Хлопковые ткани появились на Руси в 15 веке. Они были привозными, в это же время делаются попытки выращивать хлопок в Московской и Астраханской губерниях, но наладить производство своих хлопчатобумажных тканей тогда не удалось. Только в 40-х годах 18 века в Астрахани появляется первая фабрика по производству хлопчатобумажных тканей, а в конце 18 века центром по производству таких тканей становится село Иваново.

Шерстяные ткани на Руси шли на изготовление теплой зимней одежды, а так же шапок, платков, поясов и других изделий. Торговать шерстяными тканями начали раньше, чем льняными, примерно с 11 века. Долгое время русские ткачи получали только грубые шерстяные сукна, а тонкие полотна ввозились из-за границы. Первые же шерстяные мануфактуры были основаны только в 17 веке. Примерно в это же время в России наладили производство натурального шелка, который славяне в древности называли «паволоками».

Еще в древности славяне использовали натуральные красители, чтобы окрасить ткани или одежду в различные цвета. Например, если дубовую кору залить кипятком и дать настояться, то можно получить краску желто-оливкового или черного (в зависимости от консистенции) цвета. Сок ольхи позволял выкрасить ткани в различные оттенки песочного, светло-коричневого и темно-коричневого цветов. Желтый цвет можно было получить с помощью отвара корней конского щавеля с винным камнем. Синий цвет получался при отмачивании корней девясила в моче. Водная вытяжка из цветов зверобоя окрашивала ткани в желтый или зеленый цвет, а горячий отвар зверобоя - в красный и розовый цвета.

Практически каждый крестьянин из дерева изготавливал себе посуду и утварь: миску, ложку, корыто, кадку, гладильные и стиральные доски, ткацкий станок. чесалку , прялку ,коромысло и даже иконостасы.

Иконостас - это центральная часть внутреннего убранства храма. Сверкающий золотом и красками, устремленный ввысь, иконостас создает в храме атмосферу приподнятости, отстраненности от повседневных забот. Назначение иконостаса - разделять алтарь и остальную часть храма. В алтарь ведут три двери: посередине - царские врата, слева от них - северные врата, а справа - южные или дьяконские врата. Через царские врата могут проходить только священнослужители. Их название происходит от того, что во время богослужения через них входит в алтарь невидимый Царь - Иисус Христос. На иконостасе размещается несколько рядов икон. На царских вратах изображается благовещение и четыре евангелиста. Справа - икона Спасителя, слева - Богородицы с младенцем.

Справа и слева от них иконы наиболее почитаемых святых, например того, которому посвящен храм. Над нижним рядом икон помещается второй, непосредственно над царскими вратами - икона Тайной вечери, а справа и слева от нее иконы с изображением главных праздников. Поэтому этот ряд икон и называется праздничным. В третьем ряду над иконой Тайной вечери ставится икона Иисуса Христа, справа и слева от нее иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и святых апостолов. Этот ряд икон называется апостольским. В четвертом ряду находятся иконы ветхозаветных пророков, и он называется пророческим. На самом верху иконостаса находится изображение распятия. Иконостас обычно украшается деревянной резьбой и покрывается золотом. Перед каждой иконой висит небольшой светильник - лампада. Колеблемое движение воздуха пламя лампад создает неповторимую игру света и тени, оживляющую неподвижные лики икон.

Иконостас - это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля.

КОРОМЫСЛО рычаг в деле; шест или железный брус, который лежит на опорной точке и ходит вверх и вниз на перевесе: рычаг весов и безмена; рычаг, который движет взад и вперед поршни насосов, или передает в машинах движенье; качун, мотор; рычаг для звону в колокола и пр.; одиночный водонос, лучковатый рычажек, которым на плече носят пару ведер, либо две связки белья и пр., а местами, яросл назыв. и хлуд, большой, ушатный водонос, на двоих. Принесла воды, два ведра. || Вага, в саратовском плуге. || Насекомое стрекоза, Libellula. Зеленое коромыслице, коромыселко, Созвездие Большой Медведицы, по которому крестьяне узнают полночь, говоря: докачался: на юге воз, на вост. конь на приколе, на сев. лось. Дым коромыслом клубится, переваливаясь дугою. Бабий ум, что бабье коромысло : и косо, а криво, и на два конца. Ремесло не - коромысло плеч не оттянет. Тугой лук - коромыслице, калены стрелы - веретеньица. Не шагай через коромысло корча потянет. Поднял весь дом коромыслом Пыль столбом, дым коромыслом не то от тоски, не то от пляски! Пыль столбом, коромыслом - а изба не топлена, не метена! Коромыслик, насекомое коромысел стрекоза. Коромысловый, -мысленый, -мысельный, к коромыслу относящийся. Коромысчатый, в виде коромысла коромыслообразный. Коромысельник или -щик м. кто делает коромысла ведерные, либо весовые, весовщик. - Нижегородский коромысельник Весовщиков получил на лондонской выставке медаль. Коромыслить, ходить рычагом, коромыслом перекачиваться вверх и вииз.

КОРОМЫСЛО КОРОМЫСЕЛ - приспособление для переноски вёдер, бадей, корзин.

Его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью.

В быту русских крестьян были известны - коромысла разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. - Коромысло - приспособление, очень удобное для переноски воды. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими. Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных сугробов. О коромыслах с ведрами составлено много загадок: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».Ценными в доме считались изделия из бересты: короб, туес.

Для заготовки сена использовали деревянные грабли и рогатины. Но уже с древних времен люди научились изготавливать посуду, игрушки и другие предметы из глины, причем эти вещи при их красоте были добротными (горшок не трескался даже от сильного удара).

В нижегородском крае металл добывали почти повсюду :Балахна, Лысково, Заволжье. Поэтому кроме деревянных и глиняных были и металлические предметы: орудия труда : серпы, детали для плуга,посуда: чугуны, ложки, ключи, замки, рукомойники, утюги,безмены

Рукомойник.

Круглой формы, с крышкой, с высокой ручкой, состоящей из декоративных завитков, и двумя носиками для слива воды в виде птичьих голов. Покрыт росписью по желтовато-охристому фону. По широкой нижней части рукомойника черным цветом, как узор, идет надпись: «ЛЮБИ МЫТСЯ БЕЛЕЙ ВОДЫ НЕ ЖАЛЕЙ БУДЕШЬ БЕЛ КАКЪ СНЕГЪ». Очень редкое, уникальное произведение искусства. Исполнен с тонким пониманием декоративных задач. Такая форма рукомойника традиционна. Об этом свидетельствуют и северные медные рукомойники с круглым туловом и носиком для слива, чем-то напоминающим клюв птицы, и рукомойники, которые делались гончарами многих областей России. До 19 века народ донес эту красивую декоративную форму из языческой культуры, когда эти скульптуры-сосуды имели смысловое значение.

Программа дополнительного образования Краевед

Безме́н (от тюрк. batman - мера веса около 10 кг)[1] - простейшие рычажные весы.

Русский безмен - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена. На римском безмене передвигается гиря, а положение точек опоры и привеса остаётся постоянным. Отсчёт ведётся по нанесённой на стержень шкале.

«Ввиду несовершенства безмена и возможности злоупотреблений» применение безмена в СССР было запрещено[2].На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Князья Владимир и Всеволод поручали «епископам наблюдать за мерами и весами», а за обвешивание и обмеривание велели «казнить близко к смерти». Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными". Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год.
И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.

Утюг

В России утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее
всего, еще раньше. Первое письменное упоминание об утюге в России
встречается в книге записей царицы Евдокии - супруги Михаила Федоровича
Романова в 1636 году: "Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5
алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный".

Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их
передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме
считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже
выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на
видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем
гостям.

В XVIII веке в России утюги изготавливались в основном на
Демидовских заводах. Тогда же были придуманы утюги со сменным
вкладышем, который раскаляли, выхватывали из огня специальным прутом и
вставляли внутрь полого корпуса. Цельнолитой утюг выпускался в России
до середины 60-х годов ХХ века, а самый молодой экземпляр, с двумя
сменными подошвами, был выпущен аж в 1989 году.

Во второй половине 19 века произошли большие изменения в быту как горожан , так и сельских жителей. В городах строятся вокзалы, рестораны, открываются банки. Улучшилось освещение улиц. появились керосиновые фонари. В домах керосиновые лампы разнообразнее становится обстановка: картины, этажерки для книг.

Крестьяне носили по праздникам атласную рубаху, сапоги( показ колодки), по будням льняные рубахи и лапти, а женщины вместо сарафана -юбки и кофты , платки , шали. Все это хранилось в жестяных сундуках. Сундучное производство: было налажено ещё в 17веке в Макарьеве. Изготавливали от небольших ларцов до огромных сундуков. Сундук превращали в настоящее произведение искусства. Особенно они раскупались восточными купцами.

В пищу употребляли хлеб, каши, много овощей ( солений), не так много употребляли молоко, рыбу. Из напитков квас , пиво, чай из самовара, разные наливки,( см рассказ о стеклянных бутылях)

И хотя земледельческий труд занимал у крестьян много времени, по праздникам и выходным ходили всей семьей в церковь на церковную службу, по псалтырю читали утренние и вечерние молитвы.(см рассказ) ПСАЛТЫ́РЬ, ПСАЛТИ́РЬ (греч. ψαλτήριον от ψάλλω - петь, славить) - 1) Одна из книг Ветхого Завета, собрание хвалебных и молитвенных песнопений, составляющих существ. часть как ветхозаветного, так и новозаветного богослужения. Авторство этого сборника произв. древнеевр. дух. лирики традиция приписывает царю Давиду, однако он был составлен не ранее 6 в. до н. э. Из 150 псалмов 73 в евр. и 84 в греч. тексте носят имя этого царя. От пс. 10 до 148 нумерация евр. Библии опережает нумерацию Вульгаты, где пс. 9 и 10, также 114 и 115 соединены.

Согласно Несторовой летописи, П. была переведена на слав. язык св. Кириллом и Мефодием. С распространением христ-ва на Руси П. становится одной из самых любимых книг народа. По П. учились грамоте, без П. не обходились благочестивые книголюбы, П. читалась над покойниками, вся др.-рус. лит-ра переполнена ссылками на П. В Православной Церкви П. читается при каждом утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается в течение недели (в Великий пост - дважды в неделю), она служит первоисточником большинства утренних и вечерних молитв и большинства цер. молитвословий.

Свое название Псалтырь получила от греческого слова "псало," что значит бряцать на струнах, играть. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом "псалтырион," похожем на арфу. У евреев книга Псалмов называется "Тегиллим," что значит "хваление."

Псалтырь была большей частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании, необходимой не только для церковно-служителей, но и для лиц светских. Сочинения Феодосия Печерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и изречений из них. Ее влияние очень ощутительно в народных пословицах. Псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами 18-го века; из поэтов 19-го века - Хомяковым, Языковым и другими.

Почти в каждом стихе Псалтыри Церковь находит отражение Нового Завета, того или.

Летними вечерами водили хороводы, пели песни, частушки под гармонь. осенью играли веселые свадьбы, зимой катались на санях.

Гармонь (гармошка,гармоника) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Термин «гармоника» объединяет музыкальные инструменты, в которых источником звука служат металлические пластинки - язычки, колеблющиеся под воздействием струи воздуха. Гармоники бывают губные и ручные. В ручных воздух нагнетается к язычкам с помощью специального воздушного резервуара - меха. Он делается из картона и обклеивается тканью; разжимая или сжимая мех, исполнитель заставляет воздушную струю колебать язычки то в одном, то в другом направлении. Язычки располагаются парами: при нажатии кнопки или клавиши один из них звучит при разжатии меха, другой - при сжатии. Если язычки настроены по-разному, то при игре получаются различные звуки (это характерно для многих видов русских гармоней - саратовской, тульской, бологоевской, касимовской и др.). Если же язычки настроены одинаково, то при сжиме и разжиме звучит тот же самый звук, характерный для русских гармоней - ливенки, елецкой, «хромки», а также баянов и аккордеонов.

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского инженера Франтишека Киршника. Существуют и другие взгляды на историю создания гармони.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

В начале 40-х годов XIX в. подобные гармоники появились в России. О появлении ручной гармоники в России в литературных источниках указывается, что любители музыки из привилегированных слоев населения покупали гармоники за границей, которые затем через крепостных слуг попадали в деревню. Кроме того, гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

Несколько позднее среди тульских кустарей существовало мнение о местном происхождении гармоники. Считалось, что ее изобрели оружейные мастера Сизов и Шкунаев. Имеются сведения, что уже в 30-х годах XIX и. в Тульской губернии производились гармоники. К сожалению, нельзя выяснить, о каких гармониках идет речь: о губных или ручных.

Уже в середине XIX в. в России широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях.

К началу XX века в Вятской губернии насчитывалось около 800 кустарей, изготовлявших гармони.

Саратовская гармоника

Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века. Конструкция их была Саратовская гармоника разработана на основе русской "семиклапанки, но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом. Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности. Левая клавиатура имела четыре кнопки, вместо двух на "семиклапанке". Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса, которые звенели при нажиме крайних клавиш.

Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка, настроенная на октаву ниже, стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал, который придавал звуку характерный тембр.Планка, настроенная на октаву ниже основной, могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости. Иногда возможность отключения делали и для основной планки. Три свистовые планки, настроенные на октаву выше основной, устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными, один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки, второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название "ломаная дека" и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались "в разлив",что было их характерной чертой.

Печатных изданий для обучения игре на Саратовской гармонике в наше время очень мало(их практически нет).В издательстве «Композитор» в 2009г небольшим тиражом отпечатан сборник "Звучит гармонь саратовская...Традиционные наигрыши на саратовской гармонике". Автор - доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории Алевтина Михайлова.Также существует редко встречающийся "Самоучитель игры на Саратовской гармонике" Е.М.Нахова,который практически невозможно найти в продаже.

Сейчас Саратовская гармоника по-прежнему любима народом.Стоит её услышать вживую хоть раз и вы вряд ли останетесь равнодушным к её тембру,силе звучания и звону колокольчиков.Ограниченные возможности этого инструмента не помешали местным гармонистам подобрать довольно большой репертуар:саратовские переборы в различных вариациях,народные песни,вальсы,польки.

Таким образом, в конце 19в.-нач.20в. в крестьянском быту переплетались вековые традиции и новшества индустриального общества.


Сороковые пороховые

Все началось 22 июня 1941г.В Княгинино проходил праздник-бега рысистых лошадей. Настроение было отличное, праздничное. Вдруг в 12 часов по радио передали выступление Молотова, который сообщил, что Германия без предупреждения напала на нашу страну. Кончилось мирное время, начался тяжелейший период для нашей страны и народа.В Княгининском районе за годы войны было призвано 6080 человек, а погибло 2919, из них 218 возрожденцев.Уже в ноябре 1941г. немецкие самолеты бомбили г. Горький( сейчас Н. Новгород).А в 1943г. Подбитый немецкий самолет упал В нашем районе у д. Потапово. Погибший немецкий экипаж был похоронен на Княгининском кладбище, а из личных вещей могла оказаться Ложка-вилка ,выпускавшаяся в Германии с 1940 г из аллюминия для солдат -офицеров.

Многие княгининцы сложили головы в битве за Москву,под Сталинградом, более 120 погибли в Ленинграде.Блокада Ленинграда длилась 900 дней.Это были страшные голодные годы. Княгининец Рунов говорил: «Никогда не наемся, даже во сне ем без конца.». Наш земляк М. В. Аверин получил медаль « За участие в обороне Ленинграда.»

Наши солдаты защищали и освобождали братские народы: украинцев, белорусов, молдаван.Одним из них был возрожденец Иван Бузин.. Уцелела его красноармейская книжка .Красноармейская книжка вводилась в РККА еще в 1940 году по приказу НКО №171. Однако она почти сразу была отменена и красноармейцы и младшие командиры вплоть до начала войны, а в ряде случаев и до середины 1942 года не имели никаких документов, удостоверяющих их личность, причем вопрос фотографий не был решен вплоть до конца войны.1 Ване исполнилось лишь 17 лет, когда его отрправили на Дальний Восток нести службу, а затем во Владимир получить выучку танкиста. В составе танкового экипажа участвовал в Яссо-Кишеневской операции В 1944г., освобождая молдавский городок Комрат. В одном из сражений его танк был подбит . Двое танкистов погибло , в том числе Иван Бузин. Семья получила извещение о смерти сына, а позже его сослуживец и друг , выживший в подбитом танке, написал подробно о смерти Вани. Так и остался лежать навечно в молдавской земле наш земляк..

К 30 летию освобождения г. Комрата в местной газете вышла статья о советском солдате Иване Бузине. Музей и школа с честью хранят память о нашем земляке.Одна из улиц Комрата носит имя Ивана Бузина.

А сколько было их таких

Двадцатилетних молодых.

Кто мир и счастье защищал,

Чтоб жить нам, жизнь свою отдал.

Война вступила в завершающую стадию в Германии. Берлинская операция по разгрому фашистского логовища унесла жизни миллионов солдат. Сохранилась Благодарность за Берлинскую операцию и каска советского солдата. Город Лысьва Пермского края был единственным производителем солдатских касок в СССР в годы ВОВ. За годы войны их выпущено девять миллионов. Сколько жизней спасли в войну лысьвенские каски - и не сосчитать!
Один из разработчиков каски, М. И. Корюков вспоминал впоследствии:
«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, - пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный "рубака", и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух - и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: "Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!", и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем - с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. "Молодцы! - сказал, наконец, маршал, - хорошо поработали".»
Каски в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. . В РККА на обычные каски не наносилось никаких знаков, а на парадную красные звезды

Война окончилась 9 мая 1945г. победой. 3 княгининца удостоены звания Героя Советского Союза: Домнин, Ренов, Сироткин.

Нельзя не сказать о русских женщинах, которые в годы войны трудились в колхозах. на заводах, в больницах, не разгибая спины. Воспоминания вдов и тружениц тыла о военной поре собраны в этой папке.

Сохранить память о войне, о погибших- долг перед теми, кто подарил нам мирную жизнь.

Деды выстояли в лихие

Грозовые годины судьбы.

И сегодня мы, молодые,

Дело предков продолжить должны.


Символы советской эпохи

Символы и ритуалы в пионерской организации

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерские галстуки выпускались различных оттенков красного цвета и из различных тканей. Наиболее массовым был выпуск галстуков красно-оранжевого цвета из ацетатного шёлка.

Пионерский значок - символ пионерской организации в СССР. Наряду с пионерским галстуком был непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры. Оформление пионерского значка менялось, отражая историю страны. В 1962 году пионерская организация была награждена орденом Ленина. С тех пор и, вероятно, до 1991 года значок представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением Владимира Ленина в центре и девизом «Всегда готов», над звездой - три языка пламени.

Важнейшими пионерскими атрибутами были знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда. .

Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие.

Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять с троевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет.

Вступающий в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Звучала она так: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!» «Всегда готов!»
Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй

Гимн пионерии

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым.

История комсомола.

ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи), массовая общественно-политическая организация советской молодёжи.
Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимаются юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет.
ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодёжь в духе коммунизма, вовлекать её в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме (см. Устав ВЛКСМ, 1968).

29 октября наша страна отмечает день рождения комсомола. ВЛКСМ - так называлась эта организация. Образовался комсомол в 1918 году на 1 Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи. Съезд оформил образование Российского Коммунистического Союза молодёжи (РКСМ).

Впервые в истории была создана массовая юношеская организация нового типа.

В годы гражданской войны комсомол всю свою работу подчинил главной задаче - отстоять социалистическое Отечество. Более 75 тысяч комсомольцев были мобилизованы в Красную Армию. 1928 год - в ознаменование боевых заслуг, за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции - ВЛКСМ награжден орденом Боевого Красного Знамени;

На далёкой гражданской отец твой

Шёл в огонь, не боясь ничего,

И твоё вдруг закончилось детство,

Когда пуля сразила его.

И тогда повзрослевшей походкой

ты в райком на рассвете пришёл

и сказал деловито и чётко:

«Запишите меня в комсомол!»

Годы коллективизации. Восстановление разрушенного хозяйства. Комсомол проявил инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития хозяйства страны. 1931 год - за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны - ВЛКСМ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Поднималась страна из разрухи,

И как воздух нужны были ей

И сердца, и горячие руки

Самых смелых девчат и парней.

И оставив родную калитку,

Ты с котомкой из дома ушёл

И сказал, прикатив на Магнитку,:

«Запишите меня в комсомол!»

Множество новостроек было организовано по всей стране: Магнитка, Днепрогэс…И везде первыми были комсомольцы. Они работали в районах Востока, Сибири и Крайнего Севера.

И оставив родную калитку,

Ты с котомкой из дома ушёл

И сказал, прикатив на Магнитку,:

«Запишите меня в комсомол!»

Великая Отечественная война… Свыше 1,5 млн комсомольцев воевали на фронтах войны. Свыше 37 тыс. комсомольцев из Архангельской области были призваны на войну. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию советской молодёжи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству ВЛКСМ Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 июня 1945 был награждён орденом Ленина.

Был ты парень горячий и бравый,

Не боялся ни бомб, ни штыков,

Ты упал за лихой переправой

До победы за десять шагов.

Командир всем записку простую,

Сняв помятую каску, прочёл:

«Если в этом бою упаду я,

запишите меня в комсомол!».


28 октября 1948 за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве в связи с 30-летием со дня основания Президиум Верховного Совета СССР наградил ВЛКСМ вторым орденом Ленина

Сколько раз на вершины крутые

Комсомол в наступление шёл.

И опять говорят молодые:

«Запишите меня в комсомол!»

Комсомол внёс огромный вклад в освоение целинных и залежных земель. Указом Президиума Верховного Совета СССР за активное участие в коммунистическом строительстве и особенно за освоение целинных земель ВЛКСМ 5 ноября 1956 был награждён третьим орденом Ленина.

Комсомол всегда являлся наставником пионерии, воспитывал подрастающую смену. Комсомольцы руководили пионерскими отрядами и дружинами. В 1968 советская молодёжь и весь народ отметили 50-летний юбилей Ленинского комсомола. За выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами социалистического Отечества, активное участие в строительстве социализма, за плодотворную работу по политическому воспитанию подрастающих поколений в духе преданности заветам Ленина ВЛКСМ был награждён Президиумом Верховного Совета СССР орденом Октябрьской Революции.

(Звучит Гимн ВЛКСМ»).

Программа дополнительного образования Краевед

1

© 2010-2022