Коучинг Лидерство в образовании и рефлексивный отчет

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет по проведению коучинга Антимоновой Марины Николаевны, учителя 2 уровня Круглоозерновской СОШ

Цель: оказание помощи коллегам в раскрытии современного понятия сущности «Лидерство в обучении»

Раздел 1: Обоснование фокуса.

При обучении на курсах по Кембриджской программе я получила много творческих открытий и педагогических нaрaботок. Одной из педагогических нaрaботок - это изучение проведения коучингов. Для меня это было уже знакомо, но я рaньше не придaвaла этому большое значение, не понималa в чем суть проведения этих коучингов. Нa сaмом деле после обучения я осозналa, что это полезное и интересное проведение тaких семинаров - коучингов. После прохождения обучения мне былa предоставленa тaкaя возможность проводить практические занятия для своих коллег по школе. Проведя анкетирование учителей я определилa кaкие коучинги буду проводить. До меня в нaшей школе коучинги уже проводились другими учителями, коллеги были знакомы с новыми подходaми в образовании, но вот про лидерство занятия не было, и они пожелали узнать о этом модуле больше. Проработав материaл модуля «Управление и лидерство в обучении» я решилa остановиться нa вопросе как развивать способности лидера? Что каждый учитель должен быть лидером.Перед началом занятия мной были прокомментированы результаты анкет-рефлексий по предыдущему занятию, в которых учителя написали, что получили важную и нужную для своей практики информацию о новых подходах в преподавании и обучении и выразили желание получить знания о том, кто такой лидер и какую роль он играет в обучении, поэтому моё внимание было сфокусировано на данном немаловажном аспекте педагогической деятельности. Эта тема привлекла внимание учителей, поскольку они были заинтересованы в том, какое значение имеет лидерство для учителя.«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за ними.» (Ралф Нейдер) В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство в обучении сегодня - это эмоционально - нравственная грамотность. …» Современные исследования (Leithwoodetal,2006) показывают, что лидерство значительно эффективнее в своем влиянии на школу, в случае, когда оно широко распространено, и команда лидеров более влиятельна, чем усилия одного человека. («Руководство для учителей», 2014) И такая команда лидеров у нас в школе есть.

Раздел 2: Описание коучинга - занятия.

Встал вопрос - с чего начать подготовку? Но потом, собравшись с мыслями, просмотрев свои ресурсы, я смогла выстроить последовательную линию своего коучинга. Подобрала интересную, доступную информацию и задания, подготовила много наглядного материала, презентацию, продумала рефлексию. На этот коучинг были приглашены учителя с соседней школы. Так как у нас были гости, мы проводили наш семинар - коучинг с чаепитием.

Фото . Коллаж "Лидер- это..."Начала я свое занятие с просмотра видеоклипа «мультфильм про лидерство», после чего я предложила написать на цветных стикерах свои мнения о просмотренном видеоролике. Далее формируем группы по цвету стикеров. Высказав свои мнения учителя определили тему нашего занятия. Были озвучены цели на сегодняшнее занятие. Эпиграфом для своего коучинга я взяла слова «Лидерами не рождаются, лидерами становятся». Дальше мне хотелось, чтобы учителя в виде коллажа определили, кто такой лидер и мне это удалось. Так я выяснила, что они знают о лидерстве и о лидерах - учителях. Используя ресурсы коллеги, очень оживленно принялись изображать лидера, как они его представляют, подготовили презентацию своего коллажа, получилось очень хорошо. Каждая группа знакомила остальных со своим мнением о лидере, было очень много мнений и все такие разные. Таким образом я узнала, что мои коллеги думают о лидерстве и как представляют себе человека - лидера. Только потом я давала информацию о лидерстве в образовании. Взяла только основное, кто такой лидер, виды лидерства, факторы успешности лидерства учителей, значение лидерства для учителей ну и конечно качества лидера. Закончила я свое выступление красивым стихотворением: Коучинг Лидерство в образовании и рефлексивный отчет

Если вы есть - будьте первыми!
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен - лучшими песнями,
Из книг - лучшими книгами.

Для многих - эта информация была новая и полезная. Потом я решила провести игру «Без командира», которая выявляет лидера. Учителям, приглашенным для игры было предложено, что с этой минуты ими никто не будет руководить, они отвечают только за себя. Любой контакт между участниками запрещается, ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки. Но успех каждого станет залогом общего успеха. Учителям предлагаются групповые задания, например, встать в круг, изобразить треугольник, построиться в шеренгу по цвету волос от светлых до темных и т.д. Было очень интересно наблюдать как многим хотелось схватить другого за руку. При обсуждении этой игры мы выявили. скрытого лидера и сделали вывод, что тяжело в группе без лидера, что коллеги, участвовавшие в игре были растеряны, но при этом все-таки у них появился лидер, который ими управлял взглядом. Пришли к выводу лидеры необходимы в образовании, в классе и нам необходимо развивать лидерские качества.

Фото . Рефлексия "Свеча"Рефлексию своего коучинга я решила провести романтично с помощью свеч. Этот заключительный этап получился очень удачно, учителя передавали свечу и говорили «что нового они узнали?», «что запомнилось на занятие больше всего?». И вывод нашего коучинга, что невозможно единому человеку вести и контролировать всю работу. Должна быть команда лидеров. Необходимо четко распределить роли в команде, то есть должно быть распределенное лидерство. Коучинг Лидерство в образовании и рефлексивный отчет

На протяжении коучинг - занятия царила доверительная обстановка, никто не отказывался от каких-либо заданий, а наоборот с азартом принимались за следующее.В листах оценки коучинга учителя написали, что это было полезно, интересно.

Они отметили, что мне удалось продемонстрировать новые подходы в преподавании и обучении, которые позволили создать благоприятный, психологический климат и атмосферу сотрудничества и им было комфортно работать в группах.В процессе выполнения задания «Без командира» учителя сделали вывод, что без лидера нельзя обходиться.

Анализируя, хочется отметить и недочеты в моем выступлении, прежде всего волнение. Выступать перед коллегами всегда тяжело и ответственно.

Работая с интернет ресурсами, мне понравилась метафора: «если к гусенице приставить крылья бабочки, она не станет бабочкой, а останется гусеницей. Понадобятся трансформационные изменения, чтобы гусеница стала бабочкой». (Л. В. Проскурина, статья «О поездки казахстанских учителей в Англию. Дневник участника.) Поэтому я думаю, чтобы изменить мир вокруг себя, мы должны измениться сами. И меня радует, что мои коллеги готовы меняться вместе с меняющимся миром.




План коучинга

Название коучинг -занятия

Как учителя-лидеры влияют на качество образования в школе?

Общие цели

Оказание помощи коллегам в расскрытии современного понятия сущности «Лидерство в обучении»

Результаты обучения для учителей

Учителя должны понять свою позицию как лидеры в обучении в условиях своих классов, а также реализующих обучение учащихся и учителей в своих школах. Значительный неиспользованный потенциал учителей, способствующий улучшению образования, может быть реализован при условии оказания поддержки учителям, который сопровождается нововведениями и совместным с коллегами профессиональным развитием, потому что сегодня лидерство, это не только прероготива директора школы или высшего руководства образования.

Ключевые идеи, значимые для занятия

«Лидерство в обучении» сегодня - это эмоционально - нравственная грамотность, эмоционально - положительное обучение и всестороннее развитие учащегося где приоритетным является повышение качества преподавания. Лидерство сегодня значительно эффективнее в своем влиянии на школы, особенно в том случае когда оно широко распространено,

потому - что команда лидеров более влиятельна, чем усилия одного человека.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, свечи, стикеры, презентация, видеоролик о лидерстве, ватман, ресурсы.

Ход занятия

Этапы проведения

Время -

60 минут

Действия преподавателя и действия участников

Орг. момент

Вводная часть

1.Формирование групп по цвету стикеров

10 минут

Эмоциональный настрой: видеоклип «Мультфильм про лидерство»

- Посмотрев мультфильм, напишите на стикерах Ваши мнения о просмотренном видеоролике, в чем суть этого видеоролика

Учителям предлагают сформировать группы по цвету стикеров.

Деление на группы произошло, когда собраны все цвета.

Тема нашего сегодняшнего занятия - "Лидерство". Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: "Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?" У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать - навыке, необходимом для лидера.

Задание 1

"Лидер - это"

15мин

10 минут

В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими.

Делают коллаж.

Работа в группах

10 минут

В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, "Лидер-это…" Защита презентации.

Лекция

5

Преподаватель, используя

презентацию, рассказывает участникам о лидерстве.

Задание 2: "Без командира"

5

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро выполнила задания коуча.

Работа в группах

10

Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Рефлексия

"Свеча"

10

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: "Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?".

5


© 2010-2022