- Преподавателю
- Другое
- Статья Духовно-нравственное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья Духовно-нравственное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Т.Н. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Т.Н.Алексеева, воспитатель высшей
квалификационной категории
ОГБОУ Специальная (коррекционная ) школа №10 г. Рязани.
К патриотизму нельзя только призывать.
Его нужно заботливо воспитывать- воспитывать
любовь к родным местам, воспитывать
духовную оседлость. Не будет корней в родных
местах, в родной земле- будет много людей
перекати-поле.
Д.С.Лихачев.
Воспитание гражданина-патриота, ценящего своё Отечество, традиции, национальную культуру, историю своей Родины относится к числу приоритетных. Чтобы этот процесс проходил успешно, необходимо придать ему социально ценный и личностно значимый характер. Младший школьник только тогда поймет, что Родина начинается с семьи, с друзей, места, где родился, когда будет включен в активную деятельность по изучению и преобразованию окружающей среды.
В основу воспитательной работы нашего класса заложена идея духовно-нравственного воспитания. Поэтому перед коллективом учащихся поставлены следующие воспитательные задачи в учебной и внеклассной деятельности:
-воспитания преданности Родине;
-формирование уважения к боевому прошлому нашего народа;
-воспитание основ гражданского сознания;
-воспитание гуманного отношения к окружающим людям, к природе;
-воспитание мужества, стойкости, смелости.
Для успешной реализации духовно- нравственного воспитания мною разработана программа «Знай и умей», предусматривающая формирование у детей ключевых компетенций, которые я вижу в ознакомлении детей с правами и обязанностями граждан России, с будущими профессиями, со здоровым образом жизни; в воспитании чувства патриотизма, любви к Родине, природе, семье, а также развитие у детей психологической базы речи (это является большим подспорьем в коррекционной работе нашей школы).
Программа реализуется во время пребывания детей в школе, во внеурочной деятельности. Кроме того, предусматривается использование заданий, требующих от детей поиска решений самостоятельно поставленных задач, а также обучение практическим умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю на развивающих часах и прогулках.
Программа условно делится на 4 раздела: Моя Родина, «Будьте здоровы», «Где работать мне тогда, чем заниматься»,«Это интересно
Предполагаемый результат деятельности фиксируется в портрете ее выпускника:
* любознательный, интересующийся, активно познающий мир,
* уважающий и принимающий ценности семьи и общества,
* любящий свой край, свою Родину,
* выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих,
* имеющий высокий уровень самосознания, самодисциплины,
* понимающий ценности человеческой жизни.
* умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
* владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах,
* обладающий основами коммуникационной культуры( умеющий слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение).
Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу помогают занятия «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Улицы города», «Семейные традиции». Участие детей в игре «Зарничка», в конкурсах строя и песни, в общешкольных мероприятиях способствует формированию чувства гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордости за мужество воинов. У ребенка развивается интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни.
Наша малая родина - Рязанский край. Каждому, кто родился и вырос в этом славном уголке России, должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Рязанщины. Чтобы человек мог гордиться тем, что живёт на этой земле, он должен знать свой край. С воспитанниками мы совершаем прогулки по городу, знакомимся с жизнью знаменитых людей, прославившими родную землю. Ежегодно, к 9 Мая учащиеся возлагают цветы к памятникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в локальных войнах.
Большое воспитательное и образовательное значение имеет подготовка и проведение старинных праздников, таких как «Рождественские игры- колядки», «Масленица». Ведь старинный народный праздник является яркой и многогранной игрой. Поэтому, проживая вместе с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу обучающихся, что оставляет в их памяти глубокий след, ведь здесь как в старину и молодецкие игры, «стенка на стенку», песни, традиционные блины, сжигание чучела и другие забавы. Младшие школьники приобщаются к истокам русского быта, к народной культуре. Из методов воспитания большое внимание уделяется беседе, очной и заочной экскурсии, защите рефератов и проектов, игре, игровым приемам, придающим эмоциональную окраску каждому путешествию в окружающий мир. Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.п.
С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину. Узнать ее - стать подлинным патриотом».
В настоящий момент накоплен богатый материал различных методов и приёмов взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, направленных на развитие представления детей о мире, истории. Примером могут служить наши партнерские отношения с Областной детской библиотекой и Областной станцией юннатов.
Музыка, изобразительное искусство выступают в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Именно в библиотеке ребята услышали, как звучат колокола России, смогли узнать, чем отличаются и как звучат различные музыкальные инструменты, научились слушать классическую музыку, восхищаться полотнами знаменитых художников.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и соответственно легче для его восприятия, тем сильнее действуют на эмоциональную сферу. У младших школьников велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы эмоционально откликнуться на все окружающее. Всё это дают учащимся занятия в кружке «Друзья природы».
Главное для педагога - создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах. Базой духовно-нравственного и патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.