Программа дополнительного образования для обучающихся Задоринка

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

















«ЗАДОРИНКА»

(дополнительная образовательная программа, предназначенная для проведения групповых занятий с обучающимися в возрасте 7-10 лет, рассчитанная на 4 года обучения)








Составитель:

Шишканова Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного бразования





г. Мичуринск 2008 г.



Информационная карта

Ф.И.О. педагога:

Шишканова Наталья Юрьевна

Название программы:

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Задоринка»

Основание для разработки программы: Закон РФ «Об образовании»,

Концепция модернизации российского образования до 2010год, Закон Тамбовской области «Об образовании», Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-С-3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Срок освоения программы:

Для какого возраста:

4 года

7-10 лет

Тип программы:

модифицированная

Уровень освоения программы:

Контроль за исполнением программы:

образовательный

администрация школы

Пояснительная записка


Новизна и актуальность.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Задоринка» посвящена актуальной теме сохранения и укрепления здоровья обучающихся, развитию художественных способностей творческой личности. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения творческих способностей.

Практический и теоретический материал программы предлагает реализацию межпредметных связей школьного и дополнительного образования.

Отличительные особенности.

В программе представлены различные разделы, направленные на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста. Основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по данной программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

1 год обучения.

Обучающие: сформировать навыки правильного выполнения ритмических танцев и упражнений под музыку; способствовать формированию правильной осанки.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения, уважения к окружающим и к себе.

Развивающие: развивать ручную умелость и мелкую моторику; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти; способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.

2 год обучения.

Обучающие: сформировать навыки правильного выполнения простейших построений и перестроений; формировать навыки выразительности и пластичности, танцевальных движений и танцев.

Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Развивающие: развивать мышечную силу, гибкость, и координационные способности; содействовать развитию внимания и умения согласовывать движение с музыкой;

3 год обучения.

Обучающие: сформировать навыки передвижений по залу различными видами; формировать навыки грациозности и изящества, танцевальных движений и танцев.

Воспитывающие: воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.

Развивающие: развивать выносливость и скоростно-силовые способности; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

4 год обучения.

Обучающие: сформировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; сформировать навыки хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитать уважение к национальной культуре своего народа.

Развивающие: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения.

По прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки. Знают назначение хореографического или спортивного зала и правила поведения в нем. Умеют ореинтироваться в зале, строиться в ширенгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.)

2 год обучения.

После второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передовать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

3 год обучения. Занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

4 год обучения.

Занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Уже через несколько месяцев можно увидеть результат освоения программы. Дети овладевают минимальными навыками танцевально-игровой гимнастики и способны показать свое умение на различных школьных мероприятиях. Организуются танцевально-игровые праздники, просмотры открытых занятий, Проводятся соревнования: кто лучше (какая группа, линия). Дух соревновательности стимулирует старание детей. Ценно, когда дети сами оценивают работу своих товарищей, делают замечания, ставят оценки. Это помогает увидеть ошибки со стороны и учит детей корректному отношению друг к другу. Вводится переходящий приз, который вручается на занятии «самому-самому» и передается от одного ребенка к другому.

Возрастное предназначение. Количество учебных часов.

Программа рассчитана на 4 года обучения на детей от 7 до 10 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю из расчета 72 часа в год.

№п

п/


Разделы программы

Год обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Вводное занятие.

1

1

1

1

2.


Игроритмика.


6

6

4

4

3.


Игрогимнастика.


12

12

12

13

4.

Игротанцы.


11

11

12

11

5.

Танцевально-ритмическая гимнастика.

11

11

10

11

6.

Игропластика.

6

6

6

6

7.

Пальчиковая гимнастика.

4

4

4

4

8.

Игровой самомассаж.

4

4

4

4

9.

Музыкально-подвижные игры.

6

6

6

6

10.

Игры-путешествия.

6

6

8

6

11.

Креативная гимнастика.

4

4

4

4

12.

Итоговое занятие.

1

1

1

1


Всего часов.

72

72

72

72


Формы и режим занятий.

Год обучения

Кол-во детей в группе

Продолжительность


Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

15-20

1 час

2 раза

72 часа

2

15-20

1 час

2 раза

72 часа

3

15

1 час

2 раза

72 часа

4

12

1 час

2 раза

72 часа

На занятиях танцевально-игровой гимнастики используется игровая форма проведения.

Формы подведения итогов.

1. Участие в школьных мероприятиях.

2. Организация танцевально-игровых праздников.

3. Конкурсы на лучшее исполнение.

4. Заседание клуба любителей танца.

5. Проведение открытых уроков.



п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

6

1

5

3

Игрогимнастика.

12

2

10

3.1

Строевые упражнения.

2

0

2

3.2

Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предмета. Упражнения с предметами.

5

1

4

3.3

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3

0

3

3.4

Акробатические упражнения.

2

1

1

4

Игротанцы.

11

2

9

4.1

Хореографические упражнения.

3

0

3

4.2

Танцевальные шаги.

4

1

3

4.3

Ритмические танцы.

4

1

3

5

Танцевально- ритмическая гимнастика.

11

1

10

6

Игропластика.

6

1

5

7

Пальчиковая гимнастика.

4

1

3

8

Игровой самомассаж.

4

1

3

9

Музыкально-подвижные игры.

6

1

5

10

Игры-путешествия.

6

1

5

11

Креативная гимнастика.

4

1

3

12

Итоговое занятие.

1

0

1


Итого

72

13

59Учебно-тематический план

1 год обучения






Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

6

1

5

3

Игрогимнастика.

12

2

10

3.1

Строевые упражнения.

3

0,5

3

3.2

Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предмета. Упражнения с предметами.

4

0,5

3

3.3

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3

0,5

2

3.4

Акробатические упражнения.

2

0,5

2

4

Игротанцы.

11

2

9

4.1

Хореографические упражнения.

4

1

3

4.2

Танцевальные шаги.

4

0

4

4.3

Ритмические и бальные танцы.

3

1

2

5

Танцевально-ритмическая гимнастика.

11

2

9

6

Игропластика.

6

1

5

7

Пальчиковая гимнастика.

4

1

3

8

Игровой самомассаж.

4

0

4

9

Музыкально-подвижные игры.

6

1

5

10

Игры-путешествия.

6

1

5

11

Креативная гимнастика.

4

1

3

12

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

72

13

59




п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

4

0

4

3

Игрогимнастика.

12

0

12

3.1

Строевые упражнения.

3

0

3

3.2

Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предмета. Упражнения с предметами.

4

0

4

3.3

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3

0

3

3.4

Акробатические упражнения.

2

0

2

4

Игротанцы.

12

0

12

4.1

Хореографические упражнения.

3

0

3

4.2

Танцевальные шаги.

4

0

4

4.3

Ритмические и бальные танцы.

5

0

5

5

Танцевально-ритмическая гимнастика.

10

0

10

6

Игропластика.

6

0

6

7

Пальчиковая гимнастика.

4

0

4

8

Игровой самомассаж.

4

0

4

9

Музыкально-подвижные игры.

6

0

6

10

Игры-путешествия.

8

0

8

11

Креативная гимнастика.

4

0

4

12

Итоговое занятие

1

0

1


Итого

72

1

71Учебно-тематический план

3год обучения














п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

4

0

4

3

Игрогимнастика.

13

0

13

3.1

Строевые упражнения.

4

0

4

3.2

Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предмета. Упражнения с предметами.

5

0

5

3.3

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

2

0

2

3.4

Акробатические упражнения.

2

0

2

4

Игротанцы.

11

0

11

4.1

Хореографические упражнения.

4

0

4

4.2

Танцевальные шаги.

3

0

3

4.3

Ритмические и бальные танцы.

4

0

4

5

Танцевально-ритмическая гимнастика.

11

0

11

6

Игропластика.

6

0

6

7

Пальчиковая гимнастика.

4

0

4

8

Игровой самомассаж.

4

0

4

9

Музыкально-подвижные игры.

7

0

7

10

Игры-путешествия.

6

0

6

11

Креативная гимнастика.

4

0

4

12

Итоговое занятие.

1

0

1


Итого

72

1

71Учебно-тематический план

4 год обучения















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗАДОРИНКА»


Первый год обучения (7лет)

1. Вводное занятие. (1час-теория)

Знакомство с детьми. Краткий рассказ о танцевально-игровой гимнастике «Задоринка». Знакомство с залом. Ознакомить детей с правилами поведения в зале. Показать спортивный инвентарь и костюмы.

2. Игроритмика. (1час-теория, 5часов-практика)

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно и структурным ососбенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Хлопки в такт музыки. Ходьба сидя на стуле. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко - тихо». Выполнение упражнений под музыку.

3. Игрогимнастика. (2часа-теория, 10часов-практика)

Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят строевые общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3.1. Строевые упражнения». Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижения в сцеплении. Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.

3.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета. Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения головой и туловищем. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих упражнений.

Упражнения с предметами. Упражнения с маракасами.

3.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положение рук, ног. Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитационные, образные упражнения.

3.4. Акробатические упражнения.

Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках. Перекаты в положении лежа, руки вверх и в седе на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

4. Игротанцы. (2часа-теория,9часов-практика)

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное достижение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и также танцевальные формы, как историко- бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

4.1. Хореографические упражнения.

Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.

4. 2. Танцевальные шаги.

Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинистые полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.

4.3. Ритмические танцы.

«Хоровод», «Мы пойдем сначала вправо», «Танец сидя»,

«Галоп шестерками» (на приставном шаге), «Если весело живется»,

«Танец утят», «Лавота», «Кузнечик».

5. Танцевально - ритмическая гимнастика. (1час-теория, 10часов-практика)

В разделе представлены образно танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Специальные композиции и комплексы упражнений: «Большой олень», «На крутом берегу», «Муренка», «Хоровод», «Я танцую», «Чебурашка».

6. Игропластика. (1час-теория, 5часов-практика)

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку покричать, погримасничать, свободно выражая эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

7. Пальчиковая гимнастика. (1час-теория, 3часа-практика)

Служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях:

Сгибание и разгибание, привидение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев.

8. Игровой самомассаж. (1часа-теория, 3часа-практика)

Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение, такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

9. Музыкально-подвижные игры. (1час-теория, 5часов-практика)

Содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, являются ведущим видом деятельности ребенка. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

«Отгадай, чей голосок», «Найди свое место», «Нитка-иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы - веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушка», «У медведя во бору», «Водяной».

Музыкально-подвижные игры по ритмике. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений.

10. Игры-путешествия. (1час-теория, 5часов-практика)

Включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

«На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие

в морское царство - подводное государство», «В гости к

Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».

11. Креативная гимнастика. (1час-теория, 3часа-практика)

Предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения.

Музыкально-творческие игры: «Кто я?», «Море волнуется».

Специальные задания. «Создай образ», «Импровизация под

песню».

12. Итоговое занятие. (1час-практика)

Открытое занятие для родителей.


Второй год обучения (8 лет).

1. Вводное занятие. (1ч. - теория)

Правила поведения в зале. Ознакомить детей с планом работы на предстоящий учебный год.

2. Игроритмика. (1ч. - теория, 5ч.- практика)

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно и структурным ососбенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Специальные упражнения для согласования движения с музыкой.

Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе.

3. Игрогимнастика. (2ч. - теория, 10ч.- практика)

Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят строевые общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3.1. Строевые упражнения.

Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам, («змейкой».). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.

  1. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета.

Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание основных движений прямыми или согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых руках в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Сочетание упоров с движениями ногами.

Упражнения с предметами.

Упражнения с платочками, шарфиками, косынками.

3.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Потряхивание кистями и предплечьями. Раскачивание руками из различных исходных положений. Контрастное движение руками на напряжение и расслабление. Расслабление рук в положении лежа на спине. Посегментное свободное расслабление рук в положении лежа на спине, потряхивание ногами из положения лежа на спине. Лежа на спине при напряжении мышц - выход; при расслаблении мышц - вход. Упражнение на осанку в стойке: руки за спину с захватом локтей. Имитационные, образные упражнения.

3.4. Акробатические упражнения.

Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в ней вперед-назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без опоры. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

4. Игротанцы. (2ч. - теория, 9ч. - практика)

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное достижение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и также танцевальные формы, как историко- бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

4.1. Хореографические упражнения.

Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо/налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.

4.2. Танцевальные шаги.

Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же - с поворотом на 360 градусов. Поворот на 360 градусов на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

4.3. Ритмические и бальные танцы.

«Автостоп», «Большая прогулка», «Вару-вару», полька «Старый жук», «Большая стирка», полька «Хлопушка», «Матушка-Россия».

5. Танцевально- ритмическая гимнастика. (2ч. - теория, 9ч.- практика)

В разделе представлены образно танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Специальные композиции и комплексы упражнений «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня короля», «Воробьиная дискотека», «Ну, погоди!», «Сосулька», «Упражнение с платочками».

6. Игропластика. (1ч. - теория, 5ч.-практика)

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку покричать, погримасничать, свободно выражая эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Специальный упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

7. Пальчиковая гимнастика. (1ч. - теория, 3ч. - практика)

Служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем, круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т.д. пальцев, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой («здороваются»), движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола. Упражнение пальчиками с речитативом.

8. Игровой самомассаж. (4ч. - практика)

Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение, такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно- игровой форме.

9. Музыкально-подвижные игры. (1ч. - теория, 5ч. - практика)

Содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, являются ведущим видом деятельности ребенка. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

«Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробушек», «Космонавты». «Усни-трава», «Поезд», «Музыкальные стулья»; музыкально-подвижные игры по ритмике и с использованием строевых и общеразвивающих упражнений.

10. Игры-путешествия. (1ч. - теория, 5ч. - практика)

Включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

«Лесные приключения», «Времена года», «На выручку

карусельных лошадок», «Путешествие в Кукляндию»,

«Космическое путешествие на Марс», «В мире музыки и

танца».

11. Креативная гимнастика. (1ч. - теория, 3ч. - практика)

Предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения.

Музыкально-творческая игра «Ай да я!», «Творческая импровизация». Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».

12. Итоговое занятие. (1ч. - практика)

Открытое занятие для родителей.


Третий год обучения (9 лет).

1. Вводное занятие. (1ч. - теория)

Правила поведения. Ознакомить детей с планом работы на предстоящий учебный год.

2. Игроритмика. (4ч. - практика)

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на ильные и слабые доли такта. Сочетание на каждый счет с хлопками через счет и наоборот. Гимнастическое дирижирование-тактирование на музыкальный размер 2/4. Выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.

3. Игрогимнастика. (12ч. - практика)

3.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаги и беге по ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две, три колонны по выбранным водящим.

3.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета. Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев. Комбинированные упражнения в седах и положении лежа. Сед «по-турецки». Прыжки на двух ногах.

Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с лентой (элементы классификационных групп).

3.3. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Посегментное расслабление рук на различное количество счетов. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища, в положении сидя. Потряхивание ногами в положении стоя. Свободный вис на гимнастической стенке. Дыхательные упражнения в имитационных и образных движениях. Упражнение на осанку в седе и в седе «по-турецки».

3.4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе и седе на пятках. Перекаты вправо и влево из группировки на пятках с опорой на предплечья. Переход из седа в упор стоя на коленях. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

4. Игротанцы. (12ч. - практика)

4.1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры.

4.2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах. Шаг с подскоком. Русский попеременный шаг. Шаг с притопом. Русский шаг - припадание. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

4.3. Ритмические и бальные танцы. «Современник», «Макарена», «Полька», «В ритме польки», «Русский хоровод», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка», «Модный рок», «Артековская полька», «Давай танцуй».

5. Танцевально-ритмическая гимнастика. (10ч. - практика)

Специальные композиции «Зарядка», «Всадник», «Ванечка- пастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака» (упражнения с ленточками), «Приходи, сказка», «Бег по кругу», «Черный кот».

6. Игропластика. (6ч. - практика)

Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

7. Пальчиковая гимнастика. (4ч. - практика)

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях, со стихами и речитативами.

8. Игровой самомассаж . ( 4ч. - практики)

Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

9. Музыкально-подвижные игры. (6ч. - практика)

«К своим флажкам», «Гулливер и лилипуты», «Волк во рву», «Группа, смирно!», «Музыкальные змейки», «Пятнашки». Игры на определение динами, характера музыкального произведения, типа заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

10. Игры-путешествия. (8ч. - практика)

«Искатели клада», «Путешествие на северный полюс», «Приходи, сказка», «Путешествие в Спортландию», «Пограничники», «Цветик-семицветик», «Клуб веселых человечков», «Маугли».

11. Креативная гимнастика. (4ч.-практика)

Музыкально-творческие игры. «Бег по кругу». Специальные задания. «Танцевальный вечер».

12. Итоговое занятие. (1ч.-практика)

Танцевально-игровой праздник.


Четвертый год обучения (10 лет).

1. Вводное занятие. (1ч.-теория)

Правила поведения. Ознакомить детей с планом работы на предстоящий учебный год.

2. Игроритмика. (4ч.-практика)

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый счет, хлопки через счет и другие сочетания ритмического рисунка. Хлопки и удары ногой на сильную долю такта двухдольного и трехдольного музыкального размера. Гимнастическое дирижирование-тактирование на музыкальный размер 4/4, ¾.

3. Игрогимнастика. (13ч.-практика)

3.1. Строевые упражнения. Строевые приемы «Направо!», «Налево!», «Кругом!» при шаге на месте, переступанием. Строевой шаг на месте, походный шаг в передвижении. Упражнение в ходьбе и беге по звуковому сигналу, на внимание. Размыкание колонн на вытянутые руки вперед и в стороны. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и по ориентирам.

3.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета.

на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу. Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка».

Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с флажками мячами, обручами.

3.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения лежа на спине. Посегментное расслабление ног из положения лежа на спине ноги перед (в потолок). Расслабление всего тела, лежа на спине. Свободное расслабленное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась за нее. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием о опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лежа на спине и на животе.

3.4. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации из пройденных упражнений. Горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без опоры («ворона»).

4. Игротанцы. (11ч.-практика)

4.1. Хореографические упражнения.

Русский поклон. «Открывание» руки в сторону и на пояс, стоя боком к опоре.

Полуприседы и подъемы на носки с движением руки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед, в сторону, назад - «крестом», «носок - пятка». Наклоны туловища, стоя спиной и боком к опоре. Подъемы ног и махи ногами через выставление ноги на носок. Прыжки, стоя лицом к опоре, из первой позиции ног во вторую. Перевод рук из одной позиции в другую на шаге. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры и вне ее.

4.2. Танцевальные шаги. Шаг с подскоком с различными движениями руками. Поочередное пружинное движение ногами в стойке ноги врозь. Нога в сторону на пятку наклоном в сторону, руки в стороны. Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание» с поворотом, «елочка», «гармошка».

4.3. Ритмические и бальные танцы. «Танец с хлопками», «Танец степ» «Слоненок», «Круговая кадриль», «Полька тройками», «Полонез», «Московский рок», «Самба», «Божья коровка».

5. Танцевально-ритмическая гимнастика. (11ч.-практика)

Специальные композиции и комплексы упражнений «Марш», «Упражнение с флажками», «Три поросенка», «Упражнение с мячами», «По секрету всему свету», «Упражнение с обручами», «Ванька-встанька», «Пластилиновая ворона».

6. Игропластика. (6ч.-практика)

Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

7. Пальчиковая гимнастика. (4ч.-практика)

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам.

8. Игровой самомассаж. (4ч.-практика)

Поглаживание и растирание отдельных чаете» тела в образно-игровой форме.

9. Музыкально-подвижные игры. (7ч.-практика)

«День-ночь», «Запев-припев», «Нам не страшен серый волк», «Дети и медведь», «Трансформеры», «Горелки». Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений. Подвижно-образные игры по типу заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

10. Игры-путешествия. (6ч.-практика)

«Охотники за приключениями «, «Путешествия и Играй-город», «Морские учения», «Королевство волшебных мячей», «Россия- Родина моя!», «Путешествие в Маленькую страну», «В гостях у трех поросят», «Спортивный фестиваль».

11. Креативная гимнастика. (4ч.-практика)

Музыкально-творческие игры «Займи место». Специальные задания «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».

12. Итоговое занятие. (1ч.-практика)

Открытое занятие на школу.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.


Любое занятие следует начинать с организованного входа в зал, желательно под музыку. Затем осуществляется построение и детям сообщается задача урока - чем они будут заниматься, что узнают нового, чему научатся на данном уроке. Если в конце урока дети ответят на вопросы педагога, то поставленные задачи урока можно считать почти выполненными.

Каждый урок в поурочном планировании программы представляет собой единство содержательных, методических и организационных эле­ментов. Нарушение этого единства приведет к снижению эффективности урока и поставит под сомнение возможность решения педагогических задач.

Цель и общие задачи в программе реализуются путем постановки частных задач на каждый урок, в формулировке которых педагог должен отразить конечный результат данного занятия. Частные задачи урока должны быть взаимосвязаны между собой и отвечать на вопросы: с чем знакомится ребенок? Что развивается или в дальнейшем совершенству­ется в нем?

Для проведения урока педагогу необходимо владеть различными ме­тодами организации деятельности учащихся и способами проведения уп­ражнений. Это построения, перестроения и передвижения, использование гимнастических снарядов, предметов и другого вспомогательного инвента­ря.

Рекомендуется проводить занятия в сопровождении рассказов, речи­тативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь по­следовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ре­бенку образов, воображаемая игровая и ролевая ситуация, сюжет, прави­ла для действий с предметами и без них. В сюжетных уроках предвари­тельная подготовка создаст благоприятные условия для их проведения и освоения программного материала. Для этого можно заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения - грамоты, значки, медали. Желательно на таких уроках использовать маршрутные листы, указательные карты, экраны со­ревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подгото­вить костюмы.

Особое значение в проведении уроков имеет статус педагога, его речь, эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи. Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции участников. При правильной, четкой организации урок имеет хорошую общую и моторную плотность.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. В совершенстве ов­ладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых ком­плексов упражнений, входящих в танцевально-игровую гимнастику, воз­можно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, тан­цам можно условно разделить на три этапа:

  • начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);

  • этап углубленного разучивания упражнения;

• этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предваритель­ного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рас­сказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются вос­создать увиденное, опробывают упражнение.

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, соз­дает условия для формирования его образа, активизирует работу цен­тральной нервной системы детей.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В танцевально-игровой гимнастике показ упражнения является наиболее су­щественным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным ана­лизатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информа­цию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием гимнастической терминологии. В дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых - они лег­ко вспоминают отдельные элементы в общей композиции.

Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Воспитанник впервые выполняет упражнение на основе тех представлений, которые он получил. Важно, чтобы между ощущениями первой попытки и уже соз­давшимся представлением об упражнении (на основе его названия, показа и объяснения) не было больших расхождений.

По первым попыткам выполнения упражнения педагог может су­дить, как обучаемый понял свою задачу, и в зависимости от этого пла­нировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражне­ниям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о техниче­ской основе упражнения. Если упражнение можно разделить на состав­ные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обу­чение упражнению.

Если упражнение нельзя разделить на составные части, приме­няется целостный метод обучения. В танцевально-игровой гимнастике его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком

ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на два, че­тыре, восемь и большее количество счетов.

При необходимости следует подобрать подводящие упражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для опробования изучаемого упражнения. Например, при обучении равновесию на одной ноге для удержания тела в вертикальном положении необходимо, чтобы сила мышц ног, разгибателей спины и брюшного пресса была достаточно хорошо развита.

Для начального обучения упражнения используются ориентиры, ог­раничители. Так, при перестроении в колонну по трое ориентиром для направляющих могут являться кегли, а при ходьбе «змейкой» ограничи­телями будут кубики.

Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методиче­ские приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравне­ния, приводимые педагогом в объяснении того или иного движения, по­могают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое на­строение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Поло­жительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести обучение на фоне отрица­тельных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовывать ребят - только тогда обучение движениям будет эффективным.

Успех начального этапа обучения зависит также от умелого и свое­временного предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражне­ния. Данные ошибки являются характерными на стадии формирования умения. Исправлять ошибки необходимо, начиная с более грубых.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточ­нением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное вы­полнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увели­чивается по сравнению с предыдущим этапом.

Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обес­печить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам в танцевально-игровой гимнастике можно отнести: вы­полнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ори­ентиров (хлопков, отражающих ритмическую характеристику упражнения или специально подобранной музыки, музыкальный размер которой спо­собствует лучшему исполнению упражнения).

Успех на этапе углубленного разучивания упражнения зависит и от активности обучаемых. Повышению активности детей способствуют из­менение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный ме­тод с установкой на лучшее исполнение. Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Только тогда, когда выполнение изучаемого упражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования основ двигательного навыка закончен.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образо­ванием двигательного навыка, переходом его в умение высшего поряд­ка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревнова­тельный и игровой.

По мере многократного повторения упражнения двигательный на­вык формируется в основном варианте. Задача педагога на этом этапе со­стоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с дру­гими упражнениями. Здесь необходимо, совершенствуя качество испол­нения упражнения, формировать индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмо­циональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражне­ние можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

В танцевально-игровой гимнастике, с ее внешней простотой движе­ний и яркой образностью упражнений под музыку, иногда трудно приме­нить поэтапность обучения. Направляющая и воспитывающая роль пе­дагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и твор­ческому труду.







Методическое обеспечение программы.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

• принцип доступности и посильности;

• принцип формирования у детей художественного восприятия;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

• принцип обучения владению культурой движения.

Для реализации программы в работе с обучающимися применяются следующие методы:

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.

2. Метод использования слова (беседа, рассказ, сказка-игра, музыкальная сказка, стихи) с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков.

Приемы:

• комментирование;

• инструктирование;

• корректирование.

Важным условием выполнения программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:

- спортивный или танцевальный зал;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- спортивная одежда;

- легкая и удобная обувь;

- гимнастические коврики;

- стулья;

- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, маты, кегли, кубики, гимнастические палки и т.д.;

- маракасы, бубен;

- музыкальная аппаратура для музыкального сопровождения;

- наглядные пособия: книги, журналы, фотографии и т.д.;

- костюмы, платочки.


Литература, используемая педагогом для разработки программы:



  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М., 1993.

  2. Васильева-Рождественская Н. В. Историко-бытовой танец,- М., 1987.

  3. Горяева М.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 1991.

  4. Гусев С.И. Детские бытовые танцы.- М., 1985.

  5. Коротков И.М. Подвижные игры детей.- М.,1987.

  6. Копорова Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М., 1972.

  7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до14 лет.- М., 1994.

  8. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб.: «Детство-пресс», ил. 2003.

  9. Титов С.В. Добро пожаловать игра!- М.: ТЦ Сфера, 2004.

  10. Тюрин Аверкий. Самомассаж.- СПб.; Москва; Минск; Харьков, 1997.

11. Журнал «Практика»

12. Журнал «Начальная школа»

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:


1. Васильева Т.К. Секрет танца.- СПб., 1997.

2. Детский хореографический журнал «Пяти-па».

3. Пасютинская В. Волшебный мир танца - М.: Просвещение,1985.

4. Журнал «Начальная школа»

5. Журнал «Практика»

6. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М., 1993.











Диагностика развития двигательной моторики детей.


При оценке физиологического воздействия занятий танцевально-игровой гимнастики на организм детей необходимо учитывать степень зрелости центрального аппарата регуляции двигательных функций, особенности возрастного развития физиологических систем организма.

Диагностика развития двигательной моторики детей средствами танца проводится в несколько этапов. С этой целью был разработан специальный диагностический пакет тестовых методик, а также были выделены уровни развития двигательной моторики, сопоставление с которыми результатов позволило судить о ее качестве. В психолого-педагогической литературе имеется богатое описание диагностических методик, технологий, систем; диагностика по данной тематике выстраивается в соответствии с закономерностями и особенностями уже имеющегося опыта.

Первому уровню (низкому) соответствуют следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения в след за учителем, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание танцевальной музыки.

Второй уровень (средний) характеризуется свободными произвольными движениями детей, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием на звучание танцевальной музыки (притопывание в такт, хлопанье в ладоши, повороты головы, туловища в такт). Однако, этому уровню свойственна слабая творческая активность детей.

Третий уровень (высокий) предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных частей движения в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию под музыку, способность к танцевальной импровизации.

Диагностический пакет тестовых методик включал в себя три тестовых блока:

1.Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве. Блок предполагал следующее задание для ребят: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой. Правильность выполнения задания оценивалась в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями).

2.Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагалось под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. Результаты оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с разработанными уровнями)

3. Тест на определение двигательной активности детей. Детям предлагается повторить элементы танца, показанные руководителем. В данном случае приглашались для показа дети из старшей танцевальной группы. Ими были показаны отрывки из «танцующих утят» и элементы рок-н-ролла. Дети под музыкальное оформление должны были повторить их действия. Результаты этого теста в зависимости от исполнения детей оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями).


УРОКИ 1-2

I

Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по ко­манде (образно-двигательные действия «солдатики»).

Игроритмика. Хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»).

II

Построение врассыпную.

Общеразвивающие упражнения без предмета. Основные упражне­ния прямыми и согнутыми руками и ногами, выполняемые под музыку.

Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках.

Музыкально-подвижная игра «Найди свое место» («У ребят поря­док строгий»). Все дети стоят в шеренге (колонне). По команде руководите­ля «Разойдись!» звучит веселая музыка, играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют, передвигаются под музыку. Звучит команда: «Бы­стро по местам!» Музыка прекращается. Все учащиеся должны быстро за­нять свои места в шеренге (колонне). Руководитель отмечает тех, кто пра­вильно занял место в строю.

Второй вариант. Играющие стоят в шеренге. По сигналу руководи­теля «На прогулку!» дети расходятся по залу и гуляют. Руководитель про­износит слова: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну труби­те веселее». Дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!» По сигналу руко­водителя дети быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Построе­ние может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала. Игру можно проводить под музыку и без нее.

III

Игровой самомассаж. Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.

УРОКИ 3-4

I

Строевые упражнения. Повторить уроки 1-2. Передвижение в сцеплении за руки («гусеница»).

Игроритмика. Повторить уроки 1-2.

II

Построение врассыпную.

Общеразвивающие упражнения без предмета. Повторить уроки 1 -2. Основные движения туловищем и головой.

Танцевальные шаги. Повторить уроки 1-2. Музыкально-подвижная игра. Повторить уроки 1-2 (вариант 2).

III

Игровой самомассаж. Повторить уроки 1-2.


  • Здесь и далее: I - подготовительная часть урока; II - основная часть урока; III - заключительная часть урока.








© 2010-2022