• Преподавателю
  • Другое
  • Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена»

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена»

Духовное воспитание ребенкана занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена»(Изготовление украшений для коллекционных костюмов техникой – квиллинг) Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Духовность ребенка – понятие довольно сложное и объемное. Это и отношение реб...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Духовное воспитание ребенка

на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена»


(Изготовление украшений для коллекционных костюмов техникой - квиллинг)






Из опыта работы

руководителя кружка

театра костюма

«Мельпомена»

РДДЮТ

Застенкиной-Клименко

Ольги Александровны









Донецк-2015



Содержание


Духовное воспитание ребенка……………………………………3

Декоративное искусство - основа

всестороннего развития ребенка………………………………....6

Художественный труд в коллективе

театра костюма «Мельпомена»…………………………………..10

О технике - Квиллинг…………………………………………….13

Заняття, що сприяє духовно-естетичному

та патріотичному вихованню,

з використанням декоративної техніки - квілінг.

Квіти - це історія нашого народу………………………………..17

Дополнение №1. Технологическая карта......................................22

Дополнение №2. Кулон «Роза»......................................................25

Дополнение №3. Загадки про квіти та рослини………………...28

Список литература ……………………………………………….37





















Духовное воспитание ребенка.


Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека - его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе.

Духовность, на мой взгляд, - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Недаром значение слова «дух» - (лат. spiritus) - дуновение, тончайший воздух, дыхание.

Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, - «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» - взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие - выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности:

- поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; - духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми;

- духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.

Духовность ребенка - понятие довольно сложное и объемное. Это и отношение ребенка к окружающему миру, к родителям, к себе самому, к высшим силам.


По мнению русских философов - И. Ильина,

В. Соловьева, Г. Федотова и др., истинная духовность не существует вне нравственности.

Высшая духовность невозможна без душевности - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении;

- глубже понять себя, свое предназначение - в семье, роде, профессии, Отечестве;

- найти путь к своему подлинному «я»;

- жить, следуя своей природе;

- различать пласты человеческой жизни - физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам;

- внутренне приобщиться к национальной духовной традиции - религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии;

- осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела;

- обрести реальную радость бытия.

Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.



На мой взгляд, самое важное, что нужно привить детям - это самодостаточность, позитивный настрой к жизни и осознание собственной внутренней силы. Наверное, не ошибемся, если скажем, что всем людям свойственно любить и ненавидеть, а с некоторыми чувствами, такими как радость, страх, гнев человек (и ребенок тоже) встречается каждый день. Совладать с нахлынувшими чувствами порой очень сложно, еще сложнее управлять ими.


К сожалению, мало кого из нас в детстве учили управлять своими эмоциями, и в данном случае речь идет не о том, чтобы скрывать их от окружающих, а в первую очередь, чтобы эти эмоции не разрушали нас изнутри. Взрослых, которые интересуются таким направлением, как эзотерика, уже не удивишь признанием, что все наши болезни (тяжелые и не очень) произрастают из наших негативных эмоций.

Вернемся к духовности ребенка. Давайте позволим ему быть самим собой, одновременно открывая перед ним возможности его развития: танцы, рисование, вокал, спорт, книги, конструирование и т.д. Самое главное быть не диктатором по отношению к ребенку, а направляющим, проводником, штурманом.

Духовное развитие - это понятие философское, но начинается оно с малого - приучайте ребенка не бросать мусор на улице, быть вежливым и с уважением относиться к родителям, бабушкам, дедушкам и чужим людям, не обижать животных, не обманывать. И всегда оставайтесь примером для подражания своему ребенку, воспитаннику!
































Декоративное искусство - основа всестороннего развития ребенка.


В настоящее время из всего разнообразия видов детского творчества декоративно-прикладное является одним из самых популярных. Посмотрев вокруг, мы можем заметить, что предметы, сделанные своими руками вносят особую красоту в обстановку и домашний уют, а также на работе и других общественных местах.

Давайте разберемся, какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества.

Во-первых, декоративно-прикладное искусство усиливает творческие стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий мы можем заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности.

Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у воспитанников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и быту.

Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор. Так, например, они узнают о своеобразии и самобытности декоративного искусства; о том, как отражается окружающая природа в орнаменте, украшающем предметы декоративно-прикладного творчества, а также о связи искусства с народным укладом, жизнью и бытом народов. Таким образом, у детей проявляется интерес к родному краю, природе, истории, сфере деятельности и труду людей.

Все зависит от нас, дорогие родители и педагоги, будут ли дети любить и понимать свой край, тянуться к его истокам, уважать, поддерживать и развивать сложившиеся традиции.

Стоит поговорить и о коллективной работе на занятиях по декоративному творчеству, так как она оказывает существенное влияние на нравственное воспитание детей. При создании коллективной работы, будь то плакат, картина, макет изделия или игрушка, у воспитанников вырабатывается способность объединяться для общего дела, они учатся договориться о выполнении общей работы, при этом создавая каждый свою деталь, элемент, стараются учесть интересы друг друга. В процессе коллективной работы у детей развивается способность действовать согласованно, умение уступать, взаимопомощь.

Я замечаю, что благодаря занятиям декоративным творчеством у детей появляются волевые качества:

- доводить начатое дело до конца;

- умение преодолевать трудности;

- ценить и уважать собственный и чужой труд.

Участие в различных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства помогает детям самореализоваться в жизни, повысить собственную самооценку, достичь определенных успехов.

Кроме того, занятия декоративно-прикладным творчеством приносят и практическую пользу.

Ни для кого не секрет, что время, в которое мы живем - время политических бурь и потрясений, множества социальных перемен. Народные забавы, настольные игры и мягкие игрушки наши дети заменили компьютером. Интернет и компьютерные «стрелялки» стали для них лучшими друзьями и спутниками по жизни. А телевизионные экраны наводнила жестокость и непристойные зрелища. По своей сути все это чуждо природе растущего человека и детской натуре.

Поэтому так велико значение опыта для духовного и эстетического развития и воспитания школьников, знакомства их с искусством народных промыслов и работами настоящих мастеров. Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей. Поэтому в первую очередь перед родителями, а потом и педагогом стоит важная задача - нести в светлый мир детства нравственные и духовные ценности, помочь детям открыть этот мир во всём многообразии и богатстве искусства.

Совместные занятия объединяют детей и родителей, повышают их совместную культуру. Вышивка крестом картины, вязание крючком и на спицах, шитье, мягкая игрушка, оригами, квиллинг, выжигание по дереву, художественная роспись - это интересные и творческие занятия.

Главное, не забывайте, что способность к творчеству - это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, при этом не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Таким образом, любое занятие, коллективно-творческое дело, беседа - имеют единственную цель: всесторонне развивать личность растущего и познающего мир человека.

Думаем, что любой мудрый и любящий своего чада родитель, педагог согласится, чтобы ребенок жил в мире красоты, гармонии, игры, музыки, сказки, фантазии и творчества.

В Народном художественном коллективе - Театр костюма «Мельпомена», я, как руководитель кружка, также стремлюсь создать необходимые условия для всестороннего развития воспитанников.


Декоративно-прикладное искусство принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Шарм одежде женщины, ее внешнему облику придают аксессуары и украшения.

Желание человека украсить себя возникает еще на заре человечества. Многообразие мира, окружающего первых людей, волновало, пугало и заставляло их всматриваться в естественную красоту природы, наполненную красками, таинственными деталями, удивительными явлениями.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства, квилинга, декупажа и т.д.

Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета.

Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору предмет становится произведением искусства.

С декоративно-прикладным искусством я знакомлю детей на занятиях по истории развития костюма, используя художественный ручной труд.

С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Она была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет был в свое время «одеждой», т.к. он являлся мостом между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры.

Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей, осуществить собственную самостилизацию, свое представление о самом себе.

Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид делают человека уверенным, собранным и энергичным. Чтобы одеваться красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и эстетическим вкусом.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Безобразное отталкивает.

Трагическое - учит сочувствию.

Комическое - помогает бороться с недостатками.

Эстетическое восприятие и духовное развитие - это способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Конечная цель - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.

Художественный труд в коллективе театра костюма «Мельпомена» - это один из способов развития и воспитания эстетической и духовной культуры.


Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.

Цель занятий:

Развитие творческой личности ребёнка через развитие мелкой моторики и художественный труд.

Основные задачи:

развивающие

· Развивать мелкую моторику и сенсомоторику с помощью пособий, упражнений и развивающих игр.

· Развивать у детей эстетическое восприятие мира, природы, приобщая их к духовной культуре народа, что способствует развитию личности детей.

· Развивать художественное творчество; воображение детей, поддерживая проявления их фантазии в изложении собственных замыслов.

обучающие

· Способствовать овладению элементарными изобразительными и техническими навыками художественной деятельности, привлекать детей к работе с разнообразными материалами и инструментами.

воспитательные

· Формировать у детей сенсорно-эмоциональный, духовно - нравственный и эстетический отклик на прекрасное.

· Привлекать детей к выполнению коллективных работ, что способствует воспитанию толерантности, ответственности; дает детям возможность выбора деятельности в соответствии со своими способностями, склонностями, желаниями.

Содержание и система занятий

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

· Упражнения для развития моторики.

· Изложение учебного материала в форме беседы, игры, просмотра иллюстраций. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов.

· Самостоятельная практическая работа детей (творчество), широко используется принцип коллективности, т.к. работа в творческой атмосфере коллектива носит характер как соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.

· Обсуждение творческих работ (помогает ребенку видеть мир с точки зрения не только собственной, но и других людей; понимать и принимать интересы другого человека).

Система занятий по развитию мелкой моторики построена по принципу от простого к сложному, что позволяет в полном объеме усвоить материал. Дидактические упражнения, включенные в занятия, проходят в виде игры, соревнований и помогают детям в интересной форме развить простейшие навыки владения инструментами, развить сенсорные восприятия.


Содержание художественного труда:

· Работа с бумагой, картоном, фольгой, гофрированной бумагой. Используются техники: аппликация, квиллинг, бумагопластика, оригами, конструирование. Вышивка по картону - изонить.

· Работа с пластичным материалом (пластилин, глина, отвердевающая пластика, солёное тесто) - изготовление объемных поделок и т.д.

· Работа с декоративными элементами: пуговицами, бусинами, декоративными камушками и др., с природным материалом.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Ведь в изготовление таких изделий, подарков вкладывается не только умение, но и частичка души.

Ребенок легко изготовит цветок, бабочку, елку, самые простые формы, поэтому к занятию квиллингом я привлекаю своих воспитанников.

Мы познакомимся с техникой декоративно-прикладного искусства - квиллинг. Эту технику мы используем на занятиях по истории развития костюма, раздел - декорирование костюмов различными техниками декоративно-прикладного искусства.

Выбор тематики работ по квиллингу определяется в соответствии с перспективным планом работы коллектива. Квиллинг учит детей планировать свою деятельность, способствует развитию творческого мышления, развивает сенсорные умения и способности, аналитическое восприятие. Занятия квиллингом развивают у детей упорство, настойчивость, желание добиваться успеха.

Многие родители заинтересовались этой техникой рукоделия и вместе с детьми делают рамки для фотографий, открытки.




















О технике - Квиллинг.

Квиллинг (от английского слова guill - птичье перо) - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Квиллинг еще называют «бумажной филигранью».

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы, простом материале как бумага. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно, скомкав, измять и расправить снова, чтобы отыскивать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно скручивая создавать удивительные совершенные формы. Так, из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. А дети нашего коллектива используют бумагу для изготовления украшений и аксессуаров для костюма.

Для изготовления разнообразных изделий используется бумага особой плотности, окрашенная в объеме, чтобы обе стороны выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно 1-9 миллиметров, длина 30 или 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

Чтобы сделать композицию практически любой сложности, Вам понадобятся следующие материалы и принадлежности:

- Шило. Оно должно быть диаметром около одного миллиметра.

Стержень шила используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Или можно использовать зубочистку, стержень, разрезав один конец в виде щипчиков.

-Пинцет. Кончики должны быть как острыми, точно совмещенными, так и плоскими. Зазубринки на конце нежелательны, так как могут оставлять следы на бумаге. Усилие при нажатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением. Пинцетом держат заготовку, когда наносят клей и приклеивают ее к картону. Если работать аккуратно, то пинцет можно не использовать.

- Ножницы. Удобнее всего работать маленькими ножницами с острыми кончиками. Они должны быть хорошо наточены для максимально точной нарезки бахромы.

- Клей. Главное требование к клею - он не должен оставлять следов

при высыхании (можно начать с ПВА).

- Циркуль, линейка, карандаш, трафарет с окружностями разного

диаметра - для разметки будущей композиции.

А теперь - самое интересное! Как же все-таки получаются такие замечательные работы? Оказывается, все достаточно просто. Принцип создания шедевров из бумаги: необходимо намотать полоску бумаги на стержень шила (можно использовать простую зубочистку), закрепить конец полоски клеем, а затем создается форма лепестка, капли, либо какая-то другая. Существует квиллинг-схемы, по которым можно создать тот или иной узор из полосок.

Формы могут быть закрытые, т. е. склеенные и открытые, где клей не используется. Для аксессуаров подходят и те, и другие. (Дополнение №1. Технологическая карта)

Техника создания различных закрытых форм:

1. Возьмите полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивайте полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

Скрутите ровную шайбочку. Чтобы снять её, слегка повращай палочку.

2. Теперь распустите заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко посжимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.

3. Чтобы получить форму «Капля», оттяните серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожмите несколько слоёв, чтобы получился острый конец.

Форма «Глаз». Сожмите круглую заготовку с двух сторон одновременно.

Форма «Квадрат». Выполните форму «Глаз», поверните вертикально и сожмите по бокам ещё раз.

Форма «Ромб». Сделайте из «Квадрата».

Форма «Треугольник». Сделайте «Каплю», возьмитесь за уголок и расплющите основание треугольника.

Форма «Стрела». Сделайте «Треугольник» и концом указательного пальца вдавите внутрь середину короткой стороны.

Форма «Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. И уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом.

Открытые формы:

«Сердечко». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки внутрь.

«Рожки». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки наружу.

«Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны.

«Веточка». Согните полоску в соотношении 1 : 2. Закрутите концы в одну сторону.

Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем.

Любая работа с бумагой (складывание, вырезание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. Занимаясь квиллингом, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, обработки, трансформации с учетом поставленных композиционных задач. Каждому ребенку бумага дает возможность проявить индивидуальность, воплотить

замысел, ощутить радость творчества.

Работы воспитанников, выполненные в технике квиллинга, принимали участие в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству и занимали призовые места. А также, украшения выполненные руками детей, и продемонстрированные в сочетании с коллекционными костюмами, вызывают у зрителей восторг, что способствует к развитию желания создавать прекрасное своими руками.

В настоящее время планируются индивидуальные выставки авторских детских работ, что, безусловно, будет способствовать повышению самооценки воспитанников и созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Кроме того, демонстрация успехов детей их родителям и другим взрослым, обеспечит эффективное взаимодействие с семьей, будет способствовать формированию родительской культуры, вовлечению родителей в единое образовательное пространство.













Заняття, що сприяє духовно-естетичному та патріотичному вихованню, з використанням декоративної техніки - квілінг.


Тема. Квіти - це історія нашого народу.

Виготовлення аксесуарів одягу технікою - квілінг.

Мета: збагатити знання вихованців про чудодійні обереги нашого життя - квіти і виховувати глибокі почуття любові до рідного краю, батьків, свого роду; сприяти розвиткові творчих здібностей дітей, бажання примножувати родинні традиції, берегти свою національну культуру.

Обладнання: на центральній стіні залу - великий вінок, по боках його - довгі рушники. Столи прикриті скатертинами, на столах розміщені букети і композиції із квітів.

Інвентар: приладдя для квілінгу.


Хід заняття:

Педагог. Людина з'являється на світ маленькою і безпомічною. Як навчити її робити перші кроки, як виховати здоровою і розумною, чесною, кмітливою, працьовитою і доброю? Ці проблеми та їх вирішення протягом віків формувалися у велику педагогічну мудрість - народну педагогіку. Народознавство - це і ніжна, щира, заспокійлива мамина пісня над колискою немовляти і приваблива саморобна іграшка, подарована батьком, це бабусина чарівна казка й дідусева бувальщина, це праця, любов і повага до отчого дому, неозорих степів, зелених Карпат, поліських пущ до широких ланів Подніпров'я, вільних причорноморських просторів і задумливих берегів зачарованої Десни - то великі і красиві землі України.

(Лунає фонограма пісні "Тече вода ..." у виконанні С. Ротару. )

Педагог. Пізнання світу починається з добра, природа, зокрема рослинний світ, були добротворцем для людини, яких вона шанувала і яких обожнювала в усі часи. Тому сьогодні ми поговоримо про вічні супутники людського життя і в горі, і в радощах - квіти.









НАТАЛЯ ЗАБІЛА

КВІТИ

Під віконцями


На сонці


У весняному саду


У земельку,


Як в постельку,


Я насіннячко кладу.


Сонце, смійся!


Дощик, лийся!


Линьте, краплі, до землі,


Щоб на грядах


У зернятах


Кріпли паростки малі.


Прийде літо,


Будуть квіти,


Будуть в мене восени


У віночку на голівці


Чорнобривці


Запашні.


Педагог. Палахкотять біля вікон українських осель животрепетним вогнем мальви і жоржини, чорнобривці й маки, буяють різнобарв'ям нагідки, рожі, ромашки, калина, любисток, м'ята - ці незрадливі обереги нашої духовної спадщини.

Найбільша відзнака українського національного вбрання -віночок зі стрічками.

1. Сплетімо вінок український, сьогодні

Із мальв, чорнобривців, калини,

З барвінку та жита, із м'яти, нагідок,

З жоржин, чебрецю та вербини.

2. І ромашок, і волошок,

Повні поли нарвемо.

На межі з квіток пахучих

Ми віночки сплетемо.

Український віночок. Оспіваний у піснях, оповитий легендами та переказами, опоетизований майстрами пензля і слова, він був і є одвічним символом добра і надії. Віночок - це плетене коло із квітів, листя, гілок.

А чи знаєте ви ці квіти? Давайте проведемо квіткову вікторину "Віночок". (Додатковий матеріал №2 «Загадки про квіти та рослини»)

І.На городі тичка, а на тичці - капличка.

Без вікон, без верха, а в ній людей без числа. (Мак).

2. Синьоока чарівниця

Де вінки вона спліта, -

Часто в полі в нас вертиться;

Пшениці рідкі й жита. (Волошка)-василек

3. Без рук, без ніг, а на повітку збіг. (Хміль)

4. А що за квітка є, що і сліпий взнає ? (Будяк.)-чертополох

5. Стоять красуні на воді,

Вінки на них білі й золоті. (Лілея.)

6. Цвіте синьо, лист зелений

Квітник прикрашає,

Хоч мороз усе побив - його не займає.

(Барвінок)- барвинок

Педагог.В народі вінок, квіти - обов'язкові атрибути народних обрядів, звичаїв. Про них є чимало легенд, переказів, послухаємо їх.


Легенда про волошку.

Красивий юнак Ціанус так захопився польовими квітами, що ходив полями і плів з них вінки. Якось богиня Флора знайшла його мертвим. Тоді вона перетворила його на волошку. Ціанус - означає синій.


Легенда про грицики.

Колись сільський пастушок Грицько пошкодив ногу. Що робити? Кров струмком біжить, не зупинити. Тоді зірвав він жмут невідомої трави, приклав до рани, і кровотеча вщухла. Відтоді вдячні нащадки і назвали непоказні квіти - грициками.


Легенда про чорнобривці.- бархатцы

Назва чорнобривців пов'язана зі старовинною легендою про майстрів-чоботарів, які виготовляли особливо гарні, святкові : жіночі чобітки, що мали яскраво-червоні халяви та чорні голівки - чорнобривці.

Педагог: Мова квітів зародилася давно, кілька століть тому на Сході. Букет, як лист, приносив звістки, призначав зустрічі, висловлював почуття. Символіка квітів і на сьогодні збереглася. і Айстра символізує сум, волошка - простоту і ніжність, мак красу і молодість, мальва - красу, дзвоник польовий - вдячність, троянда - кохання і здоров'я, ромашка - кохання і мир.

А ще з рослинами пов'язано багато прикмет. Нині доведено, що понад 400 представників флори по-своєму реагують на зміну погоди. Їх так і називають - рослини-барометри. Візьмімо, для прикладу, звичайну папороть. Якщо у неї скручене донизу листя - сподівайся на сонячний день, а випростане не забудь захопити з собою дощовика. Придивіться і до жовтої акації: якщо її квіти сильно пахнуть і над ними в'ються комахи - бути негоді. Чи таке: вранці не розпустилися білі квіточки зірочника, мокришника або мальви - на дощ. Це ж саме віщують опущені долі й стулені листочки конюшини та квасениці, згорнуте суцвіття кульбаби, сплюснуті пелюстки паничів.

Квіти не тільки у вінок вплітають. На Україні віддавна поширився звичай класти у першу купіль дитина різні ароматичні рослини, промовляючи при цьому побажання. Використовували для цього квіти, які, за народними розуміннями, давали силу, здоров'я, доброту.

Так, у купіль хлопчика клали любисток (щоб любили), гілочку дуба, (щоб був міцний), барвінок (щоб довго жив), чорнобривець (щоб був чорнобривий). А в купіль дівчинки - ромашку (щоб була рум'яна), калину (щоб красива була), любисток (щоб люб'язна була), яблуко (щоб була червоненька).

Народна мудрість України всотала у себе виплекану за століття красу, поетичні погляди на природу та найдавніші легенди, якими овіяне існування рослинного світу. Через своє недбальство ми вже втратили чимало прекрасних повір'їв, переказів. Тож прикладаймося спраглими вустами до живлющих джерел народної мудрості, не даймо замулитись і зникнути їм, пробуймо ще захистити і зберегти ці тайни про квіти, трави і дерева, яких люди наділяли чарами, цілющою силою, магічними властивостями, що стали символом нашого буття. Народ раніше був ближче до природи, шанував її. Освячував, переймався її красою, ласкавістю, гордістю. Ми часто забуваємо, що природа подарувала свої цілющі скарби людині навік. І ми повинні берегти їх, як своє життя.

Практична робота: виготовлення композицій з квітів - технікою квіллінг.

Серіжки у вигляді ромашки, маку...

Кулон у вигляді букету квітів.

Підсумок заняття:

Любити природу - це значить берегти її!

1.Люби природу не як символ

Душі своєї,

Люби природу не для себе,

Люби для неї.

2.Квіти - це історія нашого народу.

Квіти - це наша природа.

Квіти - це ми.


Виставка робіт. Обговорення результатів.










Дополнительный материал №1.

Технологическая карта изготовления базовых форм и элементов квиллинга

Возьмите полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».


Положи на него шпажку. Накручивайте полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.


Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».

Скрутите ровную шайбочку. Чтобы снять её, слегка повращай палочку.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».





Теперь распустите заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко посжимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.


Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».



Чтобы получить форму «Капля», оттяните серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожмите несколько слоёв, чтобы получился острый конец.


Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».



Закрытые формы:


Форма «Глаз». Сожмите круглую заготовку с двух сторон одновременно.

Форма «Квадрат». Выполните форму «Глаз», поверните вертикально и сожмите по бокам ещё раз.

Форма «Ромб». Сделайте из «Квадрата».

Форма «Треугольник». Сделайте «Каплю», возьмитесь за уголок и расплющите основание треугольника.

Форма «Стрела». Сделайте «Треугольник» и концом указательного пальца вдавите внутрь середину короткой стороны.

Форма «Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. И уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом.


Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».



Открытые формы:


«Сердечко». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки внутрь.

«Рожки». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки наружу.

«Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны.

«Веточка». Согните полоску в соотношении 1 : 2. Закрутите концы в одну сторону.


Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».















Дополнение №2.


Кулон «Роза».

Роза - любимый цветок украинцев, ее бережно лелеяли под окнами хаты и вышивали на рубашках и рушниках, ведь это растение напоминает собой Солнце. Даже в слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца - Ра. А староукраинское название крови - руда, потому роза также символизирует огненную кровь.

Роза - цветок богини любви Лады и ее дочки - богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза - символ девичьей красоты и чистоты.

Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения - не просто цветы - это цветы-звезды, связанные между собой, которые воплощают представление человека о Вселенной как о гармоничной системе.


Техника скручивая розы.


  1. Скручиваем бумажные полоски:

    • серединка - 3 см, 1 шт. ;

    • лепестки - 3 по 7 см, 3 по 10 см, 5 по 15 см.

Сначала туго скручиваем бумагу, а потом отпускаем, кончики мажем клеем и фиксируем. Так делаем с каждой полоской.


  1. Придаем кружочкам форму - «полумесяц».

Для этого прижимаем круги пальцами.


  1. Формы обматываем красной бумагой (шаров 3-4).

Начало и конец не забываем смазывать клеем.

Вот получаются такие заготовки для нашей розы в технике квиллинг.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».

Формирование розы в технике квиллинг.


1. Берем серединку и клеем 3 маленьких лепестка.


2. Клеем большие лепестки.


3. Окончательно формируем цветок. Клеем сверху кружок. Он для того, что бы держалась цепочка на которой вы будете держать кулон. Все делаем, как на картинке.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».



Делаем листик для нашей розы.

С зеленой бумаги (15 см) делаем круг. Потом его формируем в ромб и обматываем бумагой другого оттенка.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».


Клеем листик к цветку, как на главной фотографии.

Духовное воспитание ребенка на занятиях по декоративному искусству в коллективе театра костюма «Мельпомена».


Не забудьте розу, в технике квиллинг, покрыть клеем (шаров 2-3), это нужно для фиксации деталей. Также можно кулончик покрыть лаком.


















Додатковий матеріал №3.

Загадки про рослини та квіти.

1. Лист зелений і міцний,

Сніг для нього не страшний,

А коли весну стрічає,

Сині очі розкриває.

2. Цвіте синьо, лист зелений

Квітник прикрашає,

Хоч мороз усе побив -

Його не займає.

3. Лист зелений не пропав,

А під снігом задрімав.

Щоб у синю сукенчину

Одягнуть весняну днину.

Відповідь на загадки 1-3:Барвінок.

4. Він беззубий, а кусає,

Він безрукий, а хапає.

Ще й причепиться міцненько

До штанців і до сукенки.

5. Стоїть, колихається,

Головою величається,

А торкнеш - кусається.

Відповідь на загадки 4-5: Будяк.

6. Як кошички сині квіти

Пишаються серед жита.

7. Сині зірочки пухнасті

Виглядають з жита,

Мов веселі оченята.

Як їх не любити?

8. Блакитні оченята

Із жита виглядають.

Хоч квіточки ці люблять,

Та з поля виганяють.

Відповідь на загадки 6-8: Волошки.

9. Хоч і схожий він на дзвоник,

Та тихесенько стоїть.

Скільки б я не колихала -

Він не дзеленчить.

10.Ми у лісі проживаєм,

Дзвоном сонце зустрічаєм.

Маєм гарні сині очки,

Називаємось ...

11.На тонких бринять стеблинах

Між травинок і пеньочків,

Сині - сині, звуться дзвінко

Лісові квітки ..

Відповідь на загадки 9-11: Дзвіночки.

12 Виріс він під сонцем пекучим

Товстим, соковитим і колючим.

Відповідь на загадку:Кактус.

13 Навесні вона в теплі

Проростає з - під землі.

Має стан стрункий та вроду

І дарує насолоду.

14 Яскраві пелюстки

І запах пречудовий.

Нам хочеться усім

Побачити їх знову.

15 Дихає, росте,

Гарно цвіте,

А ходити не може.

Відповідь на загадки 13-15:Квітка.

16 Влітку диво це знайду

В полі, в лісі і в саду.

Ці рослини кольорові

Запашні, такі чудові.

Відповідь на загадку: Квіти.

17 Намистиночки малі

Стебло тягнуть до землі.

18 Із зеленої сорочки.

Що зіткав весною гай,

Білий дивиться дзвіночок.

Як зовуть його. вгадай.

19 На тоненькій стеблині

Висять білі горошини.

20 Листочки великі, зелені.

Стебло тендітне, тоненьке,

А квітка духмяна, біленька.

21 Що за квітка,відгадай?

Листя велике,широке,

Стебло високе, тоненьке,

А квіточка тендітна,біленька.

22 Дзвіночки в лісі ніжні - ніжні,

Немов сніжинки білосніжні.

В зеленім листі спочивають,

П'янкий весняний запах мають.

23 Із перлин разочок,

Зелений листочок.

Аромат духмяний

Тішить ліс весняний.

Відповідь на загадки 17-23: Конвалія.

24 Поле вбралося в обнову:

Сукню одягло бузкову.

І над нею залюбки

Цілий день гудуть бджілки.

Пречудово в літню днину

Зацвітає ...

Відповідь на загадку:конюшина.

25 Зубів не має, а кусає.

26 Не гаряче, а пече - утечеш,

При дорозі не скубнеш -обминеш.

Дуже злючою бува ця трава,

Називається вона....

27 Не оса, а жало має,

Не вогонь, а обпікає.

Коли йдете в ліс гуляти,

Обминіть її, малята.

Відповідь на загадки 25-27: Кропива.

28 Квітень жовту фарбу взяв,

Моріжок розмалював,

І з-під пензлика розквітли,

Наче сонце, диво-квіти.

29 Сонечко в траві зійшло,

Усміхнулось,розцвіло.

Згодом стало біле - біле

І за вітром полетіло.

30 Стала на поляні

В жовтім сарафані.

Підросте - всміхнеться,

Для вітрів вбереться

В платтячко біленьке,

Пишне та легеньке.

31 Як припустить теплий дощик,

Я згорнусь в зелений кошик - подивись!

А коли година гожа,

Я на сонце в небі схожа - усміхнись!

Одцвіту я жовтим цвітом,

Одягну на себе літом капелюх!

Набіжить вітрець, повіє,

Капелюшок мій розвіє, наче пух!

Відповідь на загадки 28-31: Кульбаба.

32 Стоять красуні на водІ,

Вінки в них білі й золоті.

Відповідь на загадку:Водяні лілії.

33 Одяглась у біле плаття,

Примостилась на лататті.

Задивилася у воду

На свою чудову вроду.

Відповідь на загадку:Лілея.

34 В чистім полі він зростає:

На високих ніжках,

В зелених панчішках,

Квіточки блакитні,

Мов оченьки привітні.

Відповідь на загадку: Льон.

35 Стоїть півень на току

У червонім ковпаку.

36 В житечку зеленім

Факели вогненні

Цілий день палають,

З сонцем спать лягають.

37 Запалали в чистім полі

Квіти гарні, всі червоні.

То палає влітку так

Польовий червоний ...

38 Повна діжка жита,

П'ятачком накрита.

39 Що за диво-дивина

В житі квітка є одна?

Палає, мов ліхтарик,

Червоний кептарик.

Відповідь на загадки 35-39: Мак.

40 Ні сучечок,ні листочок,

А на дереві росте.

Відповідь на загадку: Мох.

41 Дуже скромна і тендітна,

Серед квітів непримітна.

Та, якщо в руці пом'яти,

То умить впізнаєш ...

Відповідь на загадку: М'яту.

42 Росте на наших луках

Квітонька дрібна,

Дала їй сині очі

Ненечка - весна.

От пройде біля неї

З усміхом хто небудь,

Услід тихенько квітка

Промовить - і не забудь.

Відповідь на загадку: Незабудка.

43 Нога в землю,

Голова на повітрі,

Тулуб у воді.

44 Стоїть дід над водою,

Трясе бородою.

45 На болоті біля річки

Виросли пухнасті свічки.

Забіжу я наперед -

Це звичайний...

Відповідь на загадки 43-45: Очерет.

46 З - під снігу з'явився,

Прокинувся від сну.

Усіх запросив

Зустрічати весну.

47 Я першим зацвітаю серед гаю

І білий, наче сніг, я колір маю.

48 Тільки вчора теплий вітер

Вість приніс нам від весни,

А сьогодні дивні квіти

Крізь замети проросли.

49 Перші квіти проростають

З цибулиночок малих,

Кожну весну зустрічають,

Розпізнайте, діти їх.

50 Я той сніг колю "голками",

Зелененькими листками.

Білу квітку вивільняю -

В ноги березню схиляю.

51 Перша квіточка весняна

Тихо під сніжком куняла.

Дмухнув вітерець тепленький,

І з'явився цвіт біленький.

Відповідь на загадки 46-51: Підсніжник.

52 Ще в долині сніг біліє,

Юна ж квіточка синіє.

З проталини на горбочку

Визира блакитне очко.

Як розкрилася вона -

Значить, вже прийшла весна.

53 З-під снігу свій листочок

До сонця простягну.

І синій мій дзвіночок

Вітатиме весну.

54 Я найперший зацвітаю

Синім цвітом серед гаю.

Відгадайте, що за квітка,

Бо мене не стане влітку.

55 Іще сніг не зійшов із землі,

А з - під нього рослини малі

Визирають і сонце вітають.

Синім цвітом вони розцвітають.

Якщо рідну природу ти знаєш,

То одразу ці квіти впізнаєш.

56 За підсніжником у квітні

Голубим намистом квітну.

Не одну вже квітку маю -

Сім до неба піднімаю.

Відповідь на загадки 52-56: Проліски.

57 Наче сонця серединка,

Пелюстків біла хустинка.

Знає бджілка і мурашка,

Що звуть квіточку ...

58 Стоять у лузі сестрички милі:

Золотенькі очі білі вії.

59 З'явились в траві сестрички -

Жовті очі, білі повічки.

Відповідь на загадки 57-59: Ромашки.

60 Він беззубий, а кусає,

Він безрукий, а хапає,

Ще й причепиться міцненько

До штанців і до сукенки.

Відповідь на загадку: Реп'ях.

61 Я на інших геть не схожий;

Кучерявий та пригожий.

Постелю під голе віття

Фіолетове суцвіття .

Відповідь на загадку: Ряст.

62 Зеленіло в полі, просихало долі,

Їхало на возі, стало при дорозі.

Взимку їстиме корова.

Здогадались, що за слово?

Відповідь на загадку: Сіно.

63 Як прийде до нас весна,

Зеленіє скрізь вона.

А як осінь надійде -

Зжовкне враз і пропаде.

Відповідь на загадку: Трава.

64 Що за квіточка пахуча:

І червона, і колюча?

Відповідь на загадку: Троянда.

65 Із малої цибулини

Виріс весняної днини.

До нарциса привітався

Та на грядці запишався.

66 На квітник погляньте, діти,

Там козак стоїть між квітів.

Весь червоний - гордий пан.

Не козак це, а ...

Відповідь на загадки 65-66 : Тюльпан.

67 Квітка я ніжна, низенька, дрібна.

Коли розцвітаю, приходить весна.

Мій цвіт фіолетовий,п'ять пелюсток.

І довго я квітну між інших квіток.

68 Має гарні жовті вічка

Й фіолетову спідничку.

Запах ніжний і духмяний

Наповняє ліс весняний.

69 Фіолетові фіранки

У світлиці та на ґанку.

Фіолетові малята

Весну люблять зустрічати.

Відповідь на загадки 67-69: Фіалка.

70 Вишні росами вмивались,

Чепурились, наряджались.

В білі вбралися сорочки -

Звеселилися садочки.

Відповідь на загадку: Цвіт.


Список литературы

А.М.Гукасова,«Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.

А.М.Гукасова ,«Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.

А. Зайцева, Квиллинг., Эксмо, 2009 г.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.

Г.И.Перевертень, «Самоделки из бумаги», М. Просвещение,1983г,с132.

Д.Л. Рондели, Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984

И.А. Андреева, Рукоделие. Популярная энциклопедия., 1998 г.

И. П. Подласый, Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.

С.Б. Сергиенко, О.А. Застенкина-Клименко, Программа театра костюма «Мельпомена», 2010г.

37


© 2010-2022