Доклад Современные педагогические технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные педагогические технологии


«Любая деятельность, - по мнению академика Владимира Павловича Беспалько, - может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»[1, c.5].

В переводе с древнегреческого же само слово «технология» обозначает «наука об искусстве», т.е. об искусстве, мастерстве педагога.

Сегодня в педагогической литературе часто встречается понятие «педагогическая технология», при этом ученые высказывают различные точки зрения на сущность технологии. Каждый автор вкладывает в толкование данного термина что-то свое, и это затрудняет единообразное выявление сути понятия. Вероятно, это происходит потому, что искусство учителя выразить жесткими формулировками в принципе невозможно.

Приведем в качестве примеров такие определения педагогической технологии:

«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько).

В литературе встречается и другое определение: «Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования».

Можно дать и такое определение, наиболее близкое и понятное учителю: «Технология обучения - совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели».

Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения:

  1. при первом подходе технологию рассматривают как частную методику по достижению отдельно поставленной цели;

  2. сторонники второго подхода под технологией подразумевают как педагогическую систему в целом;

  3. в русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как некий алгоритм, способ достижения заданной цели. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества [2, c.43].

В педагогику понятие «технология» пришло из производства. Поэтому для лучшего понимания педагогической технологии, полезно сопоставление ее с производственной технологией:

Производственная технология

Педагогическая технология (на уроках)

1.Производственный замысел

1.Цель урока

2.Выбор материалов

2.Отбор содержания изучаемого материала

3.Структура, соотношение материалов

3.Этапы урока

4.Давление

4.Режимы на уроках (субъектно-объектные, субъектно-субъектные, объектно-субъектные отношения)

5.Температура

5.Эмоциональность

6.Время

6.Темп урока

7.Результат, выражающийся в получении продукта с заданными свойствами

7.Итоги, выражающиеся в освоении программы, а также в интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, волевом, нравственном и прочем развитии учащегося

Нарушение хотя бы одного параметра производственной технологии ведет к браку на производстве, нарушение же той или иной стороны педагогической технологии может приводить к браку в педагогической деятельности.

Технология обучения направляет педагога на ответ: «Как учить результативно?»

Задача технологии обучения в том, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы преподавания и учения, создать все необходимые условия для их наилучшего применения.

Таким образом, внесение технологии в учебный процесс есть попытка получения гарантированного положительного результата, главным образом, по реализации успешного усвоения учебного материала, хотя главная ценность любой педагогической технологии заключается в разработке общей стратегии развития личности и создании для этого соответствующих способов и средств.

Но гарантированного эффективного результата в социальных педагогических системах мы добиться не можем. Человеческая психология - фактор, который необходимо учитывать. Внутренние условия (тип нервной системы, темперамент, мотивация и т.д.) у всех обучающихся и учителей разные, поэтому к педагогическому процессу следует относиться как к процессу развития гуманитарной системы, в которой нет жесткой алгоритмизации, есть неопределенность, спонтанность, вероятность, случайность, креативность. Обычно алгоритмизация проявляется в конкретном учебно-воспитательном процессе на уровне педагогической техники и представляет поле творчества для педагога. Это вопрос компетентности, опыта, здравого смысла, интуиции учителя.

Многообразие приемов, используемых учителем, конкретизируется в личности учителя. Эмоциональный элемент педагогических приемов воспроизвести невозможно - это составная часть искусства педагога. Речь идет об авторских педагогических технологиях. Но их также можно отнести и к общедидактическим технологиям (обобщенным) в зависимости от того, какие концепции, принципы, методы лежат в их основе. Например, технология проблемного обучения, игровые, коммуникативные, диалоговые технологии и т.д. [3, c. 6]


  1. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

В компьютерных технологиях обучения проявляется развитие идей программированного обучения. В практической деятельности преподавателя компьютерные технологии могут осуществляться в одном из трех вариантов:

  1. Как «проникающая» технология, т.е. реализуется по отдельным темам, разделам программы для отдельных дидактических задач;

  2. 2) как основная, определяющая , наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

  3. 3) как монотехническая, когда все обучение опирается на применение компьютера.

Использование компьютерных технологий дает возможность:

- подготовки личности «информационного общества»;

- формирование умений работать возможность с информацией, развитие коммуникативных способностей;

- выдача обучающемуся так много учебного материала, как только он может усвоить;

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Ведущие положения компьютерных технологий.

Компьютер для обучающегося выполняет многообразие функций: учителя; рабочего инструмента (средства деятельности); объекта обучения; сотрудничающего коллектива; досуговой (игровой) среды.

Осуществляется диалоговый характер обучения по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект.

Реализуется принцип адаптивности: приспособление содержания, уровня сложности заданий к индивидуальным особенностям обучающегося (ранжирование заданий по трудности).

В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Постоянно поддерживается у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Это неограниченное обучение: содержание материала, его интерпретация и иллюстрации (примеры) как угодно велики.

Меняется характер мотивации учения, ее уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции знаний.

Характерные формы учебной информации: графики, цвет, звук, мультипликация.

Используя компьютер, обучающийся получает большую самостоятельность в принятии решений, оценках, творческом подходе. Может быть организована компьютерная диагностическая игра, требующая индивидуальных или групповых решений.

Роль учителя.

В традиционной педагогике учитель сам или с помощью учебника передает знания ученикам. При новой информационной технологии задачи учителя: организовать и координировать самостоятельную работу обучающегося с компьютером.

Этапы деятельности учителя.

  1. Подготовительный - проектирование урока, его содержательной и организационной стороны в виде конспекта урока, что выполняет прогностическую функцию.

  2. Проведение урока в сочетании с традиционной методикой и средствами обучения.

  3. Анализ результатов.

Компьютерное обучение - саморегулируемое обучение в стимулирующей среде. Причем ошибки учащихся не имеют губительных последствий, так как обучающиеся получают подсказки о наличии ошибок и стремятся исправить их.

  1. Технологии коммуникативного обучения.

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения, когда реализуется тезис: «Условием успеха каждого являются успехи остальных». Ученики включаются в диалог-общение между собой и учителем.

В групповой деятельности появляется общий смысл и возрастает продуктивность совместного труда.

Рекомендуются такие формы коммуникативного обучения, как коллективный способ (КСО), групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, диалог, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, мастерская, метод проектов, интегрированные уроки, межпредметные семинары.

  1. Технологии развивающего обучения

Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный способ обучения, приходящий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развитие - это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

В отечественной педагогике наиболее известны два вида развивающего обучения: теория Леонида Владимировича Занкова и теория Даниила Борисовича Эльконина - Василия Васильевича Давыдова.

Их идеи должны воплощаться в практику деятельности учителя и учащихся благодаря следующим особенностям технологии:

- путь изучения материала индуктивный; большое внимание анализирующему наблюдению, процессу сравнения;

- на уроках работа коллективная и индивидуальная, изложение материала информационное и проблемное, методы объяснительный и поисковый;

- методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи;

- стимулирование обучающихся к высказываниям без их боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Задачи учителя - побуждать обучающихся к мыслительным действиям, к их планированию. Большую роль играют вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников.

Учитель должен стремиться вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

  1. Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по разрешению выдвигаемых им проблем, способствующую развитию творческого мышления и овладению продуктивными знаниями, навыками, умениями.

Принципы проблемного обучения:

- для усвоения готовых знаний и способов решения задачи, использования их в дальнейшем необходима некоторая собственная работа мысли;

- организация самостоятельного поиска обучающимися в процессе обучения приводит и к усвоению новых знаний, и к развитию мышления;

- соотношение внешних и внутренних условий развития личности (личностных особенностей мышления ученика, мотивации, прошлого опыта и приобретенных знаний).

Методы, относящиеся к проблемным:

  1. создание проблемной ситуации;

  2. метод эвристических заданий или эвристическая беседа;

  3. исследовательский метод.

  4. Проблемное обучение требует применения не только многообразия методов, но и форм его организации. К таким формам учебных занятий можно отнести проблемный урок и урок-мастерскую.

Литература

  1. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии - М.,1989. - с.5.

  2. Г.Ю. Ксензова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.

  3. В.В.Васильев, Г.М. Анохина. Современные педагогические технологии. - Воронеж: ВОИПКРО, 2003. - 53 с.

© 2010-2022