Учебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр

«Красногвардеец»





«Рожон»






Автор:

Самойлова Марина Игоревна

методист, педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДЮЦ «Красногвардеец»



Санкт-Петербург

2015

Оглавление.


  1. Введение

  2. Цели и задачи

  3. Возрастные, психологические особенности детей младшего школьного возраста

  4. Проведение эксперимента

  5. Выводы

  6. Библиография

Введение


Рожон (в шашках) - это особая, сильная шашка, занимающая на доске поле f6 или d6 (с3 или е3, соответственно за черных).

Сила рожна заключается в том, что эта шашка находится далеко на территории противника, стесняет его игру и фиксирует слабые бортовые шашки.

Диаграмма 1. Диаграмма 2.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Слово «рожон» - является устаревшим в русском языке, и обозначает оно «острый кол, укрепленный в наклонном положении» (толковый словарь русского языка Ушакова).

Известны высказывания: «идти на рожон», которое говорит о том, что делать это, означает «предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности» (там же) и «против рожна не попрешь» - «действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу» (там же).

Поэтому, исходя из понимания самого слова, можно вывести, что шашка, называющаяся рожном, является серьезным препятствием для игры противника.

Цели и задачи


Целью данной работы является предоставление возможности детям для развития свободного творческого мышления, с помощью изучения темы «Рожон».

Задачи

  • Проведение эксперимента

  • Наблюдение за ходом эксперимента

  • Подведение итогов исследования

Объект исследования - группа детей младшего школьного возраста, играющих на уровне 3 разряда по русским шашкам

Предмет исследования - тема «Рожон» в русских шашках.

Гипотеза исследования: В процессе изучения темы дети должны самостоятельно вывести понятия «занятие поля f6 или d6 ведет к позиционному преимуществу в партии» и «центральная шашка сильнее бортовой».

Методы исследования: наблюдение и анализ восприятия детей при изучении данной темы.


Возрастные, психологические особенности

детей младшего школьного возраста

Психология рассматривают младший школьный возраст, как период, когда происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка.

В этом возрасте сохраняется много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинается процесс утрачивания детской непосредственности в поведении, меняется логика мышления.

Значимой деятельностью для ребенка является учеба, где он не только приобретает знания, но и определенный социальный статус.

В этом возрасте происходит переход от мира иллюзий в мир реальной жизни. Но, несмотря на это, сохраняется любопытство и непосредственность детских реакций. Дети любят рассказывать то, что с ними происходит, что говорит о том, что им немаловажна значимость происходящего.

Ребенок обращает внимание на переживания других людей и испытывать сострадание, переходя от эгоизма к альтруизму.

Непосредственные переживания ребенка приводят его к оформлению моральных идей и правил. Он не способен пока еще формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, как и что «нужно» делать.

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения, этот возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные процессы:

  1. Восприятие. В этом возрасте происходит переход от ощущения и различения отдельных непосредственных свойств вещей, к систематическому анализу самих воспринимаемых свойств и качеств предметов, осуществляемых через процесс наблюдения.

  2. Внимание. Изменение внимания от непроизвольного (интересно непосредственно то, что выделяется яркостью и необычностью) к произвольному. Возможность концентрироваться на нужных. А не внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

  3. Память. Вырабатывается различение мнемических задач. Продуктивность памяти в этом возрасте, зависит от понимания характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Происходит переход от непроизвольного запоминания к произвольному, мыслительная деятельность еще не является привычной и легкой, поэтому каждый элемент знания обдумывается особенно тщательно.

Также происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти.

Хорошо сформированные приемы логической обработки материала учащиеся начинают применять теперь для проникновения в его существенные связи и отношения, для развернутого анализа их свойств, т.е. для такой содержательной деятельности, когда прямая задача "запомнить" отступает на второй план. Но результаты происходящего при этом непроизвольного запоминания все-таки остаются высокими, так как основные компоненты материала в процессе его анализа, группировки и сопоставления были прямыми предметами действий учащихся.

Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

  1. Развитие воображения. Происходит развитие воображения через словесные описания, картины и схемы. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины. увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов.

Развитие мышления. Все предметы в этом возрасте, ребенок воспринимает при помощи одностороннего анализа в наглядно-действенном плане, опираясь на реальные предметы или на изображения. Суждения зачастую являются односторонними, основанными на каком-либо единичном внешнем признаке. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Постепенно происходит переход к умению обобщать ранее накопившиеся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза.

Проведение эксперимента

Задачи


Задачи, стоящие перед педагогом
  • Подготовить детей к изучению темы рожон

  • Предоставить детям возможность для творческого исследования по данной теме

  • Проанализировать результаты работы детей

  • Закрепить с помощью примеров материал изучаемой темы

  • Проверить результаты работы


Задачи, стоящие перед детьми
  • Исследовать позиции, выявив слабость и силу каждой из играющих сторон

  • Вывести понятия

  • Проверить их с помощью предоставленных педагогом задач

  • Выполнить анализ позиции, используя понятия, выработанные в процессе изучения данной темы.

Особенности изучения данной темы


В шашках, для изучения темы «Рожон», необходимо владеть следующими понятиями:

  • отсталые шашки h8, а7

  • изолированные шашки

  • простейшие способы выигрыша шашки

  • оппозиция

Также тема рожон является опорной для изучения тем:

  • связка фланга

  • прорыв по флангу

Последовательный план изучения темы «Рожон»


Первый этап.

  1. подготовка к теме;

Второй этап
  1. самостоятельное исследование позиции детьми;

  2. решение примеров на постановку рожна

  3. самостоятельное исследование детьми контрприемов;

  4. решение примеров на контрприемы;

Третий этап
  1. итоговая проверка изучения темы с помощью позиции, данной детям на дом для анализа;

Четвертый этап
  1. Контрольные проверки освоения темы «Рожон» при изучении темы «Прорыв».

В ходе эксперимента предполагается использовать следующие методы работы:

  1. Исследовательский

  2. Эвристический

  3. Объяснительно-иллюстративный

и формы изложения материала:

  1. Практическая работа

  2. Словесное изложение материала

  3. Самостоятельная работа


Ход эксперимента

Первый этап.

  1. Подготовка к теме.

В процессе изучения темы «Комбинации. Удар с поля b2», детям были предложены задачи, с окончанием удара на поле f6. Без объяснения силы этой шашки. (Лишняя шашка +рожон). В случае равного количества шашек, но у белых рожон, необходимо сделать акцент на том, что шашек именно поровну, что вызывает вопрос у детей, что именно мы выиграли с помощью данной комбинации.

Ответом является пояснение того, что шашка эта в данном случае не съедается.

Итогом комбинации должна быть наглядная позиция три на три или четыре на четыре, где у черных нет ходов.

Диаграмма 3. Диаграмма 4.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Диаграмма 5. Диаграмма 6.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Диаграмма 7. Диаграмма 8.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


Второй этап
  1. самостоятельное исследование позиции детьми.

Диаграмма 9. Диаграмма 10.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


  1. решение примеров на постановку рожна

Диаграмма 11. Диаграмма 12.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Диаграмма 13. Диаграмма 14.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


  1. самостоятельное исследование детьми контрприемов;

Диаграмма 15.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


  1. решение примеров на контрприемы;

Диаграмма 16. Диаграмма 17.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Диаграмма 18. Диаграмма 19.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему РожонУчебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


Третий этап
  1. итоговая проверка изучения темы с помощью позиции, данной детям на дом для анализа;

Диаграмма 20.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон


Четвертый этап
  1. Контрольные проверки освоения темы «Рожон» при изучении темы «Прорыв».

Диаграмма 21.

Учебно методическая разработка по шашкам на тему Рожон

Заключение

В процессе проведенного эксперимента были замечены следующие моменты: в следствие того, что позиции на постановку рожна являются атакующими, то восприятие их легче происходит у детей с активной жизненной позицией. Бесстрашные дети легче воспринимают эту тему. Мальчики легче чем девочки, вследствие того, что мальчики более активны и нацелены на активные действия, чем девочки.

Выводы: изучение данной темы легко воспринимается детьми через разыгрывание тематических позиций. Ребята с удовольствием решают задачи этого типа. Материал занятий усваивается достаточно легко, особенно с более с активным темпераментом. Мальчики усваивают эту тему лучше, чем девочки.

Библиография


  1. Адамович В. «Позиционные приемы борьбы в русских шашках». М., Физкультура и спорт, 1970.

  2. Литвинович В., Перченок И. «Школа позиционной игры. Русские шашки». М., Физкультура и спорт, 1984.

  3. Рамм Л. Журнал «Шашки» 1964 г. №1, 2, раздел «Для начинающих».

  4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. - М., 1969.

  5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ.

  7. Миротин Б., Сидлин А., Торчинский Г. Комбинации в шашечной партии. М. Физкультура и спорт, 1952



© 2010-2022