- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по географии в 9 классе на 2015-2016 уч. год
Рабочая программа по географии в 9 классе на 2015-2016 уч. год
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитин В.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54
ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г.п. Октябрьский
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Попова Е.М.
« » августа 2015 г.
Рабочая программа
по географии в 9 классах
Базовый уровень 68 часов
Составитель программы:
Никитин Виктор Андреевич,
учитель 1 категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г;
- примерной программы по учебным предметам. География. 6-9 классы:
проект. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому
разделу.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
-
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы программы по географии являются:
-
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
-
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-
умение работать с разными источниками географической информации;
-
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
картографическая грамотность;
-
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
-
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
-
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
-
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Используемый УМК:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2014.
2. Географический атлас. 9 класс. - М.: АСТ ПРЕСС-школа, 2015 г.
3.Географический атлас 8-9 класс - М. Роскартография, 2015 г.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Практических работ - 9
1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и
закономерностей их размещения.
2. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа
занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.
3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по картам.
4. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и
Статистическим материалам.
6. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и
алюминия.
7. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по
картам и статистическим материалам.
8. Определение по картам и статистическим материалам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства.
9. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАССЫ
№
Тема урока
Кол.
ча
с
ов
Тип
урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Допо-лни-тель-ный матери-ал
Формы контро-ля
Практиче-ские работы
До-маш- нее задание
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа)
1
Введение
Стр.3
2.09
2
Место России в мире. Политико-государ-ственное устройство Россий-ской Федерации
1
Прак-тикум.
Государствен-ная территория России. Географическое положение России и его виды.
Государствен-ные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно -географическому, геополитическому и эколого -географическому положению России.
Фронталь-ный устный опрос
Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве
§ 1
к/к нане-сти края и обла-сти
4.09
3
Географи-ческое положение и границы России.
1
Урок изучения нового мате-риала
Фронталь-ный контроль
§ 2
9.09
4
Экономи-ко- и транспорт-но-географи-ческое, гео-политиче-ское и эколого-географи-ческое положение России.
1
Урок изучения нового материа-ла
Работа с контурной картой
§ 3
Отве-ты на воп-росы
11.09
5
Государ-ственная территория России.
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Фронталь-ный устный опрос
§ 4
Отве-ты на воп-росы
16.09
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)
6
Историче-ские особенно-сти заселения и освоения террито-рии России
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Численность населения России. Особенности воспроизвод-ства российского населения в 20-21 вв. Основные показатели, характеризую-щие население страны и ее отдельных территорий.
Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.
Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны
Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжитель-ность жизни мужского и женского населения.
Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.
Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.
Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.
Фронталь-ный опрос
§ 5
От-веты на воп-росы
18.09
7
Числен-ность и естествен-ный прирост населения
1
Семи-нар
Фронталь-ный устный опрос
Пр.№ 1
Определе-ние по картам и статисти-ческим материа-лам крупней-ших народов и особенно-стей их размеще-ния
§ 6
В-1 пись-мен-но
23.09
8
Нацио-нальный состав населения
1
Прак-тикум
Анализ карт, фронталь-ный устный опрос
§ 7
Отве-ты на воп-росы
Со-об-ще-ния о на-сил. миг-рац.
25.09
9
Миграции населения
1
Семи-нар
Индивиду-альный устный опрос. Фронтальный письменный опрос
§ 8
30.09
10
Городское и сельское население.
Расселение населения.
1
Семи-нар
Индивиду-альный устный опрос
Пр. № 2
Определе-ние по статисти-ческим материа-лам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современ-ного хозяйства страны.
§ 9
к/к Горо-да мил-лио-неры
2.10
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)
11
География основных типов экономики на террито-рии России.
1
Урок изучения нового матери-ала
Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленно-сти от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.
Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.
Фронталь-ный устный опрос
§ 10
Воп-росы и зада-ния
7.10
12
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Фронталь-ный устный опрос
§ 11
Воп-росы и зада-ния
9.10
13
Россия в современ-ной мировой экономике. Перспек-тивы развития России
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Определять место России в мировой экономике.
Знать пути развития российской экономики
Индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 12
Воп-росы и зада-ния
14.10
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (22 часа)
14.
Научный комплекс
1
Урок изучения нового матери-ала
Состав и география научного комплекса.
Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.
Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;
что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.
Уметь: показывать на карте научные центры.
Фронталь-ный устный опрос
§ 13
Воп-росы и зада-ния
16.10
Машиностроительный комплекс (3 часа)
15.
Роль, значение и проблемы развития машино-строения.
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машинострои-тельных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машинострое-ние и охрана окружающей среды
Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроитель-ной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.
§ 14
Воп-росы, зада-ния
21.10
16.
Факторы размещения отраслей машинострое-ния
1
Прак-тикум
Фронталь-ный устный опрос.
Работа с контурной картой.
Пр. № 3
Определе-ние главных районов размеще-ния отраслей трудоем-кого и металло-емкого машино-строения по картам
§ 15
Воп-росы и зада-ния.
Со-об-ще-ния
23.10
17.
География машино-строения
1
Прак-тикум
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 16
Воп-росы и зада-ния
6.11
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)
18.
Роль, значение и проблемы ТЭК
1
Семи-нар
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды
Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.
Фронталь-ный опрос
Тест: «ВПК. Машино-строение»
§ 17
Воп-росы и задания
11.11
19.
Топливная промышленность.
1
Прак-тикум
Нефтяная промышлен-ность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.
Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.
Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленно-сти.
Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения,
формулировать выводы.
Составлять характеристику
месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Пр. № 4
Составле-ние характе-ристики одного из угольных бассейнов по картам и статисти-ческим материа-лам.
§ 18
Воп-росы и зада-ния
13.11
20.
Электро-энергетика России
1
Семи-нар
Электроэнерге-тика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнерге-тики.
Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетиче-ских ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии.
Работа с атласом, заполнение таблицы.
Тест: «Угольная промыш-ленность»
§ 19
Воп-росы и зада-ния.
к/к круп-ней-шие элек-тро-стан-ции
18.11
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов)
21.
Состав и значение комплек-сов
1
Урок изучения нового материа-ла
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.
Фронталь-ный опрос
Тест: «ТЭК»
§ 20
Воп-росы и зада-ния
20.11
22.
Металлур-гический комплекс
1
Прак-тикум
Состав, место и значение в хозяйства
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 21
Воп-росы и зада-ния
25.11
23.
Факторы размеще-ния предприя-тий металлур-гического комплекса. Черная металлур-гия
1
Урок актуали-зации знаний и уме-ний
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Пр. № 5
Составле-ние характе-ристики одной из металлур-гических баз по картам и статисти-ческим материа-лам.
§ 22
Вопросы и задания
27.11
24.
Цветная металлур-гия
1
Урок актуали-зации знаний и уме-ний
Факторы размещения предприятий.
География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.
Цветная металлургия и охрана окружающей среды.
Находить информацию об использовании в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Пр. № 6
Определе-ние по картам главных факторов размеще-ния металлур-гии меди и алюминия.
§ 23
Воп-росы и зада-ния
2.12
25.
Химико-лесной комплекс.
Химиче-ская промыш-ленность
1
Прак-тикум
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышлен-ность и охрана окружающей среды.
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос
§ 24
Воп-росы и зада-ния
4.12
26
Факторы размеще-ния предприя-тий химиче-ской промыш-ленности.
1
Прак-тикум
Фронталь-ный опрос
Пр. № 7
Составле-ние характе-ристики одной из баз химиче-ской промыш-ленности по картам и статисти-ческим материа-лам.
§ 25
Воп-росы и зада-ния
9.12
27.
Лесная промыш-ленность
1
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышлен-ных комплексов с обоснованием факторов их размещения.
Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.
Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.
§ 26
Воп-росы и зада-ния
11.12
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)
28.
Состав и значение АПК
1
Урок изучения нового материа-ла
Состав, место и значение агропромыш-ленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяй-ственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Анализировать схему «Состав агропромышлен-ного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.
Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйст-венными угодьями.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Пр. № 8
Определе-ние по картам основных районов выращи-вания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
.
§ 27
Воп-росы и зада-ния
16.12
29.
Земледе-лие и животно-водство
1
Прак-тикум
География основных отраслей земледелия и животноводства.
Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Фронталь-ный опрос
§ 28
Воп-росы и зада-ния
18.12
30.
Пищевая и легкая промыш-ленность
1
Практикум
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды
Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурен-тоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 29
Воп-росы и зада-ния
23.12
Инфраструктурный комплекс (5 часов)
31.
Состав инфраструктур-ного комплекса. Роль транспорта.
1
Урок изучения нового матери-ала.
Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализи-рованные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.
Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот).
Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Фронталь-ный опрос
§ 30
Воп-росы и зада-ния
25.12
32.
Железно-дорожный и автомо-бильный транспорт
1
Семи-нар
Железнодоро-жный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.
Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.
Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Заполнение таблицы «Виды транспор-та»
Характери-стика одной из транспорт-ных магистра-лей по типовому плану.
§ 31
Воп-росы и зада-ния
13.01
33.
Водный и другие виды транспорта.
1
Урок изуче-ния нового мате-риала.
Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.
Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическисм данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.
Фронталь-ный опрос
§ 32
Воп-росы и зада-ния
Со-об-ще-ние «Ус-луги, кото-рыми я поль-зу-юсь»
15.01
34.
Связь. Сфера обслужи-вания.
1.
Изуче-ния нового мате-риала
Роль, значение связи в жизни страны.
Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.
Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг.
Тест: «Транс-порт»
§ 33
Воп-росы и зада-ния
В-1 пись-мен-но
20.01
35.
Межотра-слевые комплексы
1.
Обоб-щаю-щий урок
Контроль-ная работа.
Сос-та-вить сло-варь тер-ми-нов по теме «Межот-рас-ле-вые ком-плек-сы»
22.01
Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (26 часов)
Территориальная организация и районирование России (1 часа)
36
Райони-рование
Террито-рии
России
1
Урок изучения нового матери-ала
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования
Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.
Работа с контурной картой, Индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 34
Воп-росы и зада-ния
27.01
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час)
37
Общая характерис-тика
Европейской России.
1
Урок изучения нового материала
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных
этапов ее освоения
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов
Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет
§ 35
Воп-росы и зада-ния
29.01
Центральная Россия (6 часов+1)
38
Состав, историческое изменение географиче-ского положения.
Общие проблемы
1
Изуче-ние нового матери-ала
Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Изучение
внешних терри-
ториально-
производ-ствен-
ных связей
Централь-ной
России
§ 36
Воп-росы и зада-ния
3.02
39
Население и главные черты хозяйства
1
1
Прак-тикум
Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.
Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.
Знать причины роста городов, демографические проблемы
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
§ 37
Воп-росы и зада-ния
Индив. задания
5.02
40
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
Москва - столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва-крупнейший транспортный узел.
§ 38
Воп-росы и зада-ния
10.02
41
Географиче-ские особенности областей Центрального района.
Работа с контурной картой, индивиду-альный и фронталь-ный опрос.
§ 39
Воп-росы и зада-ния
12.02
42
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
1
Урок-путешествие
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.
Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.
Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
§ 40
Воп-росы и зада-ния
17.02
43
Северо-Западный район
1
Прак-тикум
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Составление и анализ схемы хозяйствен-ных связей Двинско-Печерского района
§ 41
Воп-росы и зада-ния
19.02
44
Центральная Россия
1
Обоб-щаю-щий урок
Работа в группах
24.02
Европейский Север (3 часа)
45
Географи-ческое положение, природные условия и ресурсы.
1
Семи-нар
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримеча-тельности. Топонимика
Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос
§ 42
Воп-росы и зада-ния
26.02
46
Население Европей-ского Севера
1
Урок изучения нового материала
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
§ 43
Воп-росы и зада-ния
3.03
47
Хозяйство Европейского Севера
1
Семи-нар
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест
§ 44
Воп-росы и зада-ния
5.03
Европейский Юг - Северный Кавказ (3 часа)
48
Географи-ческое положение, природные условия и ресурсы.
1
Урок изучения нового материала
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально -экономическом пространстве страны.
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Тест: «Европей-ский Север»
Выявление и анализ условий для развития рекреацион-ного хозяйства на Северном Кавказе
§ 45
Воп-росы и зада-ния
10.03
49
Население Северного Кавказа.
§ 46
Воп-росы и зада-ния
12.03
50.
Хозяйство Северного кавказа
§ 47
Воп-росы и зада-ния
17.03
Поволжье (3 часа)
51
Поволжье: ЭГП,при-родные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально -экономическом пространстве страны.
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер
воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
Определе-ние факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья
§ 48
Воп-росы и зада-ния
19.03
52
Население Поволжья
1
Прак-тикум
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
Тест: «Природа и население Поволжья»
§ 49
Воп-росы и зада-ния
31.03
53
Хозяйство Поволжья.
§ 50
Воп-росы и зада-ния
2.04
Урал (3 часа + 1)
54
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечатель-ности. Топонимика
Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
Тест: «По-волжье»
§ 51
Воп-росы и зада-ния
7.04
55
Население Урала
1
Прак-тикум
Учебное исследование по картам, решение географических
задач
§ 52
Воп-росы и зада-ния
9.04
56
Хозяйство Урала
1
§ 53
Воп-росы и зада-ния
14.04
57
Западный макро-регион
1
Обоб-щаю-щий урок
Работа со слова-рем
16.04
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов)
58
Общая характерис-тика
1
Урок изучения нового материала
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 54
Воп-росы и зада-ния
21.04
59
Этапы, проблемы и перспекти-вы развития экономики.
1
Урок актуали-зации знаний и умений
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
§ 55
Воп-росы и зада-ния
23.04
60
Западная Сибирь
1
Урок ак туализации знаний и умений
Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест
§ 56
Воп-росы и зада-ния
28.04
61
Восточная Сибирь
1
Семи-нар
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос
§ 57
Вопросы и задания
30.04
62
Дальний Восток
1
Работа с контурной картой, индивиду-альный, фронтальный опрос, тест «Дальний Восток»
Тест: «Восточная Сибирь»
§ 58
Воп-росы и зада-ния.
Сооб-щение
Вза-имо-связи Рос-сии с дру-гими стра-нами
5.05
63
Экономи-ческие районы России
1
Обоб-щаю-щий урок
ПР.№9
Составле-ние сравни-тельной характе-ристики двух районов по плану.
7.05
Раздел 6. Россия в современном мире (2 часа + 2)
64
Россия в современ-ном мире
1
Урок изуче-ния нового мате-риала
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.
Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России
Конспект. Презента-ции.
Конс-пект
Пре-зента-ция
12.05
65
Объекты мирового и культурного наследия России
1
14.05
66
Урок обоб-щаю-щего повто-рения
19.05
67
Конт-рольная
работа
21.05
68
Итоговый урок.
Рассмотрено на заседании
Методического объединения учителей
Общественно- и естественно-научных
предметных областей
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
Руководитель В.А.Никитин
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________М.В. Циколенко
31 августа 2015 г.