Программа внеурочной деятельности Есть немало селений красивых

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Программа внеурочной деятельности Есть немало селений красивых

УДЕРЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

МКОУ «СТАКАНОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ ЛЕЙТЕНАНТА А.С. СЕРГЕЕВА»

ЧЕРЕМИСИНОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рабочая программа внеурочной деятельности



Автор: Брусенцева Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов











УДЕРЕВО - 2015

Программа

внеурочной деятельности

«Есть в России немало селений красивых»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Есть в России немало селений красивых» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Актуальность программы:

Ни для кого не секрет, что одной из главных задач школы XXI в. является формирование в ребёнке чувств гражданственности и патриотизма. Этому вомногом способствуют курсы истории Отечества и обществознания, которые включены в качестве обязательных предметов для изучения школьниками. На страницах учебников, разработанных по этим курсам, ребята из года в год знакомятся с событиями из истории страны, деятельностью различных исторических лиц, со значением России на международной арене. Изучая историю и обществознание, обучающиеся без труда могут назвать столицу государства, его символы, имена героев Отечества, прославившихся в веках, но почти всегда затрудняются при ответе на аналогичные вопросы, касающиеся истории их родного края. Часто мы не можем услышать ответа на такие вопросы, как: что значит название твоего родного города (села, деревни)? Как выглядят его символы? Чем и кем знаменит твой родной край? А ведь, как известно любовь к своей стране, начинается с любви к малой родине. Ещё академик Д.И. Лихачёв отмечал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому, формируя чувства гражданственности и патриотизма, необходимо в первую очередь уделять внимание изучению истории родного края. Родной край, его природа, история, культура - вот основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Есть в России немало селений красивых» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история родной деревни и Курского края в целом.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая их биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущих поколений. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс также призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, но и омогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путём активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основное направление внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цель программы: формирование чувства гражданственности и патриотизма школьников через познание истории родного края.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

-Воспитательные:

-воспитание в учащихся чувства гордости за историческое прошлое своей

малой родины, чувство уважения к людям, населяющим родной край, делающим его историю;

- формирование гражданской позиции, патриотического отношения к России

и своему родному краю.

-Образовательные:

-ознакомление с историей родного края, организация сбора краеведческого

материала о ратных и трудовых подвигах земляков для формирования

активной гражданской позиции обучающихся;

-овладение начальными навыками исследовательской работы;

-овладение навыками работы на ПК.

-Развивающие:

-сформировать умение самостоятельно извлекать информацию из исторических источников по истории родного края, анализировать и оценивать факты, явления, события прошлого и настоящего малой родины;

-создание условий для саморазвития, самоутверждения, самосозидания каждого ребёнка через организацию разнообразной творческой, личностно и

общественно значимой деятельности школьников;

-сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала, стимулировать стремления учащихся знать как можно больше об истории родного края, о судьбах героев-земляков;

-формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, сообщения, работа с историческими документами,

периодической печатью, сбор теоретического материала для написания исследовательской работы);

2) практические (экскурсии, встречи с интересными людьми родного края практикумы в библиотеке, занятия в школьном и районном историко-краеведческих музеях, проведение викторин, дидактических игр, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, результативность, партнерство, творчество и успех.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.

Всего: 34 часа.

Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч;

Количество часов во 2-ой четверти-7 ч;

Количество часов в 3 -ей четверти-10 ч;

Количество часов в 4-ой четверти- 8 ч

Программа предусматривает проведение групповой, парной, индивидуальной работы, а также занятия с привлечением родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, книгах, справочниках, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, учителя, увлеченные люди, а также другие обучающиеся.

Форма и режим занятий:

 групповая работа;

 экскурсии;

 беседы, викторины;

 коллективные творческие дела;

 смотры-конкурсы, выставки;

 экскурсии, поездки, походы;

 трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

 вести устный диалог на заданную тему;

 участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

 участвовать в работе научно-исследовательских конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это энциклопедии и другие аудио- и видеоматериалы на компакт-дисках, материалы сети интернет, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или её предлагают учитель. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении

тем важным является целостность, открытость материала.

В процессе прохождения курса формируются:

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности,

  • умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

  • навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

  • навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

-с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из

текстов изучаемых произведений;

-с уроками изобразительного искусства и технологии: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков и поделок при защите проектов;

-с уроками информатики: работа с персональными компьютерами;

-с уроками географии: работа с картами.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

-формирование мотивации к

обучению;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятиях

индивидуальной и

парно-групповой форм

работы.

Регулятив-ные

-учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать своё действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

-в сотрудничестве с

учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать

практическую задачу в

познавательную;

-проявлять познаватель- ную инициативу в учебном сотрудничестве

Познаватель-ные

-умения учиться: навыкам решения

творческих задач и навыкам поиска,

анализа и интерпретации информации;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с использованием

учебной литературы;

- основам смыслового чтения

художественных и познавательных

текстов, выделять существенную

информацию из текстов разных

видов;

-осуществлять анализ объектов с

выделением существенных и

несущественных признаков.

осуществлять расширенный

поиск информации с

использованием ресурсов

библиотек и Интернета.

Коммуникативные

-учиться выполнять различные роли -учитывать разные мнения

в группе (лидера, исполнителя,

критика);

-умение координировать свои

усилия с усилиями других;

-формулировать собственное мнение

и позицию;

-договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-допускать возможность

существования у людей различных

точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию

партнера в общении и

взаимодействии;

-учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных позиций в

сотрудничестве.

--формирование мотивации к

обучению;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию;

-понимать относительность

мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою

позицию и координировать

ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при

выработке общего решения

в совместной деятельности;

-продуктивно разрешать

конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-с учётом целей

коммуникации достаточно

точно, последовательно и полно передавать партнёру

необходимую информацию

как ориентир для

построения действия.







Ожидаемые результаты

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составление доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты обучения

• Изучение истории Курского края.

• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.

• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.





















Содержание программы

Раздел І. Введение. Мой край. Моя малая родина.(3 ч)

Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село - район - область). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю.

Раздел ІІ. История Курской области. (11 часов).

Раздел посвящен истории родного края. История Курской области. Символика Курской области. Известные люди родного края. Достопримечательности Курской области. Музеи Курской области.

Раздел ІІІ. Курская область в годы Великой Отечественной войны. (11часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки - Герои Советского Союза. Вклад курян в победу над врагом. Знакомство с Курской Книгой Памяти.

Раздел ІV. Ратные и трудовые подвиги земляков. (6часов).

Сбор материала о трудовиках.

Раздел V. Итоговое занятие. (4часа).

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Открытое мероприятие.





Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Раздел. Тема урока.

Кол

час

Вид учебной деятельности

Дата

Примечание.

План.

Факт

Введение. Мой край. Моя малая родина(3 ч)

1

Введение.

1

• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• иметь представление об исторических корнях малой родины.

2

Исторические корни моей малой родины.

1

3

Мой край на карте родины.

1

История Курской области. (11 часов)

4

Знакомство с картой области, границы, история образования.

1

осуществлять поиск необходимой информации;

- строить понятные для партнёра высказыва-ния; овладевать навыками самоконт-роля в общении со сверстниками и взрослыми; готовность и способность обуч-ся к саморазвитию; познакомить с достопримечательностями моего края.

5

Территория и географическое положение Курской области .

1

6

Знакомство с символикой Курской области.

1

7

Достопримечательности моего края.

1

8

Достопримечательности моего края.

1

9

Понятие край, область, регион.

1

овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с историей и современностью ;

• знание национальных героев и важнейших событий истории Курского края.;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;


10

Символ Курска - курский соловей. Рисование соловья.

1

11

История и современность. Знаменитые люди края.

1

12

История и современность. Знаменитые люди края.

1

13

Главные улицы города. Музеи Курской области.

1

14

Природа и животные края.

1

Курская область в годы Великой Отечественной войны (11часов).

15

Начало Великой Отечественной войны.

1

Приобретение школьником социальных знаний.

- осуществлять поиск необходимой информации;

- строить понятные для партнёра высказывания;

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

16

«Война шагает по Курской земле»

1

17

Героизм земляков на фронтах войны.

1

18

Героизм земляков на фронтах войны.

1

19

Земляки - Герои Советского Союза.

1

20

Земляки - Герои Советского Союза.

1

21

Курская битва на полях сражения.

1

22

Вклад курян в победу над врагом.

1

понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

сохранение памяти о своих земляках.

23

Знакомство с Курской Книгой Памяти

1

24

Проект «Книга Памяти Удеревского сельсовета»

1

25

Проект «Книга Памяти Удеревского сельсовета»

1

Ратные и трудовые подвиги земляков. (6часов).

26

«Ими гордится наше село» (рассказ о тружениках села в послевоенные годы)

1

Знакомство с героями труда;

сохранение памяти о своих земляках;

оказание помощи ветеранам, труженикам тыла, вдовам;

развитие ь навыков исследовательской работы

27

Акция «Твори добро» (помощь ветеранам и труженикам тыла)

1

28

Акция «Твори добро» (помощь ветеранам и труженикам тыла)

1

29

«Честь и слава их труду» (рассказ о жителях села награжденных медалями и орденами за трудовые победы)

1

30

«Честь и слава их труду» (рассказ о жителях села награжденных медалями и орденами за трудовые победы)

1

31

Проект «Знаменитые люди нашего села» (защита)

1

Итоговое занятие. (3часа)

32

Конкурс сочинений, рисунков на тему: «Моя Родина, мои земляки»

1

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества

33

Конкурс чтецов "Моя малая Родина, мой край и мое село"

1

34

Проект

«Страницы истории родного края».

1


Список литературы

  1. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.

  3. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.

  4. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.

  5. Книга Памяти Курской области. Том 13.

  6. Краеведческий альбом «Моя малая Родина».

  7. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

  8. Моя Родина - Черемисиновский район (К 65-летию со дня образования).Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  10. Черемисиновский район: события, факты и люди. исторические очерки. /Под общей ред. Ю.В. Федянина. - Курск: МУП «Курская гортипография», 2008 г./

19


© 2010-2022