• Преподавателю
  • Другое
  • ПСИХОЛОГИЯ. Методические указания и задания для студентов по организации самостоятельной работы

ПСИХОЛОГИЯ. Методические указания и задания для студентов по организации самостоятельной работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.


Составитель:

Басистая Е.В.






ПСИХОЛОГИЯ


Методические указания и задания для студентов

по организации самостоятельной работы

(для всех специальностей)




________________________________________







2016г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Психология» предусматривает усвоение студентами основ психологии, необходимых в их будущей профессиональной деятельности в качестве фельдшера, фармацевта, медсестры. Курс направлен на повышение психологической компетентности студентов, развитие их профессиональных способностей. Содержание курса составляют знания основных положений современной психологической науки в их приложении к профессионально деятельности медицинского работника.

Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.

Курс дисциплины «Психология» предполагает внеаудиторный и аудиторный виды работ. Аудиторные занятия предполагают лекционные, семинарские и практические формы занятий. Лекционные занятия информируют студентов о достижениях науки, об основных положениях курса, раскрывают особенности каждой конкретной темы или знакомят с отдельными проблемами, решенной в науке или решаемой сейчас. Семинарские занятия предполагают обсуждение различных проблем и положений, уяснение методов исследования в психологии. Проведение практических занятий предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений по программе учебной дисциплины. Материал, выносимый на занятия, а также перечень выполняемых практических заданий определяется соответствующим планом.

Внеаудиторная работа предполагает подготовку студента к семинарским и практическим занятиям по предложенному плану и вопросам, работу с литературой, с последующим конспектированием, составление терминологического словаря, а также проработку материла, полностью вынесенного на самостоятельную работу студента.

Выполнение самостоятельной работы определяет степень усвоения студентами изучаемого материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

уметь

использовать средства общения в психотерапевтических целях;

давать психологическую оценку личности;

применять приемы психологической саморегуляции.

знать

основные задачи и методы психологии;

психические процессы и состояния;

структуру личности;

основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);

психологию медицинского работника;

этапы профессиональной адаптации;

принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;

аспекты семейной психологии;

психологические основы ухода за умирающим;

основы психосоматики;

определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";

особенности психических процессов у здорового и больного человека;

структуру личности;

функции и средства общения;

закономерности общения;

приемы психологической саморегуляции;

основы делового общения;

пути социальной адаптации и мотивации личности.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Немов Р.С. Психология.- в 3х т.

  2. Немов Р.С. Словарь-справочник. -в 2х т.

  3. Островская И.В. Психология:учебник.-М.:ГОЭТАР

  4. Петрова Н.И.Психология для медицинских специальностей:учебник.-М.:ИЦ «Академия»

  5. Полянцева, О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс

  6. Рабочая тетрадь (ч. 1-4) /п.р. Н.Д. Твороговой

  7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  8. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии.-Р-н/Д

  9. Спринц А.М. и др. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник.-СПб.: СпецЛит

  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р-н/Д.

  11. Творогова Н.Д. Психология. Лекции.

  12. Творогова Н.Д. Психология. Практикум.

Издания периодической печати: «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».


II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Раздел 1. Общая психология

Введение. Предмет психологии. Методы психологического исследования

2

теоретич

Эволюционное развитие психики

2

теоретич

Психология личности

2

теоретич

Теории личности в психологии.

2

Семинар 1

Деятельность. Потребностно-мотивационная сфера.

2

теоретич

Сфера потребностей и иерархия мотивов

2

1 практика

Познавательная сфера психики. Ощущения, восприятие.

2

теоретич

Индивидуальные особенности восприятия

2

2 практика

Познавательная сфера психики. Память.

2

теоретич

Индивидуальные особенности памяти

2

3 практика

Познавательная сфера психики. Мышление.

2

теоретич

Индивидуальные особенности мышления

2

4 практика

Процесс принятия решения

2

5 практика

Познавательная сфера психики. Воображение. Внимание

2

теоретич

Творчество в структуре личности

2

6 практика

Эмоционально-волевая сфера психики.

2

теоретич

Эмоции в профессиональной деятельности

2

Семинар 2

Индивидные и индивидуальные особенности личности.

2

теоретич

Психологическая характеристика личности

2

7 практика

Психология овладения профессией

2

Семинар 3

Основы этнической психологии

2

Семинар 4

Раздел 2. Социальная психология.

Введение. Категория общения в социальной психологии.

2

теорет

Коммуникативная сторона общения

2

теорет

Особенности коммуникативного взаимодействия

2

8 практика

Интерактивная сторона общения

2

теоретич

Конфликты как стиль взаимодействия

2

9 практика

Перцептивная сторона общения

2

теоретич

Особенности восприятия и познания партнеров по общению

2

10 практика

Социальные отношения

2

теоретич

Психологическая совместимость в группе

2

11 практика

Психология семьи

2

Семинар 5

Социально-психологические механизмы отклоняющегося поведения

2

Семинар 6

Раздел 3. Медицинская психология.

Введение. Психология оказания медицинской помощи

2

теоретич

Психологические особенности общения с пациентом

2

Семинар 7

Социопсихосоматика здоровья

2

теоретич

Психология аномального поведения

2

12 практика

Психология больного

2

теоретич

Пограничные нервно-психические расстройства

2

13 практика

Психологически сложные ситуации в медицине.

2

теоретич

Психология проведения сестринских манипуляций

2

14 практика

Психология профессионального здоровья

2

Семинар 8

Зачетное занятие

2

15 Зачет

ИТОГО

84




III.ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.


Раздел I. Общая психология.

Тема. Введение. Предмет психологии. Методы психологического исследования

Предмет психологии, ее задачи. Этапы развития психологии как науки. Психология как наука о закономерностях, механизмах психической деятельности, поведения. Житейские и научные психологические знания Структура современной психологии. Методы, используемые для исследований.

Вопросы:

  1. Дайте определение «психологии». Кто ввел этот термин?

  2. Охарактеризуйте основные этапы становления психологии как научной дисциплины Какие отрасли психологии вы знаете?

  3. Что такое метод исследования?

  4. Назовите метод, рассчитанный на получение информации при непосредственном контакте, через органы чувств.

  5. Назовите метод, в процессе которого задаются вопросы и по их ответам судят о психологии особ испытуемых.

  6. Назовите отрасль психологии, изучающую психологические особенности больного, врача, их взаимоотношения.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.5,11,21

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.6-36

Тема. Эволюционное развитие психики

Развитие психики и поведения в животном мире. Врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения живых существ. Отличия психики животных от психики человека. Возникновение сознания. Структура сознания по З.Фрейду, А.Н.Леонтьеву, В.П.Зинченко. Сознание и самосознание, этапы развития самосознания. Сознание и бессознательное.

Вопросы:

  1. Каковы основные этапы филогенетического развития психики. Расскажите об эволюции поведения в животном мире.

  2. Назовите основные функции психики. Перечислите условия развития психических явлений. Приведите примеры

  3. Что такое сознание? Дайте определение сознанию (по Леонтьеву)

  4. Что являлось факторами возникновения сознания?

  5. Что входит в структуру сознания согласно З.Фрейду.

  6. Структура сознания по А.Н. Леонтьеву - В.П. Зинченко.

  7. Бессознательное в психике человека.

  8. Что такое самосознание человека. Структура самосознания.

  9. Этапы становления самосознания у человека.

  10. Основные положения о психике в современной психологии.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.27

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с. 41-60

Тема. Психология личности.

Модусы человеческой реальности: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Психологические характеристики личности (устойчивость, единство, активность). Компоненты личности (направленность, возможности, стиль). Структура личности по К.К. Платонову. Соотношение биологического и социального в человеке. Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы». Определение и сущность социализации Стадии социализации. Психосоциальная концепция Э.Эриксона.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятиям «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

  2. Что такое личность?

  3. Дайте определение понятию «возраст», «возрастной кризис», «сензитивный период развития».

  4. Что положено в основание теории Э.Эриксона? Назовите основные этапы развития личности в его теории

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.40

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с. 94-107

Тема. Деятельность. Потребностно-мотивационная сфера

Понятие о деятельности. Структура деятельности. Общее строение мотивационной сферы человека. Потребности, интересы и мотивы как особенные виды деятельности. Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу). Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение». Соотношение интересов, мотивов и потребностей. Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности

Вопросы:

  1. Как называется активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов.

  2. Перечислите элементы структуры деятельности

  3. Как называется побуждение к деятельности, которое осознается и переживается как нужда, недостаток чего-либо

  4. Как называется внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека

  5. Какие потребности вы знаете (группы потребностей)

Домашнее задание

Конспект лекции

Тема. Познавательная сфера психики. Ощущения, восприятие.

Ощущения: определение, физиологическая основа, классификация (виды) ощущений, свойства ощущений. Понятие абсолютного порога и абсолютной чувствительности. Восприятие: определение, физиологическая основа восприятия, виды восприятия, свойства восприятия. Понятие апперцепции. Сложные формы восприятия. Нарушения ощущений, восприятия. Роль процессов ощущений и восприятия в деятельности медработника.

Вопросы:

  1. Назовите физиологическую основу процесса ощущений.

  2. Какие виды ощущений вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

  3. Назовите физиологическую основу процесса восприятия.

  4. Охарактеризуйте основные свойства восприятия. Приведите конкретные примеры факторов, влияющих на восприятие

  5. Что такое адаптация? Назовите виды адаптации.

  6. Как называется зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности?

  7. Какие сложные формы восприятия вы знаете? Назовите и объясните их особенности.

  8. Какие нарушения ощущений и восприятия вы знаете? Приведите примеры иллюзий и галлюцинаций.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.76, 83

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.65-71

Тема. Познавательная сфера психики. Память.

Определение памяти. Физиологическая основа. Теории памяти. Виды памяти. Схема процесса запоминания. Процессы (механизмы) памяти. Некоторые распространенные нарушения памяти.

Вопросы:

  1. Дайте определение процессу памяти. Назовите физиологическую основу этого процесса.

  2. Что такое ассоциации? Какие виды ассоциаций вы знаете? Расскажите суть ассоциативной теории памяти.

  3. Дайте краткую характеристику различных видов памяти.

  4. Перечислите и коротко охарактеризуйте процессы (механизмы) памяти. Какие распространенные нарушения памяти вы знаете?

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.76, 87

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.73-77

Тема. Познавательная сфера психики. Мышление.

Определение. Физиологическая основа мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект. Виды интеллекта. Нарушения мышления и интеллекта. Речь как средство мышления

Вопросы:

  1. Дайте определение процессу мышления. Назовите физиологическую основу этого процесса.

  2. Как классифицируются типы (виды)мышления?

  3. Каковы особенности мышления, которые отличают его от других познавательных процессов?

  4. Охарактеризуйте операции мышления, перечислите формы мышления

  5. . Приведите конкретные примеры факторов, влияющих на мышление

  6. Дайте определение конвергентного и дивергентного мышления.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.76, 88

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.77-79, 80-83

Тема. Познавательная сфера психики. Воображение. Внимание

Воображение: определение, физиологическая основа. Образы-представления и образы-восприятия. Виды воображения. Приемы воображения. Связь воображения с действительностью. Мечта - как вид воображения. Внимание: определение, физиологическая основа. Виды внимания. Свойства внимания. Рассеянность и невнимательность. Нарушения внимания.

Вопросы:

  1. Что такое внимание? Какова физиологическая основа этого процесса? Какие функции выполняет внимание?

  2. Проведите сравнительный анализ непроизвольного и произвольного внимания. Чем послепроизвольное внимание отличается от произвольного?

  3. Охарактеризуйте основные нарушения внимания.

  4. Что такое воображение? Что является физиологической основой воображения? С какими познавательными процессами оно связано? Какие виды воображения вы знаете?

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.76, 82

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.79-80, 71-73

Тема. Эмоционально-волевая сфера психики.

Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Формы переживания эмоций. Высшие чувства человека. Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Профессиональное выгорание». Постстрессовый синдром (ПТСР). Понятие психологической травмы. Расстройства эмоций. Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества». Структура волевого действия. Расстройства эмоционально-волевой сферы.

Вопросы:

  1. Что такое эмоции? Что такое чувства? Что является источником эмоций и чувств?

  2. Как рассматривается эмоция в теории П.В.Симонова?

  3. Какие существуют классификации эмоциональных состояний?

  4. Почему Г.Селье рассматривает стресс как неспецифический ответ организма?

  5. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

  6. Что такое воля? В чем проявляется это качество психики? В чем состоит особенность волевых действий?

  7. Назовите функции и виды волевых действий. Какие нарушения воли встречаются?

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.68, 96

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.83-88

Тема. Индивидные и индивидуальные особенности личности.

Индивидуально-типологические особенности личности. Пол. Возраст. Конституционные особенности. Нейро-динамические свойства. Темперамент, теории темперамента: общее понятие о темпераменте, физиологическая основа темперамента. Определение понятия "характер". Соотношение характера и темперамента. Общее представление об акцентуации характера. Классификация акцентуаций характера. Задатки и способности, их взаимоотношения. Классификации способностей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей. Признаки способностей

Вопросы:

  1. Назовите основные особенности личности.

  2. Дайте определение понятию «возраст», «возрастной кризис».

  3. Охарактеризуйте значение конституции для формирования психических особенностей.

  4. Опишите классификаций типов конституции по Кречмеру.

  5. Учение И.П.Павлова о темпераменте. Опишите компоненты темперамента.

  6. Дайте характеристику основным типам темперамента по Павлову.

  7. Каково определение понятия "способность"?

  8. В чем отличие понятий "способность" и "задатки"?

  9. Какие Вы знаете классификации способностей?

  10. Дайте определение "характер"

  11. В чем отличие "темперамента" "характера"?

  12. Как формируется характер?

  13. Определите понятие "акцентуация характера".

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.31

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.108-118

Раздел II. Социальная психология

Тема. Введение. Категория общения в социальной психологии

Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Понятие об общении. Виды и типы общения.

Вопросы:

  1. Общее представление о социальной психологии. Предмет, задачи, методы социальной психологии.

  2. Взаимосвязь с другими науками. Методы социальной психологии.

  3. Дайте определение процесса общения. Назовите значение общения в жизни человека.

  4. Назовите, какие три стороны выделяют в процессе общения.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.98

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.124-137

Тема. Коммуникативная сторона общения

Особенности коммуникативного процесса Стили, уровни, стратегии и средства общения. Средства коммуникации. Невербальные средства. Вербальные средства. Потеря информации. Коммуникативные барьеры

Вопросы:

  1. Что такое коммуникация?

  2. Расскажите об основных типах видах общения.

  3. Назовите функции коммуникативного процесса.

  4. Какие средства коммуникации знаете? В чем их особенность?

  5. Как называется общение с использованием неречевых форм и знаковых систем.

  6. Как называются препятствия на пути адекватной передачи информации.

Домашнее задание

Конспект лекции

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.137-138

Тема. Интерактивная сторона общения

Интеракция как процесс взаимодействия. Конгруэнция и обратная связь. Мотивы и стратегии социального взаимодействия. Механизмы регулирования взаимовлияния. Конфликты как вид взаимодействия.

Вопросы:

  1. Что такое интеракция в социальной психологии?

  2. Какие мотивы удовлетворяются в общении?

  3. Что такое конгруэнция?

  4. Объясните, что такое «обратная связь» и ее роль в общении. и обратная связь.

  5. Какие стратегии социального взаимодействия вы знаете?

  6. Перечислите механизмы регулирования взаимовлияния

  7. Что такое конфликты? В чем их особенность?

Домашнее задание

Конспект лекции

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.139-162

Тема. Перцептивная сторона общения

Перцепция как процесс восприятия партнера по общению. Функции социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Типы общения

Вопросы:

  1. Дайте определение перцепции. Что такое «социальная перцепция»?

  2. Каковы функции социальной перцепции?

  3. Перечислите механизмы перцепции. Охарактеризуйте их.

  4. Какие вы знаете ошибки восприятия другого человека

  5. Назовите, какие м.б. установки на восприятие другого человека?

  6. В чем особенность императивного, манипулятивного и диалогического общения.

Домашнее задание

Конспект лекции

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.138-139

Тема. Социальные отношения

Понятие и характеристика группы. Классификация групп. Групповые процессы. Большие социальные группы. Малые социальные группы. Классификация социальных ролей, причины их выбора. Адаптация в группе. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. Психология межгрупповых отношений

Вопросы:

  1. Опишите основные характеристики группы.

  2. Почему с точки зрения развития личности человеку даже полезно менять свой статус?

  3. Дайте характеристику фазам принятия группового решения.

  4. Дайте характеристику социометрических статусов в группе.

  5. В чем проявляются различия в отношении людей к своему статусу?

  6. Чем отличается руководство от лидерства?

  7. От чего зависит авторитет руководителя?

  8. Проанализируйте различные стили руководства.

  9. Приведите примеры групповых норм.

  10. Проанализируйте положительные и отрицательные стороны группового давления.

  11. Дайте характеристику стадиям развития группы.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.111

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.162-165

Раздел III. Медицинская психология

Тема. Введение. Психология оказания медицинской помощи

Проблемы и методы медицинской психологии. Структура медицинской психологии. Основные понятия психогигиены и психопрофилактики. Методы, направленные на устранение нервно-психического напряжения

Вопросы:

  1. Дайте определение медицинской психологии. Каковы основные проблемы медицинской психологии?

  2. Охарактеризуйте методы исследования в медицинской психологии.

  3. Какие направления объединяет клиническая психология?

  4. Что общего и различного между психогигиеной и психопрофилактикой?

  5. Какие разделы включены в психогигиену?

  6. Каковы основные направления психической реабилитации? Кто в большей степени в ней нуждается?

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.135

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с. 170-173

Тема. Социопсихосоматика здоровья

Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Болезнь и здоровье. Критерии здоровья. Историко-религиозные взгляды на происхождение и систематику болезней. Соматические, нервные и психические болезни. Основы социопсихосоматики. Психосоматические теории. Классификация психосоматических расстройств. Обучение здоровому образу жизни. Виды мотивов человека в ситуации болезни. Смысл болезни. «Вторичная выгода»

Вопросы:

  1. Что такое«здоровье»? Как вы понимаете это определение?

  2. Дайте характеристику составляющим здоровья. Каковы критерии каждого вида?

  3. Что определяет содержание внутренней картины здоровья?

  4. Почему могут возникнуть трудности при обучении человека ЗОЖ?

  5. Кто предложил модели обучения ЗОЖ? Расскажите о них.

  6. Что такое синдром и симптом болезни?

  7. На какие группы условно принято делить болезни? Перечислите параметры болезни.

  8. Расскажите о психосоматических теориях.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.157

Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей,с.175-191

Тема. Психология больного

Понятия «внутренняя картина болезни», «внутренняя картина здоровья», «тип реагирования на болезнь», «личностный смысл болезни». Структура внутренней картины болезни. Классификация типов реагирования на болезнь. Сопротивление терапевтическому процессу: методы работы

Вопросы:

  1. Что такое болезнь? Назовите этапы формирования личностных реакций на болезнь.

  2. Чем отличатся психология здорового человека от психологии больного?

  3. Какие типы соматонозогнозий вы знаете? Расскажите о них.

  4. Что такое внешняя картина болезни? Внутренняя картина болезни?

  5. Назовите примеры адекватного и неадекватного отношения к болезни.

  6. Какие условия способствуют формированию патологического характера

  7. Что такое патологическая реакция на болезнь? Какие реакции знаете?

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.163

Тема. Психологически сложные ситуации в медицине

Боль. Психологические и психиатрические причины боли. Тревога и беспокойства. Расстройства сна. Отказ от лечения. Неудовлетворенность результатами лечения. «Трудные» пациенты: тактика работы. Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть. Психологические механизмы личности умирающих. Психология общения и этика с умирающим больным. Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания. Хосписы. Эвтаназия. Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы:

  1. Опыт профессионалов. Узнайте у опытных медсестер, как они себе помогают вернуться в рабочее состояние после смерти «своего» пациента. Что бы вы могли взять для себя?

  2. Традиции. Каковы традиции, принятые в вашей среде, ухода за умирающим, ритуалы погребения (узнайте у своих близких, знакомых). Что можно было бы предложить тем, кто испытывает нехватку знаний об этом.

Домашнее задание

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей, с.98

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.


Семинарские занятия это одна из форм практических занятий, предполагающая обсуждение методологических и теоретических положений учебного курса, отработку умения работать с литературой, анализируя и обобщая психологические факты, личные примеры и предложенные ситуации. Цель таких занятий - усвоение системы теоретических знаний по основным разделам дисциплины. Для этого по каждому занятию указана литература, непосредственно относящаяся к содержанию темы. С помощью нее студент заранее готовится к занятию по предложенному плану с тем, чтобы в ходе урока участвовать в коллективном анализе различных подходов к категориям и проблемам психологии, в формулировании понятий и в обосновании собственных позиций по проблемам. Подготовка к семинарским занятиям предусматривает ознакомление с основными положениями по теме, усвоение нормативной лексики, предложенной к разделу через работу с литературой. Данная работа необходима студенту для ведения дискуссии на занятии.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько литературных источников.

Обязательно конспектирование по теме.

Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в словарь.

Приветствуется творческий подход в освещении вопросов (использование видеофрагментов, мультимедиа презентаций, плакатов и пр .- по теме)

Если студент не успел ответить по теме семинара, он предоставляет преподавателю на проверку конспект ответов на вопросы семинара.

Раздел I. Общая психология.

Семинар 1. Теории личности в психологии

Знать основные психологические теории, их представителей; характеристики личности с т.зр этих теорий.

Уметь определять, к каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку: «человек познающий», «человек реагирующий», «человек нуждающийся, конфликтный», «человек гармоничный, самоактуализирующийся».

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Понятие Личности в психологии. Структура личности по Платонову. Психологические характеристики личности. Психологические компоненты личности.

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельно изучите основные психологические теории личности, используя список литературы или иные ресурсы.

  2. Составьте обобщающую характеристику основных направлений и школ психологии, рассматривающих Личность (в виде таблицы в тетради)

Подход (направление) в психологии

Ученые, авторы (ФИО, годы жизни)

Основные понятия и представления о личности

(определение Л., источник развития Л)

Деятельностный подход

Психодинамическая теория

Аналитическая теория

Гуманистическая теория

Когнитивная теория

Бихевиоризм

Диспозициональная теория

Гештальт-психология

(3). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Фрейдизм (психоанализ): основные положения теории развития личности по З.Фрейду; структура сознания в психоанализе; механизмы психологической защиты; недостатки теории З.Фрейда.

  2. Аналитическая психология: архетипы как элементы личности, условия формирования целостной личности.

  3. Бихевиоризм: личность как совокупность поведенческих реакций; суть закона эффекта Трондайка; усложнение формулы S-R (S- I- R); теория социального научения Д.Роттера, основные положения учения А.Бандура.

  4. Когнитивная теория личности: «человек познающий»; роль «конструкта» в познании и межличностном общении компоненты поступков человека; основные положения теории У.Нейссера, Ж.Пиаже, Дж. Келли.

  5. Гуманистические теории: понятие и признаки самоактуализирующейся личности; мотив как основа поведения; принципы мотивации.

  6. Гештальт-психология: организованный характер сознания и мышления личности; соотношение фигуры и фона, принцип «здесь-и- теперь».

  7. Деятельностная психология. Предметность и субъектность как характеристики человека. Условия и факторы формирования личности.

  8. Диспозициональная теория: генно-средовое взаимодействие как источник развития, понятие «проприума».

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология (в 3х т.) - Т.1. - с. 335

  2. Островская И.В. Психология- 16

  3. Петрова Н.Н. Психология - с.40

  4. Полянцева О.И. Психология- с. 87

  5. Руденко А.М. Психология.-,с.95-104

  6. Спринц А.М. и др. - Медицинская психология - с.31

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии- с 115

  8. Творогова Н.Д. Психология (практикум) - с. 31

  9. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.- с.152

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию (выполнение домашнего задания), как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).В конце семинарского занятия все студенты сдают интеллект-карту по теме «Теории личности в психологии»

Семинар 2. Эмоционально-волевая сфера. Чувства и эмоции в жизни человека

Знать: определение эмоций и их виды. Значение эмоций в жизни человека и профессиональной деятельности. Расстройства эмоциональной сферы.

Уметь: объяснять функции эмоций, особенности их проявления и взаимосвязь с другими психическими процессами

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Что такое эмоции? Источник возникновения эмоций. Функции эмоций. Расстройства эмоциональной сферы.

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Повторить материал лекции «Эмоционально-волевая сфера психики».

  2. Самостоятельно изучив материал, подготовьтесь по плану занятия.

  3. Запишите в тетрадь виды и определение эмоций. Приведите примеры.

  4. Составьте и заполните в тетради таблицу «Стрессы в жизни человека», в которой были бы представлены разделы:

Стрессоры


Стрессовые состояния

Пути выхода из стресса

5 Составьте свои рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций.


(3) План семинарского занятия (сообщения).

  1. Разнообразие эмоционального мира: роль эмоций в жизни человека, эмоции и их проявления, виды эмоций.

  2. Эмпатия как постижение эмоциональных состояний другого человека, способность эмоционально отзываться на переживания других людей (определение, виды, значение в жизни человека)

  3. Стресс и его влияние на человека (определение, причины, виды)

  4. Физиология стресса. Влияние стресса на живой организм.

  5. Копинг механизмы в борьбе со стрессом (определение, виды, примеры).

  6. Методики борьбы со стрессом.

Литература:

  1. Островская И.В. Психология.- с.172.

  2. Петрова Н.Н. Психология.- с.68, 147

  3. Руденко А.М.,Пссихология .-с 83-85

  4. Спринц А.М. и др. Медицинская психология.- с.260

  5. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль.

Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию (выполнение домашнего задания), как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).

В конце семинарского занятия все студенты сдают интеллект-карту по теме «Эмоционально-волевая сфера. Чувства и эмоции в жизни человека»

Семинар 3. Психология овладения профессией

Знать. определение «профессия» «профпригодность», «специалист», «профессионализм»; классификацию профессий.

Уметь: определять личностные качества, необходимые для профессий «Человек-Человек»; характеризовать профессионализм медработников. Составлять профессиограмму

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Психологические характеристики личности. Психологические компоненты личности. Потребности, интересы и мотивы как особенные виды деятельности. Индивидуальные особенности человека.

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельно изучив материал, подготовьтесь по плану занятия.

  2. Составьте профессиограмму по предлагаемой схеме на одну из наиболее интересных Вам специальностей:

• • главная медицинская сестра больницы,

• медицинская сестра детской поликлиники,

• • медицинская сестра регистратуры,

• медицинская сестра сосудистого центра,

• медицинская сестра терапевтического отделения,

• медицинская сестра функциональной диагностики,

• медицинская сестра хирургического отделения,

• операционная сестра,

• старшая медицинская сестра отделения,

• студент медицинского учебного заведения,

Профессиограмму можно составлять по плану:

1.Наименование профессии, специальности, шифр специальности, квалификация, должность - в соответствии с определениями терминов и классификатором профессий и специальностей.

2. Назначение профессии - зачем профессия нужна для общества?

3. Отрасль профессиональной деятельности - любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. Необходимо указывать область, к которой относится данная профессия. Указываются виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

4. Типовые профессиональные задачи - виды профессиональной деятельности, непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду.

5. Объект труда - предмет профессиональной деятельности для реализации профессиональных задач.

6. Орудия труда - объективные, реально существующие предметы для организации профессиональной деятельности и достижения эффективного результата труда.

7. Условия организации труда - Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий: работа в помещении или вне помещения; мобильная (подвижная) или сидячая.

8. Профессиональные ценности - моральные и нравственные ценности, необходимые для реализации профессиональных обязанностей. В профессиограмме может быть указана одна - две ценности.

9. Образовательные основы профессиональной деятельности - Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний, умений и навыков. Необходимый образовательный уровень может быть направлен на реализацию теоретических знаний, на практическое использование знаний, на получение знаний опытным путем, самостоятельное формирование навыков. В профессиограмме необходимо указать требуемый уровень профессиональных знаний, профессиональных умений, профессиональных навыков.

10. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности - личностные качества специалиста, необходимые для успешного овладения профессией и для эффективной трудовой деятельности (черты темперамента, характера, набор психологических познавательных процессов, проявление эмоциональных состояний, способности, интересы, склонности).

11. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности - описать качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности


(3). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Профессиональный труд (определение). Классификация профессий.

  2. Модель специалиста. Уровни профессионализма. Становление профессионала. Формирование профессионального мастерства. Этапы развития

  3. Индивидуальный стиль деятельности. Образ мира в сознании разнотипных профессионалов. Личностные качества в профессии «Ч-Ч»

  4. . Препятствия на пути к профессионализму.

  5. Нарушение профессионального развития.

  6. Профессиональные кризисы. Профессиональные заболевания медицинских работников. Утомление, психическая напряженность. - причины, формы проявления, способы предотвращения

Литература:

  1. Островская И.В. Психология- с.193.

  2. Полянцева О.И. Психология- с. 136

  3. Руденко А.М., Психология.-с 10-14

  4. Творогова Н.Д. Рабочая тетрадь №2.- с.85.

  5. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию (выполнение домашнего задания), как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).

В конце семинарского занятия все студенты сдают профессиограмму одной из выбраной медицинской специальности

Семинар 4. Основы этнической психологии

Знать: понятие термина «этнопсихология», различия национальных обычаев и традиций, формирование и функции национальных обычаев и традиций.

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Психологические характеристики личности. Психологические компоненты личности. Потребности, интересы и мотивы как особенные виды деятельности. Индивидуальные особенности человека.

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельно изучив материал, подготовьтесь по плану занятия.

  2. Составьте сравнительный анализ национально-психологических особенностей 2-х этносов (на выбор)

Параметры

Нация (…..)

Нация (…..)

Этнические границы

Особенности национального характера

Особенности поведения

Сравниваемые нации: русские-англичане, американцы - японцы, любые европейские нации - любые азиатские нации.


(3). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Концепции этнопсихологии, психологии наций.

  2. Основные понятия этнопсихологии: "этнос", "культура", "менталитет", "картина мира", «национальный характер», «толерантность»-«интолерантность».

  3. Понятие о национальном характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм. Глобализм.

  4. Этническая культура как совокупность моделей поведения (особенности поведения в зависимости от культурной принадлежности).

  5. Этническая культура как носитель системы ценностей (сравнение ценностных систем представителей разных культур и народов).

  6. Представления о болезни и здоровье в разных религиях и культурах.

  7. Межнациональные различия невербального общения

  8. Проявление национальных и культурных традиций в споре, дискуссии, полемике

Литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2002;

  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО "ЦВВР", 2000;

  3. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для ВУЗов - М.: Аспект Пресс, 1997;

  4. Руденко А.М.,Психология.-с.106-108

Дополнительная литература:

  1. Основы этнопсихологии. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003;

  2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996;

  3. Этническая психология. - СПб.: "Речь", 2001;

  4. Этническая психология. Хрестоматия. под ред. Егоровой А.И. - СПб.: "Речь", 2003.

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию (выполнение домашнего задания), как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии)..


Раздел II. Социальная психология

Семинар 5 . Психология семьи

Знать. Структуру и функции семьи, нарушения, ведущие к нервным срывам и патологии здоровья членов семьи.

Уметь: составлять рекомендации для медицинских работников и/или родственников по уходу за членами семьи

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Психологические характеристики личности. Психологические компоненты личности. Потребности, интересы и мотивы как особенные виды деятельности. Индивидуальные особенности человека.

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельно изучив материал, подготовьтесь по плану занятия.

  2. Заполните таблицу (в тетради)

    Стили воспитания

    Характеристика

    Развитие ребенка

    Авторитарный

    Отчужденный

    Хаотичный

    Гиперопека

    Гипоопека

    «Мы все за тебя сделаем!»

    Демократический

    Гармоничный

    И др.


  3. Составьте рекомендации для медицинских работников и/или родственников по вопросам общения с ребенком в семье с дисгармоничным типом.(в тетради)


(3). План семинарского занятия (сообщения).


  1. Определение понятий «семья», «брак», «супружество», «родительство», «семейные паттерны». их сущность с точки зрения социальной психологии.

  2. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

  3. Национальные особенности семейных отношений. семья в России

  4. Факторы семейного благополучия. Стадии и кризисные периоды брака

  5. Взаимоотношение поколений в семье. основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений

  6. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие

  7. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений. психологические позиции членов семьи (единственный ребенок, старший ребенок, средний, младший и пр.)

  8. Нарушения структуры семьи (аутсайдеры, межпоколенные коалиции, скрытые коалиции, перевернутая иерархия).

  9. Развод как социально-психологический феномен

  10. Особенности современной российской семьи (по данным исследований):

Литература:

  1. Полянцева О.И. Психология.-с.236, 242

  2. Спринц А.М. и др. Медицинская психология -с. 159.

  3. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию (выполнение домашнего задания), как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).

Семинар 6. Социально-психологические механизмы отклоняющегося поведения

Знать. Определение и классификацию отклоняющегося поведения.

Уметь: составлять рекомендации для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами с отклонением в поведении (по выбору).

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

Индивидуально-типологические особенности личности

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельно изучив материал, подготовьтесь по плану занятия.

  2. Составьте рекомендации для медицинских работников и/или родственников по вопросам общения с пациентом, имеющим определенное отклонение (в тетради)

  3. Составьте и заполните таблицу в тетради:

Типы девиантного поведения

Определение

Основные формы проявления

Делинквентное

Аддиктивное

Патохарактерологичекое

Патопсихологическое

На базе гиперспособностей

(3). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Определение, причины формирования, классификация отклоняющегося поведения

  2. Агрессивное поведение. Теории, объясняющие агрессию. Приемы коррекции.

  3. Аутоагрессивное поведение. Причины, виды. Способы коррекции.

  4. Нарушение пищевого поведения: «нервная анорексия., «нервная булимия». Причины, проявления, способы коррекции.

  5. Злоупотребление психоактивными веществами (мотивы, последствия, способы коррекции). Особенности общения с пациентами, имеющими такие девиации.

  6. Сверхценные увлечения (клептомания, пиромания, трудоголизм, игромания, парнойя здоровья). Особенности поведения таких пациентов.

  7. Коммуникативные девиации (изменения общения: аутистичность, гиперобщительность, псевдология). Особенности общения с пациентами, имеющими такие девиации.

  8. Сексуальные девиации. Особенности общения с пациентами, имеющими такие девиации.

  9. Безнравственное, аморальное, неэтичное поведение (определение, примеры, способы воздействия). Особенности общения с пациентами, имеющими такие девиации.

Литература:

  1. Островская И.В. Психология- с312

  2. Петрова Н.Н. Психология -с.121, с.182

  3. Спринц А.М. и др. Медицинская психология.- с. 139

  4. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию, выполнили домашнее задание, как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).

В конце семинарского занятия все студенты сдают интеллект-карту по теме «Социально-психологические механизмы отклоняющегося поведения»

Раздел III. Медицинская психология.

Семинар 7. Психологические особенности общения с пациентом

Знать: понятия «внутренняя картина болезни», «внутренняя картина здоровья», «тип реагирования на болезнь», «личностный смысл болезни»; особенности коммуникативного процесса; стили, уровни, стратегии и средства общения.

Уметь: составлять рекомендации для медработников, пациентов и их родственников с целью оптимизации процесса общения в разных условиях

(1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

  1. Что такое коммуникация?

  2. Расскажите об основных типах видах общения.

  3. Назовите функции коммуникативного процесса.

  4. Какие средства коммуникации знаете? В чем их особенность?

  5. В чем заключается особенность психологического взаимодействия медсестра-пациент в учреждениях разного профиля? У пациентов с различной внутренней картиной болезни?

(2). Задания для самостоятельной работы.

  1. Составьте в тетради Общие правила общения с пациентами (не менее 10).

  2. Составьте и заполните таблицу в тетради:

Тип пациента

Особенности личности, возможные проблемы в общении

Правила общения с пациентами (данного типа)

Хирургия

Травматология

Пластическая хирургия

Ортопедия

Онкология

Гинекология и акушерство

Педиатрия

Гериатрия

Офтальмология

Отоларингология

Дермато-венерология и сексология

Неврология

Психиатрия и наркология


(3). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Общение с пациентами. Навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере медработника.

  2. Специфика профессионального общения медработника (наличие ОС, коммуникативные барьеры, феномен коммуникативного влияния, вербальный и невербальный уровень передачи информации)

  3. Профессиональные качества, способствующие развитию коммуникации в системе «медработник-пациент» (участие, искренность, сопереживание, уважение, открытость и пр.)

  4. Общие правила общения с пациентами и их близкими. Конфликты: причины, поведение в конфликтах, профилактика.

  5. Модели взаимоотношений врача и пациента. Типы медсестер (по И.Харди)

  6. Медицинская этика и деонтология (определение, роль). Медицинская тайна.

  7. Ятрогении и соррогении. «Идентификация», «трансфер», «контртрансфер» (определение, причины, способы поведения)

  8. Проблемы эвтаназии и права пациентов на диагноз и прогноз Лечебно-охранительный режим ЛПУ.

Литература:

  1. Островская И.В. Психология- с.48

  2. Петрова Н.Н. Психология -с.196, 198

  3. Полянцева О.И. Психология.-с.210, 227

  4. Руденко А.М.,Психология.-с.139-162

  5. Спринц А.М. и др. Медицинская психология.- с. 337

  6. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию, выполнили домашнее задание, как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).






Семинар 8. Психология профессионального здоровья

Знать: психологические аспекты профессиональной деятельности медперсонала, проблемы профессиональной деформации

Уметь: составлять рекомендации и использовать приемы самопомощи для профилактики выгорания и профессиональной деформации

1). Вопросы для закрепления (по лекционному материалу)

  1. Что такое «здоровье»? Как вы понимаете это определение?

  2. Дайте характеристику составляющим здоровья. Каковы критерии каждого вида?

  3. Назовите причины и симптомы нервно-психического утомления

  4. Назовите формы психической напряженности

  5. Перечислите факторы риска в деятельности медсестры

  6. Каковы основные профессиональные заболевания медсестер?


(2). План семинарского занятия (сообщения).

  1. Профессиональное здоровье, функциональное здоровье, работоспособность специалистов: понятие и методики оценки

  2. Проблемы профессионального здоровья медицинских работников.

  3. Эмоциональное выгорание медработников (определение, причины, способы профилактики)

  4. Профессиональное выгорание медработников и ресурсы его преодоления

  5. Стрессоустойчивость как личностное и профессионально важное качество личности.

  6. Психология долголетия. Основные понятия геронтологии. Профилактика старения

Литература:

  1. Островская И.В. Психология- с.200

  2. Петрова Н.Н. Психология -с.189, 194, 214

  3. Полянцева О.И. Психология.-с.133

  4. Руденко А.М.,Психология.-с.186-221

  5. Спринц А.М. и др. Медицинская психология.- с.260

  6. Журналы «Сестринское дело», «Главная медсестра», «Врач и аптека», «Здоровье», «Медицинская газета», «Медсестра», «Российские аптеки».

Итоговый контроль. Студенты получают от преподавателя оценку того, как они подготовились к занятию, выполнили домашнее задание, как работали на самом занятии (их активность, правильность ответов во время групповой дискуссии).


© 2010-2022